Согласование существительных с числительными — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Согласование существительных с числительными

2017-09-30 510
Согласование существительных с числительными 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

71. «Посчитай».

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов и предлагается сосчитать их.

Образец ответа: один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.

Примерный речевой материал:

гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.

72. «Цепочка».

Детям раздаются картинки, повернутые изображением вниз. Логопед показывает и называет картинку с изображением одного предмета. Дети переворачивают свои картинки, и откликается по очереди тот ребенок, у которого на картинке изображены два таких же предмета, затем — три, четыре и пять.

Примерный речевой материал:

шкаф, шарф, пень, книга, ручка, кровать, окно, гнездо, зеркало.

73. «Назови, сколько?»

 
 

Детям раздаются карточки с изображением разного количества кружков.

 

Затем даются картинки с изображением разного количества предметов. Они должны разложить свои картинки а соответствии с кружками на карточке и назвать, сколько предметов на них изображено.

74. «Что прислала почта?»

Каждому ребенку по почте пришло письмо. Логопед предлагает детям вскрыть свои конверты и назвать, что и сколько им прислали.

Примерный речевой материал:

один мяч, два лимона, пять шаров, один карандаш, две сливы, пять кукол, одна машинка, пять тетрадей, две кровати, одно кольцо, два колеса, пять ведер, одна ручка, два огурца, пять слив.

Изменение глаголов по лицам,

75. «Я, мы, он, она — вместе дружная страна».

Логопед произносит предложение, затем бросает ребенку мяч, называя местоимение и предлагая закончить предложение.

Примерный речевой материал:

Я пью чай. Ты... Мы... Вы... Он(она)... Они...

Я гуляю в парке. Ты... Мы... Вы... Он(она)... Они...

Я поливаю цветы. Ты... Мы... Вы... Он(она)... Они...

Я рисую дом. Ты... Мы... Вы... Он(она)... Они...

Я мою руки. Ты... Мы... Вы... Он(она)... Они...

Я пою песню. Ты... Мы... Вы... Он(она).., Они...

76. «Расскажи про себя (про нас, про него)».

Логопед читает двустишие и предлагает детям повторить его про себя (про нас, про него), изменив лицо. При затруднении дается образец ответа.

Мы бежим, бежим; бежим.

Мы на месте не стоим.

Я... (бегу,; бегу, бегу),

Я на месте не... (стою).

 

Мы гуляем, загораем,

Землянику собираем.

Я... (гуляю, загораю),

Землянику... (собираю).

 

Я по улице иду,

Я флажок в руке несу.

Мы по улице... (идем),

Мы флажок в руке... (несем).

 

На скамейке я сижу

И о чем-то говорю.

 

На скамейке мы... (сидим)

И о чем-то... (говорим).

 

Детям лечит он болезни.

Нет занятия полезней!

 

Детям я... (лечу) болезни.

Нет занятия полезней!

 

Я на елку собираюсь,

Очень долго наряжаюсь.

 

Он на елку... (собирается),

Очень долго... (наряжается).

 

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко.

 

Он... (любит) свою лошадку,

(Причешет) ей шерстку гладко.

 

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом отправлюсь в гости.

 

Гребешком... (пригладит) хвостик.

И верхом... (отправится) в гости.

 

Вот играет он с подружкой

В интересную игрушку.

 

Вот... (играю) я с подружкой

В интересную игрушку.

 

Совершенный и несовершенный вид глагола

77. «Делает — сделал».

Логопед демонстрирует детям сюжетные картинки с изображением одинаковых действий, одно из которых уже выполнено, а другое выполняется. Ребенок должен назвать действие и объединить картинки парами.

Примерный речевой материал:

естсъел(а); пишетнаписал(а);

рисуетнарисовал(а); рубитнарубил(а);

поливаетполил(а); моетвымыл(а);

читает — прочитал(а); вытираетвытер(ла);

подметаетподмел(а); чиститпочистил(а).

Предлоги

78. «Кто с кем?»

Логопед сообщает детям о том, что животные пошли на прогулку со своими детенышами. На наборном полотне с одной стороны выставляются картинки с изображением взрослых животных, на другой — в случайном порядке их детенышей. Детям предлагается сгруппировать картинки, ответив на вопрос «кто с кем?»

