Коэффициент концентрации (CR) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Коэффициент концентрации (CR)

2017-09-10 11346
Коэффициент концентрации (CR) 5.00 из 5.00 14 оценок
Заказать работу

Значение коэффициента определяется по формуле

,

где CRk – индекс концентрации k продавцов, %;

Si – доля продаж i -гo продавца в объеме реализации рынка, %;

k – число крупнейших фирм на рынке, выбранных для расчета коэффициента концентрации.

Si может вычисляться как отношение объема продаж, численности занятых, размера активов, добавленной стоимости предприятия
к суммарному значению показателя по рынку в целом. Как правило этот показатель рассчитывается для трех (CR 3), четырех (CR 4), шести (CR 6), восьми (CR 8) крупнейших продавцов.

Этот коэффициент позволяет сопоставить уровни концентрации различных отраслевых рынков и определить, за счет доли каких предприятий (крупных, средних или мелких) наметилась перегруппировка рыночной власти.

Недостаток показателя – он нечувствителен к различным вариантам распределения долей между конкурентами.

Чтобы пояснить методику расчета данного и нижепредставленных показателей, применяемых для оценки степени концентрации рынков, используем следующие исходные данные. Пусть на отраслевом рынке имеется 6 фирм, объемы продаж которых представлены
в табл. 6.1.

 

Таблица 6.1

 

Фирма Объем продаж, тыс. шт.
   
   
   
   
   
   
Итого  

 

Для определения коэффициента CR3 определим рыночные доли фирм, расчет которых представлен в табл. 6.2.

 

Таблица 6.2

 

Фирма Рыночная доля фирмы, %
  100·1350/4500 = 30
  100·1125/4500 = 25
  100·900/4500 = 20
  100·450/4500 = 10
  100·450/4500 = 10
  100·225/4500 = 5

 

Коэффициент концентрации для трех предприятий CR 3

.

Это свидетельствует о том, что тремя фирмами контролируется 75 % рынка.

Аналогичным образом определяются CR 4:

.

2. Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана (НHI)

,

где Si – доля продаж i -гo предприятия в общем объеме реализации;

n – число хозяйствующих субъектов на рынке.

Коэффициент учитывает как численность предприятий, так
и неравенство их положения на рынке. Чем меньше HHI, тем меньше концентрация и сильнее конкуренция на рынке (слабее рыночная власть отдельных предприятий). Для конкурентного рынка (если предприятий более 100) HHI стремится к единице, для монопольного рынка – к 10 000.

Следует заметить, что при расчетах в данную формулу вместо Si подставляется коэффициент, характеризующий рыночную долю предприятия, а не сама рыночная доля в процентах. Для нашего примера будет получено следующее значение HHI:

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и коэффициентов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка по степени концентрации, которые приведены в табл. 6.3.

 

Таблица 6.3

Типы рынка по степени концентрации

Высококонцентрированные рынки При 70 % < CR 3 < 100 % 2000 < HHI < 10000 При 80 % < CR 4 < 100 % 1800 < HHI < 10000
Умеренно концентрированные рынки При 45 % < CR 3 < 70 % 1000 < HHI < 2000 При 45 % < CR 4 < 80 % 1000 < HHI < 1800
Низкоконцентрированные рынки При CR 3 < 45 % HHI < 1000 При CR 4 < 45 % HHI < 1000

 

Для нашего примера CR 3 равен 75 %, а HHI имеет значение 2150, следовательно, рассматриваемый рынок является высококонцентрированным.

3. Индекс Линда (L). Определяет степень неравенства между лидирующими на рынке поставщиками товаров

,

где k – число крупных поставщиков (не менее двух);

,

где Qi – отношение средней доли рынка i -го поставщика к доле k – i поставщиков;

i – число ведущих поставщиков среди k - крупных поставщиков;

Ai – общая доля рынка, приходящаяся на i - поставщиков;

Ak – доля рынка, приходящаяся на k – крупных поставщиков.

Индекс Линда используется для определения границы олигополии. L рассчитывается для k = 2, k = 3 и так далее до тех пор, пока выполняется условие Lk < Lk –1. Определяемая граница (k при Lk < Lk +1) может характеризовать рынок на наличие жесткой олигополии
(2, 3 фирмы на рынке) или размытой (6–7 фирм занимают 70–80 % рынка), позволяя тем самым эмпирически выявить предполагаемый круг субъектов, способных согласованно ограничивать конкуренцию.

