Отличия деятельности человека от поведения животного — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Отличия деятельности человека от поведения животного

2017-10-01 484
Отличия деятельности человека от поведения животного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отличие* Пример проявления
Взаимодействуя с окружающей средой, животное приспосабливается к ней. Человек же окружающую среду преобразует В 1936 году в Чёрном каньоне завершилось строительство Плотины Гувера. Плотина является уникальным гидротехническим сооружением, обеспечивающим жителей Невады и Аризоны электричеством и защитой от наводнений. Бобры также строят плотины, но используют лишь природный материал, не изменяя структуру окружающей природы.
Человек самостоятельно и осознанно ставит себе цели, животное же только подчиняется инстинктам Известный русский биолог и селекционер И.В.Мичурин всю свою жизнь посвятил выведению новых сортов плодово-ягодных культур, видя в этом смысл своей жизни.
В своём поведении животное руководствуется целесообразностью, а у людей деятельность носит целеполагающий характер** Голливудский актёр Кристиан Бейл вопреки возможности нанести вред своему здоровью похудел на 28 кг за 4 месяца, чтобы получить главную роль в фильме «Машинист». В то же время большинство домашних животных не могут игнорировать «инстинкт запаса» и в случае постоянного нахождения еды в миске сразу же её едят.
Человек воздействует на природу специальными средствами, усиливающими его физические возможности, животные же используют только части своего тела На севере Чили в центральных Андах расположен самый большой в мире карьер – Чукикамата. Вырыть такое количество земли и горных руд позволило наличие экскаваторов и самосвалов, управляемых людьми. Ни одно животное в мире не способно на такие преобразования природы.
Деятельность животного носит потребительский характер, а деятельность человека – творческий См. таблицу «Отличия человека от животного».

*См. тему 1.1 «Природное и общественное в человеке»

** Целеполагание – процесс выбора одной или нескольких целей, а также процесс выбора наиболее экономичных средств достижения этих целей.

Любая деятельность состоит из определённых структурных компонентов.

 

 

Мотивотражение в сознании человека того, что побуждает его к деятельности, направляя её на удовлетворение определённых потребностей.

 

В качестве мотива может выступать:

· Чаще всего – потребности человека, но не всегда (см. тему 1.6 «Потребности человека»);

· Эмоции и чувства человека (ПРИМЕР: Александра на работе получила премию за выполнение плана. Обрадовавшись, она решила поделиться этой новостью со своим мужем);

· Социальные установки (ПРИМЕР: Евгений ненавидит свою работу менеджера среднего звена. Он не любит своего начальника, но вынужден ему улыбаться при встрече и смеяться над его шутками. Потому что так надо);

· Убеждения и идеалы человека (ПРИМЕР: А.С. Пушкин, чтобы отстоять честь своей жены, 27.01.1837 года вызвал Дантеса на дуэль).

 

Разберем на следующем примере связь структурных компонентов деятельности:

«Дедушка косит траву косой»

Структурный компонент деятельности Структурный компонент по примеру
Субъект Дедушка
Объект Трава
Мотив Заготовить необходимое количество сена для прокорма коровы и лошади зимой
Цель Скосить всю траву на участке за день
Методы и средства деятельности Коса
Процесс (действия) Покос травы
Результат Заготовленное к зиме сено

 

Виды деятельности

 

1. Труд * – вид деятельности, которая направлена на преобразование окружающего мира, развитие человека и достижение практически полезного результата.

*Понятие «труд» также используется в разделе экономики для обозначения фактора производства.

Особенности труда:

а) целесообразен и полезен (иначе – «Сизифов труд» или «мартышкин труд»);

б) предполагает наличие мастерства или каких-либо навыков (в противном случае навыки приобретаются в процессе трудовой деятельности);

в) развивает личность, формирует навыки и способности индивида.

2. Игравид деятельности, которая носит осмысленный непродуктивный характер и направлена на получение удовольствия от процесса.

 

Особенности игры:

а) происходит в условной ситуации (любая игра предполагает наличие правил);

б) используются замещающие предметы (например, для игры в «войнушку» нужны заменители реального оружия);

в) всегда способствует развитию каких-либо навыков человека (даже компьютерные игры способствуют развитию таких навыков, как умение работать в команде, скоро;

г) игра предполагает эмоциональное и волевое напряжение.

 

3. Учениевид деятельности, направленная на получение знаний, умений, навыков.

 

Особенности учения:

а) учение может быть как организованным (в рамках социальных институтов, например, обучение в школе), так и неорганизованным (в виде самообразования);

б) учение тесно связано с получением образования (см. тему 1.12 «Образование, его значение для личности и общества»).

 

4. Общениевид деятельности, при котором возникает контакт между индивидами, проявляющийся в обмене информацией, эмоциями и переживанием.

