Функции, причины и методы преодоления внутриличностного конфликта. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Функции, причины и методы преодоления внутриличностного конфликта.

2017-08-23 115
Функции, причины и методы преодоления внутриличностного конфликта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В начальных классах основной причиной конфликтности является недостаточная регуляция ребенком собственного поведения; неспособность одной или обеих сторон преодолеть свой эгоцентризм [10].

Причины конфликтности по Б. Споку [23].

 

 

Эгоистичность ребенка Заброшенность ребенка Подражание поведению взрослых

 

В. Г. Сенько из НИИ педагогики БССР, г. Минска видит причины конфликтности в недостатках воспитательной работы [60].

Педагогики-практики в самом слове «конфликт» привыкли слышать что-то нежелательное, тревожное, неприятное, то, чего надо избегать. Оказывается, они тоже могут быть полезными. Рассмотрим конфликты с другой точки зрения.

Конфликт – как путь познания, роста и перемен. Положительные стороны конфликтов.

Во-первых, конфликт разрушает застой. Во-вторых, он заставляет нас искать новые подходы к решению проблемы. В третьих, он вызывает перемены в людях, порою меняет негативную точку зрения. В четвертых, он изменяет нашу самооценку и может стать мерилом наших достоинств (суметь выдержать характер, выражать свою доброжелательность в споре, благородство). В пятых, формируется юношеская субкультура. Другими словами, не будь конфликтных ситуаций, иногда было бы невозможно познание, рост, перемены.

Конфликты могут быть функциональными, и тогда они полезны, т. к. приводят к положительному результату, а могут быть дисфункциональными, несущими отрицательный заряд. Преобразование такого конфликта может повлечь ситуацию, когда одни дети станут считать себя побежденными, а другие – победителями. Важно внимательно и правильно оценить ситуацию. Самый сложный конфликт – когда мы стараемся создать для ребенка, а особенно для подростка, бесконфликтный мир. Да разве можно прожить так, чтобы все всегда и во всем тебя одобряли? С тобой соглашались? Мы-то, взрослые, прекрасно понимаем: конечно же, нет [19].

Боязнь конфликта – трудность. Холодное рассудочное отношение к злу, несправедливости, бесчестию может сделать из тебя равнодушного, бессердечного человека. А ведь в личности растущего человека постоянно происходят определенные изменения, которые могут ускользать от внимания педагога и не учитываться в обучении и воспитании. Происходит конфликт, проходя все стадии своего развития. Наступает его преобразование в последствия. Они играют важную роль в формировании и развитии внутренних структур личности [29].

Серьезные изменения могут происходить с коллективом, отдельными детьми. Результат дисфункционального конфликта становится причиной потери учащимися познавательного интереса, возникновения неуверенности в своих силах, занижение или завышение самооценки порождает активное внутреннее торможение у ребенка, которое может быть расценено как умственная отсталость. Антилидер «сколачивает» вокруг себя группу. И конфликт провоцирует ребенка на поиски иной среды общения, в которой удовлетворяется потребность в защищенности, ощущении своей полноценности [53, 73].

Конфликтная ситуация может привести младшего школьника к нелюбви учителя, к нежеланию идти в школу, нетерпимости одноклассников, и даже возникновению на ее почве невроза. Происходит ломка идеалов маленького человека, крушение его надежд. Несомненно, что ВК вызван трудностями, появляющимися у ребенка в стадиях созревания его «Я» [66]. При этом содержание стадий понимается в русле теории Э. Эриксона. Если в младенчестве не формируется базовое доверие к окружающему миру, то это приводит к возникновению страха перед внешней агрессии. Несформированная в раннем возрасте самостоятельность («Я сам») может явиться причиной появления страха независимости и, соответственно, стремления к зависимости от мнения и оценок окружающих. Отсутствие инициативности, берущее начало в дошкольном возрасте, может явиться причиной появления страха перед новыми ситуациями и самостоятельными действиями. Однако, различные нарушения в развитии ребенка могут быть компенсированы при адекватной помощи со стороны взрослых. В то же время в некоторых ситуациях происходит резонанс между нарушениями развития на детских стадиях и неблагоприятными влияниями внешней среды. То есть содержание конфликта, вызываемого внешними факторами, совпадает с содержанием уже имеющегося конфликта. Тем самым внешние факторы усугубляют внутренние трудности ребенка. Какие же внешние факторы могут стать факторами риска для возникновения резонанса конфликтов? Психолог О. Хухлаева [66] полагает, что для старших дошкольников и младших школьников определяющими для их развития являются факторы семейной ситуации. К примеру, даже абсолютно неуспешный в школе ребенок может не иметь ВК, связанного со школьной неуспеваемостью. Все семейные факторы риска можно условно разделить на три группы:

