Природа – как основа здоровья человека. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Природа – как основа здоровья человека.

2017-08-23 113
Природа – как основа здоровья человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Впервые идея природосообразности была высказана Аристотелем, который утверждал, что у человека три вида души: растительная (питание и размножение), животная (ощущения и желания), разумная (мышление). Природа тесно связала их; следовательно, необходимо воспитание вести в соответствии с этой природой: физическое, нравственное, умственное.

Я. А. Каменский развивал, обосновывал и практически реализовывал эту идею. У него принцип природосообразности заключается в том, что человек, являясь частью природы (окружающего мира физических явлений), подчиняется, как частица природы, ее универсальным законам; т. е. он исходит не из особенностей развития ребенка, а из общих законов природы [25]. Принцип природосообразности у Ж. Ж. Руссо сильно отличается от понимания его Я. А. Каменским. Он рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь его природе. Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств; воспитание людьми – это приучение человека использовать развитие этих способностей и органов; и, наконец, воспитание от вещей – это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют. Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора (воспитание природой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одном направлении [57].

Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци формулировал свои педагогические положения на основе анализа психической природы ребенка [48, 25]. Воспитание – это развитие природных особенностей сообразно с естественным ходом природы. «Способности, полученные от природы, развиваются и крепнут посредством упражнений… Сама природа каждой из этих сил побуждает человека упражнять их. Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить, рука – хватать. Но также сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В каждой способности человека заключается стремление выйти из состояния безжизненности и неловкости и стать развитой силой, которая в неразвитом виде находится в нас лишь как зародыш силы, а не как сама сила» [48, 25].

Мы затронули лишь малую часть известного педагогической науке по этому вопросу. А если вспомнить Я. Корчака, В. Сухомлинского, Л. Толстого и других великих педагогов мира, не мысливших развития и воспитания ребенка вне природы. Они отдали все свои душевные силы, пожертвовали собственным благополучием, забывали о себе, лишь бы дети росли в гармоническом единстве с природой, жили ею, учились у нее. А современные ученые пошли дальше и глубже, высказывая мысль о появлении ребенка естественным путем: роды в воде, домашние роды. Речь идет о рождении ребенка сообразно с законами природы. Идея природосообразности интенсивно развивается современными учеными [16, 17], которые во главу угла выносят здоровый образ как основу здоровья ребенка.

Охрана окружающей человека среды определяет здоровье существующих и будущих поколений людей, то есть по своей сути это антропоцентрическая концепция [44]. Образ жизни – категория, охватывающая совокупность типичных видов (способов) повседневной жизни индивидуума, социальной группы, нации, общества в целом. Рассматривают основные сферы жизнедеятельности людей: их труд, быт, экономическое положение, природно-географические условия, науку, образование, культуру, питание, спорт, миграцию, досуг, отдых, обычаи (в том числе традиции, привычки), общественную деятельность (семью, потомство), здравоохранение [72].

Особо следует остановиться на понятии «адаптация» – это медико-социальное явление, обозначающее результат процесса приспособления человека к комплексу факторов проживания на экологически неблагополучной территории (ЭНТ), включающей неблагоприятные экологические и психологические условия [2].

Многие ученые-естественники рассматривают термин "окружающая среда" как синоним слову "природа". Однако природа становится окружающей средой только тогда когда рассматривается в социальном контексте: человеческое общество зависит от природы и взаимодействует с ней изменяет её в различных пространственно-временных масштабах [27, 59].

Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося вторжения человека в природу, ещё полвека назад академик В.И. Вернадский писал: "Человек становится геологической силой способной изменить лик Земли". И это предупреждение пророчески оправдалось. И повсюду человек создавал вокруг себя очаги изменения, а то и преображения природы. Очаги эти разрастались, их становилось все больше, перестройки окружающей среды стали радикальными, к нашему веку, достигнув поистине глобальных масштабов не только по распространенности, но и по интенсивности [32, 54, 74]. Именно поэтому сейчас очень остро стоит проблема окружающей среды и здоровья человека. Экологическое отравление привело к массовой деградации здоровья.