Образец ответа: лиса с лисенком (лисятами).

Примерный речевой материал:

волк с волчонком (волчатами); еж с ежонком (ежатами); заяц с зайчонком (зайчатами); белка с бельчонком (бельчатами); медведь с медвежонком (медвежатами); олень с олененком (оленятами); лось с лосенком (лосятами).

79. «С чем корзинка?»

Логопед раздает детям корзинки и раскладывает перед ними картинки с изображением грибов, ягод, цветов. Детям предлагается, называя изображенное на них, наполнить корзинки и сообщить, у кого что в корзинке: У меня корзинка с грибами. У меня корзинка с «водами. У меня корзинка с цветами.

80. «Что с чем?»

Детям предлагается продолжить предложение, начатое логопедом.

Примерный речевой материал:

Я люблю хлеб с... (маслом, сыром, вареньем, медом, колбасой).

Я ем кашу с... (молоком, маслом, булкой).

Мама испекла пирог с... (капустой, яблоками, грибами, мясом, картошкой).

Дети пили чай с... (конфетами, сахаром, лимоном, тор том, печеньем, вафлями).

Лена любит гулять с... (мамой, папой, бабушкой, подругой, сестрой, собакой).

81. «Полезные животные».

Логопед поочередно демонстрирует детям предметные картинки с изображением домашних животных и просит сказать, какую пользу получает от них человек.

Образец ответа: получают молоко... от коровы.

Примерный речевой материал:

получают: щетину... от свиньи;
  яйца... от курицы;
  мед... от пчёл;
  шерсть... от овцы;
  пух... от козы.

82. «Колобок».

а. Логопед напоминает детям сказку «Колобок» и предлагает им рассказать, от кого ушел Колобок, а от кого он не смог уйти.

Колобок ушел:...от бабушки;

…от дедушки;

...от зайца;

...от волка;

...от медведя.

Колобок не ушел...от лисы.

б. Логопед предлагает детям рассказать, от кого к кому ушел Колобок:

Колобок ушел:... от бабушки и дедушки... к зайцу;

... от зайца... к волку

... от волка... к медведю

от медведя... к лисе

83. «Солнечный зайчик».

Логопед читает детям стихотворение о солнечном зайчике и просит детей найти солнечный зайчик и ответить на вопрос о том, где он:

Скачет зайчик по стене Притаился в уголке.

И подмигивает мне. Вот он спрятался в кроватке.

Перепрыгнул на картинку, С нами он играет в прятки.

Задержался на ботинке. Раз, два, три, четыре, пять.

 
 

Поплясал на потолке, Мы пойдем его искать.

 

 

85. «Найди картинку».

Логопед попарно произносит словосочетания с одним предлогом, но имеющим различные значения (направления действия, местонахождения), и предлагает детям найти соответствующую картинку.

Примерный речевой материал:

вешать в шкафвисеть в шкафу;

поставить на столстоять на столе;

положить за домлежать за домом;

поставить под кроватьстоять под кроватью.

86. «Подбери к схеме картинки».

На наборном полотне попарно располагаются схемы предлогов, но с различными значениями. Перед каждым ребенком помещают картинки с изображением пространственного расположения предметов. Логопед предлагает детям разложить картинки в соответствии со схемами предлогов.

Картинки:

пальто вешают в шкаф; стакан ставят на стол; книгу кладут на полку; тапки ставят под кровать; стекло ставят за тумбочку; карандаши кладут в пенал; пальто висит в шкафу; стакан стоит на столе; книга лежит на полке; тапки стоят под кроватью; стекло стоит за тумбочкой; котенок сидит под столом; карандаши лежат в пенале; ложка лежит за стаканом.

87. «Найди схему».

Логопед произносит словосочетания и предлагает детям соотнести их с нужными предлогами, выбрав соответствующую графическую схему.

88. «Составь предложение».

а. Логопед демонстрирует сюжетные картинки с пространственным расположением предметов и предлагает детям составить предложения, используя различные предлоги.

Сюжетные картинки с изображением птицы и клетки: птица влетает в клетку (сидит в клетке; сидит на клетке; садится на клетку; сидит за клеткой; садится за клетку; пролетает под клеткой; сидит под столом).

