Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

I. Российская империя накануне Первой мировой войны

2017-07-01 885
I. Российская империя накануне Первой мировой войны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

I. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Уроки 1, 2 РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв.

Общие цели: дать представление обучающимся об опреде­ляющей роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на экономиче­ское развитие России; познакомить с особенностями российского монополистического капитализма, с реформами С. Ю. Витте; с дискуссионными вопросами о роли и месте России в мировой экономике начала XX в.

Вспомогательные цели: опираясь на текст учебника, со­ставить схему «Этнический и религиозный состав населения России на рубеже XIX - начала XX в.»; с опорой на текст § 1-2 охарактеризовать особенности территории и населения Россий­ской империи на рубеже XIX - начала XX вв.; определить глав­ные черты государственной политики в области промышленно­сти.

Дополнительные цели: охарактеризовать геополитические особенности Российской империи и установить их влияние на дальнейшее развитие Российской империи; составить тезисы ответа по теме «Этнический и религиозный состав населения Российской империи»; сопоставить известные точки зрения на характер экономического развития России; высказать свое от­ношение к тезису о глубокой отсталости и полуколониальной зависимости России от экономически развитых держав в начале XX в.; установить причинно-следственные связи между реформаторским курсом С. Ю. Витте и успехами промышленного раз­вития Российской империи.

Основные понятия и термины: протекционизм, империя, промышленный переворот, трест, синдикаты, картель, концерн, самодержавная монархия; сословный строй, многоукладная эко­номика, модернизация, буржуа, рабочие, полуколониальная, ин­вестиции.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

План

1. Территория и население Российской империи.

2. Российская модель экономической модернизации.

3. Буржуазия и рабочие.

4. Экономическая политика правительства.

5. Сельское хозяйство: особенности развития.

 

1. Территория и население Российской империи. Работа с картой «Российская империя в начале XX в.». Беседа с обучающимися:

- Каким цветом на карте обозначена граница Российской империи к началу XX века?

- Назовите территории, которые вошли в состав Российской империи к началу XX века (кроме Великоросии).

- Укажите, какие территории находились в зависимости от России.

- На какие административные единицы делилась территория Российской империи в начале XX века?

Самостоятельная работа обучающихся с текстом § 1-2 с последующим выполнением заданий на с. 6-8.

Беседа по прочитанному тексту:

- Какое место в мире занимала Россия к концу XIX в. по размеру своей территории?

- Назовите общее количество населения Российской импе­рии согласно данных первой всеобщей переписи населения в 1897 г.

- Назовите общее количество сельского населения, город­ского населения Российской империи согласно данных первой всеобщей переписи.

- Опираясь на данные таблицы «Национальный состав насе­ления Российской империи» и текста § 1-2 (с. 7-8), назовите ко­личество народов и народностей, которые проживали на терри­тории Российской империи.

- Объясните, почему Россия было поликонфессиональным государством?

- Какая религия являлась официальной?

3. Буржуазия и рабочие.

- отрыв молодежи от семьи;

- готовность к пересмотру ценностей и устоев;

- рост городского населения за счет бывших крестьян;

- концентрация рабочих в городах;

- миграционные процессы.

Индустриальный экономический рост привел к образованию новых крупных классов населения - буржуазии и рабочих.

 

5. Сельское хозяйство: особенности развития.

• Россия занимала I место в мире по общему объему сель­скохозяйственной продукции.

• Вывоз зерна занимал лидирующие позиции в российском экспорте. Среди вывозных товаров преобладал лес. Лидирую­щее место во внешней торговле занимал лен.

• Развитие сельского хозяйства определялось реформой

1861 года.

• Пути развития российской деревни определяли два типа

хозяйств - помещичье и крестьянское.

 

II. Закрепление изученного материала.

Проверяется понимание новых терминов и понятий

 

Домашнее задание: § 1-2.

Опережающее задание: подготовить информацию о политической деятельности В. К. Плеве, П. Д. Святополк-Мирского, С. В. Зубатова.

