Петров пост: очередная четверть в школе любви — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Петров пост: очередная четверть в школе любви

2017-08-07 144
Петров пост: очередная четверть в школе любви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Две недели Петровского поста позади, но ежегодные «страсти» по поводу его «нужно­сти-ненужности» никуда не делись. Фразу, что нужны только зимний Рождественский пост и весенний Великий, а остальные без надобно­сти, довольно часто можно не только в интер­нете прочесть, но и услышать на приходах.

Не удивительно, когда кривятся и протестуют те, для кого храм Божий лишь «преданье старины глубокой» и «дань традиции». Известны и сомне­ния сторонников новых и новых послаблений: они ропщут и в Великий пост, что уж говорить о посте апостольском, когда через неделю после Троицы напоминаешь о Петровом посте...

Но это некоторое число людей с особыми взглядами. Мне же хочется ответить на вопро­сы простых, не погруженных в полемику при­хожан, которые жалуются на тяжесть этого лет­него воздержания в пище и развлечениях. И на мой взгляд, делают это зря.

Дорогие! А что, собственно, вас смущает?

Раскройте любое печатное издание или включите телевизор, тут же наткнетесь на со­веты о похудении, о том, как избавиться от лишних килограммов и рекомендации о пище­вом рационе для поправки здоровья. Вы же так любите эти статьи почитывать и передачи смо­треть! Где же логика?

Разве мы охаем и ахаем (о тяжелой жизни, искушениях и неприятностях) от недоедания? Чаще как раз наоборот! У большинства наших прихожан медицинские карточки в поликлини­ках напоминают приключенческие произведе­ния (по грехам и здоровье) объемом в «Войну и мир».

Так чего же на пост пенять?

Мы, кстати, не задаемся вопросами, когда после любого светского праздника (к которому стреми­лись, готовились и денежки собирали) обязатель­но следуют дни большого труда, как физического, так и умственного. А разве это не резонно отнести и к церковным великим праздникам?

Давайте вспомним: со Светлого Христова Воскресенья мы были практически в повсед­невном духовном празднике и в послаблениях телесных. Разве не пора и честь знать? Не пора в себя заглянуть?

Помните перифраз шекспировского «Гамле­та» у Высоцкого «Я повернул глаза зрачками в душу, а там сплошные пятна черноты»? И для того чтобы суметь глянуть, пост обязателен. Иначе пятна не видны будут...

Красота, Богом данная, только лишь тогда полноценна, когда свою меру знает. Так давай­те соблюдать эту меру, привыкать не только наслаждаться покоем и отдыхом, но и подни­маться вовремя на духовный труд. Чтобы не за­плыть жиром и не облениться.

А лениться в любви нам никак невозможно. Каждый православный знает, что наша вера — это круговорот любви в природе. Но любовь не бывает без сострадания и жертвенности, без труда и понуждения себя — как в телесном, так и в духовном плане. Так давайте же не избе­гать возможности получить новые уроки в этой школе любви, которую для нашего спасения открывает церковное Предание! Давайте после каникул посидим за «партами» еще одну учеб­ную «четверть».

В канонах нашей Матери-Церкви четко за­писано, что после Недели всех святых до апо­стольских торжеств - пост предписан. Это сделано не просто так, не по человеческой при­хоти, а для нашей пользы. И главное здесь то, что без внутренней сосредоточенности, ана­лиза своей личностной троичности (тело, дух, мысли) никак невозможно по-настоящему от­кликнуться на призыв Христов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33).

А летним дням, отпускам и дачам Петров­ское воздержание никак не мешает. Старину вспомните. И сенокос, и работы по хозяйству, и уборка овощей с фруктами, и пост! Все вме­щалось.

И не надобно бояться и стесняться своего вежливого отказа от приглашения на очеред­ное веселье тела, как и нет ничего плохого в объяснении, почему в эти дни вы не налегаете на скоромное. Боитесь «вдруг чего люди ска­жут»? Пусть скажут. Не бойтесь: даже если при всех подтрунят - не беда, а вот уважать сильнее будут. Если, конечно, кроме поста те­лесного не забудете о любви к ближним. Без которой любой наш аскетический подвиг те­ряет смысл.

 

Петров пост - зачем?

 

Петров пост и кратким, и длинным бывает. Все от времени Пасхи зависит. Если Светлое Христово Воскресенье к лету поближе, то и пост короче, а вот если Пасха Христова в весне ран­ней обретается, то апостольский аскетизм для нас и больше месяца может длиться. Но каким бы временным промежутком Петров пост ни определялся — все едино много недоуменных вопросов возникает, даже у тех, кого мы воцерковленными людьми называем. И главные из них следующие: Зачем нужен Петров пост? В чем разница между нами до и после него?

