Философские истоки развития лингвистики — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Философские истоки развития лингвистики



 

В основе лежит философское течение прагматизм поставившее во главу угла человеческое действие, и трактующее философию как общий метод решения проблем который встают перед людьми в различных жизненных ситуациях.

 

Критика прежней философии: отрыв от жизни, абстрактность, созерцательность

 

70-е годы

 

v Опыт не дан нам изначально как нечто определенное, но все объекты познания формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач

v Мышление средство доя приспособления организма к среде с целью успешного действия

 

Истина – практическая полезность (то есть настоящей истиной является та которая дает полезные результаты)

 

Принцип Пирса – значение (идеи, понятия, теории) сводится к возможным практическим последствиям.

 

Язык– тип социальной коммуникации с помощью которой мы более удачно удовлетворяет свои потребности. Тип коммуникативной деятельности социальной по происхождению и сущности, с помощью который члены социальной группы более успешно удовлетворяют свои индивидуальные и общие нужды.

Людвиг Витгенштейн

 

Л. Витгенштейн «Философские исследования» (1953) Учение о языковых играх (соединение речи и действия) как формах использовании языка в действии любая игра – специфическое действие. Она предполагает учат снова, правила и успех/неуспех

 

Согласно определению Витгенштейна «значения как употрбления в языке», интерпретировать высказывание можно только исходя из контекста его употребления.

 

Я знаю что нужно делать уроки = не приставай ко мне (девочке мама говорит про уроки)

Я знаю, что это стул = не беспокойтесь, пожалуйста (дяде предлагают стул)

 

Предпосылки возникновения прагматики с точки зрения лингвистической науки

 

Развитию прагматического направления предшествовало господство структурализма в лингвистике. Основоположником структурализма считают Фердинанда де Соссюра. Ф. де Соссюр настаивал, что лингвистика должна сосредоточиться на описании структуры языка путём определения ее элементов и их взаимоотношений.

 

Лингвистическая прагматика – дисциплина, которая изучает языка не сам в себе и для себя, а как средство, которое используется человеком в его деятельности.

 

 

Предпосылки возникновения:

➢ Антропоцентрические тенденции последней четверти ХХ – начала ХXI в. (переключение интересов исследователей с объектов познания на субъекта, то есть анализируется человек в языке и язык в человеке (Маслоу));



➢ Сформировавшийся в обществе «социальный заказ на знание закономерностей человеческого общения» (О.С.Иссерс);

➢ Переключение внимания лингвистов с вопросов, касающихся того, как устроен язык, на выяснение того, как он функционирует;

➢ Всесторонний учёт человеческого фактора в языке и речи, т.е. всех социальных, психологических, этнокультурных и др. факторов жизни homo loquens (человека говорящего).

Целью лингвопрагматики представляется «изучение языка в контексте» – социальном, ситуативном и т. д., т. е. исследование языка как средства коммуникации» (Г.Н.Кенжебалина).

2 типа прагматических проблем:

1) Определение речевых актов (проблема задания необходимых и достаточных условий успешного выполнения речевых актов);

2) Изучение того, каким образом речевой контекст влияет на значение высказывания

Объектом прагмалингвистики выступают воздействующие функции языка, реализуемые в зависимости от целей, задач, намерений и интенций отправителя текста (Г.Г. Матвеева)

Предметом прагмалингвистики является выбор отправителем текста оптимальных языковых единиц из набора равнозначных для наилучшего воздействия на получателя текста (Ю.С.Степанов).

Критерий оценки сделанного выбора – успешность и эффективность речевого общения.

Основные задачи прагмалингвистики сводятся к попыткам ответить на три вопроса:

1) Зачем вступают коммуниканты в речевое общение? (= цели и мотивы речевого общения коммуникантов, без которых они не вступают в речевое взаимодействие – категории, изучающиеся в системе психологических наук)

2) Почему речевое общение коммуникантов реализуется в данном конкретном виде? (= объяснение истоков речевых действий коммуникантов, т.е. причин, по которым они выбрали в данных конкретных условиях данные конкретные языковые и речевые единицы – категории, изучающиеся с позиций социологии)

3) Как действуют коммуниканты в речевом общении? (= выявление потенциальных возможностей и реализации выбора речевых и языковых единиц для производства и обмена текстами)






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.006 с.