Природа – средство преодоления внутриличностного конфликта у младших школьников. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Природа – средство преодоления внутриличностного конфликта у младших школьников.

2017-08-23 131
Природа – средство преодоления внутриличностного конфликта у младших школьников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Говорить о восстановлении психологического здоровья или о коррекции нарушений, можно лишь определившись с представлением о норме психологического здоровья. Проблема нормы является одной из сложнейших в психологии и в смежных науках (психиатрии, медицине). Например, известный психиатр Б. Н. Пивень при лечении людей с нервно-психическими заболеваниями использовал природу как средство преодоления патологических состояний (астенический и психоорганический синдромы, а также психогенные явления преимущественно невротического уровня) [52]. По мнению психолога Хухлаевой О., необходимо разделять психологическое и психическое здоровье [66]. Она считает, что норме психического здоровья должно соответствовать отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма – это наличие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться в обществе, но и, развиваясь, самому содействовать его развитию. Норма, таким образом, - это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Следует также отметить, что альтернативой норме, в случае психического здоровья, является болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Вспомним, что развитие человека является необратимым процессом, при котором происходит изменение типа его взаимодействия с окружающей средой. С этих позиций понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает, прежде всего, гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями. Понимание нормы психологического и психического здоровья позволило определить цели и средства коррекционного воздействия на детей экспериментального класса. Данное воздействие имело целью оказать поддержку детям в преодолении имеющихся (по результатам диагностики) ВК. В отношении учащихся, предрасположенных к ВК, необходимо предпринять ряд психопрофилактических мер. Одной из таких мер является оформление учебной аудитории в тонах, успокаивающих нервную систему человека. Таким цветом, по результатам исследований психологов, является зеленый цвет и все его оттенки (в целях избежания однообразия) [38]. Следуя этому положению, мы окрасили столы, скамейки в зеленые и салатные цвета, окна декорировали томно-зелеными шторами с растительным орнаментом. Ширму и встроенный шкаф оклеили самоклеящейся светлой бело-зеленой пленкой. Даже классная доска была подобрана темно-зеленого цвета. От местоположения детей в классе зависит психологический климат любого общения. Однако, рассадить детей в соответствии с астрологическим гороскопом оказалось нереальной задачей, что видно из астрологических данных детей (см. таблицу 3), которые наглядно продемонстрировали возможную сферу ВК.. Гиперактивность и агрессивность большинства детей обусловила проведение психотренингов общения, упражнений и игр, направленных на психофизическую релаксацию, а также регулярное использование физических пауз на уроках уже с начала учебного года (подробное изложение вышеперечисленных занятий см. в Приложении 4. «Комплексы специальных упражнений для укрепления здоровья младших школьников»).

Взаимодействие детей с природой подразумевает наряду с другими видами работ изготовление поделок (особенно коллективных), составление паспортов комнатных растений (что оказалось очень познавательно), гербариев, создание мини-музея природы (книги о природе, буклеты, познавательных открыток, живописные коряги, поделки из дерева, ракушки, засушенные морские звезды, рога косули, коллекция минералов – все это представлено в нашем мини-музее). При подведении итогов школьного праздника «Золотая осень». Особо была отмечена коллективная композиция наших детей под названием «Есть в осени первоначальной...». Размеры поделки – около 1 м2.

Положительный эффект производило чтение и обсуждение рассказов о негативном и, напротив, положительном воздействии человека на животных (см. Приложение 5. «Внеклассное занятие»).

Чтение рассказов оказало хороший психотерапевтический эффект, позитивно повлияло на эмоциональную сферу детей, т. к. при прочтении наблюдались бурные эмоциональные реакции радости, возмущения, печали (некоторые дети плакали).

Хорошие результаты в познавательном и развивающем детей плане дали «Экочасы» – занятия проводимые специалистом биологом, занимающимся непосредственным профессиональным изучением природы (Приложение 6. «Терпение – это алмаз»).

