Перегон самолетов на фронт с авиазаводов Сибири и Дальнего Востока. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Перегон самолетов на фронт с авиазаводов Сибири и Дальнего Востока.

2017-09-27 1240
Перегон самолетов на фронт с авиазаводов Сибири и Дальнего Востока. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Трасса неизвестных героев.

Расстояние между промежуточными аэродромами по маршруту от Иркутска до Москвы.

Белая – 464 км – Нижнеудинск – 476 км – Красноярск – 658 км – Новосибирск – 614 км – Омск – 516 км – Курган – 332 км – Свердловск – 727 км – Казань – 325км – Арзамас – 385 км – Москва.

Всего от Белой (Иркутск) до Москвы: 4497 км; от Красноярска до Москвы: 3557 км.

Завод № 39 имени Сталина НКАП СССР.

 

Основан в 1932 году как Иркутский машиностроительный завод № 125 ГУАП НКТП СССР, начал производственную деятельность 8 сентября 1934 года. С 1934 года выпускал самолеты И-14, СБ, с февраля 1941 года - Пе-2.

В 1941 году при заводе № 125 была организована 125 авиаэскадрилья по перегонке самолетов. В январе 1942 года личный состав эскадрильи был передан в 23 ЗАП.

В ноябре 1941 года на площади завода № 125 имени И.В.Сталина прибыл в эвакуацию из Москвы авиазавод № 39 имени В.Р.Менжинского. Заводы были объединены и 8 декабря 1941 года объединенное предприятие получило название «Завод № 39 НКАП СССР». В 1941 году завод собрал и облетал 144 самолета Пе-2 и 24 самолета СБ. С февраля 1942 года завод выпускает Пе-2 и Пе-3 бис. За 1942 год выпущен 571 самолет. В августе 1943 года производство самолетов Пе-2 и Пе-3бис на заводе было прекращено и завод приступил к освоению производства дальнего бомбардировщика Ил-4 с моторами М-88 в кратчайшие сроки. Первый самолет Ил-4 № 5003901 пошел на испытания уже в начале октября 1942 года.

С декабря 1943 года завод освоил выпуск самолетов Ер-2.

В 1943 году завод собрал, облетал и отправил в ВВС 32 самолета Пе-2 и Пе-3бис, 697 самолетов Ил-4, 2 самолета Ил-6 и приступил к запуску новой машины Ер-2. С августа 1944 года был прекращен выпуск самолетов Ил-4. За 1944 год завод собрал, облетал и отправил в ВВС 110 самолетов Ер-2 и 125 самолетов

Ил-4. В апреле 1945 года были проведены испытания головной машины Ер-2ОН. За январь-апрель 1945 года завод выпустил 185 самолетов Ер-2.

Всего за годы войны завод отправил в строевые части ВВС более 2000 боевых самолетов.

Самолеты Ил-4 производились на заводах № 39 (Москва-Иркутск), № 126 (Комсомольск-на-Амуре), № 23 (Москва). С 1937 по 1945 год выпущено 6785 самолетов.

Самолеты Ер-2 производились на заводах № 39 (Иркутск), № 18 (Воронеж). Выпущено 462 самолета.

Самолеты Ли-2 производились на заводе № 34(бывший № 84 ГВФ) (Ташкент), с 1946 г. на заводе № 126 (Комсомольск-на-Амуре). Выпущено 4863 самолета.

Срок службы:

-самолетов Ил-4 завода № 126: 200 летных часов,

-самолетов Ил-4 завода № 39: 300 летных часов,

-самолетов Ли-2 – 1000 летных часов,

Считаем уместным более подробно остановиться на истории перегоночных частей, доселе остававшихся неизвестными широкому кругу читателей.

 

Кузница кадров на Белой

 

В связи с началом Великой Отечественной войны в Забайкалье произошли организационно-структурные изменения военных формирований. С 15 сентября 1941 года Забайкальский военный округ стал Забайкальским фронтом с управлением в г.Чита. Связано это было с присутствующей угрозой со стороны союзника Германии – Японии. В Забайкальский фронт входили воинские формирования территориально находящиеся в Иркутской и Читинской областях, Бурятской и Якутской АССР.

Авиационные воинские соединения и подразделения входили в состав 12-й Воздушной Армии Забайкальского фронта. Готовили авиационные кадры для фронта 23 и 24 запасные авиационные полки (ЗАП). 24 ЗАП базировался на аэродроме ст. Укурей, 23 ЗАП – на аэродроме ст.Белая.

Аэродром Белая имел огромное значение – он стал базой переподготовки летчиков, прибывавших с фронта на новые образцы авиатехники – самолеты Ил-4, Пе-2, Пе-3, Ер-2, выпускавшиеся на авиазаводе № 39 г.Иркутска.

До начала Великой Отечественной войны 23 запасной авиаполк находился в стадии комплектования и формирования. Дислоцировался полк на аэродроме Бада Забайкальского военного округа, имел первоначальное наименование - 165-й резервный авиаполк (РАП). Состав – шесть эскадрилий (три истребительных и три бомбардировочных). Кроме эскадрилий в состав полка входили материально-технический отдел (МТО) и учебно-летный отдел (УЛО). Не успев окончательно сформироваться распоряжением командующего ВВС ЗабВО полк был передислоцирован на аэродромы Белая и Усть-Орда, где и продолжил выполнение учебно-боевых задач как 165 РАП, до сентября 1941 года занимаясь в основном обучением прибывавшего молодого летного состава после окончания летных школ на самолетах СБ и И-16.