б. На наборном полотне выставляется картинка с изображением двух предметов — ручки и тетради — и схемы предлогов. Детям предлагается составить предложения, используя названия картинок, в соответствии с графическими схемами:

1-й вариант— схемы предлогов со значением направления действия (в, на, за, под, к, из, с/со, из-под);

2-й вариант — схемы предлогов со значением местонахождения (в, на, по, около/у, за, над, под, перед, между, рядом).

в. Детям демонстрируются две предметные картинки, по которым предлагается составить предложение, используя соответствующий предлог. При затруднении предъявляются схемы предлогов.

Картинки:

корзинкагрибы; кот —диван;

ваза — стол; лодкарека;

мяч — скамейка; девочказонтик;

стулстол; самолетнебо.

89. «Командир».

 
 

Ребенку предъявляются схемы предлогов и предлагается дать команду другому ребенку, опираясь на графические схемы, например:

 

90. «Расположим красиво мебель в комнате».

Логопед демонстрирует детям сюжетную картинку с изображением комнаты и задает вопросы о расположении в ней различных предметов мебели. Далее он предлагает расставить игрушечную мебель на макете так же, как на картинке, комментируя свои действия.

91. «Регулировщик».

Детям демонстрируется макет дороги, по которой «поедет» машина (с одной стороны дороги расположен гараж, с другой — магазин; вдоль дороги располагаются макеты разноцветных домиков, горок, сквера и моста). Логопед предлагает детям:

1-й вариант — «регулировать» движение машины в соответствии с инструкцией;

2-й вариант — один ребенок (регулировщик) регулирует движение машины, а другие дети определяют и сообщают, где находится (едет) машина.

92. «Скажи наоборот».

На наборном полотне выставляются сюжетные картинки с изображением противоположных действий. Логопед предлагает детям:

1-й вариант — указать на картинку, соответствующую названному логопедом предложению;

2-й вариант — составить предложения по картинкам.

Примерный речевой материал:

Дедушка подходит к забору.Дедушка отходит от забора.

Мальчик входит в дом. — Мальчик выходит из дома.

Кот залезает на стул.Кот вылезает из-под стула.

Машина подъезжает к дому. — Машина отъезжает от дома.

93. «Потерянное слово».

Логопед предлагает детям найти потерявшееся слово и произнести предложение целиком.

Примерный речевой материал:

Дети катались... лодке. Картина висит... стене. Цветы растут... клумбе. Кот спит... диване. Лягушки живут... пруду. Продукты покупают... магазине. Одежду вешают... шкаф. Белье лежит... шкафу. Грибы растут... лесу, а клюква... болоте. Дети пошли... реку и купались... реке.

94. «Что где хранится?»

Логопед демонстрирует детям картинки сизображением предметов и просит ответить на вопрос: что где хранится?

Образец ответа: пальто — пальто висит в шкафу.

Картинки: книги, посуда, скатерть, мыло, ваза.

95. «Что где растет?»

а. Логопед демонстрирует картинки с изображением овощей и просит детей сказать, где растет каждый овощ (в земле или на земле).

Образец ответа: огурец растет на земле; свекла растет в земле.

Картинки: огурец, помидор, морковь, горох, картофель, репа, свекла, кабачок, редис, капуста, редька,

б. Логопед демонстрирует картинки с изображением овощей попарно и предлагает детям составить предложение.

Образец ответа: Капуста растет на земле, а морковь в земле.

в. Логопед демонстрирует детям картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, цветов и предлагает им отобрать и назвать картинки с изображением тех растений, которые растут: в саду; в огороде; в поле; в лесу; на лугу; на реке; на болоте.

Образец ответа: Клюква растет на болоте. Грибы растут в лесу.

Картинки: яблоки, сливы, груши, виноград, абрикосы, персики, гранаты, огурцы, горох, бобы, капуста, кабачки, брюква, свекла, трава, рожь, пшеница, кукуруза, овес, грибы, ягоды, орехи, цветы, кувшинки, лилии, клюква.

96. «Любопытная Варвара».

