Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-07-01 | 885 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
I. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Уроки 1, 2 РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв.
Общие цели: дать представление обучающимся об определяющей роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на экономическое развитие России; познакомить с особенностями российского монополистического капитализма, с реформами С. Ю. Витте; с дискуссионными вопросами о роли и месте России в мировой экономике начала XX в.
Вспомогательные цели: опираясь на текст учебника, составить схему «Этнический и религиозный состав населения России на рубеже XIX - начала XX в.»; с опорой на текст § 1-2 охарактеризовать особенности территории и населения Российской империи на рубеже XIX - начала XX вв.; определить главные черты государственной политики в области промышленности.
Дополнительные цели: охарактеризовать геополитические особенности Российской империи и установить их влияние на дальнейшее развитие Российской империи; составить тезисы ответа по теме «Этнический и религиозный состав населения Российской империи»; сопоставить известные точки зрения на характер экономического развития России; высказать свое отношение к тезису о глубокой отсталости и полуколониальной зависимости России от экономически развитых держав в начале XX в.; установить причинно-следственные связи между реформаторским курсом С. Ю. Витте и успехами промышленного развития Российской империи.
Основные понятия и термины: протекционизм, империя, промышленный переворот, трест, синдикаты, картель, концерн, самодержавная монархия; сословный строй, многоукладная экономика, модернизация, буржуа, рабочие, полуколониальная, инвестиции.
|
Ход урока
I. Изучение нового материала.
План
1. Территория и население Российской империи.
2. Российская модель экономической модернизации.
3. Буржуазия и рабочие.
4. Экономическая политика правительства.
5. Сельское хозяйство: особенности развития.
1. Территория и население Российской империи. Работа с картой «Российская империя в начале XX в.». Беседа с обучающимися:
- Каким цветом на карте обозначена граница Российской империи к началу XX века?
- Назовите территории, которые вошли в состав Российской империи к началу XX века (кроме Великоросии).
- Укажите, какие территории находились в зависимости от России.
- На какие административные единицы делилась территория Российской империи в начале XX века?
Самостоятельная работа обучающихся с текстом § 1-2 с последующим выполнением заданий на с. 6-8.
Беседа по прочитанному тексту:
- Какое место в мире занимала Россия к концу XIX в. по размеру своей территории?
- Назовите общее количество населения Российской империи согласно данных первой всеобщей переписи населения в 1897 г.
- Назовите общее количество сельского населения, городского населения Российской империи согласно данных первой всеобщей переписи.
- Опираясь на данные таблицы «Национальный состав населения Российской империи» и текста § 1-2 (с. 7-8), назовите количество народов и народностей, которые проживали на территории Российской империи.
- Объясните, почему Россия было поликонфессиональным государством?
- Какая религия являлась официальной?
3. Буржуазия и рабочие.
- отрыв молодежи от семьи;
- готовность к пересмотру ценностей и устоев;
- рост городского населения за счет бывших крестьян;
- концентрация рабочих в городах;
- миграционные процессы.
Индустриальный экономический рост привел к образованию новых крупных классов населения - буржуазии и рабочих.
5. Сельское хозяйство: особенности развития.
• Россия занимала I место в мире по общему объему сельскохозяйственной продукции.
|
• Вывоз зерна занимал лидирующие позиции в российском экспорте. Среди вывозных товаров преобладал лес. Лидирующее место во внешней торговле занимал лен.
• Развитие сельского хозяйства определялось реформой
1861 года.
• Пути развития российской деревни определяли два типа
хозяйств - помещичье и крестьянское.
II. Закрепление изученного материала.
Проверяется понимание новых терминов и понятий
Домашнее задание: § 1-2.
Опережающее задание: подготовить информацию о политической деятельности В. К. Плеве, П. Д. Святополк-Мирского, С. В. Зубатова.
Подготовить сообщение: «Наш край на рубеже XIX-XX вв.».
Гг.
Общие цели: дать обучающимся представление о нарастании экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; познакомить с основными событиями революции 1905-1907 гг.; получить представление о Русско-японской войне 1904-1905 гг.
Вспомогательные цели: опираясь на текст § 3-4, выяснить суть разногласий в видении путей развития России С. Ю. Вите и В. К. Плеве; установить новые черты в рабочем движении; опираясь на текст § 3—4, составить развернутый план ответа по теме «Русско-японская война 1904-1905 гг.»; найти в тексте § 3-4 причины революции 1905-1907 г.