Загипнотизированные политическими катаклизмами, ростом преступности, межнациональными конфликтами, заботами о куске хлеба и другими житейскими трудностями, многие еще не осознают, что эпицентр проблемы выживания переместился из окружающего мира внутрь нашего организма [28, 64, 67, 71]. Загрязнения внешней среды привело к загрязнению среды внутренней. Мало того, что катастрофически падает здоровье людей: появились ранее неизвестные заболевания, многие болезни стали излечиваться труднее, чем раньше, хроническая экологически обусловленная интоксикация нарушает нашу психику [71].

За последние 4 года рождаемость в России упала на 30 %, смертность возросла на 15 % [4]. Здоровыми к 7-летнему возрасту остаются 23 % детей, а к 17-летию – лишь 14 % [5]. Половина юношей призывного возраста непригодна к службе в армии по состоянию здоровья. С 70-х годов на 50 % возросла частота сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний [45]. Дети в возрасте до года умирают в России в 2 раза чаще, чем в США. Наши мужчины живут в среднем на 7-10 лет меньше, чем в развитых странах. В некоторых регионах аллергическими заболеваниями страдает свыше половины детского населения [33].

Надеяться на быструю нормализацию природы и социальных условий – наивный самообман [9]. Это требует огромных усилий и колоссальных средств. Даже если такого рода деятельность будет осуществляться гораздо интенсивнее, чем до сих пор, наше и, как минимум, следующее поколение вынуждено существовать в токсичной среде. Гибнет от загрязнения природа – гибнем от загрязнения и мы.

Нередко весь негатив внешней среды приводит к стрессовым ситуациям. Стресс – психофизиологическое состояние человека, возникающее в экстремальных для него ситуациях [67]. Различают физиологический стресс и психологический. Последний бывает информационным и эмоциональным. Стресс является типичной реакцией человека на конфликтную ситуацию, но часто может выступать и причиной конфликта. Человек, находящийся в состоянии стресса, чаще способен пойти на конфликт по сравнению с человеком, испытывающим комфортное психофизиологическое состояние. Болезнь; усталость, обида, высокая ответственность и т. п. Обычно обостряют реакцию людей в том случае, если, находясь в стрессе, они попадают еще и в проблемные ситуации взаимодействия с окружающими.

Стресс нередко бывает следствием и причиной ВК. Поэтому предупреждение чрезмерного стресса (дистресса) является важным условием профилактики социальных и ВК. Учитывая то, что сегодня большинство россиян испытывают хронический дефицит времени, важно применять такие методики, которые при минимальных затратах времени давали бы максимальные результаты.

Рассмотрим их более подробно.

1. На какое однородное занятие человек тратит больше всего времени в течение жизни? Больше всего времени, треть жизни, мы тратим на сон. Очень важно обеспечение здорового сна. Спать необходимо на ровной, достаточно жесткой, с невысокой подушкой постели. Перед сном желательна прогулка на свежем воздухе. В течение двух часов перед сном лучше избегать высокой интеллектуальной нагрузки. Воздух в спальне должен быть хорошо проветрен. Спальное место желательно расположить так, чтобы человек лежал головой на север, или по крайней мере необходима лежать так, чтобы угол отклонения от этого положения был минимален.

2. Наш организм на 65 % состоит из воды. Поэтому качество потребляемой воды оказывает существенное влияние на состояние здоровья. Вода из водопровода всегда нуждается в очистке. Воду из других источников также желательно очищать. Наиболее распространенный способ очистки – использование фильтров. Однако, многие фильтры, во-первых, задерживают только достаточно крупные частицы примесей, пропуская молекулы вредных веществ. Во-вторых, очищающие мембраны быстро засоряются, что приводит к ухудшению очистки воды и требует их периодической замены. В третьих, на современном российском рынке велика доля товаров низкого качества. Это касается и фильтров по очистке воды. Питьевую воду и воду для приготовления пищи можно очищать следующим эффективным, простым и дешевым способом. Эмалированная кастрюля с водой ставится в морозильник, зимой – на балкон. Когда вода охладится так, что на ее поверхности появятся первые кристаллы или пленка льда, она выливается в другую кастрюлю, а лед выбрасывается. Он представляет собой замерзшую, так называемую «тяжелую воду», которая вредна для организма. Затем вода снова становится в морозильник или на балкон и замораживается так, чтобы не замерзло примерно 20 % объема воды, имеющейся в кастрюле. Незамерзшая вода представляет собой раствор солей и примесей, вытесненных при замерзании чистой воды. Она сливается в раковину. Лед растапливается и становится хорошо очищенной и вкусной водой.

