Классификация 2 «Пирамида потребностей по А. Маслоу» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Классификация 2 «Пирамида потребностей по А. Маслоу»

2017-10-01 509
Классификация 2 «Пирамида потребностей по А. Маслоу» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно А. Маслоу, потребности каждого следующего уровня становится насущными, когда удовлетворены предыдущие.   Согласно гуманистическим подходам в психологии для человека важно удовлетворение всех видов потребностей.

Таблица 7

1. Физиологические потребности. Без их удовлетворения человек не сможет существовать или полноценно развиваться.

ПРИМЕР: Ивану пришлось отвлечься от пятичасового чтения романа Чака Паланика «Бойцовский клуб» из-за сильного желания поесть.

2. Потребность в безопасности (экзистенциальные потребности).

ПРИМЕР: Из соображений безопасности Матвей моет руки перед едой (чтобы не заболеть) и запирает входную дверь в квартире.

3. Потребность в причастности (социальные потребности). Это, прежде всего, потребности в социальных связях, общении, привязанности.

ПРИМЕР: Анне трудно выкроить лишнее время на что либо, так как ей очень нравится танцевать в группе чир-лидеров «Soul sisters» и общаться с партнёршами.

4. Потребность в уважении и признании (престижные потребности). Суть реализации этой потребности в том, чтобы человека признавали, отмечали его достижения, его высокий социальный статус.

ПРИМЕР: В день выпуска из учебного заведения студенты СПБГУ награждаются отличительными значками выпускников.

5. Самореализация (духовные потребности). Эти потребности являются высшей ступенью человеческого проявления. Это творческая деятельность, самовыражение, самореализация. ПРИМЕР: Евгений по вечерам пишет стихи и публикует их на специальном тематическом форуме, чтобы поделиться с другими своими эмоциями и переживаниями.

Понятие потребность неразрывно связано с понятием интерес.

Интерес - (от лат. inter esse — «быть внутри») целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.

Классификация интересов

I. По степени общности:
1. Индивидуальные (личные) Пояснение:
2. Групповые  
3. Общественные  
II. по содержанию
1. экономические  
2. социальные  
3. политические  
4. духовные.  
II. По уровню действенности
1. Активные
2. Пассивные

 

Темы для эссе:

1. «Без многого может человек обойтись, только не без человека». (Л. Берне)

2. «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». (Н.Г. Чернышевский)

 

 

Социализация индивида

Основные понятия: социализация, первичная социализация, вторичная социализация, ресоциализация, десоциализация, агенты социализации

 

На формирование личности значительное влияние оказывают факторы социальной среды. Сильное воздействие на процесс формирования личности оказывает групповой опыт и уникальный индивидуальный опыт индивида. Этот опыт приобретается в процессе социализации.

 

Социализация (от лат. socialis – общественный) – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Цели социализации:

1) Передача культурных норм и социального опыта.

ПРИМЕР: в семье Ивановых отец объяснил дочери, что её наряд на переводной экзамен выглядит слишком вульгарно, из-за этого экзаменаторы могут относиться к девочке предвзято и несправедливо. Девушка не послушала отца, а на экзамене получила «удовл», хотя прекрасно знала ответы. В будущем Иванова на экзамены одевалась скромно, помня о неудачном опыте прошлого;

2) Формирование у индивида навыков, необходимых для нормального функционирования в социуме (социальная адаптация).

ПРИМЕР: друзья Ивана крайне негативно отнеслись к тому, что он начал принимать наркотики, пригрозив ему тем, что не будут больше с ним общаться. Иван не смог «слезть с иглы» и вскоре заразился гепатитом С, от чего и умер в одиночестве, так и не став полноценным членом общества**.

** Данный пример показывает то, что происходит, если у индивида не могут сформироваться необходимые навыки поведения в обществе. Такие примеры также могут быть использованы в экзамене, однако, если есть возможность использовать типичные примеры, то нужно брать именно их.