С сентября 1941 года распоряжением командующего ВВС ЗабВО 165 резервный авиаполк был переформирован в два запасных авиаполка трехэскадрильного состава:

24 запасной истребительный авиаполк (ЗИАП) с дислокацией аэродром Укурей. Командир полка - майор Баклагин Константин Константинович

Военный комиссар - старший батальонный комиссар Литвиненко Иван Ефимович

Начальник штаба полка - майор Шведов Алексей Федорович

23 запасной бомбардировочный авиаполк (ЗБАП) с дислокацией аэродром Усть-Орда.

Командир полка - майор Савельев Иван Борисович

Военный комиссар - батальонный комиссар Кравченко Сергей Васильевич

Начальник штаба полка - майор Овчаренко Николай Иосифович

В октябре 1941 года из состава полка выделен и сформирован 91 батальон аэродромного обслуживания (БАО). В это же время 1-я и 2-я авиаэскадрильи полка перебазировались на аэродром Белая, 3-я авиаэскадрилья осталась на аэродроме Усть-Орда, где и находилась до передачи в августе 1942 года 45-му ЗАП. В январе 1942 года распоряжением командующего ВВС Красной Армии в подчинение полка вошла 125 перегоночная авиаэскадрилья, находящаяся на постоянном месте дислокации на авиазаводе № 125 в г.Иркутске. Личный состав 125 ПАЭ обеспечивал перегонку самолетов с аэродрома Белая.

На 1 февраля 1942 года по списку в 23 ЗБАП числилось офицеров- летчиков -24 (в том числе летчиков-инструкторов – 18), сержантов - пилотов – 287, стрелков-бомбардиров и летчиков-наблюдателей – 257, стрелков-радистов – 61, инженеров – 3, техников и механиков – 228, младших авиаспециалистов – 113. Итого – 973 человека.

Из них кадрового постоянного состава: летчиков – 20, пилотов – 22, стрелков-бомбардиров и летчиков-наблюдателей – 28, стрелков-радистов – 42, инженеров – 3, техников и механиков – 72, младших авиаспециалистов – 92. Итого – 279 человек.

Личный состав кадра начал прибывать из частей ВВС ЗабВО, преимущественно из 32 СБАП и 49 СБАП в начале июня 1941 года, авиамеханики из Иркутской и Читинской школ авиамехаников (ВАШАМ) в августе и сентябре 1941 года.

Переменный состав: пилоты прибыли из Чкаловской, Новосибирской, Омской, Балашовской школ пилотов (ВАШП), стрелки-бомбардиры из Мелитопольской и Чкаловской ВАШСБ, авиамеханики из Иркутской, Московской, Ленинградской и Котельнической ВАШАМ. Преимущественное большинство переменного состава опыта в летной работе не имело.

Проделанная работа 165 РАП - 23 ЗБАП с июля 1941 по 1 февраля 1942 года:

1) Подготовлено на самолете СБ и откомандировано в линейные части 20 пилотов и 10 стрелков-бомбардиров.

2) 40 пилотов обучены на курсах командиров звеньев и 30 выпущены на СБ ночью.

3) Из состава пилотов обучено 18 инструкторов для 23 ЗБАП и в настоящее время обучают полетам молодой летный состав на УСБ.

4) 36 экипажей готовятся как ночники.

5) 75 экипажей прибывших из школ готовятся к переучиванию на Пе-2.

6) 64 экипажа обучаются на СБ.

15 января 1943 года командиром 23 ЗБАП назначен майор Груздов.

На 1 января 1943 года в полку было 4 учебных авиаэскадрильи, 22 летчика-инструктора.

Самолеты Пе-2 полк получил с завода № 39 в феврале 1942 года и с 13 февраля начали прибывать на переучивание первые маршевые полки. 125 летчиков было взято из полка на укомплектование частей ВВС ЗабВО и 12 ВА. При полку находились курсы командиров звеньев. Полк занимался перегонкой самолетов с Дальневосточного, Забайкальского фронтов и с авиазавода № 39 г.Иркутска в действующие части ВВС Красной Армии. В течение 1942 года отправлено с аэродрома Белая более 1000 самолетов. Комендатуры перелетов на аэродроме Белая не существовало, готовил самолеты на перелет личный состав полка.

Подготовлено на самолетах Пе-2 - 16 маршевых полков, на самолетах СБ – 1 маршевый полк, одиночных экипажей на СБ – 226 (89 в 1941 г. и 137 в 1942 г.), на Пе-2 – 129 (на фронт -45, в маршевые полки – 47, в кадр 23 ЗБАП – 22).

 

Вспомогательный авиаполк (ВАП АДД).

Сформирован на базе 12 ОАГ ГВФ на аэродроме Монино Московской обл. с 5 по 30 мая 1943 г. Расформирован 30.05.1946 г.

С 30.05.1943 по 20.03.1945 экипажи полка перегнали в действующие части 1275 боевых самолетов, налетав при этом 9995 часов. Подготовлено 60 экипажей, в т.ч. 22 на Ер-2, 20 на Ил-4, 18 на Б-25.

Командир 104 ВАП с мая 1943 по ноябрь 1944 - майор Руднев Михаил Александрович.

