Блок методик на развитие речи у детей старшей подготовительной группы – 6-7 лет с ОНР. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Блок методик на развитие речи у детей старшей подготовительной группы – 6-7 лет с ОНР.

2017-07-09 477
Блок методик на развитие речи у детей старшей подготовительной группы – 6-7 лет с ОНР. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Блок методик на развитие речи у детей старшей подготовительной группы – 6-7 лет с ОНР.

 

1. Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР “Гласные звуки А, О, У, И, Ы”.

2. Фронтальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе (ОНР).

3. Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с нарушениями речи на материале лексической темы «Ягоды» с использованием современной педагогической технологией проектной деятельности в старшей группе.

4. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей группы.

5. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Пересказ сказки В. Г. Сутеева «Яблоко».

6. Конспект подгруппового занятия по коррекции общего недоразвития речи “Насекомые” в старшей группе (развитие словаря).

 

Фронтальное логопедическое занятие по развитию лексико – грамматических категорийв старшей группе (ОНР).

Тема: «Домашние животные».

Задачи.

a).Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные», их внешнем виде, образе жизни, повадках. Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. в ед. и мн. ч.; образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употребление сущ. в форме тв.п. и р. падежах).

б).Коррекционно-развивающие: развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

в).Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.

Оборудование: магнитофон, диск с записью голосов домашних животных, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей, конверты с пазлами «Домашние животные», мяч, корм для животных: бутылка молока, сено, овёс, косточка, морковка, капуста; картина «Скотный двор».

Предварительная работа: просмотр картинок с домашними животными и их детёнышей. Беседа о том, какую пользу приносят домашние животные. Выполнение на индивидуальных занятиях с логопедом упражнения артикуляционной гимнастики.

Словарная работа:

а).Обогащение словаря: щенок, телёнок, крольчонок, козлёнок, жеребёнок, поросёнок.

б).Активизация словаря: скотный двор, пастух, овёс.

Список используемой литературы.

1.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб., Детство-пресс, 2007г.

2.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб, Детство-пресс, 2013г.

3.Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб., Детство-пресс, 2010г.

4.Игровой дидактический материал для ознакомления детей с окружающим миром. Выпуск 3. «Домашние животные».

Ожидаемый результат: определение домашних животных и их детёнышей, уметь правильно образовывать существительные во множественном числе, определять «Кто лишний», образовывать притяжательные прилагательные, знать жилища домашних животных.

Форма работы.

I Организационный момент.

Логопед: Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте вкруг.

А теперь соседу справа

Руку тоже дай быстрей.

С утра мы будем заниматься

Всем доброго утра желай.

Дети стоят в кругу.

Логопед: Послушайте, и скажите, чьи голоса вы услышали? (Логопед включает диск с голосами домашних животных).

Дети: Мы услышали голоса домашних животных.

Логопед: Назовите их.

Дети: Мы услышали голос коровы, лошади, собаки, кошки, козы, свиньи.

Логопед: Как подаёт голос собака?

1-й ребёнок: Собака лает.

Логопед: Как подаёт голос корова?

2-й ребёнок: Корова мычит.

Логопед: Как подаёт голос лошадь?

3-й ребёнок: Лошадь ржёт.

Логопед: Как подаёт голос кошка?

4-й ребёнок: Кошка мяукает.

Логопед: Как подаёт голос коза?

5-й ребёнок: Коза блеет.

Логопед: Как подаёт голос свинья?

6-й ребёнок: Свинья хрюкает.

Логопед: Я думаю, что вы уже догадались, о ком будем сегодня говорить.

Дети: О домашних животных.

Логопед: Почему их называют домашними животными?

Дети: Потому что они живут рядом с человеком, он их кормит, поит, заботится о них.

Логопед: Да, будем продолжать говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем артикуляционную гимнастику.

II. Основная часть.

Работа с пазлами.

(У детей на столах пазлы).

Логопед: Посмотрите, я вижу перед вами лежат какие-то картинки, соберите их и посмотрите, кто там спрятался?

1 ребёнок: У меня корова.

Логопед: Какую пользу приносит корова? (Корова даёт молоко).

2 ребёнок: У меня собака.

Логопед: Какую пользу приносит собака? (Собака охраняет дом).

3-й ребёнок: У меня кошка.

Логопед: Какую пользу приносит кошка? (Кошка ловит мышей).

4-й ребёнок: У меня свинья.