Используя данные нашего примера, рассчитаем значение индекса Линда:

1) при k = 2,

2) при k = 3,

Поскольку L 2 < L 1, расчет индекса продолжается дальше;

3) при k = 4,

Поскольку L 3 > L 2, расчет индекса прекращается и делается вывод о том, что олигополию формируют две крупные фирмы. Следовательно, на рынке существует жесткая олигополия.

4. Коэффициент относительной концентрации. Характеризует соотношение числа крупнейших предприятий, способных воздействовать на рынок, и контролируемой ими доли рынка.

,

где b – доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий (%);

a – доля продаж данных предприятий в общем объёме реализуемой продукции (%).

При K > 1 концентрация отсутствует – рынок конкурентный. При K < 1 на рынке высокая степень концентрации, рыночная власть предприятий велика.

Крупнейшее предприятие должно обладать более чем 20 %-ной долей рынка.

Исходя из данных нашего примера, на рынке существует 3 крупнейших фирмы с рыночными долями 30, 25 и 20 %. Доля этих фирм в общем количестве фирм на рынке

.

Общая доля продаж крупнейших предприятий

.

Коэффициент относительной концентрации для нашего рынка

Для нашего примера коэффициент относительной концентрации свидетельствует о том, что рынок является конкурентным.

5. Коэффициент энтропии. Представляет собой среднюю долю предприятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:

,

где Si – доля продаж i -ой фирмы на рассматриваемом товарном рынке;

n – число хозяйствующих субъектов на рынке.

При монополии данный индекс принимает наименьшее значение – 0. Если все n фирм являются одинаковыми, то индекс равен логарифму от числа фирм на рынке.

По иному варианту расчета

Коэффициент характеризует степень деконцентрации рынка
и позволяет более глубоко исследовать уровень и динамику концентрации: чем больше Е, тем больше экономическая неопределенность и ниже уровень концентрации продавцов на рынке. Он позволяет сопоставлять разные рынки по степени их концентрации.

Для нашего примера расчет данного показателя по первой формуле будет следующим:

.

При использовании второй формулы будет получено то же самое значение коэффициента, но со знаком «минус».

6. Дисперсия логарифмов рыночных долей и коэффициент вариации. Характеризует распределение объемов продаж между предприятиями:

,

где Si – доля продаж i -й фирмы на рассматриваемом товарном рынке;

S – средняя доля одного предприятия на рынке, равная 1/ n;

n – число хозяйствующих субъектов на рынке.

Данный показатель может быть рассчитан также и по другой формуле

.

Дисперсия определяет возможную рыночную власть предприятий через неравенство их размеров. Чем больше дисперсия, тем более концентрирован рынок и слабее конкуренция.

Применяя первую формулу для нашего примера, получим следующее значение:

Использование второй формулы дает точно такой же результат.

При анализе концентрации и изучении условий создания конкурентной среды важное место занимает коэффициент вариации

,

где – среднее квадратичное отклонение.

Чем ниже коэффициент вариации, тем равномернее распределение объема производства (продаж) между предприятиями, ниже уровень концентрации, и наоборот.

Для нашего примера его значение определяется следующим образом:

.

Дисперсия и коэффициент вариации не отражают средних размеров предприятий. Для рынков с двумя и со 100 предприятиями одинакового размера дисперсия будет одинакова и равна нулю, но уровень концентрации будет различным, а за низким коэффициентом вариации может скрываться монопольное предприятие. Поэтому данные показатели применяются только в качестве вспомогательных средств для оценки неравенства в размерах фирм.

Коэффициент Джини

,

где Ai – накопленное значение долей i- го количества крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке;

An – сумма значений долей всех предприятий на рынке;

n – число предприятий на рынке.

Чем выше коэффициент Джини, тем больше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами и выше уровень концентрации.

Таблица 6.4

 

Количество крупнейших фирм на рынке Суммарная рыночная доля крупнейших фирм на рынке
  0,3
  0,55
  0,75
  0,85
  0,95
   

Для удобства расчета данного коэффициента в нашем примере целесообразно осуществить промежуточные расчеты накопленных долей крупнейших хозяйствующих субъектов (табл. 6.4).

Коэффициент вариации, дисперсия логарифмов и коэффициент Джини слабо реагируют на изменение числа предприятий. Недостатком коэффициента Джинни является необходимость знания доли всех мельчайших предприятий в отрасли.

