Особенности прошедшего праздника (Крещение Господне) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности прошедшего праздника (Крещение Господне)

2017-08-07 149
Особенности прошедшего праздника (Крещение Господне) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Прошли крещенские торжества, и хотя до ка­лендарного отдания праздника еще несколько дней, уже можно и «со стороны» взглянуть на прошедшие церковные события.

Именно «события», так как одинаковых праздников в православных храмах не бывает. То, что мы служим по установившимся веками правилам, до запятой сверенному церковному Уставу, отнюдь не свидетельствует о неизмен­ной сходности. Каждое праздничное торжество — особенное и неповторимое.

Духовные переживания определяются соб­ственным духовным опытом, а он постоянно меняется. Господь сравнивает возрастание в душе Божьего Царства, Духа Святого с ростом растения: «Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и рас­тет, не знает он, ибо земля сама собою произво­дит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк. 4:26—28). Церковь - это община, которая так же из года в год духовно изменяется, поэтому и различны восприятия наших ежегодных, на первый взгляд одинако­вых, церковных событий.

Так что же особенного принесли эти крещен­ские праздничные дни для меня лично, как свя­щенника и настоятеля прихода?

Старый, из практики времен литературного соцреализма шаблон написания подобных ста­тей или отчетов, требует при такой постановке вопроса по пунктам перечислить положитель­ные примеры, затем выделить отрицательные и закончить жизнеутверждающим выводом. Ша­блон, конечно, заманчивый и практичный, вот только в духовной жизни никак не срабатываю­щий.

Да и как он сработает, если при освящении воды, тебя назвав «святым отцом», просят «по­сильней побрызгать» в принесенную посудину и на их владельца? Поднимаю глаза на просящего, чтобы сказать, что я не «брызгаю», а окропляю и что меня пока еще не канонизировали, а передо мной искренние, радующиеся празднику глаза верующего человека. И чего ему скажешь? Толь­ко улыбнешься в ответ.

Или иной пример.

Наш второй священник на вечерней Богояв­ленской службе в очередной раз услышал рас­суждения о том, что вода вечерняя для дома и животных, а утренняя — для человеков, причем пить ее надо по расписанию и точным дозам. Батюшка миролюбиво поведал, что это не есть факт православный, а так называемое «богосло­вие» от фирмы «ОБС» (одна бабка сказала), а затем добавил, что не надо агиасму в боржоми претворять. Священник получил, как говорил незабвенный дед Щукарь, «полный отлуп»: «Молод еще, я всю жизнь при церкви и точно знаю!»

Мы расстроились от этого? Или отчитали тех, кто уверен в своей правоте?

Нет. Просто вновь получили подтверждение, что за богословскими рассуждениями наших проповедей и служебными обязанностями мало времени посвящаем простым, понятным для всех толкованиям церковных правил.

А ведь и действительно. В нашу воскресную школу для взрослых народ ходит «подкован­ный», об исихазме, апокатастасисе и прочих те­ологических изысках беседующий, а люди про­стые, неискушенные, к земле приближенные и особенной грамотностью не обладающие как-то в стороне остались. Какие тут к ним претензии за рассуждения подобные?

Должно заметить, что крещенских примет чисто языческого происхождения среди прихо­жан наших намного меньше стало. Помнится, во времена моей священнической молодости мне настойчиво советовали, чтобы я ни в коем разе в сочельник из храма креста не выносил, потому что тогда бесы прихожан одолеют, как и помню беспрекословные утверждения о надобности но­чью крещенской во двор выходить и слушать, залают ли собаки соседские. Ежели лают, то бо­гатым год будет. Сейчас священник, который на бывшем моем сельском приходе служит, о по­добных «откровениях» уже не знает.

Хотя городские прихожане тоже иногда удивить могут. В этом году не обошлось без та­кой «новости». Как и при всяком уважающем себя приходе, у нас есть постоянные «нищие», у паперти стоящие или в притворе на скамей­ке сидящие. Ранним утром подхожу к храму и слышу причитание одного из них: «Господь Бог миру явится, и в моем кошельке деньги объ­явятся».

Радостно, что с каждым годом все больше в эти праздничные дни не только за водой свя­той приходящих, но и молящихся. Сочельник уже вполне можно чисто исповедальным днем определить, но глядя на выстроившуюся вокруг храма многосотенную колонну все едино взды­хаешь: слаба, батенька, миссия твоя...

