Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-09-26 | 701 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Всем хорошо известный музыкальный инструмент — фортепиано не нуждается в специальном описании. Однако в последнее время композиторы все чаще стали прибегать к особым звуковым эффектам, расширяющим сферу использования фортепиано в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве.
Прежде всего следует упомянуть об особым образом «подготовленном» рояле. Фундаментальная подготовка (требующая изрядной затраты времени и труда) заключается в том, что на молоточки инструмента накалываются кнопки, сообщающие звучанию бряцающий (клавесинный) оттенок; облегченная подготовка ограничивается наложением на струны листов плотной бумаги, цепочек или каких-либо иных зудящих, звенящих и тому подобных предметов.
Весьма распространенным приемом становится игра непосредственно по струнам открытого рояля путем защипывания их пальцами (или плектром), либо проводят по ним glissando, а то и попросту ударяют по басовым струнам колотушкой от большого барабана.
Абсолютно ударными эффектами являются всевозможные многозвучные кластеры — от извлекаемых ладонями и локтями до резких наложений на клавиши специально изготовляемых планок. Известен случай наложения длинной двухрядной планки одновременно на все 88 клавиш фортепиано; этот ни с чем не сравнимый эффект производил ошеломляющее впечатление и по силе звука занимал одно из первых мест среди ударных звучаний.
Не остались без внимания и резонансные возможности фортепиано.
Один из таких эффектов достигается громкой игрой на каком-нибудь (преимущественно медном) инструменте в непосредственной близости от рояля с поднятой крышкой и нажатой правой педалью: ответное звучание струн рояля создает впечатление реверберации — большого акустического пространства.
В противоположность ударным — аликвотные звучания фортепиано чрезвычайно нежны. Техника их извлечения слагается из
<стр. 211>
двух элементов: резкого удара sforzando по одной из клавиш преимущественно низкого регистра и беззвучного нажатия другой — вышележащей. При расстоянии между ними, равном октаве, аликвотное звучание будет также равно октаве от ударяемой клавиши; если это расстояние будет равно квинте, то аликвотное звучание будет на дуодециму выше ударяемой клавиши; соответственно на расстоянии кварты извлекается двухоктавный призвук, а на расстоянии большой терции возникает аликвотное звучание, соответствующее пятому обертону натуральной шкалы, то есть двумя октавами плюс большая терция от основного тона (ударяемой клавиши) [1].
|
Нижеприведенная схема аликвотных звучаний, отсчитанная от С большой октавы, демонстрирует простейшую комбинацию, которая в одновременном сочетании с другими ей подобными может лечь в основу весьма сложных гармонических комплексов.
Само собой разумеется, что, в то время как ударные эффекты, достижимые на фортепиано, уместны лишь в forte и fortissimo, резонансные звучания, наоборот, прослушиваются лишь в абсолютной тишине[2].
[1] Нетрудно усмотреть прямую связь с практикой получения флажолетов на струнных инструментах (см. описание на с. 15-20).
[2] Поскольку в соответствующих главах были описаны такие, в сущности, ударные эффекты, как-то: постукивание смычком по корпусу струнных инструментов или же пощелкивания по резонансному ящику арфы, нельзя обойти молчанием аналогичные приемы, изредка применяемые и на фортепиано: отдельные удары и целые ритмические формулы, выбиваемые ладонями по крышке инструмента.
<стр. 212>
Примерное распределение ударных инструментов между исполнителями
Исполнители на ударных инструментах (кроме литавриста) обычно разделяются следующим образом: один исполнитель играет на мелких инструментах (малом барабане, бубне, треугольнике); другой — на крупных (тарелках, большом барабане, тамтаме). При наличии колокольчиков и ксилофона добавляется третий исполнитель, который в промежутках помогает играть на инструментах, находящихся в ведении других музыкантов, если в этом встречается надобность.
По мере увеличения количества ударных инструментов растет и число играющих на них музыкантов. При этом, если композитор сам не определил, кто на чем играет, могут встретиться комбинации, когда требуется одновременная игра двух или более инструментов, обычно находящихся в вéдении одного музыканта. Поэтому композитору лучше самому заранее предусмотреть нужное число исполнителей и в соответствии с этим группировать ударные инструменты, дублируя в случае необходимости некоторые из них репликами, вписанными другим исполнителям. Эта дополнительная забота обеспечит точное исполнение всего написанного композитором.
|
Вот как это может выглядеть на практике.
Если предполагаются два исполнителя (для партитур с малой нагрузкой ударной группы), то первый исполнитель будет занят игрой на треугольнике, малом барабане, бубне, колокольчиках, ксилофоне (дополнительно ему могут быть вписаны тарелки), второй исполнитель — на тарелках, большом барабане, тамтаме (дополнительно могут быть вписаны треугольник и бубен).
Если предполагаются три исполнителя, то первый будет играть на треугольнике, кастаньетах, бубне, ксилофоне, колокольчиках (дополнительно могут быть вписаны тарелки), второй исполнитель — на малом барабане, колоколах [1] (дополнительно могут быть
[1] Для колоколов желательно выписывать отдельную партию, так как часто этот инструмент ставится вдали от остальных ударных и имеет отдельный пульт.
<стр. 213>
вписаны треугольник и бубен), третий — на тарелках, большом барабане, тамтаме (дополнительно может быть вписан треугольник)
Если предполагаются четыре исполнителя (для партитур с очень большой нагрузкой ударных инструментов), то их можно распределить так: первый исполнитель будет играть на колокольчиках, ксилофоне (дополнительно могут быть вписаны треугольник и бубен), второй — на треугольнике, кастаньетах, бубне (дополнительно могут быть вписаны тарелки), третий — на малом барабане, колоколах (дополнительно могут быть вписаны треугольник и бубен), четвертый — на тарелках, большом барабане, тамтаме (дополнительно может быть вписан треугольник).
В тех же случаях, когда ударные играют значительную, иногда ведущую роль, они записываются в виде «партитуры в партитуре» сгруппированными не только по звуковысотности, но и по способу звукоизвлечения. Именно тогда мы и встречаемся с записью, когда штили на общей вязке пронизывают целые системы «ниток», отображая игру одного исполнителя на нескольких инструментах. Вот пример подобной записи:
<стр. 214>
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!