8. Коэффициент Розенблюта (Холла – Тайдмана)

где Ri – ранг i -го предприятия на рынке (по убывающей, самое крупное предприятие имеет ранг 1);

Si – доля продаж i -го предприятия на рынке.

Максимальное значение индекса равно 1 (в условиях монополии), минимальное 1/ n (n – число предприятий в отрасли). По экономическому смыслу данный показатель сходен с индексом HHI.

Для нашего примера расчет данного коэффициента выглядит следующим образом:

.

Достоинствам коэффициента Холла–Тайдмана является возможность учета соотношения размеров предприятий – крупных продавцов, что помогает провести более глубокий анализ рыночной структуры отрасли.

Показатели рыночной власти

Основными показателями рыночной (монопольной) власти предприятий являются коэффициенты Бейна, Лернера и Тобина. Коэффициент Бейна показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала, Тобина – связывает рыночную стоимость с восстановительной стоимостью её активов.

Из-за сложности расчетов в практике антимонопольных органов используется коэффициент Лернера

где Р – отпускная цена товара;

МС – предельные издержки производства товара.

Этот показатель отражает отклонение цены от предельных затрат, связанных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии.

Значения коэффициента Лернера варьируются в зависимости от структуры следующим образом:

– для совершенно конкурентного рынка – равен нулю (рыночная власть отсутствует);

– для рынка монополистической конкуренции – расположен
в диапазоне от 0,3 до 0,5;

– для рынка олигополии – от 0,6 до 0,8, в зависимости от числа предприятий;

– для рынков с доминирующим предприятием – от 0,8 до 0,9;

– для рынка монополии приближается к 1.

Пусть у фирмы полная монопольная власть, тогда , где Ed – эластичность спроса. Если происходит взаимодействие по Курно, то

L ср и L могут быть связаны через коэффициент b, который показывает, насколько положение в отрасли отклоняется от полной согласованности и несогласованности.

При b = 0 мы получим взаимодействие по Курно (нет ценового сговора), при b = 1 у нас полная монополия или картель.

следовательно, . Если у нас взаимодействие по Курно, то строго линейная зависимость. Если полный картель – нет зависимости.

Вопросы для повторения

1. Почему понятие «рыночная власть» является ключевым понятием в теории отраслевых рынков?

2. Перечислите источники рыночной власти.

3. Какое влияние оказывает концентрация продавцов на рынке на уровень рыночной власти?

4. Дайте сравнительную характеристику методов оценки концентрации продавцов на рынке.

5. В чем отличие коэффициента Розенблюта от коэффициента Герфиндаля-Гиршмана.

Темы для эссе

1. Отличия в результатах оценки концентрации продавцов на рынке как результат выбора основы расчета доли фирмы (основа для подготовки: Князева И.В. Концентрация отраслевых рынков Российской Федерации: методологический аспект // ЭКО. – 2001. – № 7).

2. Характеристика степени концентрации отдельных рынков
в Российской Федерации (основа для подготовки: Конкуренция и антимонопольное регулирование: учеб. пособие для вузов / Авдашева С.Б. [и др.]; под ред. А.Г. Цыганова. – М.: Логос, 1999. (Статьи из рубрики «Отрасль» в журнале РЭЖ).

3. Состояние конкурентной среды на рынках в разных странах мира (основа для подготовки: Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. – М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 78–81).

4. Критика взаимовлияния показателей концентрации продавцов на рынке и рыночной власти (основа для подготовки: Авдашева С.Б. Конкуренция и структура рынков: что мы можем узнать из эмпирических данных о России / С.Б. Авдашева, А.Е. Шаститко, Б.В. Кузнецов // Российский журнал менеджмента. – 2006. – № 4.)

Расчетные задания

6.1. Предприятие производит автомобили. Цена автомобиля 200 тыс. руб. Предельные издержки на производство одного автомобиля 160 тыс. руб. На каком рынке работает предприятие?

