Прагматика как часть семиотики. Основные подходы в разграничении семантики и прагматики. Широкая и узкая трактовки прагматики — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Прагматика как часть семиотики. Основные подходы в разграничении семантики и прагматики. Широкая и узкая трактовки прагматики



Прагматика как часть семиотики. Основные подходы в разграничении семантики и прагматики. Широкая и узкая трактовки прагматики

Семиотика — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков)

– наука о коммуникативных системах и знаках используемых в процессе общения.

 

Ученые:

o Пирс

o Моррис

o Соссюр

o Ельмслев

o Якобсон

o Барт

o Эко

o Лотман

 

Семиотика – общая теория знаков.

Семиотику разделяют на три части (семантику, синтактику, прагматику). Разделение ввел американский философ Ч.Моррис.

• семантика – учение об отношении знаков к объектам действительности;

• синтактика – учение об отношениях между знаками;

прагматика – учение об отношении знаков к их интерпретаторам, то есть к тем, кто пользуется знаковыми системами. Прагматика изучает роль отдельных слов или синтаксических конструкций в достижении конкретных коммуникативных целей и способы, которыми носители язык достигают своих целей в коммуникации. Прагматика, прагмалингвистика, лингвистическая прагматика, лингвопрагматика – синонимы. Pragma от греч. дело, действие «то, что сделано, что делается , что нужно делать»

Прагматика, таким образом, изучает поведение знаков в реальных процессах коммуникации.

Если обратиться к текстовому треугольнику, то выясняется, что заглубинный смысл (замысел), в соответствии с которым коммуникант подбирает и организует знаки, отвечает прагматика. Замысел зависит от намерений и целей, преследуемых коммуникантом, его понимания важного и полезного в коммуникационной деятельности, поэтому глубинный смысл можно постичь только с позиций прагматики, учитывая ситуативно изменяющееся отношение человек - знак. Поверхностный смысл доступен всякому человеку, владеющему семантикой языка текста. Этот семиотический уровень - область семантики. Синтактика отвечает за план выражения сообщений, где ею определяется порядок следования (расположения) знаков, т.е. отношения знак - знак, примером которых могут служить грамматические согласования между словами предложения.

Основные подходы к разграничению семантики и прагматики.

Тесная взаимообусловленность семантического и прагматического аспектов языкового знака ставит проблему разграничения семантики и прагматики

 

4 подхода:

1. Комплементаризм

Семантика и прагматика дополняют друг друга, оставаясь независимыми аспектами языкового знака

Ч.Моррис: автономная прагматика, которая дополняет семантику.



Критика подхода: значения нельзя аккуратно поделить на прагматические (оценочные) и референциальные (денотативные)

2. Прагматизм

Семантика включена в прагматику.

Л.Витгенштейн: надо изучать не значение, а использование знака (значение слова есть его употребление в языке).

Этот вариант решения проблемы взаимоотношений между семантикой и прагматикой имеет больше преимуществ, т.к. не создает искусственного барьера между прагматическим и денотативным значением и признает антропоцентрический характер языка (антропоцентрический подход к языку, в соответствии с которым Человек - центральная фигура языка и как лицо говорящее и как главное действующее лицо мира, о котором он говорит).

Критика подхода(А.Вежбицка):

Осложнения в процедурах лингвистического анализа. Если значение слова есть его употребление, то значения слов становится крайне трудно описывать и анализировать (отсутствие устойчивой системы координат). Нельзя аккуратно поделить на прагматические (оценочные) и референциальные (денотативные).

 

3. Семантизм

Прагматика включена в семантику. Лингвистическая семантика и лингвистическая прагматика являются единым целым.

Представители генеративной семантики – 1970 гг., А.Вежбицка

Достоинства: надежная исследовательская база. Например, в настоящее время для описания значений многих типов слов (термины родства, цветообозначения, эмоции) используется набор универсальных семантических примитивов (около 60), комбинируя которые можно создавать толкования, понятные представителям самых разных культур

Критика: не объясняет всех прагматических явлений

 

4. Два типа прагматики

А.Вежбицка

признает, что все многообразие значений нельзя описать при помощи универсального семантического языка. Сфера современных прагматических исследований так широка, что приходится искать новые подходы.