Подготовить сообщение: «Наш край на рубеже XIX-XX вв.».


Гг.

Общие цели: дать обучающимся представление о нараста­нии экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; познакомить с основными собы­тиями революции 1905-1907 гг.; получить представление о Рус­ско-японской войне 1904-1905 гг.

Вспомогательные цели: опираясь на текст § 3-4, выяснить суть разногласий в видении путей развития России С. Ю. Вите и В. К. Плеве; установить новые черты в рабочем движении; опираясь на текст § 3—4, составить развернутый план ответа по теме «Русско-японская война 1904-1905 гг.»; найти в тексте § 3-4 причины революции 1905-1907 г.

Дополнительные цели: сравнить точки зрения на даль­нейшее развитие России С. Ю. Витте, В. К. Плеве, определить общее; составить таблицу «Необходимость перемен в России»; выразить свое отношение к идеям С. Ю. Витте, В. К. Плеве; установить причинно-следственные связи между новыми яв­лениями в рабочем движении начала XX в. и социально-экономическими процессами в развитии России; проанализи­ровать сущность решения крестьянского вопроса в России в начале XX в.; установить причинно-следственные связи внут­ренней и внешней политики правительства в начале XX в.; проанализировать причины, характер, основные этапы и по­следствия Русско-японской войны и начального этапа рево­люции 1905-1907 гг.; выяснить противоречия, существовав­шие в российском обществе; оценить основные положения «Манифеста 17 октября» и определить его влияние на внут­риполитическую ситуацию в российском обществе.

Основные понятия и термины: сфера влияния, концессии, стачка, «Кровавое воскресенье»; Государственная дума; руси­фикация; полицейский социализм.

Основные даты и события:

1904-1905 гг. - Русско-японская война. 1905-1907 гг. - Первая российская революция.

9 января 1905 г. - «Кровавое воскресенье». Октябрь 1905 г. - Всероссийская политическая стачка. 17 октября 1905 г. - Манифест «Об усовершенствовании го­сударственного порядка».

Декабрь 1905 г. - вооруженное восстание в Москве.

Исторические персонажи: Николай II, Георгий Аполлоно-вич Гапон; Петр Петрович Шмидт; Вячеслав Константинович Плеве; Сергей Васильевич Зубатов.

Оборудование: кроссворд, портреты исторических дея­телей, иллюстративный материал.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

- Дифференцированные задания. (тест №1)

- Беседа по вопросам § 1-2. В. 1,4-7.

План

1. Внутренняя политика правительства в начале XX в.

2. Русско-японская война 1904-1905 гг.

3. «Кровавое воскресенье» и начало революции 1905-1907 г.

4. Крестьянские выступления и разложение армии.

5. Манифест 17 октября 1905 г.

6. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

 

1. Внутренняя политика правительства в начале XX в.

Организуется работа в группах.

Группам необходимо в течение 5 минут подготовить со­общение (информацию) по предложенному заданию, опираясь на текст §..3-4 (с. 21-27). Время доклада - не более 2-2,5 мин, следовательно, обучающимся необходимо подобрать главные, ключевые сведения и обобщить их.

Задание группе № 1.

Назвать и охарактеризовать основные направления внутрен­ней политики российского правительства в начале XX века.

Задание группе № 2.

Сравнить взгляды С. Ю. Витте и В. К. Плеве на пути даль­нейшего развития России.

Задание группе № 3.

Назвать новые явления в рабочем движении, которые про­явились в начале XX в.

2. Русско-японская война 1904-1905 гг.

• Столкновение российских и японских интересов на Даль­нем Востоке.

Задание обучающимся: заполнить таблицу «Собы­тия Русско-японской войны».

Главные события войны Дата Последствия
     

Работа с картой.

- Показать действия русских и японских войск.

- Показать территорию, которая была арендована Россией у Китая в 1898 г.

- Где развернулся театр военных действий?

- Показать порт, в котором погибли русские корабли: крей­сер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».

- Показать территории, которых лишилась Россия в резуль­тате Русско-японской войны.