6.2. Определите тип рынка сборного железобетона по степени концентрации и место ЖБК-1 на рынке, если известны следующие данные по годовому объему производства:

 

Наименование предприятия Выпуск, тыс. м3
ФЛ «Верещагинский завод ЖБК» 17,8
ОАО ЖБК-1 31,6
ОАО «Строма» 0,5
ОАО «Березниковский завод ЖБК» 4,9
ОАО «Краснокамский завод ЖБК» 5,9
ОАО «Пермтрансжелезобетон» 108,1
ОАО «Завод силикатных панелей» 46,9
ЗАО ПКФ ЖБК-7 18,8
ОАО «Лысьвенский завод ЖБК № 6» 4,1
ЗАО «Сентябрь» 1,3
ООО «Контакт» 14,1
ОАО «Комбинат стройиндустрия» 1,1
ОАО «Стройпанелькомплект» 43,9
ООО «Строймаркет» 4,0
ЗАО «Кунгурский ЖБК» 6,8
ООО «Монолит» 0,8
ООО «Стройдеталь» 12,0

 

6.3. Оцените уровень концентрации продавцов на рынке и сравните показатели, рассчитанные по отраслям и по отраслевым рынкам. Известны следующие данные по трем крупнейшим фирмам:

 

Показатели Фирма 1 Фирма 2 Фирма 3
Товар А Товар Б Товар С Товар А Товар Б Товар С
Объем производства, шт.            

Десять мелких фирм производят одинаковое количество товара
в рамках 150 штук изделий А, 80 штук изделий Б и 120 штук изделий С.

 

6.4. Оцените уровень концентрации производителей алюминия с учетом и без учета толлинговой операции.

 

Производители Толлинговая (экспортная) квота, тыс. т. Объем продаж на внутреннем рынке, тыс. т.
Братский завод    
Красноярский завод    
Саянский завод    
Новокузнецкий завод    
Иркутский завод    
Волгоградский завод    
Надвоицкий завод    
Кандалакшский завод    
Волховский завод    
Уральский завод    
Богословский завод    

 

6.5. Данные о долях продаж фирм на товарных рынках А и В
и ценовой эластичности спроса приведены в таблице. На первом рынке показатель согласованности ценовой политики b = 0,3, а на втором b = 0,05.

 

Товарный рынок А Показатель ценовой эластичности спроса е = –4 Товарный рынок В Показатель ценовой эластичности спроса е = –1,2
Фирма Доля, % Фирма Доля, %
       
       
       
       

 

Определите индекс монопольной власти Лернера с учетом согласованности ценовой политики (степени сговора). Проведите расчеты для каждой отрасли в целом и для фирм отрасли.

Можно ли сделать вывод, что с ростом концентрации монопольная власть растет? Почему?

Каким образом перераспределяется монопольная власть между фирмами при появлении сговора в отношении ценовой политики [2]?

6.7. В таблице приведены данные о мощности крупнейших энергетических компаний России. Будем считать, что границы рынка определены перечнем фирм, приведенных ниже:

 

Энергетическая компания Мощность, млн кВт
  57, 44
  12, 91
  1,14
  8,11
  5,35
  1,83
  0,16
  0,59

 

1. Расcчитайте показатели концентрации: СR 2, СR 3 и СR 4, ННI, индекс энтропии и Линда, дисперсию логарифмов рыночных долей на рынке, считая, что мощность всех компаний используется на 80 %. Рассчитайте индекс Джини.

2. Как изменятся показатели концентрации по сравнению со случаем 1), если четыре крупнейшие компании будут использовать производственную мощность на 50 %?

3). Объясните отличия в оценках показателей концентрации для случаев 1–2. Можно ли по результатам расчетов сделать заключение о степени монополизации рынка [2]?

 
 
 

Глава 7. РЫНОЧНЫЕ БАРЬЕРЫ

Барьеры – это факторы объективного или субъективного характера, препятствующие появлению новой фирмы на рынке.

Современный уровень развития экономической теории характеризует барьеры не как субъект межуровневых связей, а как объект, имеющий затратную основу. Это говорит о том, что понятие «барьер входа на рынок» корректно рассматривать как экономическую категорию, а не как организационную.

Существуют два вида барьеров [3, 5]:

1) объективные, или нестратегические, которые формируются рынком или внешней средой. К ним относятся особенности технологии производства, характер предпочтений потребителей, эластичность спроса, уровень влияния иностранной конкуренции;

2) субъективные или стратегические, формируемые фирмой-лидером. Наиболее значимыми из них являются стратегическое ценообразование, политика инноваций и НИОКР, вертикальная интеграция и дифференциация товара.

Нестратегические барьеры

Экономическая значимость такого барьера, как технология производства, определяется результативностью эффекта масштаба.