- нарушение психологического здоровья самих родителей, и в первую очередь наличие у них повышенной тревожности;

- неадекватный стиль воспитания ребенка, и в первую очередь гиперопека;

- нарушение механизмов функционирования семьи, и первую очередь наличие конфликтов между родителями или отсутствие одного из родителей.

Вместе с тем, неблагоприятная семейная ситуация будет негативно влиять на ребенка только в том случае (по мнению Р. Мэя и О. Хухлаевой [66]), если она субъективно воспринимается им как неблагоприятная, если она является для него источником страдания, чувства ревности или зависти к окружающим.

Т. о., проанализировав различные литературные источники по причинам внутриличностной конфликтности, можно сделать вывод о том, что причину следует искать в такой сфере отношений ребенка с кем-либо, которая вызывает у него наибольший уровень тревожности. Часто это бывает семейная сфера, хотя иногда неуспех в учебе или какие-то другие школьные проблемы делают место учения – школу – сферой конфликта.

Одним из основных способов выхода из ВК является адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивид. Она включает самооценку индивида и оценку сложности существующих проблем. В социальной психологии есть понятие рефлексия – способность человека взглянуть на свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, одновременно осознать себя в этой ситуации и то, как он воспринимается другими людьми. Рефлексия помогает человеку выявить истинные причины своего внутреннего напряжения, переживаний и тревог, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти разумный выход из конфликта.

Известный психотерапевт Максуэлл Мольц в книге «Я – это Я, или Как стать счастливым» предлагает массу полезных советов, способных помочь человеку решить личностные конфликты [26]. Большинство из этих советов основаны на феномене саморефлексии. Рассмотрим некоторые из них:

· создавать правильный образ собственного «Я». Знать о себе всю правду. Уметь смотреть правде в глаза;

· реагировать на факты, а не на представления о них;

· не уделять повышенного внимания тому, что люди думают о вас, как они вас оценивают;

· уметь направлять свою агрессию в нужное русло.

Для излишков эмоционального «пара» нужно иметь предохранительный клапан (физические нагрузки, творчество, пешие прогулки и т. д.):

- не «сражаться с ветряными мельницами». Эмоционально реагировать только на то, что реально существует здесь и теперь;

- не раздувать «из мухи слона», реально оценивать ситуацию со всеми вытекающими из нее последствиями;

- иметь четко выраженную цель и неуклонно стремиться к ее достижению. По возможности ставить перед собой реальные цели;

- действовать решительно, целеустремленно, наступать, а не обороняться.

Во время конфликта эмоции переполняют человека и мешают ему действовать рационально. Чтобы не носить в себе ненужный и обременительный груз, необходимо научиться управлять своими эмоциями и периодически очищаться «от избытка таких чувств, как обида, гнев, страх, ненависть и др. Для этого можно использовать самые разнообразные способы и приемы, например: высказаться в кругу друзей, «разрядиться» в спортивных играх, устроить истерику наедине (чтобы не слышали посторонние), разорвать в клочья старые журналы, поколотить кулаками матрац и т. д. [26].