Логопед: Какую пользу приносит свинья? (Свинья даёт мясо).

5-й ребёнок: У меня коза.

Логопед: Какую пользу приносит коза? (Коза даёт молоко, шерсть).

6-й ребёнок: У меня лошадь.

Логопед: Какую пользу приносит лошадь? (Лошадь даёт кумыс. А ещё она перевозит разные грузы).

Игра «У кого кто?»

Стук в дверь. Заходит грустный пастух, здоровается.

Логопед: Пастух, а почему ты такой грустный?

Пастух: Я пас животных и их детёнышей. Все были около своих мам, но детёныши перепутались. Помогите найти маму своим детёнышам.

Логопед: Ребята, поможем?

Дети: Да.

(Картинки взрослых животных на доске, картинки с детёнышами на столе. Дети по очереди подходят, берут картинку с детёнышем и прикрепляют на магнитную доску к взрослому животному).

Подвижная игра «На лугу».

Пастух: Спасибо, что помогли мне. Я очень счастлив, и хочу с вами поиграть.

Играет с детьми под песню «На лугу пасутся».

Пастух прощается и уходит.

Игра «Кто лишний».

Логопед: Ребята, посмотрите, животных каких вы называли пришли к вам в гости. Назовите их.

Логопед держит поднос, на котором стоят животные.

Дети: Корова, свинья, собака, кошка, медведь, коза.

Логопед: А кто здесь лишний?

Дети: Лишний медведь, потому что медведь-это дикое животное, а все остальные домашние животные.

Игра «Кого не стало».

Логопед: А сейчас поиграем в прятки с домашними животными. Назовите их, запомните, закройте глаза.

Логопед: Кого не стало?

Дети: Нет кошки и т.д. 3-4 раза.

Игра «Кого чем угостим».

Логопед: Ребята, кто ухаживает за домашними животными.

Дети: За домашними животными ухаживает человек.

Логопед: А вы знаете, чем нужно кормить домашних животных? Выберите угощение для домашнего животного и поставьте рядом с ним.

1-й ребёнок: Я угощу кота молоком.

2-й ребёнок: Я угощу корову сеном.

3-й ребёнок: Я угощу лошадь овсом.

4-й ребёнок: Я угощу собаку косточкой.

5-й ребёнок: Я угощу кролика морковкой.

6-й ребёнок: Я угощу свинью овощами.

Логопед: Молодцы.

Игра «Кто, где живёт».

(Используется презентация на компьютере «Чей дом?»)

Логопед: Ребята, вы покормили животных, а теперь им пора идти в свой дом. Посмотрите на картинку и назовите, кто, где живёт.

1 ребёнок: Это лошадь. Лошадь живёт в конюшне.

2 ребёнок: Это собака. Собака живёт в конуре.

3 ребёнок: Это корова. Корова живёт в коровнике.

4 ребёнок: Это овца. Овца живёт в овчарне.

5 ребёнок: Это свинья. Свинья живёт в свинарнике.

6 ребёнок: Это кошка. Кошка живёт в доме.

Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с нарушениями речи на материале лексической темы «Ягоды» с использованием современной педагогической технологией проектной деятельности в старшей группе.

Цель: Развитие речи. Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

Развитие лексического строя речи: обогащение и актуализация словаря детей на материале лексической темы «Ягоды» - существительные, прилагательные, глаголы. Учить выделять общие и индивидуальные признаки; уточнить родовые понятия, дифференцировать ягоды по месту их произрастания (садовые и лесные). Упражнять в подборе прилагательных для характеристики тех или иных качеств и признаков предметов. Развитие грамматического строя речи: учить образовывать относительные прилагательные; изменять существительные в косвенных падежах; согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Коррекционно-развивающие:

Развитие слухового и зрительного внимания; памяти; творческого воображения; логического мышления. Развитие фонематических процессов: восприятия и анализа. Развитие общеречевых навыков: дыхания. Продолжать формировать навыки восприятия и воспроизведения ритмического рисунка слова. Развите общей и мелкой моторики. Учить пониманию основных эмоций и передаче их выразительной мимикой.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание коммуникативных навыков; снижение эмоционального напряжения. Воспитание любознательности, усидчивости, самоконтроль, активное включение в общую деятельность. Создание положительного эмоционального настроя.