Логопед показывает детям куклу, которую зовут Варвара, и сообщает о том, что она никогда не молчит, а все время задает вопросы. Детям предлагается ответить на вопросы любопытной Варвары.

Примерный речевой материал:

Откуда вернулась дети? Откуда выехала машина? Откуда принесли грибы? Откуда появляется творог? Откуда вышли пассажиры? Из чего стреляет охотник? Из чего пьют чай? Откуда выпал птенец? Откуда достали одежду? Откуда пришла мама? Откуда появляются цыплята? Из чего связаны варежки? Из чего варят уху? Из чего можно лепить?

97. «Исправь ошибки».

Логопед предлагает детям прослушать предложения, определить, все ли в них правильно, и исправить ошибки.

Примерный речевой материал:

Дым валит с трубы Кастрюлю сняли из плиты. Папа достал книги из полки. Бабушка приехала с деревни. Шубу сняли из вешалки. Мама пришла с магазина. Птенец выпал с гнезда. Дети вернулись из дачи.

98. «Репка».

Логопед читает детям сказку «Репка», а затем предлагает рассказать, кто за кого держался.

99. «Что под чем (под кем)?»

Логопед называет пару слов и демонстрирует предметные картинки, задавая вопрос: что под чем (под кем)?

Примерный речевой материал:

головашляпа; зеркалополка; крот — земля; батареяокно; люстрастол; мыши — пол; тапкистул; шкаф — коробка; кустзаяц; метро — земля; столноги; гусеницалистик.

100. «Что (кто) над чем?»

Логопед называет пару слов и демонстрирует предметные картинки, задавая вопрос: что (кто) над чем? Примерный речевой материал:

самолетгород; чайкиморе; головавоздушный змей; гусиозеро; голубикрыша; картинадиван; солнцелес; люстрастол; пчелацветок.

101. «Прятки».

Логопед рассказывает детям о том, что звери решили поиграть в прятки. Но они были непоседами, не могли долго неподвижно сидеть на одном месте и стали выглядывать из своих укрытий. Логопед предлагает детям найти спрятавшихся зверей, ответив на вопрос: откуда они выглядывают?

Образец ответа: Попугай спрятался за занавескуон выглядывает из-за занавески.

Примерный речевой материал:

Корова спряталась за сарай —...

Лошадь спряталась за дом —...

Собака спряталась за конуру —...

Кошка спряталась за диван —...

Свинья спряталась за забор —...

Коза спряталась за дерево —...

102. «Сорока-воровка».

Логопед сообщает детям о том, что на ферму прилетела из леса сорока. Она обычно все тащит к себе в гнездо, и за это домашние животные прозвали ее сорока-воровка. Они стали прятать от нее свои лакомства, но сорока была очень хитрая: она все равно их утащила. Детям предлагается сказать, откуда сорока утащила лакомства домашних животных.

Образец ответа: Собака спрятала кость под крыльцо, а сорока утащила ее из-под крыльца.

Примерный речевой материал:

Свинья спрятала желуди под деревом, а сорока...

Кошка спрятала колбасу под скамейкой, а сорока…

Лошадь спрятала сено под навесом, а сорока...

Корова спрятала траву под телегой, а сорока...

Курица спрятала зернышко под листочком, а сорока.»

103. «Скажи наоборот».

Логопед бросает детям мяч, одновременно произнося предложение с предлогом «под» или «из-под». Ребенок, возвращая мяч, должен сказать свое предложение, изменив предлог.

Образец ответа: Кошка спала под столомкошка вылезла из-под стола.

Примерный речевой материал:

Шофер вылез из-под машины —...

Лодка плыла под мостом —...

Коробку вытащили из-под шкафа —...

Клубок закатился под шкаф —...

Заяц выскочил из-под куста —...

Котенок залез под кровать —...

104. «Придумай предложение».

Логопед предлагает детям придумать предложение со словами: в кино, в шкафу, к дому, с бабушкой, на столе, на машине, под кроватью, из чашки, с полки, с вареньем, за сараем, из-за угла, из-под стула, около школы, между деревьями.

105. «Исправь ошибки».