2 типа прагматики:

 

Лингвистическая прагматика

интегрированное описание языковой компетенции (прагматика составляет единое целое с лингвистической семантикой – см. третий подход)

 

Узкое понимание

Лингвистическая прагматика (=лингвопрагматика = коммуникативная лингвистика – англ. linguistic pragmatics, pragmalinguistics): область лингвистики, изучающая функционирование языковых знаков в речи, т.е. отношения между говорящим субъектом и его речевым произведением.

Людвиг Витгенштейн

 

Л. Витгенштейн «Философские исследования» (1953) Учение о языковых играх (соединение речи и действия) как формах использовании языка в действии любая игра – специфическое действие. Она предполагает учат снова, правила и успех/неуспех

 

Согласно определению Витгенштейна «значения как употрбления в языке», интерпретировать высказывание можно только исходя из контекста его употребления.

 

Я знаю что нужно делать уроки = не приставай ко мне (девочке мама говорит про уроки)

Я знаю, что это стул = не беспокойтесь, пожалуйста (дяде предлагают стул)

 

Предпосылки возникновения прагматики с точки зрения лингвистической науки

 

Развитию прагматического направления предшествовало господство структурализма в лингвистике. Основоположником структурализма считают Фердинанда де Соссюра. Ф. де Соссюр настаивал, что лингвистика должна сосредоточиться на описании структуры языка путём определения ее элементов и их взаимоотношений.

 

Лингвистическая прагматика – дисциплина, которая изучает языка не сам в себе и для себя, а как средство, которое используется человеком в его деятельности.

 

 

Предпосылки возникновения:

➢ Антропоцентрические тенденции последней четверти ХХ – начала ХXI в. (переключение интересов исследователей с объектов познания на субъекта, то есть анализируется человек в языке и язык в человеке (Маслоу));

➢ Сформировавшийся в обществе «социальный заказ на знание закономерностей человеческого общения» (О.С.Иссерс);

➢ Переключение внимания лингвистов с вопросов, касающихся того, как устроен язык, на выяснение того, как он функционирует;

➢ Всесторонний учёт человеческого фактора в языке и речи, т.е. всех социальных, психологических, этнокультурных и др. факторов жизни homo loquens (человека говорящего).

Целью лингвопрагматики представляется «изучение языка в контексте» – социальном, ситуативном и т. д., т. е. исследование языка как средства коммуникации» (Г.Н.Кенжебалина).

2 типа прагматических проблем:

1) Определение речевых актов (проблема задания необходимых и достаточных условий успешного выполнения речевых актов);

2) Изучение того, каким образом речевой контекст влияет на значение высказывания

Объектом прагмалингвистики выступают воздействующие функции языка, реализуемые в зависимости от целей, задач, намерений и интенций отправителя текста (Г.Г. Матвеева)

Предметом прагмалингвистики является выбор отправителем текста оптимальных языковых единиц из набора равнозначных для наилучшего воздействия на получателя текста (Ю.С.Степанов).

Критерий оценки сделанного выбора – успешность и эффективность речевого общения.

Основные задачи прагмалингвистики сводятся к попыткам ответить на три вопроса:

1) Зачем вступают коммуниканты в речевое общение? (= цели и мотивы речевого общения коммуникантов, без которых они не вступают в речевое взаимодействие – категории, изучающиеся в системе психологических наук)

2) Почему речевое общение коммуникантов реализуется в данном конкретном виде? (= объяснение истоков речевых действий коммуникантов, т.е. причин, по которым они выбрали в данных конкретных условиях данные конкретные языковые и речевые единицы – категории, изучающиеся с позиций социологии)

3) Как действуют коммуниканты в речевом общении? (= выявление потенциальных возможностей и реализации выбора речевых и языковых единиц для производства и обмена текстами)

Прагматика и философия

прагматизм (Ч.Пирс, У.Джеймс, Дж.Дьюи)

лингвистическая философия / философия обыденного языка (Дж.Остин, Дж.Серль)

задача философа - в детальном анализе естественного разговорного языка с тем, чтобы устранять недоразумения, возникающие вследствие неправильного употребления языка

теория речевых актов

Прагматика и риторика, стилистика

Риторика -наука об ораторском искусстве.