3. Заметное влияние на состояние здоровья человека оказывает воздух, который он непрерывно вдыхает. В современных условиях появилась возможность очищать воздух в квартире и на работе. Это особенно важно тем, кто живет в городе. Качество воздуха улучшается с помощью различных фильтров и ионизаторов, которые подбираются индивидуально в соответствии с потребностями и возможностями человека.

4. Физическая культура оказывает мощное воздействие не только на здоровье человека в целом, но и на его психическое состояние. Если человек часто испытывает стресс, то хорошим средством профилактики его, несомненно, могут стать регулярные физические нагрузки. Все это знают, на мало у кого хватает силы воли для реализации на практике такого простого средства повышения устойчивости к стрессу и конфликтам.

5. На протяжении сотен тысяч лет зрительный анализатор человека воспринимал зеленую растительность, голубое небо, синюю воду, пространство, в котором практически не было прямых линий, гладких поверхностей, симметричных форм. За последние сто лет неестественность среды обитания человека резко усилилась, что также является одной из причин стресса. Для его профилактики необходимо максимально приблизить свою среду обитания к естественной. Дома и на работе должны быть комнатные растения; поверхности мебели, стен, обои должны иметь рисунки, близкие к природным, спокойные краски; аквариум; хорошее, но не раздражающее освещение и т. п. Около 80 % информации об окружающем мире человек получает посредством зрения. Необходимо заботиться о том, чтобы среди этой информации как можно меньше было той, которая вызывает стресс, и как можно больше той, которая не приводит к его возникновению. Звуковая информация, получаемая человеком, также оказывает заметное влияние на психическое состояние. Желательно избегать воздействия громких, длительных, неестественных звуков. Они могут быть связаны с громкой рок-музыкой, шумом двигателя, работой различных агрегатов и инструментов и т. п. В интересах профилактики стресса необходима еженедельно несколько часов отдыхать вне населенных пунктов на природе. Отпуск или часть его также желательно проводить в условиях дикой природы.

6. За последние 100 лет в нашей жизни наиболее существенно изменилось питание. Появилось очень много рафинированных и искусственных продуктов, к усвоению которых наш эволюционно сформировавшийся желудочно-кишечный тракт совсем не приспособлен. Оздоровить питание – это значит сделать его умеренным, разнообразным, насыщенным растительной пищей, богатой витаминами и микроэлементами, подвергающейся минимальной тепловой обработке. «В дневном рационе желательно сократить потребление мяса, соли, сахара, молока, сладостей и т. п.» [68]. Относительно последней цитаты хочется заметить, что эти продукты во многих российских семьях в связи с низкой заработной платой и без того стали редкими, а для некоторых и вовсе экзотическими. Но вывод всего вышеописанного остается традиционен: сбалансированное питание оказывает заметное влияние на состояние здоровья и стрессоустойчивость человека.

Нездоровый образ жизни и зараженная среда обитания практически неизбежно влияет на психическое состояние. Огромный вред здоровью наносит курение. Курильщик не только сам вдыхает вредные вещества, но и загрязняет атмосферу, подвергает опасности других людей. Установлено, что люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, вдыхают даже больше вредных веществ, чем он сам.

Таким образом, окружающий нас мир и наш организм – это единое целое, и все выбросы и загрязнения, поступающие в атмосферу, это урон нашему здоровью [69]. Если же мы будем стараться как можно больше положительного сделать для окружающей среды, этим мы продлим свою жизнь и оздоровим свой организм. И нельзя не согласиться со словами, что все в этом мире взаимосвязано, ничто не исчезает и ничто не появляется ниоткуда. Наш окружающий мир – это наш организм: оберегая окружающую среду, мы оберегаем свое здоровье. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем и создаем.

