Родственные слова и общая морфема — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Родственные слова и общая морфема

2017-09-30 293
Родственные слова и общая морфема 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

56. «Похожие слова».

Логопед демонстрирует детям несколько картинок, на которых изображены: сад, маленький садик, садовник, который поливает садовые цветы. Он объясняет детям значение каждого слова, интонационно выделяя общую часть слова, говорит, что все эти слова связаны со оловом сад (садик — маленький сад, садовник — человек, который ухаживает за садом, садовые цветы — те, которые растут только в саду). Затем логопед читает стихотворение.

Как растут слова

Как-то много лет назад Вот из сада

Посадили странный сад. Вам рассада,

Не был сад фруктовымВот еще посадки рядом.

Был он только словом. А вот садовод,

Это слово, словно корень, С ним садовник идет.

Разрастаться стало вскоре Очень интересно

И плоды нам принеслоГулять в саду словесном.

Стало много новых слов.

(Б. Измайлов)

После прочтения стихотворения детям дается задание составить словосочетания или предложения с этими словами. При затруднении демонстрируются сюжетные картинки.

Примерный речевой материал:

Колхозники посадили сад. Садовник ухаживает за садом, поливает садовые цветы и другие посадки. Садовник посыпает садовые дорожки песком. Колхозники посадили большой сад, а около нашего дома есть маленький садик. В нем мы тоже посадили садовые цветы. Мы ухаживаем за садовыми цветами.

57. «Назови лишнее слово».

Логопед произносит группу из трех слов, два из которых являются однокоренными, а третье содержит омонимичный корень, и предлагает детям назвать лишнее слово, обосновав свой выбор.

Примерный речевой материал:

нос — носовой — носить;

вода — водитьводный;

белкабелыйбелить;

ножнойножевойножик;

вина — виноватыйвиноград;

измученныймучной — замучить;

распарыватьраспаритьпарилка;

пылинказапылитьзапылить;

растоптатьтопотрастопить.

58. «Подбери слова-родственники».

Детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением леса. Логопед проводит беседу по картинке, задавая детям вопросы:

Что нарисовано на картинке? (лес).

Как можно назвать маленький лес? (лесок).

Как называют зверей и птиц, которые живут в лесу? (лесные).

Как называют человека, который охраняет лес и заботится о лесных животных? (лесник).

Как называется сказочный персонаж, живущий в лесу? (старик-лесовик).

Затем логопед называет слова лес, лесок, лесные, лесник, лесовик и предлагает детям определить, что общего в этих словах. Аналогичная работа может проводиться на материале других слов.

Примерный речевой материал:

игр аигр ушка, игр ушечный, игр овой, игр ушечка, игр ать;

ночьноч ка, ноч ной, ноч енька, ноч евка, ноч ник, ноч евать;

печьпеч ка, печ урка, печ еный, ис печь, за печь, печ ник;

городгород ок, город ской, город овой, при город;

ягод а — ягод каягод ный — ягод ник;

ледлед янойлед овый — лед ышка — ле д ник — за лед енеть.

59. «Назови общую часть».

Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (корень), и предлагает детям определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив свой выбор.

Примерный речевой материал:

дубдуб окдуб овый;

голосголос истый — голос ить;

домдом икдом ашний;

леж бищележ ебокалеж ать;

бел ить — бел ый — по бел ка;

пляс ка — пляс овая — пляс ать;

сор сор ный — сор ить;

дым итьдым ка — за дым ление;

ход ить — по ходход ок;

пыл инка — пыл ьный — за пыл ить.

60. «Назови родственные слова».

Логопед, называя слово, бросает мяч детям. Ребенок, возвращая мяч, называет родственное слово.

Примерный речевой материал:

кот... котик, котенок, котище, кошка, кошачий, кошечка, коток;

лиса… лис, лисенок, лисий, лисонька;

сад... садик, садовый, посадки, посадить, садовник;

соль... соленый, посолить, соленья;

лес... лесок, лесной, лесник, перелесок;

гора... горка, пригорок, горный, горняк;

воз... возить, повозка, перевозка, возчик, возница;

горе... горюшко, горевать, горести, пригорюниться;

вода... водный, подводный, водовоз, водяной, подводник;

поле... полюшко, полевой, полевка; пол... половая, напольная, половик, половица;

рисунок... рисовать, зарисовка, рисование, разрисовать;

рис... рисинка, рисовый;

крепость... крепкий, укрепление, крепить, подкрепление.

61. «Договори похожие слова».

Логопед начинает предложение и предлагает детям продолжить его, используя похожие слова. Примерный речевой материал:

Скоро сказка... (сказывается), да не скоро дело... (делается).

Хватит тебе, молодцу, горе... (горевать).

Не впервой волку зиму... (зимовать).

Молодое растет, а старое... (старится).

Все живое хочет... (жить).

62. «Найди общую часть в словах».

Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (приставку), и предлагает детям определить и назвать общую часть слова, объяснив свой выбор.

Примерный речевой материал:

вы бежать, вы йти, вы прыгнуть;

при йти, при бежать, при плыть;

у йти, у лететь, у бежать;

от бежать, от ъехать, от плыть;

в лететь, в бежать, в ъехать;

за йти, за лететь, за бежать;

под бежать, под прыгнуть, под лететь;

пере йти, пере лезть, пере шагнуть.

63. «Найди лишнее слово».

Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (приставку), и предлагает детям определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор.

Примерный речевой материал:

унести, прийти, приподнять;

прибежать, зайти, принести;

выкинуть, войти, выпрыгнуть;

прийти, подскочить, прибежать;

выйти, вбежать, вылететь;

отползти, отработать, забежать;

переплыть, отойти, перепрыгнуть;

зайти, занести, вылезти.

64. «Помоги Незнайке».

Логопед произносит слова и предлагает детям помочь Незнайке определить, чем различаются слова, объяснив свой ответ.

Примерный речевой материал:

в лететь — под лететь; пере плытьза плыть;

под ъехать — у ехать; при бежать — у бежать;

на ехать — от ъехать; от прыгнутьза прыгнуть.

65. «Назови слова».

Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, у которых в начале находится общая часть (приставка): пере-, вы-, под-, в-, за-, при-, от-, с-.


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................................................... 3

Глава 1 Коррекция фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией............................................................................................................................................................. 5

1.1. ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ............................................................................................................ 5

ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ......................................................... 5

ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ................................................ 12

1.2. МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.............................................................. 14

МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ.................. 15

Глава 2 КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ................................................................. 94

2.1. ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.......................................................................................................... 94

2.2. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.............................................................. 98

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.