Стилистика -дисциплина, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст).

Объединяет их с прагматикой ориентированность на изучение факторов эффективности и успешности речевого взаимодействия.

Отличия: описательность прагматики (описывает конкретные условия и правила речевого общения) vs прескриптивность риторики и стилистики (предписывает соблюдение определенных норм ораторского искусства/ правил построения текстов).

Прагматику интересует, как осуществляются речевые действия разных типов, а риторику - их эффект.

Прагматика и психология

психолингвистика (процессы порождения, восприятия и интерпретации высказывания)

экспериментальная прагматика -дисциплина, использующая экспериментальные методики, разработанные в психологии, для исследования вопросов, поднимаемых в лингвопрагматике.

 

Прагматика и социология (социолингвистика)

✓ Поскольку изучение социального поведения зачастую предполагает обращение к языковому обеспечению коммуникации, у социологов и прагматистов частично совпадает материал исследования. Но конечные цели разные. Социологов интересуют характеристики социальных групп и организаций, а также влияние разнообразных социальных параметров (возраст, раса, гендер) на повседневное существование человека. А прагматику интересует прежде всего его речевая составляющая.

Прагматика и антропология (лингвистическая антропология, этнолингвистика)

✓ Этнолингвистика изучает культурно специфичные аспекты языка и сопоставляет нормы речевого поведения в разных культурах. В прагматике тоже выделяется область сходных исследований (межкультурная, или контрастивная прагматика). У антропологов основной объекткультура и обычаи определенного народа, у прагматистов – особенности оформления высказываний на разных языках.

✓ Учет социокультурного контекста – один из 2-х ключевых принципов антропологических исследований коммуникации. Второй принцип (Малиновский) – трактовка речи не только как средства описания мира, но и инструмента воздействия (= типично прагматический подход).

Прагматика и прикладная лингвистика

Прикладная лингвистика- деятельность по приложению научных знаний об устройстве и функционировании языка в нелингвистических научных дисциплинах и в различных сферах практической деятельности человека (моделирование диалога, лингводидактика, лексикография, переводоведение, лингвистическая экспертиза). Это дисциплина, в которой изучаются и разрабатываются способы оптимизации различных сфер функционирования языковой системы.

Прагматика потенциально имеет отношение ко всем исследовательским сферам, в которых затрагивается проблема понимания высказываний и сложностей коммуникации

(например, изучение коммуникативных трудностей в межличностной коммуникации, сложностей, возникающих, когда коммуниканты общаются не лицом к лицу, а посредством других каналов. Пример: общение летчика в кабине самолета с диспетчером).

Разделы прагматики

• лингвопрагматика

• прикладная прагматика (моделирование диалога)

• контрастивная прагматика (межкультурная = эмпирические исследования, направленные на изучение различий речевых актов в зависимости от лингвокультурной принадлежности, выявление национальной специфики коммуникативной культуры).

• межъязыковая прагматика = изучение процесса понимания и продуцирования речевых актов неносителями языка, а также изучение того, каким способом происходит овладение знанием того, как совершать речевые акты на неродном языке (изучение ИЯ)

• вариационная прагматика (влияние географических и социальных факторов в рамках 1 языка)

• сопоставительная прагматика = выявляются способы выражения основных речевых актов в разных языках, общие закономерности формирования речи в разных языках, реакции коммуникантов на различные действия и происшествия со стороны лиц, говорящих на разных языках

• историческая прагматика (рассмотрение прагматических явлений с диахронических позиций = варьирование во времени)