Например, на российском рынке энергоресурсов экономически неактуальными являются проекты по использованию энергии ветра. Позитивный опыт Германии неприемлем даже в условиях полной загрузки мощности, такие проекты характеризуются высокими затратами на обслуживание из-за климатических особенностей России, срок окупаемости составляет 25 лет.

Дополнительно к эффекту масштаба в европейской практике используется информация о разнице между уровнем средних издержек крупных и мелких фирм в отрасли[15], которая оценивается по показателю коэффициент преимущества в издержках и рассчитывается по формуле

,

где Avi – сумма издержек крупнейших предприятий в отрасли;

N – общее количество предприятий в отрасли;

k – количество крупных предприятий в отрасли;

nk +1 – количество мелких предприятий;

Avj – показатель, характеризующий отношение добавленной стоимости к количеству работающих на предприятии.

Чем больше I, тем больше барьеры входа на рынок. Барьеры являются высокими, когда I > 1,25

Эластичность спроса как фактор, препятствующий появлению новых фирм на рынке, характеризует возможность изменения цен
в зависимости от его емкости. Чем выше темпы роста спроса, тем ниже барьеры входа на рынок (чем больше емкость рынка и возможности увеличения сбыта продукции, тем больше предприятий появляется на этом рынке). Если спрос на товары неэластичный, то фирма может сильнее повышать цену над уровнем издержек.

В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности иностранные конкуренты являются сильным фактором, снижающим уровень монополизации ряда рынков. На иностранную конкуренцию влияют тарифы, которые искусственно повышают цены
и тем самым приводят к снижению эффективности деятельности импортеров, а также к повышению цен внутренних производителей. Графически этот процесс представлен на рис. 7.1 и иллюстрирует изменение первоначального уровня цены Pw, на мировом рынке, для страны-им­портера, при которой сформирован объем предложения Q 1
и объем спроса Q 2. Если государство примет решение увеличить объем предложения отечественных производителей до уровня Q 3 за счет введения тарифа на величину r, то снизится объем спроса с Q 2 до Q 4. Положительный экономический результат для государства будет равен площади c + d, положительный эффект для производителей определяется площадью а, но для потребителей эффект будет отрицательным и количественно тождественен значению площадей a + b + c + d + e.

Рассмотрим пример тарифного регулирования импорта автотранспортных средств, которое началось в 1989 г., т.е. с момента либерализации внешнеэкономической деятельности СССР. С тех пор оно стало одной из важнейших областей государственного регулирования экономики. История тарифного регулирования АТС складывалась у нас довольно сложно. Например, до середины 2002 г. оно долгое время обслуживало интересы ведомств, предприятий, различных общественных организаций. Поэтому принимаемые им решения
не служили долгосрочным целям развития отечественной автомобильной промышленности.

Так, в начале 1990-х годов таможенные пошлины на импорт легковых автомобилей составляли 0,1 экю за 1 см3 рабочего объема двигателя для физических лиц и 15 % таможенной стоимости товара для юридических лиц. Импорт же грузовых АТС и автобусов таможенными пошлинами вообще не облагался.

Низкий уровень таможенных пошлин привел к массовому импорту подержанных АТС зарубежного производства. Российская автомобильная промышленность не могла составить конкуренцию.
В середине 1990-х годов были предприняты меры по защите отечественного автомобилестроения, заключающиеся в увеличении таможенных пошлин для физических лиц до 5 экю за 1 см3 объема двигателя, а для юридических лиц была установлена комбинированная ставка пошлины – 46 %, но не менее 400 или 800 экю за автомобиль. Данные меры привели к некоторому сокращению импорта подержанных легковых автомобилей в 1995 г. На импорт грузовых транспортных средств была установлена пошлина в размере 25 %, но автомобили с двигателями рабочим объемом менее 2500 см3 и автомобили массой более 20 т облагались меньшей пошлиной – по ставке 10 и 15 % соответственно. Автобусы вместимостью более 20 человек ввозились беспошлинно. В итоге положение практически осталось прежним. В связи с чем в 1996 г. был изменен размер таможенных пошлин на новые и подержанные легковые, грузовые автомобили
и автобусы зарубежного производства. Например, на легковые автомобили он составил 30 % таможенной стоимости транспортного средства, причем специфическая ставка варьировалась в зависимости от рабочего объема двигателя в диапазоне 0,55–2,5 экю за 1 см3.
К ней добавлялись 5%-й акцизный сбор и НДС. В результате совокупный платеж при таможенном оформлении достигал 63,8 % таможенной стоимости автомобиля.