С целью проверки эффективности данных занятий посчитали нужным провести экологические игры и викторины, а также диагностические опросы (см. Приложения 7 и 8: «Мини-сочинения...» и «Рассказы на тему...», соответственно). Некоторым детям опрос помог задуматься над темой «Я и природа». Используя метод беседы о взаимодействии человека и природы, необходимо проверять наличие у детей рефлексии. Способом проверки мы выбрали написание мини-сочинений и выполнение рисунков по заданной теме (см. Приложение 7 «Мини-сочинения...»).

Однако, анализируя рисунки детей, можно сказать, что многие дети видят опасность для планеты «извне»: это разного рода мутанты, пришельцы, и лишь некоторые понимают, что опасность для существования нашей планеты таится в нас самих. При совместном анализе этот факт мы особо подчеркивали.

Огромную роль в коррекции ВК несомненно играют экскурсии детей в городские музеи (музей истории Бурятии, этнографических музей, геологический музей, музей природы). Такие экскурсии оставили у детей положительные эмоции, стремление к познанию нового и, конечно, способствовали развитию интереса к истории и природе родного края.

Неоспорим факт полезности личного преобразовательного воздействия на объекты природы. Исходя из этого, мы организовали практическую работу детей. Вариантами такой работы были: очищение от мусора пришкольной территории, выращивали в классе рассаду томатов, капусты, лука и т. п. Эта работа детям и интересна, и полезна. Ребята любят наблюдать за изменениями в природе. Эти наблюдения мы проводили во время двухчасовых прогулок на пришкольной территории и в городском саду. Впечатления дети отражали в устных рассказах, которые записывали на аудиокассету, а также детские рассказы о домашних животных (с последующим прослушиванием и обсуждением). Однако, держать животных дома могут не все дети (по разным причинам). Следовательно, в классе мы организовали живой уголок, который сыграл важную роль в преодолении ВК. Все животные оказывают благотворное влияние на психику человека [7]. Известно, что особенно положительно влияют на нервную систему наблюдения за рыбками, поглаживание кошек. Конечно же, уход и наблюдение за любым животным успокаивает людей, но выбор животных для школьного живого уголка ограничивается строгими рамками требований учебного процесса (тишина, покой). Поэтому оптимальным вариантом в нашем случае было содержание рыбок, хомяков, морских свинок, т. е. животных, не издающих громких звуков животных и требующих минимальных затрат. Дети учатся общаться с животными, перенося на них весь свой запас заботы и нежности. Важно не забывать о причинах ВК, которые чаще всего кроются в нарушении семейных взаимоотношений. В целях коррекции этих нарушений мы регулярно выезжаем на природу всем классом вместе с родителями. Общение семей, взаимонаблюдение, общий отдых позволяют в некоторой степени производить психофизическую релаксацию, что способствует профилактике и урегулированию ВК детей, а также положительно воздействовать на психику их родителей.

Одним из видов профилактического воздействия был избран также просмотр видеофильмов о природе, диафильмов, прослушивание записей голосов птиц, животных.

Данная система мер воздействия на психику детей посредством воспитания природой отражена в таблице 17.

 

Таблица 17. Система мер воздействия на психику детей посредством воспитания природой.