Этапы социализации

Этап Пример
Начальный (с рождения до 7-8 лет, преимущественно в семье) Мама объяснила своей 5-летней дочери, что драться с другими детьми без причины недопустимо, а если дочь не прекратит – с ней никто не будет общаться.
Средний (от 7-8 до 18-20 лет, преимущественно в школе) 14-летний Егор стал замечать изменения в своем теле: появилась щетина, стал ломаться голос, а также после физических нагрузок Егор стал сильно и пахуче потеть. Последний момент сильно мешал окружающим, когда рядом был Егор, однако, в силу воспитания Егору замечаний не делали. Однажды после занятия физкультуры к Егору подошел тренер и объяснил, что пахнуть потом в общественных местах неприемлемо и нужно пользоваться дезодорантом. Егор послушал тренера и больше не мешал окружающим после физических нагрузок.
Завершающий (от 18-20 до смерти) После окончания ВУЗа Елена долгое время не могла найти работу по специальности до тех пор, пока не записалась на курсы риторики и ораторского мастерства. Сформированные на курсах навыки позволили Елене убеждать людей в своей правоте и незаменимости, что позволило ей быстро найти нужную работу.

Таблица 8

Виды социализации

Вид социализации Пример
Первичная (ранняя, начальная) социализация 1: 1) характерна для ранних жизненных этапов (детство, юность); 2) осуществляется непосредственным социальным окружением (семья, друзья), связаны с индивидом тесными личными отношениями. После отдыха в летнем лагере 12-летняя Ирина стала подворачивать джинсы, так как ей объяснили, что это «модно и круто». Позже эта мода распространилась и на школьный класс Иры. Тех, кто джинсы не подворачивал модными не считали и с ними общались реже. Такие ребята стали выпадать из жизни класса и становились изгоями.
Вторичная социализация 2: 1) характерна для поздних этапов жизни (зрелось, старость); 2) осуществляется опосредованным окружением человека, теми, кто связан формально-деловыми отношениями (коллеги по работе, полицейские, СМИ) Физик-ядерщик Сун Хо Ли из-за низкой заработной платы и скудных условий проживания решил переехать из Китая в Российскую Федерацию. В России Сун Хо Ли сразу был принят на работу ведущим специалистом и сразу смог улучшить свои жилищные условия, получив трёхкомнатную квартиру от предприятия.
Ресоциализацияпроцесс усвоения индивидом новых способов действий, установок, умений, правил вместо прежних. Арсений всегда любил поспать. Поэтому довольно часто прогуливал первые и вторые уроки в школе, несмотря на замечания и просьбы родителей. Но, провалив ЕГЭ, Арсения призвали в армию, где он быстро научился вставать в 6:00 по команде «Рота подъем!» и выполнять приказы старших по званию.
Десоциализацияутрата индивидом социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и самореализации в негативном контексте. После серьезных семейных неурядиц и проблем на работе Олег стал часто выпивать крепкие спиртные напитки. Через некоторое время незаметно для себя Олег стал безработным алкоголиком. Он пропил все свои сбережения, продал квартиру и стал бездомным. Чтобы хоть как-нибудь выжить Олег начал воровать и грабить.

Таблица 9

1 Первичная социализациявид социализации, для которого характерно приобретение индивидом общекультурных знаний, присвоение начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей.

 

2 Вторичная социализациявид социализации, для которого характерно развитие индивида/личности в узком направлении, связанное главным образом с обретением профессии.

 

Основные фазы социализации

Таблица 10

 

Множество факторов оказывают влияние на процесс социализации индивида. Всё, что влияет на этот процесс, обозначается понятием «Агенты социализации».

 

Агенты социализациилюди и учреждения, ответственные за обучение индивида культурным нормам и усвоение им социальных ролей.