- Где произошло подписание мирного договора между Рос­сией и Японией?

Обязательно организовать проверку выполненных заданий с последующим их обсуждением (проконтролировать правиль­ность и качество выполнения).

5. Раскол общества. Манифест 17 октября 1905 г.

6. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

В. И. Ленин писал: «Вооруженная борьба неиз­бежно вытекает из всего хода развития событий, а вовсе не из субъективных желаний отдельных групп или партий».

- Можно ли согласиться с данным выводом? Ответ аргумен­тируйте.

- Анализируя уроки восстания в Москве, основатель россий­ской социал-демократии Г. Плеханов писал: «Пролетариат пока­зал себя сильным, смелым и самоотверженным. И все-таки сил оказалось недостаточно для победы. А потому не надо было браться за оружие». Ленин был иного мнения: надо было бо­роться, только более решительно и энергично.

- Выскажите свое отношение к событиям вооруженного вос­стания в Москве. Приведите аргументы в обоснование своей по­зиции.

III. Закрепление изученного материала.

Обобщаются выводы по теме урока:

- война с Японией рассматривалась правительством Россий­ской империи как средство решения не только внешних, но и внутренних проблем;

несмотря на героизм, проявленный русскими солдатами и матросами, неподготовленность России к войне, просчеты ко­мандования привели к поражению;

• военное поражение стало катализатором внутриполитиче­ского взрыва. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. стало началом революционных событий;

• революционное движение достигло особой остроты летом-осенью 1905 г.;

• в создавшихся условиях самодержавие пошло на уступки: издало Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. Однако после издания Манифеста в ноябре - декабре 1905 г. происходят самые ожесточенные столкновения революционеров с правительственными силами. И только после подавления восстаний на крейсере «Очаков» и в Москве революционная энергия в основном направляется в рус­ло легальной борьбы;

• 1905 г. не принес решения основных социально-экономиче­ских проблем России, не привел к победе ни одной из противо­борствующих сторон.

Домашнее задание: § 3-4. Знать даты, события, термины, понятия. Докажите, что Манифест 17 октября 1905 г. создавал основы для формирования гражданского общества, правового государства.

 


Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Тест. №2

II. Изучение нового материала.

План

1. Особенности формирования политических партий России.

2. Основные политические партии:

 

• либеральные;

• социалистической ориентации (левые);

• консервативные (правые).

3. Реформы государственного строя. I и II Государственные думы. Третьеиюньский государственный переворот.

беседу по вопросам:

- Какой была политическая система Российской империи в начале XX в.?

- Какой была форма правления в Российской империи в на­чале XX в.?

- Как назывался совещательный орган при императоре?

- Какой орган государственной власти назывался высшим исполнительным?

- Какую роль выполнял Сенат?

- Кто осуществлял местное управление?

- Какие изменения внес в российское общество Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г.?

- Какие гражданские права получило население России?

1. Особенности формирования политических партий России.

Одним из главных итогов революции стало появление в Рос­сии политических партий.

2. Основные политические партии.


Политические партии России в начале XX в.

 

 

Вопросы сравнения Политическое течение
социалистическое (революционно-демократическое) либеральное консервативное (монархическое)
       
Партии Эсеры (В. М. Чер­нов). РССРП (В. И. Ле­нин) Кадеты (П. Н. Ми­люков) Октябристы (А. И. Гучков) «Русское собрание» (А. С. Суворин). «Союз русского народа» (В. Н.Пу-ришкевич)
Социальный состав Революционная интеллигенция, рабочие, город­ские средние слои, крестьяне. Либеральная ин­теллигенция, го­родские средние слои, буржуазия, часть помещиков Помещики, духо­венство, часть крупной буржуа­зии, часть город­ских средних слоев, крестьяне
Програм­мные цели Уничтожение частичной собст­венности; уничтожение са­модержавия Создание эффек­тивной рыночной экономики; построение право­вого государства; формирование гражданского общества Сохранение тра­диционных основ экономической и политической жизни

 

3. Реформы государственного строя. I и II Государствен­ные думы.