• экспериментальная прагматика = эмпирические исследования психолингвистического и нейролингвистического вида

Классификации прагматических исследований можно строить на различных основаниях:

 

§ ориентированность на теоретическое / практическое применение (теоретическая и прикладная П)

§ количество анализируемых языков (лингвопрагматика, вариационная П vs контрастивная и межъязыковая П)

§ происхождение материала (контрастивная vs межъязыковая П)

§ методы (лингвопрагматика и экспериментальная П)

§ учет временного фактора (историческая vs все другие)

 

Социальный подход

Предполагает анализ влияния разных социальных ограничений на процесс формирования высказываний.

Н.Д.Арутюнова:Лингвопрагматика изучает отношение между говорящим субъектом и его речевым произведением.

Сусов: лингвопрагматика – область лингвистки. Изучающая использование людьми естественного языка в качестве орудия социального действия и взаимодействия в условиях конкретных ситуация общения на основные специальной системы правил, постулатов, стратегий.

 

Когнитивный поход

Д. Шпербер, Д.Уилсон: Лингвопрагматика – область лингвистики, изучающая процесс интерпретации высказываний.

Арутюнова: одна из главных задач прагматики – разработка теории интерпретации речевых произведений, появляющихся в тех или иных коммуникативных контекстах.

 

Объединение двух подходов

Томас: Лингвопрагматика – изучение значения в интеракции. Коммуникация рассматривается как динамический процесс в котором значения высказываний являются объектом переговоров между говорящим и слушающим с учетом контекста высказывания.

Дж. Юл: Лингвопрагматика – изучение значения, коммуницированного говорящим/пишущим и интерпретированного пишущим/читающим.

Д. Кристал: Лингвопрагматика – изучение языка с позиции пользователей, выбора языковых структур, который они осуществляют, ограничений, с которыми они сталкиваются, пользуясь языком в социальных интеракциях, а также того эффекта, который их выбор языковых структур оказывает на других участников коммуникации.

 

Рекламный текст

 

A. Слово должно нести только положительные ассоциации

B. Если можно обойтись без отрицаний, лучше обойтись без них

C. Слово должно быть понятным

D. Выбирая слова для рекламного текста, имейте в виду действие так называемого «закона Мерфи», который в рекламном деле надо понимать так: «Если что-то не может быть понято не так – оно будет понято не так».

 

Основные понятия прагматики

 

К прагматическим терминам относят: высказывание, коммуникативное намерение, контекст, название разных типов речевых действий (утверждение, критика, оценка, оскорбление, предложение), пресуппозиция, имплицитностость, эксплицитность и др.

Понятия:

1. Граммема - грамматическое значение, понимаемое как элемент грамматической категории. Например, ед. и мн. ч. – граммемы категории числа.

 

2. Дейксис (греч. deixis - указание) – функция языковых единиц, которая заключается в соотнесении содержания высказывания с координатами речевого акта – местом, временем и участниками, т.е. с «прагматическими переменными».

 

Основные виды:

временной (темпоральный),

пространственный (локальный) и персональный (ролевой, личный)

+ дискурсивный (текстовый), эмоциональный, социальный

дейктический – связанный с указанием на координаты речевого акта: место, время и участников

 

3. РА (речевой акт) – произнесение говорящим определенного высказывания в ситуации непосредственного общения со слушающим.

Локуция, иллокуция, перлокуция (входят в структуру РА)

Локуция (говорение: 􀂃 произнесение звуков 􀂃 употребление слов 􀂃 связывание их по правилам грамматики 􀂃 обозначение с их помощью тех или иных объектов 􀂃 приписывание этим объектам тех или иных свойств и отношений) – пропозициональное содержание высказывания.

Иллокуция (внеязыковая цель, коммун. намерение, иллокутивная функция высказываниячто должно быть понято согласно намер. говор.)

1 пропоз. содержание – разные иллокуции («Чья это машина» - вопрос, критика, просьба, одобрение) – установление намерения = осн.проблема коммуникации.