Виды взаимодействий с объектами природы
  О п о с р е д о в а н н о е     Н е п о с р е д с т в е н н о е
Оформление класса. Паспортизация комнатных растений
Психотренинги общения. Работа в живом уголке.
Упражнения и игры, направленные на психофизическую релаксацию, а также физ. паузы на уроках. Ежедневные двухчасовые прогулки с наблюдением за изменениями в природе.
Чтение рассказов о природе с последующим обсуждением. Огород на окне. Ведение «дневника наблюдений и бесед с выращиваемым растением».
Прослушивание записей голосов птиц, животных. Обсуждение (идентификация себя с каким-либо животным, птицей). Поделки из природного материала.
Выставка книг и буклетов о природе. Отдых на природе с родителями и детьми.
Индивидуальные и коллективные консультации родителей Экскурсии в музеи: музей истории Бурятии, музей природы, геологический музей, Этнографический музей.
Опрос на тему «Как мне помогает природа». Экскурсии в парк, лес, на реку и т. д.
Рисунки «В защиту планеты» Озеленение пришкольной территории.
Викторины «Знатоки природы». Сезонная уборка территории.
«Экочас» - занятия с экологом.
Знакомство родителей с книгами о закаливании, траволечени, воспитании. Изготовление гербария.
Аудиозапись рассказов детей о своих домашних животных, о прогулках. Коллекционирование минералов.
Просмотр видеофильмов экологической направленности. Работа на пришкольном огороде.
Мини-сочинения «Как бы я спас мою планету» Уход за домашними животными.

 

Вышеописанная система работы по преодолению ВК посредством воспитания природой натолкнула на мысль о создании проекта по созданию внутришкольного экологического сообщества. Работа над проектом – это ближайшая перспективная деятельность, следующий шаг в нашей работе. Возможно, это позволит глубже изучить описанный в нашем исследовании вариант коррекции ВК.

Выводы по главе 2.

Т. о., проведя экспериментальную работу на базе 2 «а» класса по диагностике и коррекции ВК, мы получили следующие результаты:

- путем тщательного отбора был составлен пакет диагностических методик на выявление признаков ВК;

- создана и опробована на практике система мер воздействия на психику детей посредством воспитания природой с целью преодоления и профилактики ВК;

- убедились, что природа стоит в ряду наиболее эффективных средств коррекции ВК;

- пришли к выводу о том, что диагностика и профилактика ВК актуальна и особенно важна для младшего школьного возраста.

- в результате проведенной коррекционной работы самооценка у 12 детей стала соответствовать норме, тогда как при проведении констатирующего эксперимента лишь у 5 детей она была адекватной (см. табл. 16);

- повысился социометрический статус у четырех детей, бывших ранее «отверженными в общении»);

- по результатам рисуночного теста «Несуществующее животное»:

1. до констатирующего эксперимента у 11 детей выявилась тревожность, а после корректировки тревожность выявилась у 9;

2. неудовлетворенная потребность в общении до формирующего эксперимента имела место у 7 детей, после него – лишь у 3;

3. неуверенность в себе до коррекции – у 9, после – у 3;

4. показатель обидчивости с 5 уменьшился до 0;

5. коммуникативность прослеживалась у 6, после коррекции – у 9 человек;

6. тенденция к ВК была у 5, после коррекции – проявилась у одного;

- уровень тревожности (суммарные результаты) снизились у 17 детей (см. табл. 11)

Особо следует отметить положение одного ребенка Алдара Ц.: он так и остался в группе «имеющих признаки ВК». В процессе исследования мы предполагали у него наличие затяжного невротического конфликта, рекомендовали родителям обратиться к психологу за консультацией. Родители последовали совету. Обследовав ребенка, специалисты посчитали нужным провести месячный курс реабилитационного лечения. Выражаем надежду на постепенное, но неуклонное выздоровление ребенка, чему мы постараемся активно содействовать.

В дополнение к вышесказанному, считаем нужным сделать вывод о необходимости продолжить коррекционную работу по преодолению ВК у детей первой группы «имеющих признаки ВК» и профилактическую работу со второй группой детей. Выводы в нашей работе касаются только окончания определенного этапа исследования коррекции ВК.

Исходя из результатов исследования, которые были доложены на студенческой научно-практической конференции, доклад вызвал активное обсуждение. Материалы исследования получили положительную оценку и были рекомендованы к работе с детским коллективом.