- Поскольку на выборах в Государственную думу победили кадеты, ее первым председателем стал кадет, профессор С. А. Муромцев. Однако в социальном плане большинство ока­залось на стороне крестьянства, достаточно слабого для поиска решений политических и юридических вопросов.

Задание:

- Прочтите текст § 5 (с. 51-52) и укажите отличие в составах I и II Государственных дум.

- Почему российское общество оказало наибольшую под­держку кадетам?

- Что послужило причиной прекращения работы I и II Госу­дарственных дум?

- Сравните аграрные программы различных партий. Как предлагали решить аграрный вопрос I и II Государственные ду­мы?

 

III. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам 1; 5 § 5 (с, 53).

 

Домашнее задание: § 5; знать новые понятия, термины, да­ты и события; подготовить сообщения о деятельности П. А. Сто­лыпина, П. П. Рябушинского.

Опережающее задание к уроку «Культура России в конце XIX - начале XX в.». примерная тематика заданий для обучающихся:

• Развитие и достижение отечественной науки на рубеже XIX - начала XX века.

• Система российских образов на рубеже XIX - XX века.

• Новые идеи о предназначении России в русской философ­ской мысли начала XX вв.

• Новые направления в русской литературе начала XX века.

• Новые стилей направления в живописи.

• Открытие русской иконописи.

• Достижения в области архитектуры и скульптуры в начале


 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Изучение нового материала.

План

1) П. А. Столыпин и его политика.

2) Реформы П. А. Столыпина.

3) Итоги правления П. А. Столыпина.

4) Политический кризис 1912-1915 гг.

1) Проблемное задание: Какие реформаторские идеи объе­диняли позиции С. Ю. Витте и П. А. Столыпина, в чем заключа­лось различие в их подходах к реформированию России?

Аграрная реформа П. А. Столыпина включала в себя три на­правления:

1-е направление:

• отмена сословных ограничений;

• предоставление крестьянам-единоличникам права поку­пать землю;

• создание специального фонда за счет части государствен­ных и выкупаемых у помещиков земель для последующей про­дажи их крестьянам.

2-е направление:

• право свободного выхода крестьян из общины, с передачей их доли общинной земли в частную собственность. Поощрялось выделение земли в отруба и хутора;

• за счет отрубов и хуторов П. А. Столыпин надеялся соз­дать в российской деревне слой зажиточных крестьян - «кресть­янских хозяев», которые бы играли решающую роль в сельско­хозяйственном производстве и впоследствии стали бы «опорой трона».

3-е направление:

• переселенческая политика - поощрение переезда в мало­
населенные районы страны. Переселенцам предоставлялась зем­
ля из государственного фонда и льготы.

2. Работа по таблице.

Цели, направления и результаты аграрной реформы П. А. Столыпина

 

Цели Направление Результаты
     
Снятие социаль­ной напряженно­сти на селе Разрушение кре­стьянской общи­ны Выход из общины более 2 млн крестьянских дворов; увеличение на 35 % хлеб­ного экспорта
Формирование широкого слоя мелких собствен­ников для обеспе­чения политиче­ской стабильности Создание хуторов и отрубов; переселенческая политика К 1915 г. количество фер­мерских хозяйств не пре­вышало 10 % всех крестьян­ских хозяйств; увеличение в среднем на 10 % посевных площадей; увеличение вдвое количе­ства применяемых мине­ральных удобрениц

Вопросы обучающимся:

- Какой путь развития сельского хозяйства преобладал в России?

- Почему при проведении аграрной реформы власти ориен­тировались на хозяйственного крестьянина ведущих «хлебных» районов?

- Порассуждайте, почему 28 % крестьян за 7 лет порвали свою связь с общиной, которая до этого была для них образом жизни, их миром?

- Каковы цели переселенческой политики П. А. Столыпина?

-Почему, с точки зрения П. А. Столыпина, социальная по­литика, реформа местного самоуправления были основой успеха всех модернизаций?

3. Итоги правления П. А. Столыпина.