Оборудование:

Демонстрационный материал: корзинка, набор предметных картинок с изображением ягод, две картинки с изображением сада и леса, картинка вазы с вареньем и вырезанные из тонкой бумаги 6 маленьких мух; металлофон; нарисованные банки с вареньем из разных ягод, магнитная доска, фланелеграф, наборное полотно.

Раздаточный материал (на каждого ребенка подгруппы): набор карточек к дидактической игре «Варенье»; карандаши, листки с нарисованными половинками ягод: клубника, вишня, смородина.

 

План занятия:

1.Организационный момент. Сообщение темы.

2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра «Малина»

3. Релаксация мышечного аппарата конечностей по контрасту с напряжением.

4.Пальчиковая гимнастика «Корзина с ягодами».

5. Формирование физиологического дыхания.

6.Развитие лексического строя речи.

7. Развитие грамматического строя речи. Игра «Варенье».

8.Упражнение на развитие ритмического слуха «По ягоды».

9.Логоритмическое упражнение «Малина».

10.Развитие фонематического восприятия.

11.Развитие зрительного внимания и памяти.

12.Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.

13. Окончание занятия. Итог.

 

Ход занятия

1.Организационный момент. Сообщение темы.

Воспитатель: Ребята, нам бабушка прислала из деревни гостинцы! Хотите узнать какие? Тогда отгадайте мои загадки!

воспитатель

дети

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

земляника

Низок, да колюч,

сладок, не пахуч.

Ягоды сорвёшь -

всю руку обдерёшь

крыжовник

Как кровь, красна.

Как мед, вкусна.

Как мяч, кругла,

Мне в рот легла.

 

вишня

И красна, и кисла

На болоте росла.

 

клюква

Была зелёной, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

 

клубника

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

другая чернеет.

 

Красная и черная смородина

Воспитатель: Земляника, крыжовник, вишня, клюква, клубника, смородина, ежевика, черника, брусника, морошка. Что это?

Дети: Это ягоды.

Воспитатель: Вот какие прислала нам бабушка гостинцы! Она прислала ягоды для внучат – девочек и мальчиков!

2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра «Малина»

текст

Движения кистей рук

Раз – малина, два малинка

Дети сжимают пальцы в кулаки. Разжимают сначала указательный палец, затем средний.

Ела ягоды Маринка,

Прикасаются пальцами правой руки, собранными в щепоть, к левой ладони («есть»).

И в корзинке у Маринки

Переплетают пальцы («корзинка»)

Не осталось ни малинки.

Покачивают указательным пальцем вправо-влево.

Кто по ягоды пойдет,

Хлопают в ладоши (4 раза)

Тот корзиночку возьмет!

Прижимают ладони друг к другу и на последнее слово протягивают ладони вперед.

 

3. Релаксация мышечного аппарата конечностей по контрасту с напряжением.

Воспитатель: Бабушка для нас старалась! В лес за ягодами ходила, набрала там целую корзину ягод.

Воспитатель декламирует стихотворный текст, сопровождая его показом движений.

Дети выполняют движения, направленные на мышечное напряжение и расслабление

Бабушка несла домой малину –

Ягод целую корзину.

А дорога так длинна,

А корзина тяжела.

Стоят прямо, шагают на месте в спокойном темпе.

 

Руки сильно напрягаем

Из рук ее не выпускаем.

Руки твердые…. Понятно,

Это очень неприятно.

Слегка разводят руки и сжимают пальцы в кулак, сосредоточив внимание на напряжении в мышцах рук, корпуса.

 

Уронили, покачали…

Как веревки руки стали.

Всем становится понятно –

Расслабление приятно.

Опускают руки, расслабляют.

(Воспитатель проверяет, как дети расслабили руки, подходя и дотрагиваясь до рук каждого ребенка)

Притомилась и устала,

На пенек присела,

Ягодок поела.

 

Ноги сильно напрягаем,

Выше, выше поднимаем.

 

Садятся на ковер, Руки в упоре. Поднимают ноги. Каждая мышца напряжена, становится очень твердой.

(Воспитатель проверяет, как напряжены мышцы детей)

А потом их опускаем.

Расслабляем. Отдыхаем.

 

Ноги опускают. Расслабляют. (контроль выполнения)

 

 

4.Пальчиковая гимнастика «Корзина с ягодами» (выполняется стоя)

Воспитатель: Бабушка передала нам эту корзину с ягодами. Она собирала их и в лесу, и в саду.