Перлокуция(воздействие, которое говорящий оказывает на слушающего – верить/не верить, обрадоваться, подчиниться, т.д.)

5. Прессупозиция - компонент семантико-прагматической структуры высказывания, ложность которого делает осуществление данного высказывания неуместным, бессмысленным, неискренним. Это компонент смысла, который Г считает само собой разумеющимся, известным С и воспринимаемый им как непротиворечивый.

6. Косвенная(непрямая) коммуникация – содержательно осложненная коммуникация, в которой понимание высказывания включает смыслы, не содержащиеся в собственно высказывании, и требует дополнительных интерпретативных усилий со стороны адресата.

7. Косвенные РА – РА, которые наряду с непосредственно выраженной иллокуцией включают в свою структуру и другую илокуцию с другим пропозициональным содержан– национально-специфическая культ. категория, содержанием которой явл. система ритуализированных стратегий коммуникативного поведения, направленных на гармоничное, бесконфликтное общение.

Говорящий

В каждом высказывании всегда присутствует лицо говорящее/ пишущее.

Создавая высказывание, Говорящий тем самым творит вокруг себя коммуникативно-прагматическое пространство, которое организовано как силовое (энергетическое) поле, центром которого является автор. Говорящий организует поле с позиций эгоцентризма.

 

Слушающий

Что является убедительным основанием для чего-то — решаю не я.

Л. Витгенштейн

Слушающий — это объект речи. Позиция слушающего выдвигается на первый план в паре "говорящий — слушающий", в речевой коммуникации его позиция приоритетна. Этот приоритет имеет два аспекта: психологический (фактор адресата, достижение перлокутивного эффекта) и физиологический (слушать (и интерпретировать) труднее, чем говорить).

 

Говорящий

В каждом высказывании всегда присутствует лицо говорящее/ пишущее.

 

Cусов: Создавая высказывание, Говорящий тем самым творит вокруг себя коммуникативно-прагматическое пространство, которое организовано как силовое (энергетическое) поле, центром которого является автор. Говорящий организует поле с позиций эгоцентризма.

 

Говорящий воплощает в высказывании ряд установок:

➢ на самого себя;

Субъект речевого действия осознаёт себя как исполнителя центральной роли – роли Говорящего. В своём высказывании и поведении в целом он осуществляет самоидентификацию. Свою роль он обозначает волшебным и ко многому обязывающим словом Я. РА-жалоба

➢ на адресата (слушающего);

Фактор адресата – учёт особенностей той аудитории, на которую направлено речевое воздействие.

Неотделимость адресата от речевого произведения обусловлена тремя факторами:

1) Связью адресата с перлокутивным эффектом (= с тем воздействием, которое высказывание оказывает на слушающего);

2) Сменой коммуникативных ролей (собеседники – говорящий и слушающий – постоянно меняются ролями);

3) Принадлежностью речевых актов к сфере межличностных отношений.

➢ на координаты данного речевого события (время и место);

➢ на своё высказывание (его содержание – ситуацию внешнего мира, отображаемую в пропозициональной структуре, на выражаемые цели и намерения, на модальный план, оценку по шкале «истинно - ложно» и по шкале «искренне – не искренне», стиль и регистр общения, эмоциональную окраску, его дискурсивные связи);

➢ на используемый в данном акте язык в той или иной социальной форме – литературный язык, просторечие, местный диалект, жаргон или др. коммуникативные системы;

➢ на обстановку акта коммуникации;

➢ иногда и на постороннего слушающего.