Командир 104 ВАП с ноября 1944 по 25.10.1946 - капитан Пантелли Алексей Антонович.

 

 

Вспомогательный авиаполк (ВАП АДД).

Сформирован на базе 12 ОАГ ГВФ на аэродроме Монино Московской обл. с 5 по 30 мая 1943 г. Командир полка майор Корчанов Н.С.Расформирован 30.05.1946.

Дислокация:

05.1943 – 04.1944 ст.Монино Ногинский р-н Московской обл.

04.1944 – 05.1946 ст.Остафьево Подольского р-н Московской обл.

На 1.01.1945 г. - экипажи полка совершили 8833 самолето-вылетов, перегнали с заводов и баз в действующие части 1605 самолетов Ли-2, Ил-4, С-47, Б-25, А-20Ж и др., перевезено 999 человек личного состава и 337 тонн грузов.

На 1.06.1943 – 21 экипаж, с 21.04.1944 – 32 экипажа.

Командир 105 ВАП майор Корчанов Николай Семенович

 

 

Захаров Никита Алексеевич

Родился 11 октября 1902 года в с.Бунино Солнцевского района Курской области.

Отец отправил в Курск в земское училище, учился и работал переплетчиком, продинспектором, фининспектором. Окончил совпартшколу. Ушел в армию. Служил на Балтийском флоте. Сдал экстерном за курс нормальной пехотной школы в 1925 году. После службы на флоте работал в районной контрольной инспекции, райкоме партии - инструктор, пропагандист, секретарь райкома, занимался продразверсткой, направили учиться в МАИ. Окончил МАИ в 1935 году. Еще до окончания института начал работать в ГВФ сразу в Эксплуатационном управлении. С мая 1932 г. –заместитель начальника отдела кадров Трансавиации ГУ ГВФ. После окончания МАИ с января 1936 года по август 1942 года – военинженер 3 ранга, инженер Ремонтно-технического управления ГУ ГВФ, освобожденный секретарь парткома ГУ ГВФ, начальник отдела, заместитель начальника и начальник Эксплуатационного управления ГУ ГВФ. С августа 1942 – инженер-майор, заместитель директора авиазавода № 23 НКАП г.Москва. С апреля 1943 по февраль 1945 – инженер-полковник, начальник отдела военной приемки – заместитель главного инженера АДД, одновременно исполняя должность командира 73 ВАД АДД. 5 ноября 1944 года присвоено воинское звание «генерал-майор ИАС». С февраля по ноябрь 1945 – командир 73 ВАД АДД. С ноября 1945 по январь 1957 – первый заместитель начальника ГУ ГВФ при СМ СССР - член коллегии. С января 1957 по январь 1959 – заместитель начальника ГУ ГВФ. С августа 1959 по 22.11.1967г. – начальник ГосНИИ ГВФ. 20 лет работал в ГосНИИ ГА (8 лет начальником). Кандидат технических наук, издал много научных статей и монографий. Уволен в отставку 22.11.1967.

Генерал-лейтенант инженерно-технической службы. Награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За трудовое отличие», «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За победу над Японией», польскими наградами –Крестом Грюнвальда 2 класса, медалью «Победа и свобода».

 

Божко Георгий Дмитриевич

Родился в 1898 году. В Красной Армии с 1919 года. Участник Гражданской войны на Уральском фронте в 1919-1920 годах. На фронте с мая 1942 года – командир 103 АПДД, командир 12 авиадивизии АДД Волховский фронт. С октября 1944 – заместитель командира 73 ВАД. С 13 апреля 1945 – командир 678 ОТАП. С ноября 1945 – командир 73 ВАД.

Полковник.Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Отечественной войны 2 степени, Красной Звезды, медалями «ХХ лет РККА», «Партизану Отечественной войны» 1 степени, «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией».

 

Руднев Михаил Александрович

Родился в 1913 году в д.Н.Вязовые В-Услонского района Татарской АССР. Окончил Балашовскую авиашколу ГВФ в 1934.

С июня 1941 – лейтенант, командир 12 особой авиагруппы ГВФ.

С 5 мая 1943 - командир 104 ВАП АДД.

Майор. Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды (29.12.1943), знаком «Отличник Аэрофлота».

Погиб при авиакатастрофе 26 июля 1944 года, похоронен на юго-западной окраине д.Остафьево Подольского района Московской области.

 

Пантелли Алексей Антонович

Родился 23 июля 1907 года в г.Старая Русса Ленинградской области. Окончил Военно-теоретическую школу ВВС в 1929. С февраля 1941 - командир корабля Узбекского Управления ГВФ. С июня 1941 - командир корабля МАГОН, тяжело ранен 5.08.1942.

С августа 1942 - командир корабля Узбекского Управления ГВФ. С января 1943 - командир корабля отдельной перегоночной эскадрильи Узбекского Управления ГВФ.

С апреля 1943 - командир 15 перегоночной авиагруппы г.Ташкент. С июля 1943 - заместитель начальника управления по летной части Узбекского УГВФ. С декабря 1943 - командир корабля 105 ВАП. С февраля 1944 - командир эскадрильи 105 ВАП. С ноября 1944 по 25 октября 1946 г. - командир 104 ВАП.

25 октября 1946 умер от кровоизлияния в мозг.