 

Виды агентов социализации

Вид агента Пример
Первичная социализация
Семья (первичная социализация) С раннего детства отец Вероники прививал ей любовь к спорту: он соорудил шведскую стенку в квартире, смотрел с ней соревнования по телевизору, бегал с Вероникой по утрам. Когда Веронике исполнилось 12 лет, отец отдал её в конноспортивный клуб «Мустанг», где она стала чемпионкой России.
Друзья (ближайшее социальное окружение) Лучшие друзья Аркадий и Пётр пошли на дискотеку. Пётр предложил познакомиться с девушками, но, сославшись на застенчивость и отсутствие опыта, Аркадий отказался. Тогда Пётр взял инициативу в свои руки и объяснил Аркадию как правильно себя вести в данном случае. На той дискотеке Аркадий познакомился со своей будущей женой.
Вторичная социализация
Образование (школа, ВУЗ) Закончив школу с золотой медалью, Вера смогла поступить в СПБГУ на Юридический факультет и в дальнейшем сделать карьеру успешного юриста**.
СМИ (в том числе и интернет) Под фотографиями, которые Дмитрий выкладывал на своей страничке социальной сети «Вконтакте», было много комментариев и «лайков». Одобрительные комментарии и «лайки» были в основном под фотографиями, на которых Дмитрий танцевал брейк-данс или рисовал граффити. Из этого Дмитрий сделал выводы, чем стоит заниматься, чтобы быть принятым в обществе и иметь широкий круг общения.
Коллеги по работе Настя работает распространителем агитационных материалов в политической партии «ЛДПР». Её однопартийцам нравится то, с каким рвением Настя выполняет партийные задания, поэтому всячески ей помогают и подсказывают, как поступать в той или иной ситуации. Со временем Настя стала успешным партийным лидером и смогла получить на выборах мандат регионального депутата.
Государство (в лице своих институтов – полиции, армии и т.д.) Александр, достигнув возраста 18 лет, в соответствии с законами РФ был призван на прохождение срочной службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации. Но Александр не собирался служить и решил «откосить» от армии. Из-за своего уклонения Александр не смог найти хорошую работу, не смог оформить заграничный паспорт и был вынужден постоянно озираться сотрудников правоохранительных органов, пока ему не исполнилось 27 лет.

Таблица 11

** Данный пример не является составным, как другие, приведённые в нашем конспекте. Тем не менее, такие примеры также являются верными с точки зрения критериев проверки экзамена и ими можно смело пользоваться.

Темы для эссе:

1. «Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника – социальную жизнь». (Э. Кассирер)

2. «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье». (Д. Трамп)

3. «В ходе социализации личность выступает как субъект и объект этого процесса». (Н. Мельникова)

 

1.5 Мышление и деятельность

Информация, которую человек получает из окружающего мира, позволяет представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствии их самих, предвидеть результат своих взаимодействий с этим предметом. Всё это возможно благодаря процессу мышления.

 

Мышление – активный процесс субъективного отражения объективного мира в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Особенности мышления

Особенность Пример проявления
Мышление неразрывно связано с языком, так как любая человеческая мысль должна быть сформулирована и обозначена специальными понятиями На уроке обществознания Виктор Геннадьевич попросил учеников закрыть глаза, представить самолёт и описать его. Все ученики представляли и описывали примерно одно и то же. Однако когда учитель попросил представить себе «абракадабру», представления и описания учеников резко разнились друг с другом.
Мышление всегда имеет опосредованный характер. В процессе установки связей и отношений между вещами, человек опирается не только на свои ощущения, но и на свой прошлый опыт, который сохранился в его памяти. С помощью мышления человек устанавливает причинно-следственные связи Полина, увидев утром за окном мокрые улицы и крыши домов, пришла к выводу, что ночью шёл дождь. Полина сделала такой вывод на основании своего опыта, так как девочка раньше уже наблюдала подобные события.
Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах явлений, то есть носитопосредованный характер. Человеку не нужно заново выводить уже имеющиеся законы явлений, достаточно пользоваться уже имеющимися Полина дважды просыпалась ночью из-за стука дождя по крыше. На этом основании Полина сделала вывод, что на улице шёл ливень, следовательно, утром вся улица будет мокрой.
Мышление человека формируется в процессе человеческой деятельности, так как опирается на собственный практический опыт человека или же на чужой 5-лений Олег получил удар током после того, как засунул гвоздь в розетку. После этого случая Олег и близко не подходил к ней. Друзья Олега же, используя его опыт, даже не помышляли о том, чтобы засунуть в розетку что-либо.

 

Деятельностьэто форма человеческой активности, регулируемая сознанием, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.