Логопед произносит предложения и предлагает детям найти и исправить допущенные ошибки. Примерный речевой материал:

Красивая ваза стояла по столе. У небе светит солнце. Машина остановилась в дома. По коробке лежат конфеты. Ира пришла с магазина. Из дерева опадают листья. Кошка вылезает под шкафа. На городом кружился снег. Собака сидит на крыльцо. Лодка плыла от береги. Дети вернулись из лес. Малыш подбежал к сестры. Кресло стоит у диваны. Дети катались на лыжи. Посуду достали из буфету. Ребята ехали в автобусы. Яблоки лежат в корзинка. Котенок сидел за коробках. Катю послали за конфеты. Собака побежала за дети. Над чайник поднимается пар. На трубы, вьется дым.

106. «Где обедал воробей?»

Логопед читает детям стихотворение «Где обедал воробей?», демонстрируя в процессе чтения картинки с изображением персонажей этого стихотворения. Затем логопед последовательно задает вопросы: где, у кого обедал воробей? Если ребенок отвечает правильно, на наборное полотно выставляется соответствующая картинка.

Где обедал воробей?

— Где обедал воробей? Погостил у носорога,

В зоопарке у зверей. Отрубей поел немного.

Пообедал я сперва Побывал я на пиру

За решеткою у льва. У хвостатых кенгуру.

Подкрепился у лисицы. Был на праздничном обеде

У моржа попил водицы. У мохнатого медведя.

Ел морковку у слона. А зубастый крокодил

С журавлем поел пшена. Чуть меня не проглотил.

(С. Маршак)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ

для формирования словообразования

Суффиксальный способ образования

1. «Покажи, что я назову».

Перед детьми размещают картинки с изображением пар предметов обычного и маленького размера. Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс -ИК -(например, дом—дом ик), объясняя, что «волшебная часть» с -ИК- превращает предмет в маленький. Затем логопед называет по картинкам пары Слов и предлагает детям определить, где изображены маленькие предметы, а где — обычные. Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами -ЧИК-, -ОНОК-, -ЕНОК-, -ОЧК-, -ЕЧК-, -Ц-.

Примерный речевой материал:

носносик; куст—кустик; садсадик; стол—столик; корабль—кораблик; мяч—мячик; комар—комарик; шкафшкафчик; стулстульчик; чемодан—чемоданчик; дивандиванчик; помидорпомидорчик; портфельпортфельчик; карманкарманчик; мышьмышонок; коткотенок; тигр—тигренок; волк—волчонок; медведьмедвежонок; заяц—зайчонок; лев—львенок; ленталенточка; тетрадьтетрадочка; юбка-юбочка; сумкасумочка; вилка—вилочка; чашка—чашечка; тарелкатарелочка; ложкаложечка; кружкакружечка; подушкаподушечка; книгакнижечка; зеркалозеркальце; дерево—деревце; окнооконце.

2. «Угадай».

Логопед раздает детям картинки-символы с изображением кругов большого и маленького размера одного цвета, называет в случайном порядке слова и предлагает определить, о каком предмете (животном) он говорит: о большом или маленьком. Дети выбирают соответствующую картинку-символ.

3. «Услышь ласковое слово».

Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс -ОК- (например, лес—лесок) и объясняя, что «волшебная часть» с -ОК- превращает обычные слова в ласковые. Затем логопед произносит в случайном порядке пары слов и предлагает детям хлопать в ладоши, если они услышат «ласковое» слово. Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами -К-., -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ИЧК-, -УШК-, -ЫШК-, -ИЦ-, -ЕЦ-.

Примерный речевой материал:

лес—лесок; голос—голосок; петух—петушок; старик—старичок; друг—дружок; снег—снежок; бокбочок; кругкружок; березаберезка; шубашубка; лошадьлошадка; коровакоровка; капля—капелька; рука—ручка; нога—ножка; береза—березонька; ночь-ноченька; дочьдоченька; ОляОленька; рука—рученька; ноганоженька; подругаподруженька; лисалисичка; вода—водичка; сестрасестричка; голова—головушка; зимазимушка; зернозернышко; пероперышко; крылокрылышко; гнездогнездышко; бревно—бревнышко; солнце—солнышко; водаводица; каша—кашица; кожакожица; масломаслице; кресло—креслице; платьеплатьице; письмописьмецо; пальтопальтецо._

4. «Ласково — неласково».