- политика П. А. Столыпина оказалась неприемлемой для самых разных политических сил;

- результаты реформ были крайне противоречивы, несмотря на определенный успех, в целом решить аграрную проблему не удалось. Сам П. А. Столыпин считал, что преодоление аграрно­го кризиса требует времени: «Разрешить этот вопрос нельзя, его надо развешать!»;

- возникли значительные социальные группы, пострадавшие в ходе реформы.

III. Закрепление изученного материала.

-Что объединяет следующие понятия: «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «кооперативы»? (Аграрная реформа П. А. Столыпина.)

 

Домашнее задание: знать новые понятия, термины, даты, события. Ответ на вопрос 3 представить письменно.

Подготовить сообщение «О важнейших тенденциях в разви­тии культуры России и выдающихся ее представителей».


Урок 7. КУЛЬТУРА РОССИИ

В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX веков

Общие цели: дать обучающимся представление о развитии духовной жизни российского общества во второй половине XIX -начале XX в.; познакомить с системой образования и научными достижениями российских ученых.

Вспомогательные цели: опираясь на текст § 7, составить развернутый план ответа по теме «Особенности городской и сельской жизни Российской империи в начале XX в.»; найти в тексте § 7 материал для заполнения таблицы «Основные дости­жения отечественной науки России в конце XIX - начале XX ве­ка»; на конкретных примерах раскрыть достижения русской науки.

Дополнительные цели: сравнить особенности городской и сельской жизни России в начале XX в.; привести примеры вы­дающихся достижений отечественной науки в начале XX в.; ус­тановить причинно-следственные связи процессов развития рос­сийского общества и идейных исканий мастеров художественной культуры; участвовать в обсуждении сообщений о важнейших тенденциях в развитии культуры России, о выдающихся ее пред­ставителях; представить результаты изученного материала в ви­де таблицы «Идейные искания и художественная культура Рос­сии на рубеже XIX - начала XX в.».

Основные понятия и термины: интеллигенция, художест­венная культура, декадентство, символизм, акмеизм, футуризм, модерн, абстракционизм, авангард, примитивизм.

Важнейшие даты и события:

1913 г. - И. И. Сикорский создал самые большие в мире че­тырехмоторные самолеты «Русский витязь», «Илья Муромец».

1913 г. - военный летчик П. Н. Нестеров впервые выполнил ряд фигур высшего пилотажа, «мертвую петлю».

1895 г. - на заседании Русского физико-химического обще­ства А. С. Попов продемонстрировал первый в мире искровой беспроволочный телеграф.

1909 г. - появился сборник «Вехи».

1910 г. - появилось литературное направление акмеизм.
1910-1912 гг. - возникло литературное направление футу­
ризм.

1898 г. - создание К. С. Станиславским, Вл. И. Немирови­чем-Данченко Художественного театра в Москве. В конце 1890-х гг. - появился кинематограф. 1909-1912 гг. - в Париже проводились Русские сезоны балета.

Оборудование: альбомы по искусству, портреты ученых, артистов, художников, поэтов, аудио- и видеоматериалы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Задание 1.

В одном из писем великий русский ученый, член ЦК консти­туционно-демократической партии В. В. Вернадский писал: «Столыпин нанес монархии, или по крайней мере династии, бо­лее сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые».

- Согласны ли вы с подобным мнением? Аргументируйте свой ответ.

Задание 2.

Объясните, почему события 3 июня 1907 г. были восприняты как государственный переворот.

Задание 3.

Объясните, в чем заключался политический смысл аграрной реформы: какую социальную цель ойа преследовала?

П. Изучение нового материала.

План

■ Городская и сельская жизнь.

■ Достижения науки.

■ Идейные искания и художественная культура.

Городская и сельская жизнь в России.

Задание: в сравнительном аспекте расска­зать о социокультурном развитии российских городов и дере­вень начала XX века с точки зрения модернизационных процес­сов.

Достижения отечественной науки.

Рассказать о системе образования в Российской империи.

Русская философия в поисках общественного идеала.