Дополнительные цели: сравнить точки зрения на дальнейшее развитие России С. Ю. Витте, В. К. Плеве, определить общее; составить таблицу «Необходимость перемен в России»; выразить свое отношение к идеям С. Ю. Витте, В. К. Плеве; установить причинно-следственные связи между новыми явлениями в рабочем движении начала XX в. и социально-экономическими процессами в развитии России; проанализировать сущность решения крестьянского вопроса в России в начале XX в.; установить причинно-следственные связи внутренней и внешней политики правительства в начале XX в.; проанализировать причины, характер, основные этапы и последствия Русско-японской войны и начального этапа революции 1905-1907 гг.; выяснить противоречия, существовавшие в российском обществе; оценить основные положения «Манифеста 17 октября» и определить его влияние на внутриполитическую ситуацию в российском обществе.
Основные понятия и термины: сфера влияния, концессии, стачка, «Кровавое воскресенье»; Государственная дума; русификация; полицейский социализм.
|
Основные даты и события:
1904-1905 гг. - Русско-японская война. 1905-1907 гг. - Первая российская революция.
9 января 1905 г. - «Кровавое воскресенье». Октябрь 1905 г. - Всероссийская политическая стачка. 17 октября 1905 г. - Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Декабрь 1905 г. - вооруженное восстание в Москве.
Исторические персонажи: Николай II, Георгий Аполлоно-вич Гапон; Петр Петрович Шмидт; Вячеслав Константинович Плеве; Сергей Васильевич Зубатов.
Оборудование: кроссворд, портреты исторических деятелей, иллюстративный материал.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
- Дифференцированные задания. (тест №1)
- Беседа по вопросам § 1-2. В. 1,4-7.
План
1. Внутренняя политика правительства в начале XX в.
2. Русско-японская война 1904-1905 гг.
3. «Кровавое воскресенье» и начало революции 1905-1907 г.
4. Крестьянские выступления и разложение армии.
5. Манифест 17 октября 1905 г.
6. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.
1. Внутренняя политика правительства в начале XX в.
Организуется работа в группах.
Группам необходимо в течение 5 минут подготовить сообщение (информацию) по предложенному заданию, опираясь на текст §..3-4 (с. 21-27). Время доклада - не более 2-2,5 мин, следовательно, обучающимся необходимо подобрать главные, ключевые сведения и обобщить их.
Задание группе № 1.
Назвать и охарактеризовать основные направления внутренней политики российского правительства в начале XX века.
Задание группе № 2.
Сравнить взгляды С. Ю. Витте и В. К. Плеве на пути дальнейшего развития России.
Задание группе № 3.
Назвать новые явления в рабочем движении, которые проявились в начале XX в.
2. Русско-японская война 1904-1905 гг.
• Столкновение российских и японских интересов на Дальнем Востоке.
Задание обучающимся: заполнить таблицу «События Русско-японской войны».
Главные события войны | Дата | Последствия |
Работа с картой.
- Показать действия русских и японских войск.
- Показать территорию, которая была арендована Россией у Китая в 1898 г.
- Где развернулся театр военных действий?
- Показать порт, в котором погибли русские корабли: крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец».
|
- Показать территории, которых лишилась Россия в результате Русско-японской войны.
- Где произошло подписание мирного договора между Россией и Японией?
Обязательно организовать проверку выполненных заданий с последующим их обсуждением (проконтролировать правильность и качество выполнения).
5. Раскол общества. Манифест 17 октября 1905 г.
6. Декабрьское вооруженное восстание в Москве.
В. И. Ленин писал: «Вооруженная борьба неизбежно вытекает из всего хода развития событий, а вовсе не из субъективных желаний отдельных групп или партий».
- Можно ли согласиться с данным выводом? Ответ аргументируйте.
- Анализируя уроки восстания в Москве, основатель российской социал-демократии Г. Плеханов писал: «Пролетариат показал себя сильным, смелым и самоотверженным. И все-таки сил оказалось недостаточно для победы. А потому не надо было браться за оружие». Ленин был иного мнения: надо было бороться, только более решительно и энергично.
- Выскажите свое отношение к событиям вооруженного восстания в Москве. Приведите аргументы в обоснование своей позиции.
