Подходы к пониманию и виды внутреннего конфликта. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Подходы к пониманию и виды внутреннего конфликта.

2017-08-23 114
Подходы к пониманию и виды внутреннего конфликта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Интерес к противоречиям в процессе воспитания детей, отклоняющемуся поведению в дошкольном возрасте начал формироваться в отечественной педагогике в 20-30-е годы. Он нашел проявление в исследованиях Л. С. Выготского, А. С. Залужного и др. [6] В педагогических трудах того времени рассматривались общие вопросы трудного детства без акцентирования внимания на проблеме конфликта.

В 1964 г. появляется статья Б. Т. Лихачева "О конфликте в детском коллективе", где автор анализирует причины конфликтов среди детей и позиции педагога по отношению к ним. В журнале "Воспитание школьников" в этот период обсуждались причины конфликтов в школьных коллективах [6].

К середине 70-х годов интерес педагогов к конфликтам растет, но в последующие годы эта тенденция не получает развития. Для второй половины 80-х годов характерно увеличение ежегодного количества работ по данной тематике [22, 56, 18 и мн. другие). Начало 90-х годов интенсивно работают над изучением проблемы конфликтности. На этот период приходится пик публикаций по данной тематике [15, 36, 58 и мн. другие].

В настоящее время внимание в педагогике направлено на изучение следующих вопросов, связанных с конфликтами с разных точек зрения [6, 8], в том числе:

· Исследование подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов (Г. М. Болтунова) [6].

· Изучение психологических защитных механизмов и копинг-поведения у детей младшего школьного возраста [42].

Необходимо акцентировать внимание на недостаточную изученность в педагогике ВК. Например, рассматривая предметно-объектное поле конфликтологии, А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов - российские конфликтологи, указывают на то, что педагогика мало внимания уделяет проблеме ВК [6].

Почему так происходит? Вероятно, педагогика обходит вниманием эту проблему из-за ее специфичности: имеются в виду патологические изменения в психике и организме человека. Приоритет в изучении этого вопроса отдается психиатрии и психологии. А между тем, это очень актуальная проблема в педагогическом плане. Ребенок - носитель ВК - сравним с "очагом" постоянного нарушения нормальной жизни классного коллектива. Это страдающий маленький человек. Мы небезосновательно рассматриваем проблему ВК применительно к младшему школьному возрасту. «Как известно, деструктивный ВК приводит к неврозу. Неврозы у детей – самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозов в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «я», оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви. Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье. Увеличение числа неврозов у взрослых прежде всего у родителей, сказывается на увеличении числа неврозов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психотерапевтической и психопрофилактической помощи всем его участникам» [17].

Современные психологи исследуют это явление с разных сторон: Г. С. Абрамова [1], например, рассматривает процесс возникновения "синдрома неуспешной личности"; Т. Н. Счастная [63], изучает психическую депривацию детей - определенное психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не предоставляется возможность удовлетворить его основные (жизненные) потребности в полной мере и в течение достаточно длительного времени; И. М. Никольская и Р. М. Грановская [42] написали первую отечественную монографию по проблеме изучения психологической защиты у детей младшего школьного возраста, где рассматривают психологическую защиту как средство ослабления ВК, систему стабилизации личности, направленную на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

Проблема ВК активно разрабатывается в зарубежной психологии. Особенность зарубежных исследований состоит в том, что ВК рассматривается исходя из понимания личности, которое сложилось в рамках определенной психологической школы. В концепции ВК в рамках психоаналитического направления акцент делается на его биопсихологической трактовке. У человека в состоянии ВК происходит столкновение желаний, часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их (З. Фрейд). В теории К. Юнга ВК – это регресс на более низкий уровень психики, т. е. он происходит в сфере бессознательного. У К. Хорни ВК анализируется с двух позиций: как столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других [6].

В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория ВК. В основе конфликта, по К. Роджерсу, лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. Другой представитель данного направления – А. Маслоу сущность ВК рассматривает как нереализованную потребность человека в самооактуализации [6].

По данным Р. С. Немова [41] ВК – это ситуация, в которой на субъект одновременно действуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины, и этот субъект вынужден делать выбор (между положительной и отрицательной тенденциями; между отрицательной и отрицательной тенденциями). Он характеризует конфликт как ситуацию, в которой на человека одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины.

Сущность ВК, по мнению основателя логотерапии В. Франкла, является потеря смысла жизни. Когнитивная психология рассматривает ВК через когнитивный диссонанс [6]. Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремится устранить его.

В рамках бихевиоризма ВК трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания [6]. В работах небихевиористов (Н. Миллер, Дж. Доллард) конфликт определяется как фрустрация, т. е. реакция на препятствие. Интеракционизм при анализе ВК исходит из понимания его как конфликта ролей (А. Голднер). Основатель концепции психосинтеза Р. Ассаджоли видит сущность ВК в наличии острых противоречий, снижающих цельность «Я». В большинстве зарубежных теорий ВК основу составляет категория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта). Протекание ВК связывается с негативными переживаниями [6].