Освободившись от груза эмоций, человек получает дополнительные ресурсы для решения своих проблем. Д. Карнеги рекомендует в конфликтных ситуациях (для преодоления стресса) не паниковать, а принимать случившиеся как свершившийся факт и действовать, отбросив эмоции [21]. Наша работа связана с изучением ВК у детей младшего школьного возраста, поэтому опираемся на точку зрения одного из детских психологов. Нужно заметить, что тенденции к конфликтности могут закладываться еще в семье. А школа и семья – это звенья одной цепи в воспитании ребенка. Детский психолог Касаткина дает несколько советов, касающихся поведения родителей с конфликтными детьми [23]:

- сдерживать стремление ребенка провоцировать ссоры с другими детьми;

- обращать внимание на недружелюбные взгляды, бормотание;

- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении, защищая своего;

На современном этапе развития школы господствует так называемая «педагогика сотрудничества», позволяющая в большинстве случаев смягчать конфликтные взаимоотношения [43]. Например, у В. А. Караковского, директора московской школы № 825, своя точка зрения по этому вопросу: «Будни и праздники – не только противоположности, но и предпосылки друг друга. Сбор и связанные с ним творческие дела создают доверительные, теплые отношения между учителями и учениками, которые не прерываются после сбора. Поэтому конфликты, которых нельзя избежать, здесь никогда не заходят слишком далеко». Другой педагог-новатор Е. И. Ильин говорил: «Нужно, чтобы минимум тридцать человек были бы вам симпатичны».

Можно сделать вывод, что любовь к детям делает учебный процесс бесконфликтным. Так как конфликты имеют одинаковую структуру, можно наметить два стратегических пути разрешения конфликта [6]: либо перестроить реальность под ожидания оппонентов, либо попытаться изменить отношение оппонентов к существующему положению дел. Лучше действовать по обоим направлениям.

Современная ситуация в стране, бедственное положение школы, недостаточная подготовка учителей, особенно молодых, к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к значительным деструктивным последствиям [73]. По данным психологических исследований за 1996 г., 35-40 % детских неврозов носит дидактогенный характер. Исследования показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием (50% от числа изученных ситуаций).

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте. Если на его стороне выступает коллектив класса, ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

Некоторые пути психотерапевтической работы предлагает О. Е. Емельянова [17]. Форма метафоры, в которой созданы сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие.

Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип "расширения спектра альтернативных реакций". То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, "прожить" как можно больше этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира.

Наблюдения Д.Пеннебакер и соавторов о том, что литературная деятельность помогает преодолеть последствия психических травм, в какой-то мере справедливы и в отношении изобразительного искусства [17]. Изобразительное творчество позволяет достичь состояния психологического комфорта, при этом художник превращается в "зрителя". Независимо от того, занимается ребенок литературным творчеством, рисует или рассказывает, он осуществляет "перевод" информации с эмоционального на когнитивный уровень. Одновременно с этим изменяется его отношение к прошлому, травматичному опыту и своим психическим недостаткам.

Для терапевтических целей используется игра, которая помогает "проиграть" ребенку свои ВК. Предполагается, что "выплескивание эмоций с помощью игры в безопасной атмосфере снизит уровень тревожности ребенка, и он сможет легче приспособиться к нормальным социальным требованиям.

Шире всего игра используется при лечении тревожных детей. Некоторые психотехники, идущие от самых разных теоретических подходов, стремятся объяснить ребенку суть конфликтов, которые происходят в нем; другие используют игру как форму социального научения, как средство, чтобы "проиграть" трудности, как способ установить дружеские отношения, как тип ситуации, которая может быть тяжелой для ребенка, для переориентации или переобучения. Все они направлены на то, чтобы сделать ребенка "лучше".

Психотерапевтические методы и приемы можно использовать по отдельности, а можно и в комплексе. Все зависит от творческой направленности ребенка, от его темперамента, от характера его внутриличностной проблемы. Главное - вовремя выявить тревожное состояние ребенка, оценить степень риска и наметить пути преодоления психологического дискомфорта.



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.