Несмотря на значительный размер таможенной пошлины, эффективность данного решения оказалась намного ниже, чем предполагалось, потому что параллельно со ставками существовал перечень лиц, которые могли ввозить автомобили в льготном порядке – по ставке таможенной пошлины 0,3 экю за 1 см3.

Таможенные пошлины на импорт грузовых АТС по-прежнему зависели от рабочего объема двигателя, массы транспортного средства и грузоподъемности и составляли от 10 до 25 %. И только в тарифном регулировании ввоза автобусов произошли значительные изменения: автобусы вместимостью менее 120 человек стали облагаться пошлиной в размере 30 % таможенной их стоимости, а более 120 человек – по ставке 10 %. В 1999 г. принято решение, отменяющее все льготы по уплате таможенных пошлин при ввозе новых автомобилей физическими лицами и увеличившее разрыв между пошлинами для физических и юридических лиц на подержанные автомобили: сумма платежей, которые уплачивали физические лица за ввоз автомобиля, была в 2–2,5 раза меньше платежей юридических лиц. Итогом, как и следовало ожидать, стало перераспределение импорта: большую его часть стали осуществлять физические лица. Что дало о себе знать уже в 2001 г.: импорт легковых иномарок возрос по сравнению с 2001 г. на 87 %, в том числе подержанных – на 100 %, новых – на 60 %. Рост импорта грузовых АТС в 2002 г. по сравнению с 2000 г. увеличился на 84 %, а автобусов – более чем на 100 %.

Таким образом, ставки таможенных пошлин в размере 15–30 % не могут быть существенным барьером для импорта и служат больше фискальным целям, чем защитно-регулирующим. В августе 2002 г. Правительством РФ были приняты два постановления (№ 642 и 643), касающиеся повышения таможенных пошлин на подержанные иномарки. Они разделили легковые автомобили на три группы: новые (до 3 лет), от 3 до 7 лет и свыше 7 лет. Причем пошлины на автомобили последней группы были увеличены так значительно, что ввоз в страну стал экономически неоправданным: сумма уплачиваемых таможенных платежей в ряде случаев превышала стоимость автомобиля в несколько раз. Кроме того, правительство издало распоряжение «О запрещении ввоза грузовых автомобилей и автобусов, оснащенных дизельными двигателями, экологические характеристики которых по значению выбросов ниже требований, установленных пунктом 5.2.1 (уровень А) ГОСТа Р41.49–99».

Руководствуясь им, Государственный таможенный комитет
с 1 декабря 2002 г. перестал оформлять бывшие в эксплуатации грузовые автомобили и автобусы, оборудованные дизелями, у которых не имелось подтверждения об их соответствии на момент производства техническим требованиям по эмиссии отработавших газов,
в том числе по содержанию монооксида углерода – более 4,9 г (кВт-ч), углеводородов – не более 1,23 и оксидов азота – не более 9 г (кВт-ч). Фактически данное распоряжение обязывало, чтобы все ввозимые
в Россию подержанные грузовые автомобили и автобусы проходили сертификацию, так как процедура подтверждения соответствия АТС на тот момент отсутствовала.

В 2003 г. были приняты еще два постановления правительства – «О выравнивании таможенных платежей, уплачиваемых юридическими и физическими лицами при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подержанных легковых автомобилей» и «Об утверждении "Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования». Они окончательно отменили льготные ставки таможенных пошлин на автомобили для физических лиц, ввели запрет на ввоз автомобилей старше семи лет.

Институциональные барьеры формируются как организационные ограничения со стороны государственных структур, проводимые через механизмы лицензирования деятельности, систему государственного контроля над уровнем цен и доходности стратегически важных экономических субъектов.

Стратегическое ценообразование как барьер выхода на рынок новых производителей проявляется в формировании монопольно низких цен фирмой лидером, при реализации инновационной политики, формировании дополнительных расходов на научные исследования, позволяющих диверсифицировать производство.