Капитан. Награжден орденами Красного Знамени (26.11.1941), Александра Невского (1945), двумя орденами Красной Звезды (22.9.1944, 3.11.1944), медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией»

 

Корчанов Николай Семенович

Родился в 1912 году на ст.Талица-Елецкая Воронежской области.

С 7 апреля 1943 - командир эскадрильи 12 ОАГ ГВФ. С 5 мая 1943 – командир 105 ВАП. С 7 апреля 1945 – заместитель командира 73 ВАД.

Майор. Награжден орденами Отечественной войны 1 степени (22.09.1944), Красной Звезды (21.06.1943), медалями «За боевые заслуги» (3.11.1944), «За победу над Германией».

18 мая 1946 года умер от рака, похоронен на кладбище Рязаново д.Остафьево Подольского района Московской области.

 

Капрэлян Рафаил Иванович

Родился 5 мая 1909 года в г.Баку. Оконгчил Ленинградский институт ГВФ в 1932 г., Батайскую школу пилотов ГВФ в 1934 г. С июня 1938 - летчик советско-китайского общества «Хамиата». С марта 1940 - пилот Московского Управления ГВФ. С 22 июня 1941 – командир корабля МАГОН. Был сбит 28.01.1942 г. До 13.08.1942 г. находился на оккупированной территории, в лагере военнопленных в г.Николаев, бежал, воевал в партизанском отряде до октября 1942 года. Оттуда вывезен на самолете в Москву.

С мая 1943 - инспектор по технике пилотирования 73 ВАД АДД. С февраля 1944 по август 1945 - командир 89 ТАП.

Майор. Награжден орденами Красного Знамени (1943),Отечественной войны 1 степени (1945), Красной Звезды (1941), медалями «За боевые заслуги» (1945), «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «Партизану Отечественной Войны» 2 степени, «За победу над Германией».

После войны –летчик-испытатель. За испытания новой авиационной техники удостоен звания Героя Советского Союза и «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

 

 

Кузнецов Борис Иванович

Родился 2 мая 1912 года в д.Паново Рузского района Московской области.

Окончил Школу морских летчиков в г.Николаеве в 1937 году. С мая 1938 года - пилот Енисейской авиагруппы ГВФ. С июня 1941 года – летчик, командир эскадрильи 12-й особой авиагруппы ГВФ – перегонщик самолетов-бомбардировщиков с авиазаводов № 39 г.Иркутск и № 126 г.Комсомольск-на-Амуре. С 30.05.1943 года - командир звена, командир эскадрильи 105-го вспомогательного авиаполка дальнего действия. За период войны перегнал 81 самолет с заводов на фронт.

Старший лейтенант. Награжден орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией».

 

 

Потери личного состава при перегоне с заводов Сибири и Дальнего Востока

12-я авиагруппа и 73-я авиадивизия с июня 1942 по июль 1945 года понесли серьезные потери при перегоне самолетов. За это время произошло 34 катастрофы, погибло 60 пилотов и бортмехаников.

 

На территории Красноярского края при перегоне самолетов советского производства с авиазаводов г.Иркутска и Комсомольска-на-Амуре личным составом 12 ОАГ ГВФ и 73 ВАД АДД потери составили – 5 самолетов и 11 человек.

Потери 12-й ОАГ ГВФ на территории Красноярского края:

 

1.Дата: 2 августа 1942 г.

Место: Красноярский аэродром.

Самолет: Ил-4 № 7116,моторы № 884108,883923.

Экипаж:

Пилот Евстифеев

Бортмеханик Бондарев

Обстоятельства: Экипаж совершил вынужденную посадку в 410 км от Красноярска и потерпел аварию. С места вынужденной посадки самолет был эвакуирован на аэродром Красноярск и стоял в ожидании ремонта.17 ноября 1942 г. при катастрофе самолет Ли-2 (№ Л-3965) капитана Баркова упал на стоящий на аэродроме без экипажа самолет Ил-4. Оба самолета сгорели.

 

2. Дата: 16 сентября 1942 г.

Место: аэродром Красноярск.

Самолете: Ил-4 № 9219 (хвостовой № 6),моторы № 885055,884430.

Экипаж:

Пилот 3 класса Мазур Григорий Макарович, 1913 г.р., с.Красная Знаменка Кременчугский район Полтавской области. Окончил Батайскую ШП ГВФ в 1938. С 1938 - пилот Таджикского УГВФ.

Бортмеханик 1 класса Дрозд Иван Митрофанович, 1911 г.р. В ГВФ с 1932, прибыл из Дальневосточного УГВФ.

Обстоятельства: Перелет 3-й эскадрильи из Читы в Красноярск (7 самолетов). При заходе на посадку не выпустились тормозные щитки, видя что приземлится в 50-70 м за посадочным «Т» пилот дал газ и ушел на второй круг,после дачи газа на высоте 5 метров пролетев горизонтально 150 метров, после чего резко пошел с набором высоты. Набрав 70-80 м потерял скорость, перевернулся, упал и сгорел. Пилот сгорел, бортмеханик при ударе был выброшен из самолета и погиб.

 

Шелакин Николай Иванович

Родился в 1917 г. в д.Красавка Красавского района Саратовской области. Окончил Саратовский авиатехникум ГВФ в 1940.

С 22.04.1943 - борттехник 12 ОАГ ГВФ

С 7.05.1943 - борттехник.73 ВАД

Воентехник 2 ранга (1940).