- Почему начало XX в. названо «золотым веком» русской
философии?

Литература: новые поэтические течения.

Особенности русской живописной школы начала XX в.

Достижение в архитектуре и скульптуре начала XX в.

Музыка, театр, балет, кинематография.

III. Закрепление изученного материала.

Порассуждайте: почему художественные открытия начала XX в. называются Серебряным веком русского искусства?

- заполнить таблицу.

Основные достижения отечественной науки в конце XIX - начале XX в.

 

Направление науки Представители Открытие Год Результат
           

 

Домашнее задание:

параграф

составить кроссворд «Русская культура на рубеже XIX - начала XX века».


КОНЕЦ ИМПЕРИИ

Общие цели: сообщить обучающимся основные факты, уча­стия России в Первой мировой войне; дать представление о влиянии войны на российское общество.

Вспомогательные цели: составить развернутый план ответа по теме «Внешняя политика России накануне Первой мировой войны» с опорой на материал § 8-9; назвать основные точки зрения на характер Первой мировой войны; опираясь на матери­ал § 8-9 и материал документов, охарактеризовать взаимоотно­шение России с ее союзниками по Антанте.

Дополнительные цели: проанализировать внешнеполити­ческие планы противоборствующих сторон до начала Первой мировой войны; оценить готовность Российской империи к вой­не; проследить динамику изменений настроений в российском обществе по мере затягивания войны; составить хронологию военных действий на Восточном фронте в 1914-1916 гг.; соста­вить схему «Влияние Первой мировой войны на экономическое и политическое положение России».

Основные понятия и термины: мировая война, военно-промышленные комитеты, Антанта, Тройственный союз, уль­тиматум, пацифизм, центральные державы, «министерская чехарда».

Важнейшие даты и события:

1914-1918 гг. - Первая мировая война; 1916, май-июль - «Брусиловский прорыв».

Исторические персонажи: Алексей Алексеевич Брусилов; Григорий Ефимович Распутин.

Оборудование: карта «Россия в годы Первой мировой войны».

Ход урока

План

1. Российская дипломатия накануне Первой мировой войны.

2. Начало и характер Первой мировой войны.

3. Подготовка России к войне и планы сторон.

4. Военные действия Российской армии на фронте 1914-1916 г.

5. Война и российское общество.

6. Власть и Дума: последний кризис монархии.

В 2004 г. к 90-й годовщине начала Первой ми­ровой войны в Москве был открыт первый мемориальный ком­плекс в память ее героев. Он открыт на месте братского клад­бища, где захоронены воины России, Сербии, Чехии, Словакии, стран Антанты, военнопленные Германии и Австро-Венгрии, всего 17,5 тыс. человек.

I. Российская дипломатия накануне Первой мировой войны.

схема «Военно-по­литические блоки начала XX века».

характеризовать подготовку европейских держав к войне.

Мощную силу представляла коалиция центральных держав -Германии и Австро-Венгрии.

• Франция, сохраняя союзнические отношения с Россией (1891 г.), начинает активный диалог с Англией.

• 1904 г. - Великобритания и Франция заключили соглаше­ние о разграничении спорных сфер влияния в Азии и Африке и взаимной поддержке в противостоянии Германии.

• 1907 г. — Россия и Англия договорились о разделе сфер влияния в Персии (Иране), Афганистане, Тибете. Сложилась но­вая коалиция, включавшая Францию, Россию и Англию.

• Формирование системы союзов в Европе в основном за­вершилось: Антанта и центральные державы.

• Следовательно, любой конфликт мог стать поводом к ев­ропейской и мировой войнам.

2. Начало и характер Первой мировой войны.

Учитель обращает внимание обучающихся на карту -главным районом нестабильности были Балканы - «пороховой погреб Европы».

В начале XX в. борьба России с центральными державами за влияние на балканские государства становится основной причи­ной разногласий между ними.