Заключение

 

В современной школе одним из приоритетов является индивидуализация процесса обучения и воспитания. Центральной фигурой в образовании является развивающаяся личность ребенка. Одно из важных условий развития личности – это обеспечение благоприятного психологического климата, а следовательно – охрана психического здоровья детей. Наличие внутриличностного конфликта является отклонением от нормы и в случае деструктивного характера ведет к неврозу. Данное психическое нарушение является частым в современной школе. Проанализировав научную литературу по проблеме внутриличностного конфликта, констатируем недостаточную изученность данного вопроса (Грановская). Более того, по мнению А. Я. Анцупова и А. И. Шипилова [6, на стр. 83] вопрос внутреннего конфликта в педагогике недостаточно освещен.

В данной работе осуществлена попытка рассмотреть состояние проблемы внутриличностного конфликта применительно к младшему школьному возрасту. В психологии младший школьный возраст рассматривается как период относительной сформированности большинства личностных характеристик [41]. Поэтому ребенок этого возраста уже способен вступать в разные виды ВК.

В процессе экспериментальной деятельности был составлен и опробован пакет диагностических методик по выявлению признаков внутреннего конфликта. Предпочтение отдавалось рисуночным тестам, т. к. именно они наиболее полно характеризуют личностную сферу и ориентированы на подсознательный уровень психики обследуемого ребенка. Составленный пакет психодиагностических методик можно использовать в работе школьного психолога.

При проведении коррекционной работы за основу была взята статья известного психиатра Б. Н. Пивня о молодой науке - экологической психиатрии, находящейся в стадии становления, где предлагается использовать природу при лечении нервно-психических заболеваний [52].

Результаты данной исследовательской работы имеют практическую значимость в плане консультирования родителей по проблемам преодоления внутриличностного конфликта, а также при составлении рекомендаций для учителей и родителей.


Выводы

1. Работа с детьми младшего школьного возраста необходимо проводить диагностику на раннее выявление ВК, используя пакет диагностических методик (см. прил. 15).

2. При наличии деструктивного ВК нужно разработать программу по преодолению ВК (см. прил. 15).

3. В результате исследования выявили, что ВК может диагностировать и корректировать учитель, которого необходимо ознакомить с соответствующими методиками.

4. В эксперименте получены результаты, свидетельствующие о положительном влиянии природы в большей степени при непосредственном взаимодействии.

 


Библиографический список.

 

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Изд. центр «Академия». – 1999. – 485 с.

2. Агаджанян Н. А. Человек и биосфера: Медико-биологические аспекты – М.: Знание. - 1987-93.

3. Аграшенков А. В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты. – М.: Вече. - 1997, 200 с.

4. Айламазян Э. К. Здоровье матери и ребенка и экологические проблемы // Сб. науч. трудов / Свердловск: 1990. – С. 5-8.

5. Аккер Л. В. и др. Морфологические показатели и особенности течения гестационного периода у юных первородящих в условиях крупного промышленного центра Алтайского края // Экология и безопасность жизнедеятельности человека в условиях Сибири: Сб. науч. трудов / М.-н. акад. наук экологии, безопасности человека и природы / Барнаул: 1997. – С. 144-147.

6. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология // Учебник для вузов / М.: ЮНИТИ, 2001. – 551 с.

7. Артемова О. В. Дельфинотерапия как метод психотерапии // Интернет-сайт: Институт детства: Решение детских проблем, Диагностика, Консультации (адрес в интернете: http://psi.lib.ru), 2002.

8. Афонькова В., Божович Л., Афонькова В. М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления: (канд. дисс.) // М.: 1975. – 201 с.

9. Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация // М.: Мысль, 1998. – 24 с.

10. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Пробл. формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. акад.: 1995. – 207 с.

11. Брускова Е. С. Урок после уроков // Пед. факультет. – 1987. - № 4. – С. 62.

12. Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников // М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 192 с.

13. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Томск: Пеленг, 1993. - С. 18-23.