(Воспитатель помещает картинку с ягодами на магнитную доску)

текст

движения

Вот корзина – так корзина

Изображают удивление, разводят руки в стороны.

В ней крыжовник,

В ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках

Ты к нам в гости приходи-ка!

Делают приглашающий жест – движение руками на себя.

Ягод, что найдем мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

Поочередно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.

Воспитатель: Представьте, что ягоды в корзине стали хвастаться друг перед другом.

Мы хотя и маленькие, но зато удаленькие!

Всех угостим!

Мы вкусны, любому угодим!

Покажите, как хвастались ягодки.

Дети изображают позу хвастовства

Воспитатель: Есть ягодки сладкие. Представьте, что вы их сейчас попробывали. Они вам понравились? Покажите, какое у вас при этом довольное лицо.

Дети передают мимикой уовольствие.

Воспитатель: Отберите их и вложите в корзину, на которой нарисовано довольное лицо.

Дети отбирают картинки ягод и вкладывают в корзину с пинтограммой «Удовольствие»

Воспитатель: Есть ягодки кислые. Попробуйте их. Какое у вас теперь будет лицо?

Дети передают мимикой недовольствие

Воспитатель: Отберите эти ягодки и вложите в корзинку с рисунком недовольного лица.

Дети отбирают картинки ягод и вкладывают в корзину с пинтограммой «Недовольствия»

 

Воспитатель: А есть ягоды горьковатые на вкус. Попробуйте их. Какое у вас будет после этого лицо?

Дети передают мимикой отвращение

Воспитатель: Отберите горьковатые на вкус ягоды и положите в корзинку с рисунком лица, изображающего отвращение.

Дети отбирают картинки ягод и вкладывают в корзину с пинтограммой «Отвращение»

Воспитатель: Да, ягоды на вкус все разные. Но, все ягоды, которые мы сейчас с вами «пробывали» - полежны для здоровья. Но есть в природе ягоды, которые для человека вредны и даже опасны. Это ядовитые ягоды. Их собирать, есть нельзя! Посмотрите на картинки, которые прислала нам бабушка Агаша. Она хотела нам показать, какие ягоды собирать ни в лесу, ни в парках, садах трогать нельзя. Их сок очень опасен для человека.

Воспитатель демонстрирует картинки с изображением ядовитых ягод: бузина, вороний глаз, купена, ягоды ландыша.

 

5. Формирование физиологического дыхания

Воспитатель: А вы знаете, какая самая большая ягода? Угадайте-ка ребята!

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар?

Дети: Это арбуз

Воспитатель: Правильно! Арбуз – это большая ягода. Растет он на поле, которое называется – бахча.

Игровое упражнение «Арбуз» (выполняется лежа)

Давайте покажем арбуз на бахче. Ложитесь на пол. Положите руки на живот. Вдохните медленно носом и надуйте живот. Выдыхайте медленно – живот втяните.

(Выполняют 3-5 раз)

Упражнение на развитие ротового выдоха «Надоедливые мухи» (выполняется стоя)

(Воспитатель кладет на стол картинку вазы с вареньем и вырезанные из тонкой бумаги 6 маленькие мухи. На края вазы воспитатель кладет вырезанных из бумаги маленьких мух)

Воспитатель: Посмотрите, сколько мух хочет попробовать наше вкусное варенье. Давайте их прогоним. Нужно подуть на мух, и они улетят. Попробуем подуть. Только помним, что вдыхаем носом, а выдыхаем ртом плавно, медленно.

(по команде воспитателя дети набирают воздух через нос и начинают плавно и медленно дуть на мух. Мухи «улетают» от варенья.)

6.Развитие лексического строя речи.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какие ягоды набрала бабушка?

(Воспитатель выставляет картинки с изображением ягод: клубники, земляники, морошки, малины, смородины, крыжовника, черники, ежевики, клюквы, брусники, вишни)

Воспитатель: Где она собирала ягоды?

Дети: Она собирала в лесу и в саду.

Воспитатель: Какие ягоды она собрала в лесу?

Дети: Землянику, чернику, ежевику, клюкву, бруснику, морошку.

Воспитатель: Как мы назовем эти ягоды? Какие это ягоды?

Дети: Это лесные ягоды.

Воспитатель: А какие бабушка собрала у себя в саду?

Дети: В саду она собрала клубнику, малину, смородину, крыжовник, вишню.