Среди отечественных психологов одним из первых ВК исследовал А. Лурия. Под ВК он понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, на противоположно направленные тенденции [6].

Значительный вклад в проблему ВК внесли психологи В. Мерлин [39], В. Мясищев, Н. Левитов, Л Славина [6]. В. Мерлин рассматривал ВК как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности». Если в процессе деятельности возникает состояние длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то такое психическое состояние является ВК [39].

Деятельность и интенсивность конфликта зависят от того, какое место занимают нарушенные антагонистические отношения во всей системе отношений человека. При столкновении центральных отношений конфликт принимает глобальные размеры, захватывает всю личность. Она как бы внутренне расщепляется, и этот ВК может перерасти в невроз [6]. По Н. Левитову ВК представляет борьбу мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада [6].

В последние годы ВК активно изучается Ф. Василюком, Т. Титаренко, Ю. Юрловым [6]. Ф. Василюк рассматривает ВК как один из видов критических жизненных ситуаций (наряду со стрессом, фрустрацией и кризисом). Конфликт возникает в результате столкновения двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей. ВК протекает в форме особого «ценностного переживания». Показателем ВК является сомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался в жизни субъект.

Таким образом, ВК можно определять как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

В психологии выделяют показатели ВК.

Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.

Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.

Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

Как указывал В. С. Мерлин [39], длительная и устойчивая дезинтеграция приспособительной деятельности – характеристика психологического конфликта, анализ которого невозможен без соотнесения его с конкретным видом.

В большинстве теоретических концепций представлен один или несколько видов ВК. В психоанализе центральное место занимают конфликты между потребностями личности, а также между потребностями и социальными нормами. В интеракционизме анализу подвергаются ролевые конфликты. Однако в реальной жизни происходит множество других ВК. Для того, чтобы построить их единую типологию, необходимо основание, в соответствии с которым можно объединить это разнообразие ВК в систему. Такой основой является ценностно-мотивационная сфера личности. С этой важнейшей сферой психики человека связана его внутренняя конфликтность, так как именно она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром.

Исходя и этого, А. И. Шипилов выделяет следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт [6].

- Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т. п.). Они могут быть выражены понятием "хочу" ("Я хочу").

- Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны «должного». Мы имеем в виду личностные ценности, т. е. принятые личностью, а также те, которые не принимаются ею, но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как "надо" ("Я должен").

- Самооценка, определяемая как самоценность себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как "могу" или "не могу" ("Я есть").

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в ВК, выделяются шесть основных видов ВК (таблица 1).

Таблица 1. Основные виды ВК.

Структуры внутреннего мира личности, находящейся в конфликте     Вид ВК
«хочу» («Я хочу») «надо» («Я должен») «могу» («Я есть»)
  Мотивационный конфликт (между «хочу» и «хочу»)
  Нравственный конфликт (между «хочу и «надо»)
  Конфликт нереализованного желания (между «хочу» и «могу»)
  Ролевой конфликт (между «надо» и «надо»)
Адаптационный конфликт (между «надо» и «могу»)
Конфликт неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»
       

1. Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов ВК, в частности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (З. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями - классическая дилемма "буриданова осла" [41], или как столкновение различных мотивов.

2. Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом (В. Бакштановский, И. Арницане, Д. Федорина) [6]. Рассматривается как конфликт между желанием и долгом между моральными принципами и личными привязанностями (В. Мясищев). А. Спиваковская выделяет конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать ему (Ф. Василюк, В. Франкл) [6].

3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности (Ю. Юрлов). Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между "хочу быть таким, как они" (референтная группа) и невозможностью это реализовать (А. Захаров). Конфликт может возникать не только тогда, когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и ВК, в основе которых лежат сексуальные патологии (С. Кратохвил, А. Свядощ, А Харитонов) [6].

4. Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой ВК), а также в связи с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся ВК между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

5. Адаптационный конфликт понимается как в широком смысле, т. Е. Как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле – при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека – профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.

6. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождением между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. [50]. Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Т. Юферова), между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Д. Хекхаузен) [6].

Кроме того, выделяют невротический конфликт. Он является результатом длительно сохраняющегося «простого» ВК.

Выводы по параграфу 1.1.

1. В зарубежной и отечественной науке сложилось различное понимание ВК. Он рассматривается исходя из того понимания личности, которое сложилось в рамках определенной научной парадигмы. ВК представляет собой острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира, отражающей противоречивые связи с социальной средой, и задерживающее принятие решения. Выделяются показатели ВК в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности. Интегральными показателями ВК являются нарушение нормального механизма адаптации и усиление психологического стресса.

2. Основные виды ВК: мотивационный, нравственный, конфликт нереализованного желания, ролевой, адаптационный и конфликт неадекватной самооценки.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.