 

 

20. Дата: 30 мая 1943 г. (два самолета)

Место: д.Петропавловка Ирбейского района Красноярского края

Самолеты: Ил-4 № 5153911 и Ил-4 № 5153910

Экипаж Ил-4 № 5153911 104 ВАП:

Командир эскадрильи старший лейтенант Коновалов Павел Михайлович

Штурман полка старший лейтенант Бакулин Валентин Петрович

Борттехник Чиграй Григорий Андреевич

Стрелок-радист Рева Григорий Петрович

Экипаж Ил-4 № 5153910 104 ВАП:

Командир корабля лейтенант Соболев Константин Диевич

Борттехник Ерохин Михаил Георгиевич

Стрелок-радист Кизенков Валентин Михайлович

Обстоятельства: 30 мая 1943 г.1-я эскадрилья 104 ВАП 73 ВАД АДД в количестве 6 самолетов Ил-4 под командованием старшего лейтенанта Коновалова вылетела по маршруту Иркутск-Красноярск в 12.00 мск. Погода по метеосводке соответствовала минимуму погоды для перелетов без указаний о наличии по трассе грозовых явлений. Полет до Канска проходил нормально. В районе Канска эскадрилья встретила мощные грозовые облака и командир эскадрильи Коновалов изменил курс с 270 на 240 с целью обхода грозы. Около д.Петропавловка эскадрилья встретила грозу с сильными разрядами. Самолеты Коновалова и Соболева вошли в грозу в разных направлениях. Самолет Соболева резко изменил курс на 170-180 и отлетев от деревни на 1,5-2 км на высоте 800-900 м мгновенно загорелся и после взрыва бензобака с пикированием в 90 упал на землю с работающими моторами. Самолет Коновалова над деревней с высоты 800-900 м под действием турбулентных явлений грозы вошел в пикирование. На высоте 250-300 м самолет несколько выровнялся с правым разворотом в 90-100 и отклонившись от деревни на 400-500 м с высоты 250-300 м вновь резко вошел в отвесное пикирование, с углом 85-90 врезался в трясину болота с работающими моторами и сгорел.

Самолет Коновалова № 5153911 с моторами № 7662,7032,вооружением БС-ХЕ-771 и ШКАС № ВЛ-294 и № ВЛ-269,боеприпасами, оборудованием и приборами полностью разбит и сгорел. Экипаж: командир эскадрильи Коновалов, штурман Бакулин, бортмеханик Чиграй, бортрадист Рева –погибли.

Самолет Соболева № 5153910 с моторами № 7684,7727,вооружением БС–СИ-500 и ШКАС № ВЛ-378 и № ВЛ-251,боеприпасами,оборудованием и приборами полностью разбит и сгорел. Экипаж: командир корабля Соболев, бортмеханик Ерохин, бортрадист Кизенков – погибли.

Останки членов экипажа лейтенанта Соболева были захоронены на кладбище д.Петропавловка в 1943 г. после катастрофы. Останки членов экипажа старшего лейтенанта Коновалова подняты из болота и захоронены на мемориале в д.Петропавловка в августе 2012 г.

 

Сидоров Илья Трофимович

Родился в 1915 г. в с.Ширково Куйбышевского района Курской области. Окончил авиатехникум ГВФ.

С 22.04.1943 - бортрадист 12 ОАГ ГВФ.

С 7.05.1943 - бортмеханик 105 ВАП 73 ВАД.

Щекин Василий Григорьевич

Родился в 1916 г. в с.Елабуга-на-Амуре Хабаровский край. Прибыл из Дальневосточного УГВФ в 1941 г.Бортрадист.

 

2.Дата: 6 июля 1943 г.

Место: аэродром Монино Московской области.

Самолет: Ил-4.

Экипаж:

Командир корабля младший лейтенант Калмыков Александр Парфенович 1914 г.р.

Борттехник без звания Семенов Николай Николаевич 1914 г.р.

Бортрадист без звания Новиков Василий Васильевич 1919 г.р.

Обстоятельства: Потеря скорости при наборе высоты после взлета по вине летчика. Экипаж погиб, самолет сгорел. Похоронены в Монино.

 

 

3.Дата: 3 августа 1943 г.

Место: В 8 км северо-западнее д.Богоявленка Пресногорьковского района Кустанайской области.

Самолет: Ил-4 № 5203908,моторы № 888336,888041.

Экипаж 104 ВАП:

Командир 1-й эскадрильи старший лейтенант Халаев Харитон Лукич,1910 г.р., г.Чичерсы Гомельской области.

Штурман эскадрильи старший лейтенант Малышев Николай Николаевич,1917 г.р.,с. Чириково Кузоватский район Куйбышевской области.

Борттехник техник-лейтенант Шитик Николай Фадеевич,1910 г.р.,ст.Бахмач

Черниговской области.

Стрелок-радист старшина Бритарев Виталий Тимофеевич,1923 г.р.,ст.Янаул

Башкирской АССР.

Обстоятельства: При перелете с аэродрома Омск на аэродром Троицк самолет врезался в тумане на низкой высоте 5-10 метров в лес по углом 60-70, разбился и сгорел. Экипаж погиб,похоронен в д.Богоявленка.

 

4.Дата: 14 января 1944 г.

Место: Аэродром Выдропужск Калининской области.

Самолет: Ил-4 № 12704 с завода № 456.