 

1. Г взаимодействует с другим субъектом, которому говорит Ты/вы

2. Г учитывает сходства/различия в социальных статусах

3. Г выбирает нейтральную или почтительную форму обращения

4. Г предполагает, что адресат примет на себя в данной коммуникативной ситуации подло единую роль С, а также окажется способен воспринять высказывание и понять намерения

5. Г предполагает что Г и Слушающий обладают сходными знаниями о мире и о социальных нормах коммуникативного общения

6. Г намерен следовать пргаматическим принципам общения – прежде всего принципу Кооперации и принципу вежливости

7. Г выбирает понятный обоим язык и языковые средства для построения высказывания

8. Г намечает стратегию, которая могла бы сделать высказывание уместным для адресата и обеспечить понимание как сказанного так и подразумеваемого

 

Говорящий знает:

▪ о своей коммуникативной роли Говорящего/Пишущего;

▪ о своём физическом и психическом состоянии;

▪ о своих физических и интеллектуальных возможностях;

▪ о своём социальном статусе вообще и о своём функциональном статусе в рамках данного коммуникативного события;

▪ о своих потребностях и мотивах;

▪ о своих практических и коммуникативных целях (интенциях). (И.П. Сусов)

▪ Г действует в определённой коммуникативной обстановке и с учётом этого выбирает:

▪ Соответствующий канал связи;

▪ Соответствующий условиям общения устный или письменный код (а также субкод);

▪ Ту или иную вербальную репрезентацию положения дел, которое отражается в своём сообщении.

 

Макросоциальные факторы (гендер, возраст, национальная принадлежность, социальный статус, географическое положение и др.);

Микросоциальные факторы (социальная дистанция, властная дистанция и др.)

Социальный фактор нелегко нейтрализовать: чрезвычайные обстоятельства общения (= устанавливается нестандартная иерархия участников общения) или перевод общения в экстремальный эмоциональный режим нейтрализует статусные различия.

Слушающий

Слушающий — это объект речи. Позиция слушающего выдвигается на первый план в паре "говорящий — слушающий", в речевой коммуникации его позиция приоритетна.

Этот приоритет имеет два аспекта: психологический (фактор адресата, достижение перлокутивного эффекта) и физиологический (слушать (и интерпретировать) труднее, чем говорить).

 

Работа слушающего

§ Сопоставление сообщения Г с сообщениями на ту же тему, полученными от разных лиц

§ Выделение истинных и ложных высказываний

§ Выделение приемлемых и неприемлемых для него высказываний

§ Отделение интересов Г от содержания его высказывания

§ Отделение интересов Г от его намерений

§ Сопоставление данного высказывания с другими высказываниями и определение искренности Г.

§ Определение логических и содержательных ошибок Г

§ Отбор положительной и пригодной информации, которая будет основой ответного суждения

 

Типы слушающих

Оценивающий, для которого характерны следующие реакции на сказанное:

 

1. Поучения, советы (В таких случаях всегда необходимо поступать так … Это самое разумное …);

2. Осуждения, критика, обвинения (Как Вам не стыдно так поступать?! Я ведь предупреждал, что это случится. То, что Вы сделали – просто глупость);

3. Необоснованные обобщения (Все мужчины одинаковы!).

 

Интерпретирующий,для которого характерен анализ личности адресата, его установок, целей: Вы сделали это, чтобы я считал себя виноватым. Вы наверняка считаете меня простачком.

Теперь мне понятно, почему Вы это сказали.

Ваши слова говорят о том, что Вы хотите власти над людьми.

Пример:

Пилат заговорил по-гречески:

- Так ты собирался разрушить здание храма и призывал к этому народ? …

- Я, игемон, никогда в жизни не собирался разрушать здание храма и никого не подговаривал на это бессмысленное действие. …

- Эти добрые люди, - заговорил арестант и, торопливо прибавив: - игемон, - продолжал: - ничему не учились и всё перепутали, что я говорил. …

- А вот что ты всё-таки говорил про храм толпе на базаре? …

- Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины . ….

Сочувствующий, причём излишне сочувствующий, для которого характерны следующие реакции:

1. Похвала, согласие(Мы гордимся Вами! Я считаю, что Вы, безусловно, правы!)

2. Успокаивание, сочувствие, утешение(Как я Вас понимаю! Как Вам сейчас трудно! Ничего-ничего, все делают ошибки! Успокойтесь, не обращайте на это внимания!)