Логопед бросает ребенку мяч, называя в случайном порядке слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и без них, и предлагает определить, как звучит слово: ласково или нет.

5. «Волшебник».

Логопед предлагает ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, «превратить» его в маленький, назвав правильно слово. Если ребенок выполняет задание безошибочно, то ему демонстрируется картинка с изображением маленького предмета.

Картинки: нос, куст, сад, стол, корабль, мяч, комар, шкаф, стул, чемодан, диван, помидор, портфель, карман, тигр, волк, медведь, заяц, лев, лента, тетрадь, юбка, сумка, вилка, чашка, тарелка, ложка, кружка, подушка, книга, дерево, зеркало.

6. «В зоопарке».

На наборном полотне расположены картинки с изображением животных и их детенышей. Логопед предлагает детям стать экскурсоводами и рассказать, какие животные (детеныши) живут в зоопарке.

Образец ответа: Здесь живут слон и слоненок.

Картинки: слонслоненок; тигр — тигренок; коткотенок; волк — волчонок; медведьмедвежонок; заяцзайчонок; левльвенок.

7. «Дюймовочка».

На наборном полотне расположены картинки с изображением Дюймовочки и предметов, которые ее окружают. Логопед предлагает детям назвать предметы, которыми пользуется Дюймовочка, напоминая, что, поскольку Дюймовочка — маленькая девочка, все ее вещи тоже очень маленькие.

Примерный речевой материал: столик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, кроватка, туфельки, цветочек, платочек, зеркальце, платьице.

8. «Два медведя».

Детям демонстрируются два медведя — большой и маленький — и набор предметных картинок с изображением больших и маленьких чашки, блюдца, ложки, шапки, шарфа, корзины, дома, гриба, пирога. Логопед рассказывает о двух медведях и предлагает детям найти и назвать то, что нужно каждому медведю, закончив начатое им предложение.

Образец ответа: Большой медведь живет в доме. Маленький медведь живет в домике,

Примерный речевой материал:

У большого медведя... У маленького медведя...

Большой медведь надел... Маленький медведь надел…

-Большой медведь взял... Маленький медведь взял...

Большой медведь собрал... Маленький медведь собрал...

Большой медведь испек... Маленький медведь испек...

9. «Доскажи слово».

Логопед предлагает детям по аналогии дополнить начатое им предложение нужным по смыслу словом.

Образец ответа: Заяц белый, и зайчонок беленький.

Примерный речевой материал:

Платок синий, и шарфик... Береза тонкая, и березка...

Дом низкий, и избушка... Кот пушистый, и котенок...

Пояс короткий, и ленточка... Девочка красивая, и куколка...

10. «Назови ласково».

Логопед называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок, возвращая мяч, образует слово с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Образец ответа: умныйумненький.

Примерный речевой материал:

белый —... хороший —...

рыжий —... синий —...

пушистый —... старый —...

красивый —... добрый —...

сладкий —... теплый —...

вкусный —... холодный —...

11. «Покажи, что я назову».

Перед детьми разложены картинки с изображением пар предметов обычного и большого размера. Логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс -ИЩ- (например, дом—домище) и объясняя детям, что «волшебная часть» с -ИЩ- превращает обычный предмет в большой. Затем логопед называет по, картинкам пары слов и предлагает детям определить, на какой из них изображены большие предметы, а на какой — обычные (например: «Покажи, где дом, а где домище»). Аналогичное задание выполняется на материале слов с суффиксом -ИН-.

Картинки: дом—домище; нос—носище; кот—котище; усы—усищи; комар—комарище; куст—кустище; помидор—помидорище; волкволчище; дом—домина; носносина.

12. «Узнай, о чем я говорю».

Логопед бросает ребенку мяч, называя в случайном порядке слова, обозначающие «очень большой» и обычный, и предлагает определитъ, о каком предмете (животном) он говорил — о большом или нет.

13. «Волшебник».

Логопед предлагает ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, «превратить» его в очень большой с помощью «волшебной части» -ИЩ- или -ИН-, назвав правильно слово. Если ребенок выполняет задание безошибочно, ему демонстрируется картинка с изображением соответствующего предмета.