III. Закрепление изученного материала.
Обобщаются выводы по теме урока:
- война с Японией рассматривалась правительством Российской империи как средство решения не только внешних, но и внутренних проблем;
• несмотря на героизм, проявленный русскими солдатами и матросами, неподготовленность России к войне, просчеты командования привели к поражению;
• военное поражение стало катализатором внутриполитического взрыва. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. стало началом революционных событий;
• революционное движение достигло особой остроты летом-осенью 1905 г.;
• в создавшихся условиях самодержавие пошло на уступки: издало Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г. Однако после издания Манифеста в ноябре - декабре 1905 г. происходят самые ожесточенные столкновения революционеров с правительственными силами. И только после подавления восстаний на крейсере «Очаков» и в Москве революционная энергия в основном направляется в русло легальной борьбы;
• 1905 г. не принес решения основных социально-экономических проблем России, не привел к победе ни одной из противоборствующих сторон.
Домашнее задание: § 3-4. Знать даты, события, термины, понятия. Докажите, что Манифест 17 октября 1905 г. создавал основы для формирования гражданского общества, правового государства.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Тест. №2
II. Изучение нового материала.
План
1. Особенности формирования политических партий России.
2. Основные политические партии:
|
• либеральные;
• социалистической ориентации (левые);
• консервативные (правые).
3. Реформы государственного строя. I и II Государственные думы. Третьеиюньский государственный переворот.
беседу по вопросам:
- Какой была политическая система Российской империи в начале XX в.?
- Какой была форма правления в Российской империи в начале XX в.?
- Как назывался совещательный орган при императоре?
- Какой орган государственной власти назывался высшим исполнительным?
- Какую роль выполнял Сенат?
- Кто осуществлял местное управление?
- Какие изменения внес в российское общество Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г.?
- Какие гражданские права получило население России?
1. Особенности формирования политических партий России.
Одним из главных итогов революции стало появление в России политических партий.
2. Основные политические партии.
Политические партии России в начале XX в.
Вопросы сравнения | Политическое течение | ||
социалистическое (революционно-демократическое) | либеральное | консервативное (монархическое) | |
Партии | Эсеры (В. М. Чернов). РССРП (В. И. Ленин) | Кадеты (П. Н. Милюков) Октябристы (А. И. Гучков) | «Русское собрание» (А. С. Суворин). «Союз русского народа» (В. Н.Пу-ришкевич) |
Социальный состав | Революционная интеллигенция, рабочие, городские средние слои, крестьяне. | Либеральная интеллигенция, городские средние слои, буржуазия, часть помещиков | Помещики, духовенство, часть крупной буржуазии, часть городских средних слоев, крестьяне |
Программные цели | Уничтожение частичной собственности; уничтожение самодержавия | Создание эффективной рыночной экономики; построение правового государства; формирование гражданского общества | Сохранение традиционных основ экономической и политической жизни |
3. Реформы государственного строя. I и II Государственные думы.
- Поскольку на выборах в Государственную думу победили кадеты, ее первым председателем стал кадет, профессор С. А. Муромцев. Однако в социальном плане большинство оказалось на стороне крестьянства, достаточно слабого для поиска решений политических и юридических вопросов.
Задание:
- Прочтите текст § 5 (с. 51-52) и укажите отличие в составах I и II Государственных дум.
- Почему российское общество оказало наибольшую поддержку кадетам?
- Что послужило причиной прекращения работы I и II Государственных дум?
- Сравните аграрные программы различных партий. Как предлагали решить аграрный вопрос I и II Государственные думы?
III. Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам 1; 5 § 5 (с, 53).
Домашнее задание: § 5; знать новые понятия, термины, даты и события; подготовить сообщения о деятельности П. А. Столыпина, П. П. Рябушинского.
Опережающее задание к уроку «Культура России в конце XIX - начале XX в.». примерная тематика заданий для обучающихся:
• Развитие и достижение отечественной науки на рубеже XIX - начала XX века.
• Система российских образов на рубеже XIX - XX века.
• Новые идеи о предназначении России в русской философской мысли начала XX вв.
• Новые направления в русской литературе начала XX века.
• Новые стилей направления в живописи.
• Открытие русской иконописи.
• Достижения в области архитектуры и скульптуры в начале
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Изучение нового материала.
План
1) П. А. Столыпин и его политика.
2) Реформы П. А. Столыпина.
3) Итоги правления П. А. Столыпина.
4) Политический кризис 1912-1915 гг.
1) Проблемное задание: Какие реформаторские идеи объединяли позиции С. Ю. Витте и П. А. Столыпина, в чем заключалось различие в их подходах к реформированию России?