Экипаж 104 ВАП:

Летчик лейтенант Зайцев

Штурман сержант Долматов Валентин Тихонович,1922 г.р.,с.Биляр Можгинский район Удмуртской АССР.

Бортмеханик Алексеев

Обстоятельства: Невнимательность при посадке и рулении, промаз ВПП на 250-300 метров. Самолет разбит, летчик и бортмеханик живы, штурман Долматов – погиб, похоронен в с.Выдропужск.

 

5.Дата: 12 февраля 1944 г. (в другом источнике 19 февраля 1944 г.).

Место: В 50 км от разъезда № 79 Оренбургской железной дороги, район Актюбинска ст.Саксаульская.

Самолет: Ил-4.

Экипаж 104 ВАП:

Летчик лейтенант Пономарев Филипп Гаврилович,1911 г.р.,

Бортмеханик техник-лейтенант Денисов Андрей Иванович,1911 г.р.,

Бортрадист младший сержант Мухортов Александр Михайлович,1925 г.р.

Обстоятельства: Из-за плохих метеоусловий самолет врезался в землю и сгорел, экипаж сгорел вместе с самолетом.

Виновник: Актюбинская АМС.

 

6. Дата: 28 февраля 1944 г.

Место: Шахта Курасай в 20 км западнее Актюбинска.

Самолет: Ли-2 с завода № 84. № 12701.

Экипаж 105 ВАП:

Летчик лейтенант Рябченко Владимир Адамович

Борттехник техник-лейтенант Белоусов Николай Александрович,

Бортрадист старший сержант Мерецкий Зиновий Моисеевич.

Обстоятельства: Через 8 часов 10 минут полета встретил полосу снегопада. Вместо возвращения обратно командир продолжил полет. Не учитывая превышение местности и не обращая внимания на приборы, продолжая снижаться со скоростью врезался в землю. Самолет разбит. Летчик и борттехник тяжелоранены, бортрадист Мерецкий – погиб и похоронен в Актюбинске.

 

7.Дата: 10 мая 1944 г.

Место: Село Вознесенское Вознесенского района Горьковской области (район Арзамаса).

Самолет: Ил-4.

Экипаж 104 ВАП:

Летчик лейтенант Лукьянов Дмитрий Георгиевич,

Борттехник техник-лейтенант Родионов Иван Кузьмич,

Обстоятельства: На малой высоте отказал мотор, самолет врезался в землю и сгорел. Экипаж-погиб.

Виновники: Монинская АМС, давшая неправильный прогноз погоды, командир эскадрильи, проводивший полет без связи с экипажами.

 

8.Дата: 24 мая 1944 г.

Место: Аэродром Толмачево г.Новосибирск.

Самолет: Ил-4.

Экипаж 104 ВАП:

Летчик лейтенант Лисицын

Борттехник техник-лейтенант Седухин

Обстоятельства: При взлете с Новосибирского аэродрома ГВФ на перегон самолет столкнулся с самолетом П-5 Западно-Сибирского УГВФ, заходящим на посадку. В результате столкновения оба самолета сгорели, экипаж П-5 погиб, экипаж Ил-4 получил ранения.

 

9.Дата: 27 мая 1944 г.

Место: Аэродром Остафьево г.Москва.

Самолет: С-47 № 223981.

Экипаж 89 ТАП:

Борттехник техник-лейтенант Ежков Михаил Петрович,

Бортрадист - начальник связи отряда старшина Мордусевич Георгий Леонтьевич.

Обстоятельства: Самовольный взлет без пилота, воздушное хулиганство. Борттехник без разрешения наземных служб проник в самолет, запустил моторы и произвел самостоятельный взлет со стоянки. Производя беспорядочный полет с пикированием, крутыми кренами вокруг аэродрома идя бреющим полетом в районе д.Потапово задел винтом за дерево и врезался в землю. Самолет сгорел, экипаж погиб.

 

10. Дата: 26 августа 1944 г.

Место: Аэродром Брянск.

Самолет: С-47.

Экипаж 89 ТАП:

Командир корабля лейтенант Алексеенко Алексей Степанович 1913 г.р.

Второй пилот старший сержант Малахов Владимир Иванович,

Штурман младший лейтенант Абакумов Михаил Федорович,1922 г.р.,

Борттехник старший техник-лейтенант Олейников Александр Андреевич,1908 г.р.

Обстоятельства: После взлета самолет загорелся и врезался в лес в 2-х км от г.Брянск. Самолет разбит, экипаж погиб. Алексеенко, Малахов и Олейников похоронены на ст.Щербинка пос.Остафьево Подольский район Московской области. Штурман Абакумов похоронен на аэродроме Брянск.

 

 

11.Дата: 13 октября 1944 г.

Место: Пропали без вести при выполнении спецзадания на участке Янаул-Казань на маршруте Свердловск-Казань.

Самолет: В-25.

Экипаж управления 73 ВАД:

Командир корабля - Заместитель командира 73 ВАД подполковник Пицхелаури Владимир Георгиевич,1906 г.р.ст.Аляты Аз.ССР,

Старший штурман 73 ВАД гвардии подполковник Бобков Василий Петрович,1903 г.р., г.Иркутск.

Борттехник 89 АТП старший техник-лейтенант Андриенко Яков Дмитриевич,1905 г.р., д.Березово Хабаровского края,

Стрелок-радист 104 ВАП старшина Степанов Петр Дмитриевич,1924 г.р.,Чкаловская обл.