Рекомендуется обозначить цели основных участников войны:

Англии - ослабить Германию, сохранить колониальные вла­дения;

России - усилить влияние на Балканах, добиться контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, захватить польские земли Австрии и Германии;

Франции - стремление получить Эльзас и Лотарингию, при­обрести Саарский угольный бассейн;

Германии - стремление к переделу английских и француз­ских колоний; к утверждению на Балканах и Ближнем Востоке, к отторжению от России Украины, Прибалтики, Белоруссии.

Самостоятельная работа: материалы § 8-9 (с. 77), ответы на вопросы:

- Что послужило поводом к развязыванию Первой мировой войны?

- Что такое «ультиматум»?

Рекомендуется дать возможность обучающимся провести дискуссию о характере Первой мировой войны: согласиться или опровергнуть утверждение о том, что для России война яв­лялась отечественной.

3. Подготовка России к войне и планы сторон.

Работа по вариантам.

Обучающие получают дифференцированное задание - опи­раясь на материал § 8-9 (с. 78-79), проработать положения:

3. Военные действия российской армии на фронте 1914-1916 гг.

Работа по группам

I группа- «Кампания 1915 г. Отступление русской ар­мии».

II группа-«1916 г. Брусиловский прорыв».

Группы знакомятся с материалами текста § 8-9. Представи­тели групп представляют свои ответы в контексте разрабаты­ваемых вопросов: цели, задачи фронтов, направление ударов и их результаты (с помощью карт), командующие фронтов; дей­ствия России и стран Антанты, стран Четверного союза, особенности окопной войны.

- Прокомментируйте краткие ежегодные итоги военных дей­ствий русской армии на фронте.

- Укажите причины неудач российской армии.

- Назовите потери России в Первой мировой войне.
-Охарактеризуйте отношения России с ее союзниками по Антанте.

Заполнение таблицы с использованием материала § 8-9 (с. 79-35).

Военные операции России в Первой мировой войне на Восточном фронте

 

Год Военные операции Результаты и значения
     
     
     

Задание по таблице: охарактеризовать роль Восточного фронта в Первой мировой войне.

5. Война и российское общество.

Рассмотреть внутреннее положение России в годы Первой мировой войны:

• Положение в мобилизационной модели развития общества и государства.

• «Вхождение» России в глубокий цивилизационный кризис.

• Назревание революционного кризиса в стране.

• Отстранение не только всего общества, элиты, но и бли­жайшего круга от Николая П.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам:

- Назовите причины и цели стран-участниц Первой мировой войны.

- Как изменилась обстановка в стране в результате участия Российской империи в Первой мировой войне?

- Каким было отношение к войне простого народа, разных политических партии?

- Можно ли утверждать, что власть в России с 1917 г. испы­тывала кризис? Ответ аргументируйте.

- Какие изменения произошли во внутренней обстановке России в результате ее участия в Первой мировой войне?

Работа с картой.

План

1. Падение самодержавия.

2. Создание Временного правительства.

3. Кризисы Временного правительства.

4. Выступление генерала Л. Г. Корнилова.

Падение самодержавия.

• Россия начала XX в. была страной, в которой сочетались черты высокоразвитого монополистического капитализма, ран­него капитализма в городе и деревне и докапиталистических,
патриархальных отношений. Тугой клубок противоречий можно было или постепенно распутать (это путь реформ), или разру­бить (революция).

- Какой вариант был нам более возможен в условиях Первой мировой войны?

• В 1917 г. газета «Новая жизнь» писала: «...тот, кто не хо­
чет радикальных реформ, тот получает революцию».

Вопросы обучающимся:

- Какие реформы могли предотвратить развитие революции?

- Какое влияние оказала Первая мировая война на политиче­скую, экономическую, культурную жизнь России, психологию народа, который, по словам русского философа С. Франка, «за­ калился в школе насилия, приобрел веру в насилие...»?

В тылу, особенно в больших городах, было напряженно, не­спокойно. Начальник Московской охранки сообщал:. «Подобно­го раздражения и озлобления масс мы еще не знали...».

• Складывались условия для стихийного выступления на­ родных масс.

Вопрос обучающимся:

- Порассуждайте, была ли монархия в России обречена? Прокомментируйте следующие точки зрения.