Особенности общения:

а) субъект и объект общения совпадают и обозначаются как субъекты общения (ПРИМЕР: В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» диалог Онегина и Ленского привёл к скорой дуэли между ними *);

*Несмотря на то, что в данном примере оба субъекта общения являются вымышленными персонажами, такой пример вполне уместен на экзамене.

б) главным средством общения является язык (см. таблицу «Особенности мышления» выше);

в) общение бывает как непосредственным (ПРИМЕР: Алёна и Катя встретились в кафе обсудить планы на ближайшие выходные), так и опосредованным (т.е., с помощью специальных средств связи – телефона, интернета, письма, ПРИМЕР: В апреле 1564 года князь Андрей Курбский после бегства в Литву стал переписываться с российским царём Иваном IV).

г) основные функции общения:

Функция и её сущность Пример проявления
  Коммуникативная (общение осуществляет взаимосвязь людей) В VI сезоне телесериала «Игра престолов Санса Старк отправила письмо Петиру Бейлишу с просьбой прислать ей подкрепление для штурма Винтерфелла.
  Информационная (обмен информацией между индивидами) 22 июня 1941 года В.М. Молотов объявил советским гражданам о начале Великой Отечественной войны.
  Социализации (выработка навыков взаимодействия индивидов в обществе в соответствии с правилами поведения в обществе) Андрей долгое время посещал школу ораторского мастерства и всегда мог убедить любого в своей правоте, даже если это было не так. Благодаря развитию навыков общения в будущем Андрей смог устроиться на высокооплачиваемую работу.
  Психологическая (оказание эмоционального влияния на индивида) Эллина долгое время комплексовала из-за своей внешности, пока друзья не объяснили ей, что с её внешностью всё в порядке, в отличии от самооценки.

Классификация видов деятельности:*

Критерий сравнения Виды деятельности
Отношение человека к окружающему миру · Практическая (материальная). Связана с производством и преобразованием окружающего мира; · Духовная (теоретическая). Связана с получением новых знаний и созданием духовных ценностей.
Исторический процесс · Прогрессивная/регрессивная (см. тему); · Созидательная/разрушительная.
Социальные нормы (см. тему) · Моральная/аморальная; · Законная/незаконная.
Формы объединения людей (см. тему) · Индивидуальная; · Групповая; · Массовая.
Сферы общества (см. тему) · Экономическая; · Политическая; · Социальная; · Духовная.

 

Творчествопроцесс деятельности, создающий принципиально новые материальные и духовные ценности.

 

1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Понятие «свобода» является многозначным, так как, с одной стороны, его значение интерпретировалось в разное время различным образом, с другой стороны, с этим понятием связываются многие другие.

 

Свободавозможность индивида самому на основе сознания и понимания развития природы и общества определять свои жизненные цели и задачи, а также нести личную ответственность* за результаты своей деятельности.

*См. тему 5.3 «Понятие и виды юридической ответственности»

 

Необходимостьявление, которое обязательно должно произойти в конкретных условиях, то есть, закономерность, вытекающая из сущности вещей в определённых условиях.

 

Свобода и необходимость связаны друг с другом, так как ответ на вопрос «Свободен ли в своих действиях человек?» напрямую зависит от степени его необходимости. Исходя из этого суждения, существует две концепции связи свободы и необходимости.

 

Концепция и её суть Пример проявления
Фатализм (от лат. fatalis – определённый судьбой) – убеждённость в том, что все события неизбежны или предопределены, возможность осознанного выбора или случайности в действиях исключены 1) Представители исламского течения джабаритов считают, что в жизни любой поступок предопределён, ссылаясь на Коран 33:36 «Не подобает верующему делать выбор решении какого-либо вопроса, когда этот вопрос решён Аллахом и Его посланником»; 2) Депутат Рязанской городской думы А.И. Барулин считает, что всё в нашей жизни предопределено, в том числе и «случайности».
Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) – убеждённость в том, что индивид может оказывать непосредственное влияние на события, которые с ним происходят, то есть у индивида есть свобода выбора В спорах один из аргументов Алеши Карамазова, героя романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» сводился к тому, что если Бога нет, то все позволено. То есть, после смерти человек за свое зло не будет наказан. Можно сказать, что с его точки зрения все атеисты были волюнтаристами.

 

Следует признать, что обе концепции являются крайностями, которые вполне могут быть сопоставимы в реальной жизни. ПРИМЕР: Василиса на перемене решила перекусить в школьной столовой. У Василисы в кармане 30 рублей, на которые она может купить сосиску в тесте или пирожок с капустой. Выбор Василисы падает на пирожок. С одной стороны, выбор Василисы свободен, так как окончательное решение принимает она, с другой стороны, её выбор не свободен, так как она может выбирать только из двух доступных вариаций.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.