Аграрная реформа П. А. Столыпина включала в себя три направления:
1-е направление:
• отмена сословных ограничений;
• предоставление крестьянам-единоличникам права покупать землю;
• создание специального фонда за счет части государственных и выкупаемых у помещиков земель для последующей продажи их крестьянам.
2-е направление:
• право свободного выхода крестьян из общины, с передачей их доли общинной земли в частную собственность. Поощрялось выделение земли в отруба и хутора;
• за счет отрубов и хуторов П. А. Столыпин надеялся создать в российской деревне слой зажиточных крестьян - «крестьянских хозяев», которые бы играли решающую роль в сельскохозяйственном производстве и впоследствии стали бы «опорой трона».
3-е направление:
• переселенческая политика - поощрение переезда в мало
населенные районы страны. Переселенцам предоставлялась зем
ля из государственного фонда и льготы.
2. Работа по таблице.
Цели, направления и результаты аграрной реформы П. А. Столыпина
Цели | Направление | Результаты |
Снятие социальной напряженности на селе | Разрушение крестьянской общины | Выход из общины более 2 млн крестьянских дворов; увеличение на 35 % хлебного экспорта |
Формирование широкого слоя мелких собственников для обеспечения политической стабильности | Создание хуторов и отрубов; переселенческая политика | К 1915 г. количество фермерских хозяйств не превышало 10 % всех крестьянских хозяйств; увеличение в среднем на 10 % посевных площадей; увеличение вдвое количества применяемых минеральных удобрениц |
Вопросы обучающимся:
- Какой путь развития сельского хозяйства преобладал в России?
- Почему при проведении аграрной реформы власти ориентировались на хозяйственного крестьянина ведущих «хлебных» районов?
- Порассуждайте, почему 28 % крестьян за 7 лет порвали свою связь с общиной, которая до этого была для них образом жизни, их миром?
- Каковы цели переселенческой политики П. А. Столыпина?
-Почему, с точки зрения П. А. Столыпина, социальная политика, реформа местного самоуправления были основой успеха всех модернизаций?
3. Итоги правления П. А. Столыпина.
- политика П. А. Столыпина оказалась неприемлемой для самых разных политических сил;
- результаты реформ были крайне противоречивы, несмотря на определенный успех, в целом решить аграрную проблему не удалось. Сам П. А. Столыпин считал, что преодоление аграрного кризиса требует времени: «Разрешить этот вопрос нельзя, его надо развешать!»;
- возникли значительные социальные группы, пострадавшие в ходе реформы.
III. Закрепление изученного материала.
-Что объединяет следующие понятия: «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «кооперативы»? (Аграрная реформа П. А. Столыпина.)
Домашнее задание: знать новые понятия, термины, даты, события. Ответ на вопрос 3 представить письменно.
Подготовить сообщение «О важнейших тенденциях в развитии культуры России и выдающихся ее представителей».
Урок 7. КУЛЬТУРА РОССИИ
В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX веков
Общие цели: дать обучающимся представление о развитии духовной жизни российского общества во второй половине XIX -начале XX в.; познакомить с системой образования и научными достижениями российских ученых.
Вспомогательные цели: опираясь на текст § 7, составить развернутый план ответа по теме «Особенности городской и сельской жизни Российской империи в начале XX в.»; найти в тексте § 7 материал для заполнения таблицы «Основные достижения отечественной науки России в конце XIX - начале XX века»; на конкретных примерах раскрыть достижения русской науки.
Дополнительные цели: сравнить особенности городской и сельской жизни России в начале XX в.; привести примеры выдающихся достижений отечественной науки в начале XX в.; установить причинно-следственные связи процессов развития российского общества и идейных исканий мастеров художественной культуры; участвовать в обсуждении сообщений о важнейших тенденциях в развитии культуры России, о выдающихся ее представителях; представить результаты изученного материала в виде таблицы «Идейные искания и художественная культура России на рубеже XIX - начала XX в.».
Основные понятия и термины: интеллигенция, художественная культура, декадентство, символизм, акмеизм, футуризм, модерн, абстракционизм, авангард, примитивизм.
Важнейшие даты и события:
1913 г. - И. И. Сикорский создал самые большие в мире четырехмоторные самолеты «Русский витязь», «Илья Муромец».
1913 г. - военный летчик П. Н. Нестеров впервые выполнил ряд фигур высшего пилотажа, «мертвую петлю».