Обстоятельства: Взлетели в 13.15 мск 13.10.1944г., в 13.50 пропали со связи. Самолет и экипаж не найдены.

Примечание: когда был найден самолет и экипаж выяснить не удалось, но на кладбище с.Остафьево Подольского района Московской области обнаружено захоронение с памятником на котором указаны фамилии экипажа.

 

12.Дата: 14 ноября 1944 г.

Место: г.Омск.

Самолет: Ил-4.

Экипаж 104 ВАП:

Летчик старший лейтенант Чалый Иван Михайлович,1914 г.р.,

Борттехник техник-лейтенант Шмыков Иван Васильевич,1914 г.р.

Обстоятельства: При взлете с аэродрома Омск отказ левого мотора. Самолет сгорел,экипаж погиб, похоронены в г.Омске, Кировск, общее кладбище.

 

13.Дата: 19 декабря 1944 г.

Место: В 3-х км южнее пос.Ключевской Тогучинского района Новосибирской области.

Самолет: В-25 № 429317.

Экипаж 102 УТАЭ:

Командир звена старший лейтенант Рахно Евгений Петрович.

Штурман лейтенант Трубин Георгий Романович, 05.1925 г.р., д.Придина Котовский район Курганской области.

Борттехник старший техник-лейтенант Агафонов Василий Васильевич,

Бортрадист старшина Царьков Иван Семенович.

Обстоятельства: По докладу летчика через 1 час 15 минут полета перестал вырабатываться бензин из левой группы баков. Летчик пошел на вынужденную посадку на аэродром Новосибирск. Через 2.10 полета отказал левый мотор. С потерей скорости и левым креном 40-50 с крутым снижением самолет врезался в землю. Рахно, Трубин, Агафонов погибли, Царьков остался жив.

 

 

14.Дата: 5 апреля 1945 г.

Место: В 2-х км на реке Вятка северо-восточнее д.Быз в районе г.Вятские Поляны.

Самолет: Ер-2 № 709-А-39-03.

Экипаж 105 ВАП:

Летчик старший лейтенант Бабошин Василий Петрович,

Борттехник техник-лейтенант Мясников Дмитрий Николаевич,

Стрелок-радист сержант Гуливицкий Владимир Ильич.

Обстоятельства: С аэродрома Белая пролетом через Красноярск, Новосибирск, Омск при подходе к Свердловску экипаж получил указание на посадку. Несмотря на это продолжил полет до Казани. Пробыв в воздухе 12 часов 20 минут в районе г.Вятские Поляны на высоте 200 метров встали оба мотора из-за недостатка топлива. При вынужденной посадке самолет зацепился плоскостью за дерево, потом за берег реки Вятка, развернулся на 180, упал в 30 метрах от берега. Самолет разбит, экипаж жив.

 

15.Дата: 2 июня 1945 г.

Место: Район г.Невьянска Свердловской области.

Самолет: СБ № 35/12.

Экипаж:

Летчик капитан Морозов Дмитрий Матвеевич,

Борттехник старшина Клименко Алексей Алексеевич.

Стрелок-радист старший сержант Морозов Вильмар Григорьевич.

Обстоятельства: При перелете Казань-Свердловск в районе Красноуфимска попали в плохие метеоусловия, приняли решение обойти участок севернее. В районе Невьянска кончилось горючее, произвели вынужденную посадку с выпущенным шасси. При посадке самолет перевернулся, разбит. Экипаж жив.

 

 

16. Дата: 9 июня 1945 г.

Место: нет данных.

Самолет: С-47.

Экипаж 89 ТАП:

Командир корабля капитан Жук Павел Иосифович.

Обстоятельства: нет данных.

Похоронен на кладбище с.Остафьево Подольского района Московской области.

 

Жук Павел Иосифович

Родился 25.09.1916 г. в с.Дебальцево Днепропетровской области. Окончил 11-ю Ворошиловградскую ВАШП 08.1934-11.1936. Участник Финской войны в 1939-1940.

С 11.1936 - пилот 83 ТБАЭ 21 ТБАБр

С 06.1938 - пилот 3 ТБАЭ 1 ТБАП АОН-3

С 02.1939 - командир корабля 1 ТБАП

С 05.1941 - командир звена 207 ДБАП

С 08.1941 - командир корабля Управление 42 АД ГК

С 06.1942 - летчик 2Гв.АПДД(бывший 748 АПДД)

С 03.1943 - командир корабля Особая АЭ Управления АДД

С 02.1944 - командир корабля 89 ТАП.

Погиб 9 июня 1945 г.Похоронен на кладбище с.Остафьево Подольского р-на Московской обл.

Старшина (11.1936), лейтенант (27.02.1938), старший лейтенант (25.09.1941), капитан (28.01.1943). Награжден орденом Красной Звезды (6.11.1944), медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Москвы».

 

 

17.Дата: 12 октября 1945 г.

Место: в районе нас. пункта Пезас Кемеровской области.

Самолет: С-47.