Воспитатель: А как назвать нам эти ягоды? Какие это ягоды?

Дети: Это садовые ягоды.

Воспитатель: Давайте разберем ягоды под картинками сада и леса. Садовые положите к картинке сада, а лесные – к картинке леса.

(Воспитатель размещает на магнитной доске две картинки сада и леса и раздает детям по две карточки с изображением ягод: одна из них садовая ягода, вторая – лесная ягода. Дети по одному подходят к картинкам и раскладывают карточки с ягодами, комментируя свои действия: «малина – это садовая ягода, растет в саду, а земляника – лесная ягода, растет в лесу)

7. Развитие грамматического строя речи. Игра «Варенье»

Цель: Образование относительных прилагательных, согласование с существительными.

Воспитатель: Бабушка сварила из ягод вкусное варенье. Какое получилось у нее варенье. Помогите мне его назвать.

(воспитатель раздает детям карточки из набора дидактической игры «Варенье» с изображением банки и нарисованной под ней ягодой)

Вопросы воспитателя

Ответы детей

Какое варенье бабушка сварила из малины?

Бабушка сварила малиновое варенье.

Какое варенье бабушка сварила из клюквы?

Бабушка сварила клюквенное варенье.

Какое варенье бабушка сварила из смородины?

Бабушка сварила смородиновое варенье.

Какое варенье бабушка сварила из земляники?

Бабушка сварила земляничное варенье.

Какое варенье бабушка сварила из черники?

Бабушка сварила черничное варенье.

Какое варенье бабушка сварила из ежевики?

Бабушка сварила ежевичное варенье.

Какое варенье бабушка сварила из вишни?

Бабушка сварила вишневое варенье.

Какое варенье бабушка сварила из брусники?

Бабушка сварила брусничное варенье.

Какое варенье бабушка сварила из клубники?

Бабушка сварила клубничное варенье.

 

8.Упражнение на развитие ритмического слуха «По ягоды»

Воспитатель: Давайте и мы соберем ягоды. Будем собирать землянику в лесу. Я помогу вам ее найти в траве. Я сыграю вам на металлофоне простую мелодию. Когда музыка будет звучать тихо, вы будите просто ходить по ковру, а если услышите громкий звук, то наклонитесь и сорвете ягодку.

(воспитатель наигрывает на металлофоне простую ритмичную мелодию, делая акцентированное звучание на определенной доле ритма)

9.Логоритмическое упражнение «Малина».

Воспитатель: Землянику в лесу собрали, теперь соберем в саду малину. Вставайте в круг.

Воспитатель акапельно поет текст песни,

движения

По малину в сад пойдем,

В сад пойдем, в сад пойдем.

Плясовую заведем,

Заведем, заведем.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Солнышка во дворе,

Поднимают руки вверх и поворачивают кистями.

А в саду тропинка.

Отпускают руки и мягко водят кистями вправо-влево.

Сладкая ты моя,

Ягодка-малинка!

Хлопают в ладоши.

Ты, малинка, не в роток,

Не в роток, не в роток,-

Грозят указательным пальцем, поддерживая локоть ладонью другой руки.

Насыпайся в кузовок,

В кузовок, в кузовок!

«Собирают ягоды», то отводя правую руку в сторону, то прикасаясь пальцами, собранными в горсть, к ладони другой руки.

Как малины наберем.

Наберем, наберем,

«собирают ягоды»

Пирогов мы напечем,

Напечем, напечем.

«пекут пирожки» то одна ладонь сверху, то другая

Всех соседей позовем,

Позовем, позовем.

Манят руками, как бы подзывая к себе.

 

10.Развитие фонематического восприятия.

Воспитатель: Какую ягодку мы с вами только что собирали в саду?

Дети: Мы собирали в саду малину.

Воспитатель: Какой первый звук мы слышим в слове «м-м-м-малина»?

Дети: Звук М.

Воспитатель: Я предлагаю вам послушать в названиях, каких ягод, мы тоже услышим этот звук М. Я, буду называть слова, а вы, если услышите в этом слове звук М, хлопните в ладоши. Готовы? Начали!

(воспитатель произносит названия ягод, утрированно выделяя в словах [М]: калина, смородина, клубника, смородина, крыжовник, земляника, брусника, морошка. Дети, услышав в слове заданный звук, хлопают в ладоши)

11.Развитие зрительного внимания и памяти.