1895 г. - на заседании Русского физико-химического общества А. С. Попов продемонстрировал первый в мире искровой беспроволочный телеграф.
1909 г. - появился сборник «Вехи».
1910 г. - появилось литературное направление акмеизм.
1910-1912 гг. - возникло литературное направление футу
ризм.
1898 г. - создание К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко Художественного театра в Москве. В конце 1890-х гг. - появился кинематограф. 1909-1912 гг. - в Париже проводились Русские сезоны балета.
Оборудование: альбомы по искусству, портреты ученых, артистов, художников, поэтов, аудио- и видеоматериалы.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание 1.
В одном из писем великий русский ученый, член ЦК конституционно-демократической партии В. В. Вернадский писал: «Столыпин нанес монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые».
- Согласны ли вы с подобным мнением? Аргументируйте свой ответ.
Задание 2.
Объясните, почему события 3 июня 1907 г. были восприняты как государственный переворот.
Задание 3.
Объясните, в чем заключался политический смысл аграрной реформы: какую социальную цель ойа преследовала?
П. Изучение нового материала.
План
■ Городская и сельская жизнь.
■ Достижения науки.
■ Идейные искания и художественная культура.
Городская и сельская жизнь в России.
Задание: в сравнительном аспекте рассказать о социокультурном развитии российских городов и деревень начала XX века с точки зрения модернизационных процессов.
Достижения отечественной науки.
Рассказать о системе образования в Российской империи.
Русская философия в поисках общественного идеала.
- Почему начало XX в. названо «золотым веком» русской
философии?
Литература: новые поэтические течения.
Особенности русской живописной школы начала XX в.
Достижение в архитектуре и скульптуре начала XX в.
Музыка, театр, балет, кинематография.
III. Закрепление изученного материала.
Порассуждайте: почему художественные открытия начала XX в. называются Серебряным веком русского искусства?
- заполнить таблицу.
Основные достижения отечественной науки в конце XIX - начале XX в.
Направление науки | Представители | Открытие | Год | Результат |
Домашнее задание:
параграф
составить кроссворд «Русская культура на рубеже XIX - начала XX века».
КОНЕЦ ИМПЕРИИ
Общие цели: сообщить обучающимся основные факты, участия России в Первой мировой войне; дать представление о влиянии войны на российское общество.
Вспомогательные цели: составить развернутый план ответа по теме «Внешняя политика России накануне Первой мировой войны» с опорой на материал § 8-9; назвать основные точки зрения на характер Первой мировой войны; опираясь на материал § 8-9 и материал документов, охарактеризовать взаимоотношение России с ее союзниками по Антанте.
Дополнительные цели: проанализировать внешнеполитические планы противоборствующих сторон до начала Первой мировой войны; оценить готовность Российской империи к войне; проследить динамику изменений настроений в российском обществе по мере затягивания войны; составить хронологию военных действий на Восточном фронте в 1914-1916 гг.; составить схему «Влияние Первой мировой войны на экономическое и политическое положение России».
Основные понятия и термины: мировая война, военно-промышленные комитеты, Антанта, Тройственный союз, ультиматум, пацифизм, центральные державы, «министерская чехарда».
Важнейшие даты и события:
1914-1918 гг. - Первая мировая война; 1916, май-июль - «Брусиловский прорыв».
Исторические персонажи: Алексей Алексеевич Брусилов; Григорий Ефимович Распутин.
Оборудование: карта «Россия в годы Первой мировой войны».
Ход урока
План
1. Российская дипломатия накануне Первой мировой войны.
2. Начало и характер Первой мировой войны.
3. Подготовка России к войне и планы сторон.
4. Военные действия Российской армии на фронте 1914-1916 г.
5. Война и российское общество.
6. Власть и Дума: последний кризис монархии.
В 2004 г. к 90-й годовщине начала Первой мировой войны в Москве был открыт первый мемориальный комплекс в память ее героев. Он открыт на месте братского кладбища, где захоронены воины России, Сербии, Чехии, Словакии, стран Антанты, военнопленные Германии и Австро-Венгрии, всего 17,5 тыс. человек.
I. Российская дипломатия накануне Первой мировой войны.
схема «Военно-политические блоки начала XX века».
характеризовать подготовку европейских держав к войне.
Мощную силу представляла коалиция центральных держав -Германии и Австро-Венгрии.