• Самодержавие в России было тормозом на пути капитали­стического развития страны, модернизации российского обще­ства. Поэтому монархия была обречена.

• Если бы не произошло убийство Г. Распутина, то Февраль­ской революции и падения царизма не было бы.

• Если бы не легкомыслие Николая II, его нежелание видеть, что страна катится к революции, и принять решительные меры, то революции не произошло бы. Почему монархия, как писал В. И. Ленин, «опрокинулась сразу»?

- Какие силы стремились «опрокинуть» или «удержать» са­модержавие?

Подготовлен и проект будущей Конституции. Но без Учре­дительного собрания Временное правительство не хотело ниче­го решать, то есть не стремилось взять инициативу в свои руки.

Реальная сила находилась у Петроградского Совета, Временное правительство социальной опоры «в низах» не имело.

Из программы Временного правительства:

- амнистия политических заключенных;

- свобода слова, печати, собраний;

- отмена национальных и религиозных ограничений;

- подготовка к созыву Учредительного собрания;

- замена полиции народной милицией;

- выборы в органы местного самоуправления;

- невывод войск революционного Петроградского гарнизона на фронт;

- предоставление гражданских прав солдатам.

Порассуждайте:

- На какое развитие революции были направлены мероприя­тия Советов и на какое - Временного правительства?

- Как относились к решению важнейших вопросов револю­ции в феврале-июле 1917 г. Советы и Временное правительство?

Прокомментируйте высказывание А. Гучкова: «Временное правительство не располагает какой-либо реальной властью, и его распоряжения осуществляются лишь в тех разме­рах, как допускает Петроградский Совет».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

I вариант организации и проверки домашнего задания (Тест – 5).

Проверка по вопросам:

1. Падение самодержавия.

2. Создание Временного правительства.

3. Кризисы Временного правительства.

Выступление генерала Л. Г. Корнилова.

 

План

1. Углубление кризиса осенью 1917 г.

2. Вооруженное восстание в Петрограде. Установление Со­ветской власти.

3 Революционно-демократические преобразования.

4. Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР.

5. Брестский мир, его последствия.

1. Углубление кризиса власти осенью 1917 г.

2. Военное восстание в Петрограде. Установление Совет­ской власти.

- Назовите причины прихода к власти большевиков.

• Экономический, социальный, политический кризис в стра­не в 1917 г.

• Ошибки Временного правительства (оттягивание решения определенного вопроса, продолжение войны).

• Стремление большей части рабочих, солдат, матросов бы­стро разрешить жизненно важные вопросы (вопрос о земле, о мире, об изменении положения рабочих и т. д.).

• Энергичность действий членов партии большевиков.

• Организаторский талант, политическая воля лидеров пар­тии большевиков. (Например, своевременное выдвижение демо­кратических лозунгов.)

Задание обучающимся: составить схему «Структура новой власти».

Самостоятельная работа обучающихся с текстом § 11 (с. 107-109), заполнение таблицы «Первые декреты совет­ской власти».

 

Название декрета Дата принятия Основное содержание
     

План

1. Начальный этап Гражданской войны и интервенции.

2. Советская Республика в кольце фронтов: май 1918 г. -март 1919 г.

3. Политика «военного коммунизма».

4. Время решающих сражений: март 1919 г. - март 1920 г.

5. Война с Польшей и поражение Белого движения. Апрель -ноябрь 1920 г.

6. Причины победы «красных» и поражения «белых».

7. Завершающий этап Гражданской войны. Конец 1920-1922 гг.

Ход урока

План

1. Советская Россия после Гражданской войны.

2. Новая экономическая политика.

3. Первые итоги новой экономической политики.

4. Нэп и разногласия в руководстве партии большевиков.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. тест.

2. беседа по вопросам:

- Советская Россия после Гражданской войны.

- Новая экономическая политика.

- Первые итоги новой экономической политики.

- Нэп и разногласия в руководстве партии большевиков.

II. Изучение нового материала.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.248 с.