Экипаж 104 ВАП:

Командир эскадрильи капитан Коростелев Сергей Капитонович,

Второй пилот старший лейтенант Улыбин Михаил Федорович,

Борттехник старший техник-лейтенант Беспалов Александр Васильевич,

Начальник связи эскадрильи старшина Щекин Василий Григорьевич,

Пассажиры:

Борттехник 104 ВАП техник-лейтенант Мац Федор Николаевич,

Начальник связи отряда 104 ВАП старшина Персианцев Борис Николаевич,

Борттехник 104 ВАП старшина Рычков Анатолий Владимирович,

Борттехник 104 ВАП старший техник-лейтенант Харченко Вячеслав Тимофеевич.

Обстоятельства: Неизвестны. Самолет разбит. Все погибли и похоронены в районе нас.пункта Пезас Кемеровской обл.(донесение 73 ВАД № 018 от 11.01.1946 г.).

 

Биографические данные:

Коростелев Сергей Капитонович

Родился в 1910 г. в г.Камышин Сталинградской области. Окончил Балашовскую ШП ГВФ в 1936.

С 06.1942 - командир эскадрильи 12 ОАГ ГВФ.

С 5.05.1943 — командир эскадрильи 104 ВАП.

Старший лейтенант (5.05.1943), капитан (17.11.1943).

Награжден орденами Александра Невского, Отечественной войны 2 степени, Красной Звезды.

 

Улыбин Михаил Федорович

Родился в 1909 году в Татарской АССР.

Второй пилот 104 ВАП.

Старший лейтенант.Награжден двумя орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги».

 

Беспалов Александр Васильевич

Родился 15.09.1916 г. в с.Малый Мелик Казачкинский район Саратовской области.

Борттехник 104 ВАП.

Старший техник-лейтенант.Награжден орденом Красной Звезды (6.09.1943).

 

Щекин Василий Григорьевич

Родился 15.12.1916 г. в с. Елабуга-на-Амуре Нанайский район Хабаровский край.

Начальник связи эскадрильи 104 ВАП.

Старшина.Награжден орденом Красной Звезды (22.09.1944),медалью «За боевые заслуги» (6.09.1943).

 

Мац Федор Николаевич

Родился 22.04.1916 г. в с.Черкасское Харьковской области.

Борттехник 104 ВАП.

Техник-лейтенант.

 

Персианцев Борис Николаевич

Родился 2.05.1913 г. в Свердловской области.

Начальник связи отряда 104 ВАП.

Старшина. Награжден медалью «За боевые заслуги» (09.1944).

 

Рычков Анатолий Владимирович

Родился 20.08.1923 г. в д.Анохина Тюменский район Омской области.

Борттехник 104 ВАП.Старшина.

 

Харченко Вячеслав Тимофеевич

Родился 27.09.1914 г. на ст.Зверево Донбасс.

Борттехник 104 ВАП.

Старший техник-лейтенант.Награжден орденом Красной Звезды,медалью «За боевые заслуги».

 

 

18. Погиб 23.05.1945.

Техник звена 89 ТАП ст. тех.л-т Гераськин Тимофей Матвеевич,1906 г.р., д.Волохово,Серпуховский р-н Московской обл.

 

19. Погиб при катастрофе Дата и место: нет данных.

Командир корабля 89 ТАП лейтенант Шаталов Дмитрий Федорович, 09.1919 г.р., с.Шаталовка Воронежской области.

 

Трасса неизвестных героев.

Перегон самолетов на фронт с авиазаводов Сибири и Дальнего Востока.

 

 

Если про перегон американских боевых и транспортных самолетов по Красноярской воздушной трассе (несмотря на то что гриф «секретно» с документов трассы был снят только после 1994 года) сейчас все-таки известно достаточно хорошо — особенно в последние годы стало много публикаций в прессе, изданы книги по истории трассы, сняты несколько фильмов, то о трассе перегона советских бомбардировщиков с востока страны на фронт, практически по тому же самому маршруту (начиная от Комсомольска-на-Амуре) неизвестно. Не было даже публикаций в прессе. А этот перегон начинался значительно раньше — с июня 1941 года и проходил в тех же самых условиях как на трассе Аляска-Сибирь.

Еще до начала строительства аэродромной сети Красноярской воздушной трассы через Красноярский аэропорт с июля 1941 года полным ходом шли новые советские дальние бомбардировщики ДБ-3Ф перегоняемые в Москву с авиазавода № 126 Комсомольска-на-Амуре и бомбардировщики Пе-2 и СБ с авиазавода № 125 Иркутска (с 8.12.1941 г. - авиазавод № 39). Позднее по мере освоения заводами производства новых типов самолетов, пошел перегон и бомбардировщиков Ил-4, Пе-3 и Ер-2.

Основным аэродромом сибирского региона, задействованным в обеспечении перегона на фронт самолетов-бомбардировщиков с авиазавода № 126 и авиазавода № 39 был военный аэродром на станции Белая под Иркутском.

Перегон самолетов с авиазаводов осуществляли специально созданные авиационные соединения.

Перегоном самолетов с востока через Красноярск с июля 1941 по май 1943 года занимались пилоты 12-й Особой авиагруппы Гражданского воздушного флота (ОАГ ГВФ) под командованием майора Руднева Михаила Александровича со штабом и базой в г.Новосибирске.

Перелеты были сложны и опасны - тайга, множество водоемов, совсем мало ориентиров. Учитывая достаточную дальность полета дальних бомбардировщиков от Комсомольска-на-Амуре до Иркутска промежуточных аэродромов на случай вынужденной посадки было всего два: Куйбышевка-Восточная и


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.291 с.