Картинки: дом, нос, кот, комар, куст, помидор, волк, глаз, рука.

14. «Комарик и слон».

Логопед предлагает детям картинки с изображением слона и комара. Он называет в случайном порядке слова (существительные, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой») и предлагает детям поднять соответствующую картинку, определив, о каком предмете говорится: о большом или маленьком.

Примерный речевой материал:

домик, садик, домище, мячик, диванчик, носина, портфельчик, тетрадочка, ротище, чашечка, ложечка, усищи, книжечка, зеркальце, ручищи, деревце, ножищи, домина.

15. «Два брата».

На наборном полотне расположены картинки с изображением двух братьев — Ика и Ища. Логопед рассказывает детям историю о двух братьях (Ике и Ище): «Жили-были два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилище. ИК имел маленький домик, а ИЩ — большой домище. У Ика был носик, а у Ища — носище». Логопед предлагает детям подобрать слова, которые бы соответствовали облику одного братца и другого.

16. «Поймай мяч».

Логопед произносит словосочетания, бросая мяч детям, и предлагает им отвечать одним словом, используя суффиксы -ИК- или -ИЩ-.

Образец ответа: маленький домдомик; большой домдомище.

Примерный речевой материал: маленький комар; маленький кует; большие усы; большой куст; маленький ковер; большая лапа; маленький винт; большой помидор; маленький глаз; большой лоб; большая нога; маленькая рука.

17. «Большой—маленький».

Логопед в случайном порядке называет слова «большой» или «маленький» и предлагает детям подобрать к ним как молено больше слов.

Образец ответа: большойносище, домина, усищи...; маленькиймячик, стульчик, домик...

18. «Цепочка».

Логопед предлагает детям продолжить цепочку слов, образуя новые слова по образцу.

Образец ответа: человекчеловечекчеловечище.

Примерный речевой материал:

кулак —... —... нога —... —... волос —.... —... плечи —... —... нос —... — … голос —... —...
рука —... — … сапог —... —...
клюв —... — … хвост —... —...
усы —...— … глаза —... —...

19. «Лишнее слово».

Логопед называет детям ряд слов и предлагает определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор.

Примерный речевой материал:

избушка — садик — крылечкодеревцеокнодворикскамеечка —дверца;

ручищиглазищи — носищеножищидом — волчище — усищи;

ручканожка — глазикщечки — ножищи — лобик — садик;

волчищедомище — глазищи — ротикручищи -— носище.

20. «Ждем гостей».

Логопед предлагает детям накрыть стол к приходу гостей. Он демонстрирует предметные картинки с изображением посуды и просит ответить, как эта посуда называется.

Образец ответа: посуда для салатасалатница.

Примерный речевой материал:

посуда для супа —... посуда для масла —...

посуда для хлеба —... посуда для Конфет —...

посуда для соуса —... посуда для молока —...

посуда для сливок... посуда для сухарей —...

Образование прилагательных от существительных

21. «Подумай и назови».

Логопед предлагает детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная.

При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день...

Если на улице шум, то улица...

Если человеку сопутствует удача, то человек …

Если у человека талант, то человек...

Если весь день идет дождь, то день...

Если корова приносит людям пользу, то корова...

Если у человека есть здоровье, то человек...

22. «Назови правильно».

Логопед предлагает детям дать словам правильные определения, ответив на его вопрос.

Образец ответа: Как назвать ученика за ум? Умный.

Примерный речевой материал:

Как назвать борца за силу?...

Как назвать «волшебное царство» за сон?...

Как назвать песню, если она вызывает тоску?...

Как назвать ворону за крик?...

Как назвать клоуна, если он вызывает смех?...

Как назвать фильм, если он вызывает скуку?.,.

Как назвать мальчика за драку?...

Как сказать про носок, если он с дыркой?...

Как назвать девочку, если у нее кудри?...

Как назвать человека, если он делает людям добро?...

Как назвать человека, если он делает людям зло?...

Как назвать лежебоку за лень?...

Как назвать книгу, если она вызывает печаль?...

23. «Помоги Незнайке».

Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришел Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Детям предлагается помочь Незнайке, научив его произносить слова правильно, без ошибок.

1-й вариант. Логопед произносит в случайном порядке предложения с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат, что логопед произнес предложение, содержащее неправильное слово.

2-й вариант. Логопед произносит в случайном порядке предложения с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям исправить его, если они услышат предложение, содержащее неправильное слово, назвав правильный вариант.

Примерный речевой материал:

По лесу бродит голоденный волк.

За окном очень шумная улица.

На улице льет силовой дождь.

Сегодня чудесный морозновый день.

Мальчик не хочет есть холодный суп.

Малыш вернулся с прогулки весь грязенный.

Мама готовит полезновую пищу.

Я услышал очень тоскливую песню.

Наступила сырая дожденная осень.

На опушку выскочил трусостный заяц.

Во дворе жил очень драчливый мальчик.

3-й вариант. Логопед произносит предложение, где прилагательное заменено существительным, от которого оно должно быть образовано. Детям необходимо исправить ошибку, дав правильный вариант ответа.

Образец ответа: На улице льет осень дождьна улице льет осенний дождь.

Примерный речевой материал:

Папа купил сыну футбол мяч.

Наступил первый лето день.

На улице стоит солнце погода.

Над домом летит воздух шар.

В вазе стоят поле цветы.

Повар сварил яблоки компот.

Дети слепили снег бабу.

Мама приготовила овощи салат.

24. «Угадай, кто хозяин».

На наборном полотне расположены предметные картинки. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть их и ответить на вопрос «чей это?» («чья это?»).

Образец ответа: сумка мамычья это сумка?мамина сумка.

Примерный речевой материал:

платок тети; костюм дяди; газета папы; очки бабушки; книга дедушки; дом кошки; галстук отца; хвост крокодила.

25. «Доктор Айболит».

Логопед рассказывает детям историю о том, что на дне рождения у зайца звери объелись сладким и у них разболелись зубы. Пришли звери к Доктору Айболиту лечить больные зубы. Логопед демонстрирует картинки с изображением Доктора Айболита и животных и предлагает детям назвать, чей зуб вылечил Доктор Айболит.

Образец ответа: Доктор Айболит вылечил волчий зуб.

Примерный речевой материал:

лисий зуб; медвежий зуб; олений зуб; беличий зуб; заячий зуб.

26. «Прятки».

Логопед сообщает детям, что животные решили поиграть в прятки, но не смогли спрятаться полностью, и поэтому их можно увидеть. На наборном полотне размещаются картинки с изображением частей туловища спрятавшихся животных и предлагается угадать, кто играет в прятки.

Образец ответа: Это лисья головалиса играет в прятки.

Примерный речевой материал:

головарыбья, оленья, лисья, коровья, птичья, медвежья, заячья, беличья, волчья;

хвост — рыбий, олений, лисий, коровий, птичий, медвежий, заячий, беличий, волчий.

27. «Рассеянный ученик».

Логопед рассказывает детям историю о рассеянном ученике, который, выполняя домашнее задание, все перепутал. Он нарисовал животных, перепутав их головы, хвосты и т. д. Детям демонстрируются картинки-нелепицы с изображением животных с чужими частями туловища. Логопед предлагает детям исправить ошибки.

Образец ответа: Это волк, но у него хвост заячий, а должен быть волчий.

Примерный речевой материал:

хвост — козий, рыбий, бараний, олений, коровий, павлиний, птичий, медвежий, собачий, заячий, волчий, беличий; головакозья, рыбья, баранья, оленья, коровья, павлинья, птичья, медвежья, собачья, заячья, волчья, беличья; туловищекозье, рыбье, баранье, оленье, коровье, павлинье, птичье, медвежье, собачье, заячье, волчье, беличье.

28. «Чей дом?»

Логопед демонстрирует детям картинки с изображением жилища животных и предлагает определить, чье это жилище, ответив на вопрос «чей дом?»

Картинки: берлога, логово, нора, конура, хлев, дупло, птицеферма.

29. «У кого какая шуба?»

Логопед демонстрирует картинки с изображением животных и предлагает детям ответить на вопрос: у кого какая шуба?

Образец ответа


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.321 с.