По формированию словоизменения — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

По формированию словоизменения

2017-09-30 297
По формированию словоизменения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Единственное и множественное число существительных

1. «Магазин игрушек».

Детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением полок магазина, на которых стоят игрушки. Логопед держит в руках предметные картинки с изображением тех же игрушек в единственном числе. Показывая поочередно свои картинки, логопед начинает предложение, которое дети должны закончить.

Примерный речевой материал:

У меня мишка, а в магазине... (мишки).

У Меня кукла, а в магазине... (куклы).

У меня машинка, а в магазине... (машинки).

У меня пирамидка, а в магазине... (пирамидки).

У меня мяч, а в магазине... (мячи).

У меня совок, а в магазине», (совки).

У меня кубик, а в магазине... (кубики).

(Аналогичная игра может проводиться по темам: магазин овощей и фруктов, магазин одежды).

2. «У кого что?»

Детям раздаются картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе и предлагается, рассмотрев их, ответить на вопрос: у кого что?

Примерный речевой материал:

У меня елка. У меня елки.

У меня гриб. У меня грибы.

У меня книга. У меня книги.

У меня карандаш. У карандаши.

У меня колесо. У меня колеса.

У меня ведро. У меня ведра.

3. «Скажи наоборот».

Логопед называет существительное в единственном числе, бросая ребенку мяч. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, изменяя число существительного.

Примерный речевой материал:

шар... (шары) комар... (комары) гриб... (грибы) шкаф... (шкафы) стол... (столы)   мяч... (мячи) сапог... (сапоги) петух... (петухи) паук... (пауки) пирог... (пироги)   дом... (дома) глаз... (глаза) лес... (леса) окно... (окна) ведро... (ведра) корова... (коровы) роза... (розы) пила... (пилы) лимон... (лимоны) слива... (сливы)   тетрадь... (тетради) книга... (книги) кубик... (кубики) ложка... (ложки) мышка... (мышки)   стул... (стулья) лист... (листья) платье... (платья) дерево... (деревья) перо... (перья)

4. «Зоопарк».

На наборном полотне располагаются картинки с изображением одного и нескольких животных и птиц. Логопед предлагает детям стать экскурсоводами и рассказать, кто живет в зоопарке.

Образец ответа: Здесь живет бегемот, аздесь бегемоты.

Примерный речевой материал:

Здесь живет слон, аздесь... (слоны).

Здесь живет тигр, а здесь... (тигры).

Здесь живет жираф, а здесь... (жирафы).

Здесь живет лиса, а здесь... (лисы).

Здесь живет белка, а здесь... (белки).

Здесь живет медведь, а здесь... (медведи).

Здесь живет волк, а здесь... (волки).

Здесь живет заяц, а здесь... (зайцы).

Здесь живет орел, а здесь... (орлы).

Здесь живет дятел, а здесь... (дятлы).

5. «Один—много».

Логопед предъявляет в случайном порядке картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе и предлагает детям поднимать зеленый кружок, если они услышат название предмета в единственном числе, и красный — если во множественном.

Примерный речевой материал:

домдома; лес—леса; облакооблака; кольцокольца, письмописьма.

6. «Волшебник».

Логопед предлагает ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением одного предмета, «превратить» его в другой, образовав форму множественного числа. Если ребенок выполняет задание правильно, то картинка переворачивается и ему демонстрируется изображение нескольких предметов.

Примерный речевой материал:

зеркало—зеркала; глаз—глаза; креслокресла; яйцо-яйца; гнездогнезда; стул—стулья; лист—листья; крыло—крылья.

7. «Найди пару».

Перед детьми разложены картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе. Логопед предлагает составить пары из картинок (единственное число — множественное число).

Картинки:

коткоты; топортопоры; столстолы; арбузарбузы; вазавазы; машинамашины; петухпетухи; ключключи; носокноски; улиткаулитки; волкволки; голубьголуби; огурецогурцы; левльвы; орелорлы; заяцзайцы; перецперцы; ухоуши; домдома; глазглаза; зеркалозеркала; кольцокольца; окноокна; гнездогнезда; стулстулья; перо—перья; дереводеревья.

8. «Один — одна — одно — одни».

Логопед поочередно бросает детям мяч и называет слова:

карандашрука — колесо — сапоги;

лимон — головаведро — пауки;

фартукстрелапальтопетухи;

чайникшапкаяблокоулитки;

чемоданкастрюляплатьеволки;

ременьрубашкаполотенцеголуби;

конькровать — одеяломашины.

Ребенок, возвращая мяч, называет подходящее к названному слову слова: один, одна, одно, одни.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.