• Франция, сохраняя союзнические отношения с Россией (1891 г.), начинает активный диалог с Англией.
• 1904 г. - Великобритания и Франция заключили соглашение о разграничении спорных сфер влияния в Азии и Африке и взаимной поддержке в противостоянии Германии.
• 1907 г. — Россия и Англия договорились о разделе сфер влияния в Персии (Иране), Афганистане, Тибете. Сложилась новая коалиция, включавшая Францию, Россию и Англию.
• Формирование системы союзов в Европе в основном завершилось: Антанта и центральные державы.
• Следовательно, любой конфликт мог стать поводом к европейской и мировой войнам.
2. Начало и характер Первой мировой войны.
Учитель обращает внимание обучающихся на карту -главным районом нестабильности были Балканы - «пороховой погреб Европы».
В начале XX в. борьба России с центральными державами за влияние на балканские государства становится основной причиной разногласий между ними.
Рекомендуется обозначить цели основных участников войны:
Англии - ослабить Германию, сохранить колониальные владения;
России - усилить влияние на Балканах, добиться контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, захватить польские земли Австрии и Германии;
Франции - стремление получить Эльзас и Лотарингию, приобрести Саарский угольный бассейн;
Германии - стремление к переделу английских и французских колоний; к утверждению на Балканах и Ближнем Востоке, к отторжению от России Украины, Прибалтики, Белоруссии.
Самостоятельная работа: материалы § 8-9 (с. 77), ответы на вопросы:
- Что послужило поводом к развязыванию Первой мировой войны?
- Что такое «ультиматум»?
Рекомендуется дать возможность обучающимся провести дискуссию о характере Первой мировой войны: согласиться или опровергнуть утверждение о том, что для России война являлась отечественной.
3. Подготовка России к войне и планы сторон.
Работа по вариантам.
Обучающие получают дифференцированное задание - опираясь на материал § 8-9 (с. 78-79), проработать положения:
3. Военные действия российской армии на фронте 1914-1916 гг.
Работа по группам
I группа- «Кампания 1915 г. Отступление русской армии».
II группа-«1916 г. Брусиловский прорыв».
Группы знакомятся с материалами текста § 8-9. Представители групп представляют свои ответы в контексте разрабатываемых вопросов: цели, задачи фронтов, направление ударов и их результаты (с помощью карт), командующие фронтов; действия России и стран Антанты, стран Четверного союза, особенности окопной войны.
- Прокомментируйте краткие ежегодные итоги военных действий русской армии на фронте.
- Укажите причины неудач российской армии.
- Назовите потери России в Первой мировой войне.
-Охарактеризуйте отношения России с ее союзниками по Антанте.
Заполнение таблицы с использованием материала § 8-9 (с. 79-35).
Военные операции России в Первой мировой войне на Восточном фронте
Год | Военные операции | Результаты и значения |
Задание по таблице: охарактеризовать роль Восточного фронта в Первой мировой войне.
5. Война и российское общество.
Рассмотреть внутреннее положение России в годы Первой мировой войны:
• Положение в мобилизационной модели развития общества и государства.
• «Вхождение» России в глубокий цивилизационный кризис.
• Назревание революционного кризиса в стране.
• Отстранение не только всего общества, элиты, но и ближайшего круга от Николая П.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам:
- Назовите причины и цели стран-участниц Первой мировой войны.
- Как изменилась обстановка в стране в результате участия Российской империи в Первой мировой войне?
- Каким было отношение к войне простого народа, разных политических партии?
- Можно ли утверждать, что власть в России с 1917 г. испытывала кризис? Ответ аргументируйте.
- Какие изменения произошли во внутренней обстановке России в результате ее участия в Первой мировой войне?
Работа с картой.
План
1. Падение самодержавия.
2. Создание Временного правительства.
3. Кризисы Временного правительства.
4. Выступление генерала Л. Г. Корнилова.
Падение самодержавия.
• Россия начала XX в. была страной, в которой сочетались черты высокоразвитого монополистического капитализма, раннего капитализма в городе и деревне и докапиталистических,
патриархальных отношений. Тугой клубок противоречий можно было или постепенно распутать (это путь реформ), или разрубить (революция).
- Какой вариант был нам более возможен в условиях Первой мировой войны?
• В 1917 г. газета «Новая жизнь» писала: «...тот, кто не хо
чет радикальных реформ, тот получает революцию».
Вопросы обучающимся:
- Какие реформы могли предотвратить развитие революции?