Воспитатель: Бабушка сварила много разного варенья. Перелила его в банки и расставила на полочки. Посмотрите внимательно на полочки и запомните, какие банки, с каким вареньем и на них стоят. (дети внимательно смотрят на расставленные воспитателем, на наборном полотне нарисованные банки с вареньем.)

Воспитатель: А теперь закройте глазки. (убирает некоторые банки с наборного полотна) Банки с каким вареньем пропали с полочек?

(Дети находят изменения и называют, с какой полочки банка, с каким вареньем пропала)

12.Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.

Воспитатель: Какие вы внимательные! Молодцы! А теперь садитесь за столы. Посмотрите, перед вами лежат странные рисунки ягод. Только одни половинки ягод, вторыми половинками, по-видимому, гусеницы полакомились Они, тоже любят сладкие ягодки. Дорисуйте, пожалуйста, пропавшие половинки ягод.

(дети дорисовывают вторую часть ягод в зеркальном отражении)

13. Окончание занятия. Итог.

Воспитатель: Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось, как вы выполняли все задания! Вы были очень внимательными, старательными. А вам понравились бабушкины гостинцы? Порадуйте и вы ее! Нарисуйте дома свои баночки с разным вареньем. Не забудьте, какие ягодки лесные, а какие садовые. Повторите дома их с мамой. А еще нарисуйте самую большую ягодку – арбуз. Покажите ее маме, Как мы с вами сегодня ее показывали, когда делали упражнение на ковре. Только помните, что вдыхать нужно носом медленно, надувая живот, а выдыхать ртом, тоже медленно, втягивая живот. Расскажите и покажите маме, как бабушка несла корзинку с малиной из леса. Покажите маме и папе как вы умеете напрягать и расслаблять ручки и ножки.

 

Объявление темы.

Сегодня мы отправимся на прогулку в лес. Ребята, а какое сейчас время года?

Дети: Сейчас на улице осень.

Логопед: Значит, мы отправляемся в какой лес?

Дети: В осенний лес.

Логопед: Закроем глаза, и под звуки волшебной мелодии мы попадем прямо в осенний лес.

Звучит фонограмма леса.

Логопед. Ребята, что мы можем услышать в осеннем лесу? (птицы кричат; ветер шумит, дует; листья шелестят, шуршат; дождь идёт)

Логопед: Давайте оглядимся.

Что можно увидеть в осеннем лесу? … (деревья, листья, грибы, пни, муравейники).

Логопед. Кого можно увидеть в осеннем лесу?. (В лесу можно встретить зайца. В лесу можно встретить лису. В лесу можно увидеть ежа. (волка, медведя); А как одним словом можно сказать, каких животных мы можем увидеть в лесу? (В лесу можно увидеть диких животных.)

В лесу можно увидеть птиц…

Логопед. А сейчас каких птиц можно увидеть? (Сейчас в лесу остались только зимующие птицы, а перелетные улетели на юг.)

В лесу не всегда можно увидеть животных. Но мы сейчас их поищем.

Угадайте, кого мы будем искать сначала?

По полю скачет –

Ушки прячет,

Встанет столбом,

Ушки торчком.

Логопед. Где мы нашли зайца? Мы нашли зайца за пеньком.

Логопед: А заяц с вами хочет поиграть. Он приготовил для вас осенние листочки.

Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая игра «Ежик» («Су-джок»).

Катиться колючий ёжик

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошки бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(круговые движения шариком между ладонями).

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда, сюда,

Мне щекотно да, да, да.

(движения по пальцам).

Уходи, колючий ёж

В тёмный лес, где ты живёшь!

(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).

Логопед. Не будем мешать ежу.

Логопед. Угадайте, кого мы будем искать?

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Большой, мохнатый, неуклюжий, косолапый – это медведь.

Логопед. Где мы нашли медведя? (Мы нашли медведя под елкой, в берлоге).

Гимнастика для глаз «Ёлка»

«Елка».

Вот стоит большая елка, Выполняют движения глазами.

Вот такой высоты. Посмотреть снизу вверх.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины. Посмотреть слева направо.

Есть на елке даже шишки, Посмотреть вверх.

А внизу – берлога мишки. Посмотреть вниз.

Зиму спит там косолапый Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.

И сосет в берлоге лапу.

Логопед. Ребята давайте вспомним историю, которую совсем недавно рассказал нам медведь. Что же случилось в лесу? Мы с вами даже посмотрели мультфильм.

