Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Идиофоны с неопределенной высотой звука

2017-09-26 534
Идиофоны с неопределенной высотой звука 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Из щелкающих инструментов следует в первую очередь назвать популярные для испанской музыки кастаньеты (ит. — Castagnetti, фр. — Castagnettes, нем. — Kastagnetten), представляющие собой две пары плоских деревяшек раковинообразной формы. Каждая

<стр. 207>

пара снабжена неплотно стягивающим их шнурком, которым прикрепляют инструмент к большому пальцу руки. Остальными пальцами исполнитель поочередно постукивает по одной из деревяшек, заставляя ее щелкать о другую. На таких кастаньетах можно исполнять самые прихотливые ритмы.

К сожалению, наряду с настоящими кастаньетами распространен также их суррогат — две раковины, укрепленные на ручке, которые просто встряхивают и добиваются тем самым лишь приблизительного, по сравнению с предписанным, ритмического рисунка.

Попытка внедрения в оркестровую практику механических кастаньет, на которых можно с помощью пальцевой техники исполнять сложные ритмические рисунки, пока не имеет успеха из-за тембровой бесхарактерности этого инструмента.

Все чаще используется в симфонической музыке очень звонкий щелкающий инструмент клавес (Claves), состоящий из двух небольших палочек, изготовленных из плотного, хорошо выдержанного дерева. На клавесе играют, ударяя одной палочкой о другую.

Звук его хотя и лишен определенной высоты, может быть, однако, сравним со звучанием ксилофона в самом верхнем регистре.

Резкий цокающий звук издает деревянная коробочка (ит. — Blocko di legno, фр. — Bloc de bois, нем. — Holzblock, англ. — Woodblock) — полый брусок из твердого дерева, по которому ударяют палочками от малого барабана.

<стр. 208>

Нередко в один блок объединяют несколько коробочек, и тогда становится возможным glissando — своеобразный эффект, напоминающий цоканье копыт.

Для очень сильных отдельных хлопкóв, напоминающих удары бича, применяется хлопушка (ит. — Frusta, Flagello; фр. — Fouet; нем. — Peitsche), состоящая из двух длинных дощечек, с одной стороны (у основания) соединенных между собой. Разводя свободные концы, исполнитель затем резко ударяет дощечки друг о друга, достигая силы пистолетного выстрела.

Своеобразный шумовой эффект издает деревянная трещотка (ит. — Raganella, фр. — Grecelle, нем. — Ratsche), где главной составной частью является зубчатое колесико, которое при вращении подцепляет упругую пластинку, заставляя ее соскакивать с каждого зубца на последующий.

При быстром вращении отдельные щелчки сливаются в сплошной треск, сила звука которого не зависит от исполнителя, а исключительно от степени упругости пластинки.

Еще одна из разновидностей треска достигается применением инструмента гуиро (Guiro) или ему подобных (реко-реко или же обыкновенная гребенка), изготовляемых из рога или бамбука.

Принцип звукоизвлечения на этих инструментах заключается в том, что по их ребристой поверхности (покрытой поперечными насечками) быстро проводят легкой палочкой, отчего возникает характерный взвизгивающий скрежет.

Наконец, маракасы (Maracas) — полые деревянные шары на рукоятках (всегда применяемые попарно — по одному в каждой руке) с некоторым количеством сыпучего материала внутри — при встряхивании издают характерное шипение, ассоциирующееся с шуршанием сухих листьев, гонимых ветром.

<стр. 209>

Описание ударных инструментов можно было бы продолжить за счет еще ряда так называемых «инструментов к случаю» — стучащих, гремящих, звенящих, скрипящих и всяких иных, как народных, так и призванных к выполнению ударных функций фантазией композиторов. Особенно причудливо проявляется эта фантазия при использовании электроаппаратуры, мгновенно преображающей, например, вспышку зажигаемой спички — во взрыв, а царапанье ногтем по микрофону — в грохот механического цеха. Но это уже выходит за рамки данной книги и является областью, где царит эксперимент.

Тембры ударных инструментов по сравнению с другими группами менее дифференцированы, зато имеют большое число оттенков и специфических тонкостей, предъявляя композитору высокие требования по части слухового опыта и воображения. Стать на уровень этих требований можно, только хорошо ознакомившись на практике с современными ударными инструментами всех типов в специальных классах и на концертах (с партитурой в руках).

<стр. 210>


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.