- Какое влияние оказала Первая мировая война на политическую, экономическую, культурную жизнь России, психологию народа, который, по словам русского философа С. Франка, «за калился в школе насилия, приобрел веру в насилие...»?
В тылу, особенно в больших городах, было напряженно, неспокойно. Начальник Московской охранки сообщал:. «Подобного раздражения и озлобления масс мы еще не знали...».
• Складывались условия для стихийного выступления на родных масс.
Вопрос обучающимся:
- Порассуждайте, была ли монархия в России обречена? Прокомментируйте следующие точки зрения.
• Самодержавие в России было тормозом на пути капиталистического развития страны, модернизации российского общества. Поэтому монархия была обречена.
• Если бы не произошло убийство Г. Распутина, то Февральской революции и падения царизма не было бы.
• Если бы не легкомыслие Николая II, его нежелание видеть, что страна катится к революции, и принять решительные меры, то революции не произошло бы. Почему монархия, как писал В. И. Ленин, «опрокинулась сразу»?
- Какие силы стремились «опрокинуть» или «удержать» самодержавие?
Подготовлен и проект будущей Конституции. Но без Учредительного собрания Временное правительство не хотело ничего решать, то есть не стремилось взять инициативу в свои руки.
Реальная сила находилась у Петроградского Совета, Временное правительство социальной опоры «в низах» не имело.
Из программы Временного правительства:
- амнистия политических заключенных;
- свобода слова, печати, собраний;
- отмена национальных и религиозных ограничений;
- подготовка к созыву Учредительного собрания;
- замена полиции народной милицией;
- выборы в органы местного самоуправления;
- невывод войск революционного Петроградского гарнизона на фронт;
- предоставление гражданских прав солдатам.
Порассуждайте:
- На какое развитие революции были направлены мероприятия Советов и на какое - Временного правительства?
- Как относились к решению важнейших вопросов революции в феврале-июле 1917 г. Советы и Временное правительство?
Прокомментируйте высказывание А. Гучкова: «Временное правительство не располагает какой-либо реальной властью, и его распоряжения осуществляются лишь в тех размерах, как допускает Петроградский Совет».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
I вариант организации и проверки домашнего задания (Тест – 5).
Проверка по вопросам:
1. Падение самодержавия.
2. Создание Временного правительства.
3. Кризисы Временного правительства.
Выступление генерала Л. Г. Корнилова.
План
1. Углубление кризиса осенью 1917 г.
2. Вооруженное восстание в Петрограде. Установление Советской власти.
3 Революционно-демократические преобразования.
4. Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР.
5. Брестский мир, его последствия.
1. Углубление кризиса власти осенью 1917 г.
2. Военное восстание в Петрограде. Установление Советской власти.
- Назовите причины прихода к власти большевиков.
• Экономический, социальный, политический кризис в стране в 1917 г.
• Ошибки Временного правительства (оттягивание решения определенного вопроса, продолжение войны).
• Стремление большей части рабочих, солдат, матросов быстро разрешить жизненно важные вопросы (вопрос о земле, о мире, об изменении положения рабочих и т. д.).
• Энергичность действий членов партии большевиков.
• Организаторский талант, политическая воля лидеров партии большевиков. (Например, своевременное выдвижение демократических лозунгов.)
Задание обучающимся: составить схему «Структура новой власти».
Самостоятельная работа обучающихся с текстом § 11 (с. 107-109), заполнение таблицы «Первые декреты советской власти».
Название декрета | Дата принятия | Основное содержание |
План
1. Начальный этап Гражданской войны и интервенции.
2. Советская Республика в кольце фронтов: май 1918 г. -март 1919 г.
3. Политика «военного коммунизма».
4. Время решающих сражений: март 1919 г. - март 1920 г.
5. Война с Польшей и поражение Белого движения. Апрель -ноябрь 1920 г.
6. Причины победы «красных» и поражения «белых».
7. Завершающий этап Гражданской войны. Конец 1920-1922 гг.
Ход урока
План
1. Советская Россия после Гражданской войны.
2. Новая экономическая политика.
3. Первые итоги новой экономической политики.
4. Нэп и разногласия в руководстве партии большевиков.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. тест.
2. беседа по вопросам:
- Советская Россия после Гражданской войны.
- Новая экономическая политика.
- Первые итоги новой экономической политики.
- Нэп и разногласия в руководстве партии большевиков.
II. Изучение нового материала.
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!