Вопросы к детям. (На экране появляются слайды).

1. Понравился вам мультфильм? (Понравился)

2. А кто автор этой сказки? (В. Сутеев)

3. Давайте вспомним главных героев. (Заяц, ворона, ёж, медведь).

4. Какое время года было в лесу? (В лесу была осень)

5. Как вы догадались? (Листья на деревьях разноцветные, они опадают)

6. Кто бежал по лесу и что он увидел? (По лесу бежал заяц и увидел яблоко)

7. Кого попросил заяц сорвать яблоко? (Заяц попросил ворону сорвать яблоко)

8. На кого упало яблоко? (Яблоко упало на ежа)

9. О чем спорили заяц, ворона и ёж? Как они говорили? («Это моё яблоко!– говорил заяц, я его первый увидел. Нет моё!» - кричала ворона. Это я его сорвала. Нет это моё яблоко, я его поймал!» - говорил ёж.)

10. Кто услышал их шум? (Шум услышал медведь)

11. Как звали медведя? (Медведя звали Михаил Иванович.)

12. Что сказал ёж Михаилу Ивановичу? (Ты в лесу самый большой и умный. Рассуди нас по справедливости.)

13. Что предложил медведь? (Медведь посоветовал разделить яблоко на равные части)

14. Первую кусочек кому ёж отдал? (Первый кусочек ёж отдал зайцу, потому, что он яблоко нашел.)

15. Второй кусочек кому ёж отдал? (Второй кусочек ёж отдал вороне, так как она яблоко сорвала.)

16. Третий кусочек яблока кому досталась? (Третий кусочек ёж забрал себе, потому, что он поймал яблоко.)

17. А четвертый кусочек яблока кому ёж отдал? (Четвертый кусочек отдали медведю, так как он их рассудил, уму разуму научил.)

18. Все ли остались довольны? (Все остались довольны)

Послушайте, какой рассказ у нас получится, а помогут мне картинки – помощники.

На экране появляются картинки.

Образец рассказа.

В лесу была осень. Листья на деревьях опадают. По лесу бежал заяц и увидел яблоко. Заяц хотел сорвать его, но у него ничего не получалось. И тогда он попросил ворону сорвать яблоко. Ворона сорвала яблоко, но отдавать его зайцу не хотела. Она говорила: «Это моё яблоко, я его сорвала!». И яблоко упало на ежа. Ёжик побежал, а заяц и ворона стали его догонять. «Это моё яблоко! Нет моё!» - начали спорить заяц, ворона и ёж. Шум услышал медведь. Ёжик сказал: «Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой и умный, рассуди нас по справедливости». Медведь посоветовал разделить яблоко на равные части. И ёжик разделили яблоко на четыре части. Один кусочек ёж отдал зайцу, так как он первый его увидел. Второй кусочек ёж отдал вороне, потому что она яблоко сорвала. Третий кусочек ёж взял себе, так как он яблоко нашел. А четвертую часть отдал медведю, потому что он рассудил их по справедливости. Все угостились вкусным яблоком и остались довольны.

Пересказы 3 – 4 детей.

Дети пересказывают с использованием картинок – помощников.

Итог занятия.

Логопед: Молодцы вы сегодня, ребята!

-А что вам больше всего понравилось на нашей прогулке?.

- Кого мы встретили в осеннем лесу? ….

-А на память о нашей прогулке лесные жители приготовили для нас угощение, целую корзину яблок.

Логопед. Гостям и ребятам всем спасибо.

Расставаться так тоскливо,

Но придет зима колдунья

В зимний лес вас приглашу я!

 

Ход занятия

1. Приветствие. Упражнение «Волшебный клубочек». Здравствуйте ребята, давайте с вами поздороваемся и скажем, как мы рады видеть друг друга при помощи волшебного клубочка. Приготовьте свой указательные пальчики, я буду по кругу наматывать ниточку на пальчики, а вы хором будете говорить следующие слова: «Мы очень рады, что у нас в группе есть (имя того ребенка, которому наматывается ниточка).

2. Упражнение «Запомни картинки». А сейчас мы потренируем нашу память. Я разложу перед вами карточки с картинками, вы их запомните, а затем я их переверну. (Ведущий показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней).

3. Упражнение «У оленя дом большой». А сейчас мы с вами немножко разомнемся. (Ведущий проговаривает текст игры, сопровождая его движениями. Дети повторяют за ведущим).