В условиях диверсификации повышается минимально эффективный объем выпуска в отрасли, что затрудняет вход новых фирм. Диверсификация позволяет фирме снизить риск хозяйствования, связанный с производством готовой продукции или услуг конкретного рынка. Диверсифицированная фирма более устойчива за счет способности компенсировать прибылью от деятельности на «успешном» рынке возможный отрицательный левередж от реализации товаров неустойчивого рынка.

Кроме того, сам факт наличия диверсифицированной компании в отрасли отпугивает потенциальных конкурентов, поскольку они знают о ее возможностях вести конкурентную борьбу дольше
и более жесткими методами. К середине 1990-х годов масштабы диверсификации производства и сферы услуг привели мировое сообщество к переосмыслению критериев классификации ведущих компаний. Журнал «Fortune», публиковавший с 1954 г. рейтинги 500 крупнейших промышленных компаний США, а затем и мира, с 1997 г. представляет вместо них рейтинги крупнейших компаний по экономике в целом. Самой громкой неожиданностью применения нового подхода было исключение General Electric из числа ведущих промышленных компаний (к тому времени на финансовые услуги и послепродажный сервис у нее приходилось более 50 % годовых доходов).

Вертикальная интеграция как барьер приводит к ослаблению уровня соперничества на основе снижения трансакционных издержек и издержек производства.

Один из важных выводов в теории отраслевых рынков: наличие барьеров – одно из главных условий существования рыночной власти.

Стратегические барьеры

Ценообразование, ограничивающее вход. Укоренившиеся фирмы могут назначать низкую цену для предотвращения входа на рынок новых конкурентов. При этом фирма должна точно оценить издержки своего потенциального конкурента и ценовую эластичность спроса. Если она переоценит издержки и недостаточно снизит цену, вход не будет предотвращен. Укоренившиеся фирмы могут договориться о величине выпуска продукции, чтобы блокировать вход большим объемом предложения.

Ценообразование, ограничивающее вход, неэффективно в условиях быстро растущего спроса и в отраслях с высокой скоростью внедрения технологических инноваций, так как нет возможности адекватно оценить уровень цены.

Дополнительные инвестиции в оборудование. Если фирма обладает избыточными мощностями по сравнению с объемом спроса, то потенциальному конкуренту трудно проникнуть на рынок, поскольку при угрозе входа избыточные мощности будут задействованы для увеличения предложения, блокирующего вход. Кроме того, благодаря положительному эффекту от масштаба производства увеличение продаж будет сопровождаться понижением цены. Следовательно, потенциальный конкурент понесет необратимые издержки, связанные с входом на рынок (например, затраты на покупку оборудования), и это «отпугнет» его от входа на рынок.

Дифференциация продукта. Укоренившаяся фирма может заполнить рынок значительным количеством товаров субститутов,
и новой фирме будет трудно найти свою товарную нишу. В основе этой стратегии эффект разнообразия, при котором маркетинговые издержки возрастают меньше при увеличении числа товарных марок, выпускаемых одной фирмой, чем совокупная выручка. При широком товарном ассортименте реклама одного товара фирмы способствует сбыту и других ее товаров. Это создает дополнительные трудности для нового конкурента, так как ответная рекламная компания повышает минимально необходимый выпуск для покрытия затрат на нее
и понижает прибыль.

Долгосрочные контракты с третьими лицами. Такие контракты фирма может заключать с поставщиками ресурсов, потребителями, а также с работниками отрасли. Они создают барьер, поскольку новому конкуренту сложно найти поставщиков или рынок сбыта, если они уже заняты.

Диверсификация производства. Она отражает распределение выпуска фирмы между разными целевыми рынками. В качестве показателя диверсификации рассматривают относительный индекс энтропии. Он принимает значения от нуля до бесконечности, отражая степень диверсифицированности фирмы. Число производимых наименований продукции отражает уровень диверсификации.

Диверсифицированная фирма может обладать значительными размерами, а следовательно, преимуществами в издержках и повышенным минимально эффективным объемом выпуска в отрасли, что затрудняет вход новым конкурентам. Диверсификация снижает риск хозяйствования на рынке за счет компенсации возможных убытков на одном рынке прибылью от деятельности на другом. Этот факт отпугивает потенциальных конкурентов, поскольку диверсифицированная фирма может вести конкурентную борьбу дольше и более жесткими методами.

Преимущества диверсификации используются для проникновения на новые рынки.

Вертикальная интеграция. Вертикальная интеграция предполагает, что фирма, действующая на рынке, является собственником либо ранних стадий прои


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.