Святая вода - это прекрасно. Она веру ут­верждает и разум укрепляет. Она помогает и силы дает. Поэтому это просто Чудо. Но все же если желаешь Бога встретить, одного похода за этой крещенской святостью мало.

Вот только как бы объяснить все это? Чтобы поняли и зашли туда, где встреча эта вполне воз­можна и реальна. Ведь когда к кому-то в гости идем, то не рядышком с крыльцом (папертью) хозяин нас принимает, а в дом зовет. Так почему же многие, пусть и с хорошей целью пришедшие - воду освятить, так и не заходят к Приглашаю­щему, а рядышком предпочитают стоять?

Удивительны и особенны по своей духовной насыщенности Крещенские праздники. Для меня их центр - полиелей на Утрене. Именно в это время особенно четко и внутренне ясно вос­принимаются так часто повторяемые в храмах и молитвах слова: «Бог Господь явился нам», да и великая Тайна Святой Троицы просто все-принимается без рассуждений и многословия. И если с верою внимательно прислушаться, то обязательно услышишь: «Ты еси Сын мой воз­любленный, о нем же благоволих» (Мк. 1:11).

 

Прощеное воскресенье

 

Вспомним путь нашего «прости», по годам своей же собственной жизни расписанный.

Первое: «мамочка, прости, больше не буду»; чуть позже - «Марь Ивановна, простите, не выучил»; затем - «прости, дорогая (дорогой)». И нынешнее, высшее, если добрались к нему, - «Господи, прости!»

Тернист путь к этому крику, к Богу...

Чувство вины жить во мне не желает. По­стоянно хочется от него избавиться или на кого-нибудь рядом живущего переложить. По всей вселенной крик стоит: «Вот если бы кто- то вот так-то не поступил, то я бы ни в жизнь этого не совершил!». Принцип волка из басни Крылова: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» никуда не делся. Конечно, изыскан­ность манер, мыслей и одежды придает нашим оправданиям внешнюю правдивость. «Вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:28). Почти каждый это понимает. По­нимать понимаем, а вот признать - гласно и откровенно - не желаем.

Вот для этого и пост дан, Великим назван­ный. Время, когда нужно с повинной прийти, суету остановить, от веселья уйти, «любезно­го для всех и лукавого владыку - чрево» (авва Дорофей) угомонить.

Тогда и становится понятным, что имен­ но твоего личного, покаянного и искреннего «Прости, Господи!» не хватает всему миру. Не виртуальный «кто-то», а объективный «я» есть причина раздоров, нестроений и катастроф.

 

Пост, опаленный войною

 

Впервые в моей жизни столь трагично начи­нается Святая Четыредесятница. Казалось бы, храм тот же, прихожане все свои, деревья растут там же, и компьютер по-прежнему раз за разом глючит, а все по-иному. Даже солнышко с болью светит и ранние весенние дни не радуют. Да и как радоваться, если грохочут пушки, плачут дети, разрушены дома, слезы горя вокруг?

Брань междоусобная, о которой мы лишь из молитв знали, да в книгах читали, пришла на зем­лю нашу.

За что, Господи? Да все за то же!

Оглянитесь вокруг: все друг друга обвиняют, а если каются, то лишь тогда, когда заставляют. Через силу.

Покаяние ли это? Не знаю. Слишком часто произносим одно, а делаем совершенно другое.

Как же хочется вернуться к той искренно­сти, когда действительно перед мамой и тело, и душа кричали «мамочка прости!». Но на ветхую одежду новые заплаты не пришьешь, года вспять не повернешь, а еще раз прожить жизнь, но «по- иному» не получится.

Одна надежда - на Бога! Но трудно с Ним, с Богом. «Паче снега убедиться» надобно, чтобы в дверь твоего сердца Он зашел.

Буднями не получается пригласить, не убрано все. В струпьях греховных горница, в смраде не­чистых мыслей укромная спальня, а в коридоре души и на ее крыльце лишь обвинения, недоволь­ства и претензии.

Пройти невозможно...

Бог об этом знает, для уборки и пост благосло­вил - Великий.

А начать с попытки простить надобно. То есть паутину убрать и окна открыть, чтобы всю грязь собственную, мною же занесенную, увидеть. Не торопиться, убирать тщательно. Времени хватит. А последовательность уборки - что за чем вы­чищать - в ближайшем храме посмотрите. Там в расписании богослужений на Святую Четыредесятницу вся «дорожная карта» прописана.

Только не забудем искренне сказать друг дру­гу: «Простите меня грешного!», и в путь!

Весна 2015

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.