У оленя дом большой, (дети скрещивают руки над головой, изображая крышу.)

Он глядит в свое окошко. (руки перед лицом изображают окно)

Заяц по лесу бежит, (производят движения руками, как при беге)

В дверь к нему стучит: (кулачком имитируют стук в дверь)

Стук – стук.

- Дверь открой! (большим пальцем через плечо показывают, что сзади охотник)

Там в лесу охотник злой!

- Заяц, заяц, забегай! (вытягивают руки вперед)

Лапу подавай!

Психомышечная тренировка.

Ведущий: Давайте представим, что мы отправляемся на лесную прогулку и попали на цветочную поляну:

1. Давайте понюхаем цветок. Покажите как вы нюхаете цветы. Раз – поднесите обе руки к носу, представляя, что в них цветы, вдохните их аромат, улыбнитесь, задержав дыхание. Два – опустите руки, делая выдох. (3-4 раза).

2. Ложитесь на пол (на ковер). Поплывем на другой берег реки. (Дети ложатся на живот, руки вдоль туловища.) Раз – руки вперед со вдохом, задержите дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох (2-3 раза). Теперь перевернитесь на спину, руки вдоль туловища. Раз – руки вверх со вдохом, задержите дыхание. Два – руки вдоль туловища. Выдох. (2 – 3 раза).

3. Смотрите, на нашей дорожке появился медведь! Давайте испугаемся и сожмемся в комочек. (Дети ложатся на пол на ковер). Раз – повернитесь на правый бок и свернитесь в клубок, делая вдох. Прислушайся, затаив дыхание. Два – выпрямитесь, делая выдох. Три – повернитесь на левый бок и свернитесь в клубок, делая вдох. Четыре – выпрямитесь, делая выдох. (3-4 раза).

4. Давайте попробуем разглядеть все, что нас ждет в конце пути. Раз – поверните голову направо, делая вдох. Приглядитесь, задержите дыхание. Два – поверните голову вперед, делая выдох. Три – поверните голову налево, делая вдох. Еще раз приглядитесь, задержите дыхание. Четыре – поверните голову вперед, делая выдох. (3 – 4 раза.)

Тема: Уроки для Белочки.

Оборудование:Игрушка, парные картинки, картинки с 4м лишним, нелепая ситуация, тест «Найди и вычеркни».

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Сегодня, на наше занятие пришла Белочка. Ей задали в школе много заданий, и она попросила нас ей помочь.

- Поможем Белочке? (поможем)

Для начала, давай разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика. Мы во двор пришли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.

«Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,

«Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,

Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,

Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись.

Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой

Все в снегу домой пришли.

Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли.

Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

II. Основная часть

1. Парные картинки.

Итак, в первом задании, нам нужно найти пару предметам по смыслу.

Елка - ёлочные игрушки

Собака - поводок с ошейником

Ракетка - воланчик

Лыжи - лыжные палки.

2. Найди и вычеркни.

Посмотри на следующее задание. Здесь изображено множество разных предметов, фигур. Из этих фигур мы должны найти и вычеркнуть только цветы! Соберем для Белочки огромный букет, который наша Белочка подарит своей учительнице.

Внимательно веди глазками (пальчиками) по каждой строчке слева направо, сверху вниз чтобы не пропустить ни одного цветка.

Молодец, собрал все цветы для Белочка! Получился целый букет.

3. Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»

Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания, произвольности, умения действовать по правилам.

Из разноцветного картона необходимо сделать 3 круга: красный, желтый, синий.

Педагог-психолог: Внимательно посмотрите на эти кружки. Это – сигналы. Когда я поднимаю красный круг – «кричалку» - можно бегать, прыгать, кричать, сильно шуметь, гуси-лебеди далеко. Желтый круг – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, гуси-лебеди приближаются. А синий круг – «молчалка» - вы должны замереть на месте и не шевелиться, гуси-лебеди совсем близко. Начали.

4. «Съедобное – несъедобное»

Подберите картинки с изображением различных предметов – среди них должны быть съедобные. Объясните ребенку, что вы будете показывать картинки по очереди, а он хлопать в ладоши, если на картинке то, что можно съесть.

Можно использовать вариант игры с мячом. Вы кидаете мяч и называете предмет. Если он съедобный, ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбивает.

Первый в<


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.