14. Вергелес Г. И., Матвеева Л. А., Раев А. И. Младший школьник: помоги ему учиться. Книга для учителей и родителей // СПб. (РГПУ им. А. И. Герцена): Союз, 2000. – 159 с.

15. Глассер У. Школы без неудачников // М.: Прогресс, 1991. – С. 21.

16. Деребо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология // Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480 с.

17. Емельянова О. Е. Внутриличностные конфликты детей и оптимальные способы их преодоления // Интернет-сайт: Институт детства: Решение детских проблем, Диагностика, Консультации (адрес в интернете: http://psi.lib.ru), 2001.

18. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи // М.: Просвещение, 1988. – 98 с.

19. Иванников В. А. Психология сегодня // Знание. – 1981. – № 7. – С. 42.

20. Калмыков А. А. Введение в экологическую психологию: Курс лекций // М.: МНЭПУ, 1999. – 128 с.

21. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М.: Филинъ, 1990. – С. 534.

22. Киршбаум Э И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе (канд. дисс.) // Л., 1986. – 252 с.

23. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению // Ярославль: Академия развития, 1996. – 221 с.

24. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие // М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.

25. Константинов Н. А. и др. История педагогики: учебник для студентов педагогических институтов // М.: Просвещение, 1982. – 68 с.

26. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М.: Наука, 1992. – С. 136-137.

27. Коробкин В. И. Экология: Учебн. пособие // Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 576 с.

28. Краснов Б. Н. Конфликты в обществе // Социально-политической журнал. – 1992. - № 6-7.

29. Крутецкий В. А. Психология // М.: Просвещение, 1986. –186 с.

30. Кудрина Г. Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. В помощь психологу дошкольных учреждений // Ирк.: Дом печати, 1992, 108 с.

31. Левин А.С. Введение в общую экологию: Курс лекций. // Таллин: Lex, 1996. - 176 с.

32. Левин А.С. Глобальные проблемы современного мира: Курс лекций. // Силламяэ: МЭТК, 1999. - 123 с.

33. Лекманов А. Аллергия, экология и дети // Прил. «Здоровье детей» к газ. «Первое сентября» // М., 2000. – Февраль. – № 7-8 (158). – С. 8.

34. Макаренко А. С. Педагогическая поэма // Детская литература, 1988. – 542 с.

35. Макаренко А. С. Сочинения // М.: Знание, 1975. - Т. 5. –562 с..

36. Мардахаев Л. С. Введение в социальную педагогику // М.: Импульс, 1999. - С. 6.

37. Маркс К. Экономическо-философские рукописи // В кн. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения / 1844. – Т. 42. – С. 118.

38. Мельникова Н. Цвет и мы // Прил. «Здоровье детей» к газ. «Первое сентября» / М., 2000. – № 9-10. – С. 6.

39. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности // Пермь: Пермск. пед. ин.-т., 1970. - Т. 77. – С. 103-164.

40. Назин К. Терпение – это алмаз // В газ. «Школьный психолог» / 2002. – Апрель. - № 16. – С. 6-7.

41. Немов Р. С. Психология // М.: Просвещение, 1990. - С. 98.

42. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей // СПб.: Речь. – 2000. – 507 с.

43. Носова Н. Г. // Начальная школа. – 1973. - № 12. – С. 5.

44. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка // М., 1999. - С. 907.

45. Олейник В. А., Безверхая Т. П., Эпштейн Е. В., Божок Ю. М. Диагностика рака щитовидной железы // Проблемы эндокринологии. – 1995. – Т. 41. - № 5. – С.37-41.

46. Олисова Л. Г., Репкина И. В. Методическое пособие по работе с дневником психолого-педагогических наблюдений // Томск: Пеленг, 2000. - 116 с.

47. Ошорова Г. С. Становление научного мировоззрения учащихся // Улан-Удэ: изд. БГУ, 2001. - С. 59.

48. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения // М., 1981. - Т. 2. – 451 с.

49. Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы. Учебное пособие для вузов // СПб: Химия, 1998. - 352 с.

50. Петровский А. В., Ярошенко М. Г. Краткий психологический словарь // М., 1986. - С. 153.

51. Петросова Р. А., Голов В. П., Сивоглазов В. И., Страут Е. К. Естествознание и основы экологии // М.: Академия, 2002. - С. 32.

52. Пивень Б. Н. Экологическая психиатрия: авторские представления // Экология и безопасность жизнедеятельности человека в условиях Сибири: Сб. науч. трудов / М.–н. акад. наук экологии, безопасности человека и природы. – Барнаул, 1997. – 199 с.

53. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни // Педагогика и психология. – 1990. - № 5. – С. 10.

54. Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учеб. и справ. пособие // М.: Финансы и статистика, 2000. – 672 с.

55. Рисуночные тесты // Альманах психологических тестов / М.: КСП. – 1997. – 320 с.

56. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. – М.: Педагогика, 1988. – 118 с.

57. Руссо Ж. Ж. Избранные педагогические сочинения // М., 1981. – С. 128.

58. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе // М.: Просвещение. - 1991. – 128 с.

59. Самыгин С. И. и др. Концепция современного естествознания. - Ростов на Дону: Феникс, 2000. – 576 с.

60. Селиванова Н. Л. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски // Подписная научно-популярная серия. – М.: Знание, 1989. - № 10. - С. 29.

61. Сиренова Э. П., Фролова В. К., Леонтьева В. М. Педагогическая практика студентов: организационно-методические рекомендации. – Улан-Удэ: БГУ, 2000. - 98 с.

62. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.: NB Магистр, 1994. – 62 с.

63. Счастная Т. Н. Детская практическая психология: Учебник для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2001. – С. 123-147.

64. Таточенко В. Ребенок и экология // Прил. «Здоровье детей» к газ. «Первое сентября». - М., 2000. - Февраль-март. - № 7-10 (158-159). - С. 4-5.

65. Ушинский К. Д. Избранный педагогические произведения. - М., 1974. - Т. 1. - С. 125.

66. Хухлаева О. Внутриличностный конфликт // Интернет-журнал «Школьный психолог» (адрес в интернете: http://psy.1september.ru), 2001.

67. Черепанова Е. М. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку: Книга для школьных психологов, родителей и учителей. – М.: Изд. центр Академия, 1997. – 96 с.

68. Шаталова Г. С. Философия здоровья. – М.: Елен и К°, 1997. – 224 с.

69. Шипунов Ф. Я. Биосферная нравственность // Юный натуралист. – 1990. - С. 1-6.

70. Экологическое образование и воспитание // Пути решения проблемы в байкальском регионе: Материалы международной конференции 14-16 августа / Улан-Удэ, 1993. – 108 с.

71. Экология и безопасность жизнедеятельности человека в условиях Сибири: Сб. научн. трудов / М.-н. акад. наук. экологии, безопасности человека и природы. – Барнаул, 1997. – 269 с.

72. Экология, культура, образование: Материалы к конф./ I Редкол.: Мамедов Н. М. (отв. ред.) и др. - М.: Б. И., 1989. – 242 с.

73. Эрдынеев А. М. Секты // В газ. «Бурятия». – 1997. - № 170. - С. 3.

74. Яншин А. Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов. М.: Мысль, 1991. – С. 42.


 

Приложение 1.

Опрос 2 «а» класса на тему:

«КАКОЙ(АЯ) Я?»

Цель: выявить характер взаимоотношений учителя и учащихся, возможную сферу конфликта.

Вопросы:

1. Справедливо ли я, учитель, к вам отношусь?

2. Что нужно сделать, чтобы быть хорошим?

Продолжительность: 30 мин.

Дата: сентябрь, 2002 года.


Приложение 2.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.