Диагност– пристрастный слушатель, склонный перебивать собеседника следующими фразами: Когда именно? Приведите конкретный пример! Чем Вы можете это доказать?

 

1. Вопросы (Кто Вас надоумил? Что вы сделаете в следующий раз?)

2. Нравоучения, аргументация (В Вашем возрасте я этого не имел! Вам это поручено – значит, это Ваша проблема.)

Милославский: Видел чудеса техники, но такого никогда!

Тимофеев: О боже, у меня кружится голова! …

Бунша (Милославскому): Я извиняюсь, вы кто же такой будете?

Милославский: Кто я такой буду, вы говорите? Я дожидаюсь моего друга Шпака.

Бунша: А как же вы дожидаетесь, когда дверь снаружи на замок закрыта?

Милославский: Как вы говорите? Замок? Ах да … он за «Известиями» пошёл на угол, купить, а меня … это … запер …

М.А. Булгаков «Иван Васильевич»

Понимающий – собеседник, который пытается нас понять и не оценивает наших слов, не анализирует, зачем мы это сказали, не навязывает нам своё сочувствие, не пытается разложить нашу речь по полочкам. Он действительно нас слушает и слышит именно то, что мы говорим.

Приёмы понимающего:

Нерефлексивное слушание(Я Вас понимаю);

Выяснение (Не объясните ли Вы это? Не повторите ли Вы еще раз? Что Вы имеете в виду? Извините, я не совсем понял Вас…);

Перефразирование (Другими словами, Вы считаете … Если я Вас правильно понял, то … Вы поправьте меня, если я ошибусь, но … );

Резюмирование (Ваша основная идея, как я поняла, в том, что … Итак, Вы предлагаете … Таким образом, вы хотите сказать, что … );

Отражение чувств(Мне кажется, что Вы чувствуете У меня такое ощущение, что Вы чем-то обеспокоены … ).

Фактор адресата – учёт особенностей той аудитории, на которую направлено речевое воздействие.

 

Неотделимость адресата от речевого произведения обусловлена тремя факторами:

1) Связью адресата с перлокутивным эффектом (= с тем воздействием, которое высказывание оказывает на слушающего);

2) Меной коммуникативных ролей (собеседники – говорящий и слушающий – постоянно меняются ролями);

3) Принадлежностью речевых актов к сфере межличностных отношений.

 

 

Виды дейксиса

Персональный

Пространственный

Временной

Социальный

Текстовый

Нарративный

Когнитивный

 

пространственный дейксис;

Указание на время с помощью дейктических элементов сейчас, nowпроксимальный элемент и тогда, потом, then (для прошлого и будущего) – дистальный элемент.

Также используются дейктические выражения вчера, завтра, сегодня, на следующей неделе, yesterday, tomorrow, today, tonight, next week, last week, this week, выбор временной формы (настоящее время – проксимальный элемент, прошедшее время – дистальный элемент). Связан с указанием на относительное местоположение людей или вещей. Маркирует такие элементы как здесь, сюда, вот, here, this, these – проксимальные элементы; там, туда, вон, there, that, those – дистальные элементы. Связан с понятиями дейктическая проекция (когда говорящий указывает на другое место, не находясь в нем: I will come later) и психологическая дистанция (I don't like that).

 

временной дейксис;

Указание на время с помощью дейктических элементов сейчас, now – проксимальный элемент и тогда, потом, then (для прошлого и будущего) – дистальный элемент. Также используются дейктические выражения вчера, завтра, сегодня, на следующей неделе, yesterday, tomorrow, tonight, next week, last week, this week, выбор временной формы (настоящее время – проксимальный элемент, прошедшее время – дистальный элемент).

 

персональный дейксис.

Связан с трёхчастным делением – местоимения 1, 2 и 3 лица.

Маркируют дейктические категории Говорящего (1 лицо ед.ч.), Адресата (2 лицо)проксимальные элементы Я, ты, вы, мой, твой, ваш, I, my, your; и «Кто-то ещё» (3 лицо, не участвует в коммуникации)дистальные элементы. Он, оно, his, he, she, her, it

В рамках 2 лица – маркера Адресата – можно говорить о т.н. социальном дейксисе(ВЫ – почтительное обращение).