И ведь действительно: лето, отпуск, дача, а для сельчан и труды нелегкие. На угодьях и усадьбах уже урожай, прежде всего фруктов, ягод и ово­щей поспел. Какое тут ограничение в еде, усилен­ная молитва и частое посещение храма Божьего?

Логически кажется верно, но почему же «Пе­тровки» (так в простонародье Петров пост на­зывали и называют) свято нашими предками чтились и соблюдались? Трудились меньше? От­нюдь нет. Намного больше и тяжелей. Грешили чаще? Тут и отвечать не надо, свойство греха с каждым поколением приумножаться никуда не делось. Мы прекрасно видим и знаем, что мно­гие дела и поступки, которые раньше считались низменными, пошлыми и откровенным свято­татством сегодня возводятся в ранг обычности и даже достижения.

Иное руководство к стремлению соблюдать апостольский пост присутствовало: сознание того, что только тогда труды с заботами во бла­го пойдут, когда в тебе внутреннее содержание с внешним состоянием в симфонии пребывать бу­дут.

В бытность мою на сельском приходе зашел я как-то домой к прихожанам своим, это аккурат в неделю перед праздником Петра и Павла было. В доме никого, в летней кухне тоже пусто, хотя на печи большая кастрюля с водой греется, даже со­бака куда-то пропала, не лает.

— Странно, — подумалось, — может, случи­лось что?

Слава Богу, с семейством было все в поряд­ке, просто они все в саду вишню рвали. Урожай в тот год хороший был, ветки просто облеплены красными пучками ягод. Даже «шпаков», так в селе скворцов зовут, страстных любителей по­лакомиться зреющей вишней, не гоняли. На всех хватало.

Услышал я голоса из сада, понял, что ника­кой беды не произошло и решил помочь семей­ству. Хозяйка, Никандровна, мне на пояс ши­рокий плат повязала, да так, чтобы впереди он как сумка был, в которую ягоды надобно скла­дывать. Ведро ведь за собой таскать неудобно, а самая спелая, вкусная и рясная вишня вверху, без лестницы никак не доберешься. Лазить же по деревьям с моей комплекцией, да еще и с ве­дром или банкой не то что неловко, но и опас­но, как для меня, так и для вишни.

Взобрался я на дерево к пучкам вишневым, со­бираю ягодный урожай, а сам весь в ностальгии и воспоминаниях. Детские летние дни в таких же садах прошли...

Назад в будущее, то бишь в настоящее, разго­вор вернул. Муж Никандровны взрослого сына уму-разуму учил:

— Вот видишь, остолопина, мы с матерью и дочкой уже по два ведра нарвали, а ты три жмени всего — и на вареники не хватит.

Сын в ответ на отцовские замечания резко срывал плоды, да хмуро под нос что-то бурчал. Разобрал я лишь то, что жалуется парень на ночь короткую. Не выспался он.

— Когда же тебе спать, — резюмировал отец, — С клуба и гулянки своей уже засветло вернулся. Знал ведь, что утром на вишню пойдем... Вишь, сколько ее Господь благословил.

Понравилась мне хозяйская речь. Нет, не по­тому, что сына распекал. Дело молодое, понят­но все, сам таким был. Оттого на сердце слова легли, что в них вся сущность необходимости поста раскрывалась. Если дело делать собрал­ся, то развлечения в сторонке оставить надобно и приготовиться к совершению задуманного, а также Бога поблагодарить, что Он такой уро­жай дал.

А разве не вмещает в себе пост Петровский все эти условия?

В стороне праздничные Пасхальные и Тро­ицкие дни, впереди труды, чтобы до следующе­го урожая прожить, да и без Божьей помощи все наши задумки и старания по поговорке определя­ются: «Без Бога ни до порога».

У апостолов в те времена когда они Духа Свя­того получили, та же ситуация была. Абсолютно аналогичная. Они праздник радости всемирной

— Воскресение Христа, праздник утверждения — Вознесение Господне и праздник рождения Свя­той Церкви — Пятидесятницу с радостью и лико­ванием пережили, но теперь надобно было дело делать, то, которое Господь заповедал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19).

Для этого нужны и духовные, и физические силы. Вот по этой-то причине и установлен неиз­менный обычай (сегодня это уставное правило)

— после святых и радостных дней проходить по­прище поста.

Богу угоден не наш пост, а плоды поста. Но получить эти плоды грешному человеку без огра­ничения своих телесных требований и греховных желаний никак не удастся.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.