Выводы по главе 1.

· Так как в последние десятилетия XX века значительно возрос интерес к ребенку как к формирующейся личности, то современное общество все более стало волновать проблема психического здоровья будущего поколения, а следовательно – профилактика и преодоление ВК.

· В зарубежной и отечественной науке сложилось различное понимание ВК (различное понимание личности во всех научных парадигмах).

· Интегральными показателями ВК являются нарушение нормального механизма адаптации и усиление психологического стресса.

· Основные виды ВК: мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой адаптационный и конфликт неадекватной самооценки.

· Среди причин ВК можно выделить следующие: проблемы во взаимодействии с учителем, одноклассниками, нарушения семейной гармонии (неправильный стиль взаимоотношений родителей с ребенком, гиперопека и т. д.).

· Сфера методов преодоления ВК очень обширна и зависит от направления выбранной коррекции (литература, музыка, природа и т. д.).

Рассматривая и анализируя проблему роли природы в преодолении ВК, можно предположить, что закономерное и системное использование природы в воспитательных целях дает возможность сохранять баланс психического здоровья. Охрана окружающей среды определяет здоровье существующих и будущих поколений людей, то есть по своей сути это антропоцентрическая концепция, важным структурным элементом которого является понятие «здоровый образ жизни». Несомненно, что стремление как можно больше положительного сделать для окружающей среды продлевает жизнь и способствует оздоровлению организма и психики человека.


Глава 2. Опыт исследования и коррекции внутриличностного конфликта.

На современном этапе развития школы учитель должен уметь использовать в своей работе различные психологические диагностические методики. Данное умение помогает грамотно построить учебно-воспитательный процесс и достичь эффективных результатов при корректировке нарушений разного рода. Поэтому именно психодиагностика, как вид деятельности по выявлению психологических причин тех или иных проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных учащихся, особенностей развития личности младших школьников занимает в настоящее время одно из центральных мест в работе учителя.

Цель научно-практической диагностики – ответить на конкретный вопрос, выяснить причину определенного психического явления или нарушения. При этом диагностика причин не является самоцелью, она всегда подчинена разработке рекомендаций по коррекции психического развития ребенка. Данные психодиагностики необходимы для структурирования стратегии совместной работы учителя и воспитателя группы продленного дня:

- обеспечение контроля динамики психического развития детей;

- выработка программы дальнейшей работы с ребенком.

Так как диагностика ВК требует глубоко профессиональных психиатрических знаний, то мы не берем на себя такой ответственности как постановка диагноза, а лишь можем сделать предположение о его наличии у некоторых детей.

Мы обследовали 2 «а» класс развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова школы-лицея № 9. С целью выявления детей, предрасположенных к ВК было проведено несколько индивидуальных бесед с учащимися класса; параллельно шло наблюдение за поведенческими реакциями ребят в стрессовых ситуациях. В результате класс разделился на 3 группы. В первую группу вошли 7 человек, у которых обнаружено наличие признаков ВК. Вторая группа представлена 4-мя членами, имеющими склонность к ВК. Не обнаруживших присутствие исследуемого нарушения – 11 человек (третья группа) (см. таблицу 2).

Таким образом, при помощи метода наблюдения и индивидуальной беседы мы предположили наличие в классе детей с разными уровнями ВК. В дальнейшем, в ходе эксперимента основной упор исследования делался на методы наблюдений, бесед, а также использовались различные виды тестов, наиболее ориентированных на подсознание ребенка. Кроме того, определена сущность конфликтов и намечена система коррекционной работы. Последняя имеет в своей структуре 2 уровня: нравственное воспитание, учитывающее индивидуальные черты личности, и физическое развитие детей. Приемы работы, использованные при коррекции, ориентированы на развитие личности детей посредством взаимодействия с природой.



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.