 

 

Другие виды дейксиса:

1) Вторичный дейксис, называемый также нарративным – дейксис пересказа, в том числе художественного повествования. Этот вид дейксиса не связан непосредственно с речевой ситуацией. Если при первичном дейксисе указание осуществляется с опорой на дейктический центр «говорящий, здесь, сейчас», то вторичный дейксис связан с созданием пространственно-временной рамки произведения, оценкой событий и персонажей с точки зрения наблюдателя, который имеет определенную позицию во времени и пространстве (в нарративе субъектом дейксиса может оказаться не говорящий или адресат, а любой персонаж, которого автор наделил функцией субъекта восприятия).

 

Например, Он вошёл. На дороге показался автомобиль. (НО: В этот момент я показался на дороге → Они утверждают, что в этот момент я показался на дороге.)

 

2) Текстовый дейксиссвязан с разметкой и соотнесением частей текста. Выражения типа выше было показано, в последнем случае, в следующем параграфе, в этом предложении являются признаками этого вида дейксиса. Определенный артикль при соотнесении с уже упомянутыми объектами.

3) Социальный дейксис(уважительная форма Вы или неформальная ты) – указание на относительный социальный статус говорящего и адресата.

 

Ты символизирует демократичность, равенство собеседников, интимность общения.

Вы – вежливость, любезность, соблюдение дистанции, в том числе иерархической.

 

Слушай, Нина, ты не больна? У тебя вид ну никакой...

Прежде они были на ты, но теперь Нина старалась при разговоре cтроить фразу грамматически неопределенно, чтобы никак не обозначать их новые служебные отношения. Слишком давно они были знакомы, чтобы переходить обратно на вы.

Все ничего, бессонница у меня.

 

4) Когнитивный дейксис– ментально обусловленная система дейктических отношений, включающая в себя пространственный, временной, реляционный, текстуальный, композиционный и перцептуальный дейксис (роман Х. Кортасара «Игра в классики» - герой читает текст и думает о своём, то есть через строчку создаются 2 дейктических мира, в которых нужно разобраться читатею, чтобы понять, как причудливо переплетаются мысли героя).

 

Первичный дейксис:

К Мише нас не пустили. *Он был сейчас с дамой.

Сейчас -> тот момент

Сейчас = одновременность ситуации с моментом речи.

Пр. Время = предшествование моменту речи

 

Вторичный дейксис: пожилой пассажир, сидевший у окна неумолимо мчавшегося железнодорожного вагона, был не кто иной как профессор Тимофей Пнин. Он начинался довольно внушительно огромными черепаховыми очками но заканчивался несколько разочаровывающие, парой журавлиных ног (сейчас они были во фланелевых штанах, одна на другой) и хрупкими почти женскими ступнями.

Сейчас=одновременность ситуации настоящему времени повествователя.

 

Первичный дейксис

 

В нормальных условиях коммуникации дейксис ориентирован на Г

Ушла на базу   Вернусь через час

Сейчас=в момент речи Г

Здесь = в том месте, где находится Г

 

Но выбирая дейктический элемент, нужно учитывать С и коммуникативную ситуацию.

 

Телефонный разговор – рассредоточение в пространстве

Я скоро буду там. – Там у вас в Париже

Письменная коммуникация - рассоединение во времени

Сейчас -> сейчас, когда я пишу письмо

 

В условиях асинхронность отправления и воспроизведения дейктические элементы неинформативны.

 

Дейктические элементы

 

1. Первичная прагматическая функция дейктических элементов – указание на координаты коммуникативного акта.

2. Вторичные прагматические функции дейктических единиц – выражением эмоций, оценок и социальных отношений.

 

Функции местоимений

Первичная – дейктическая.

Вторичная – прагматическая (отражающая роль языковой <






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.073 с.