Понятие журналистики. Структура журналистской деятельности. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Понятие журналистики. Структура журналистской деятельности.

2017-07-01 164
Понятие журналистики. Структура журналистской деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие журналистики. Структура журналистской деятельности.

¨ Определение журналистики как особого вида деятельности.

¨Структура журналистской деятельности: основные элементы (действительность,

¨регулирующие органы,

¨учредитель,

¨журналисты,

¨тексты,

¨СМИ,

¨массовая аудитория,

¨социальные институты)

¨и отношения между ними (по схеме Е.П. Прохорова).

¨Различные значения понятия «журналистика» («журналистика как…»).

 

 

Понятие журналистики. Структура журналистской деятельности.

Журналистика - вид духовно-практической деятельности людей, которая заключается в сборе, обработке и непрерывном периодическом распространении актуальной общезначимой информации в массовой аудитории.

Поскольку журналистика - один из видов человеческой деятельности, важно рассмотреть его структуру, т.е. выделить основные социальные субъекты, участвующие в журналистской деятельности, и охарактеризовать их взаимодействия.

Регулирующие органы - это органы государственной власти, которые имеют право разрабатывать законы, регулирующие журналистскую деятельность, контролировать их исполнение и разбирать возникающие при этом конфликты.

Учредитель (собственник) - организация или частное лицо, которое создает СМИ и может влиять на его деятельность в рамках, определяемых законодательством, и устав редакции СМИ.

Журналист - работники СМИ, которые создают журналистский информационный продукт.

Текст - журналистские произведения во всем их разнообразии, т.е. понятие "текст" используется в широком значение, подразумеваются не только словесные сообщения, но и, например, изобразительные.

СМИ - различные каналы распространения массовой информации: пресса, радио, телевидение, интернет-СМИ.

МА (Массовая Аудитория) - количественно большие группы людей, разнохарактерные и рассредоточенные.

Социальные институты - различные сферы общества, представленные в виде совокупности взаимодействующих организаций.

Социальная действительность.

Понятие журналистики - это сложное многоуровневое понятие. Под журналистикой можно подразумевать не только особый вид деятельности.

Другие значение понятия "журналистика":

• социальный институт, т.е. совокупность взаимодействующих организаций, основную роль среди которых играют редакции СМИ.

• система СМИ, т.е. совокупность СМИ, между которыми налажено взаимодействие по определенному принципу: что? (радио) как? (телевидение) почему? (пресса);

• совокупность произведений;

• профессия, которая имеет комплексный характер.

• особая сфера науки и образования

· Редакции и СМИ

Действительность


Развитие журналистики в XIX – XX. СМИ в начале XXI века.

¨Характеристика периодических изданий до XIX века

¨ и изменений, произошедших с ними в XIX веке

¨ (экономических,

¨политических,

¨общекультурных,

¨технических).

¨Формирование системы СМИ в ХХ веке:

¨появление и становление в качестве СМИ радиовещания,

¨телевидения,

¨интернет-СМИ.

¨Перспективы развития СМИ в ХХI веке.

В Европе предпосылки экономические, а в России политические.

Журналистика возникла в Европе в начале XVII в. так как к этому времени там сформировалось общественная потребность в широком обмене информацией, а также все необходимые для её удовлетворения предпосылки.

До 19 ого века журналистика развивается в форме персонального журнализма.

Периодическими изданиями занимается, как правило, один человек. Он же является автором всех материалов. Другие авторы могут привлекаться, но не на постоянной основе.

Основной вид периодических изданий – журналы

Газеты не смогли закрепиться как доминирующие печатные издания т.к требовали больших затрат и большей периодичности, что журналисты того времени не могли себе позволить. Наиболее популярными являлись не оперативные, а аналитические и художественно – публицистические материалы т.к газеты читали люди более грамотные и большего достатка.

Факторы развития:

Развитие журналистики определяется теми же факторами, что и её возникновение.

Век

1. Экономические – с экономической точки зрения выпуск периодических изданий становится более прибыльным бизнесом.

2. Политическая – с политической точки зрения влияние СМИ постоянно растет. Во второй половине 19ого века СМИ можно рассматривать как самостоятельную политическую систему.

Владельцы и руководители СМИ входят в элиту общества. Ведущие журналисты также пользуются большим влиянием в обществе.

3. Общекультурные – во второй половине 19ого века распространяется грамотность, что приводит к расширению аудитории прессы. Печатные издания начинают делиться на массовые и качественные

4. Технические – внедряются различные технические усовершенствования (во второй половине 19ого века)

Для набора текста используются линотипы.

В 1839 году была изобретена фотография. Новая технология создания изображения. Фотография оказалась популярной из-за своей достоверности. Фото начинается развиваться в прессе, а затем получает массовое распространение.

Таким образом к концу 19ого века журналистики сильно изменяется. Ключевым моментом является выход на массовую аудиторию.

Многие историки считают, что только к концу 19ого века возникает собственно журналистика. Именно с этого момента можно применять термин СМИ. Одновременно с массовостью повышается периодичность и на первый план выходят печатные газеты.

20-ый век:

Ключевым моментов становится постепенное формирование системы СМИ. Возникает новый вид организации – информационные агентства.

Среди предпосылок появляются политические предпосылки.

ТВ- Б. Розинг и Владимир Зворыкин.

Уже в 20-ые годы 20ого века радио стало самостоятельным СМИ.

30-ые годы развитие ТВ, но из-за войны радио было наиболее актуальным средством передачи информации.

Система традиционных СМИ складывается к 80-ым годам 20ого века поскольку должно было возникнуть взаимодействие между ними.

Дальнейшее развитие связано с компьютерными СМИ

 

21-ый век:

1-ый этап- совершенствование традиционных СМИ при помощи компьютерных технологий

2-ой этап- массовое распространение интернета, появление интернет СМИ Этот процесс повторяет развитие СМИ в «доинтернетовская эпоха»

Сначала появляются интернет версии традиционных СМИ, а потом самостоятельные интернет-СМИ (Известия, Учительская газета)

Газета.ru – первое самостоятельное интернет-СМИ (1999)

Лента.ru

Наибольшее внимание на развитие журналистики сегодня оказывает технический фактор.


 

 

Социального управления.

Журналистская деятельность своим результатом имеет и управленческое воздействие на систему взглядов и представлений, направленность поведения адресата. Управлениевоздействие, которое приводит к изменению в структуре, состоянии и деятельности объекта, на который направлено воздействие. Управление может осуществляться с заранее поставленной целью, но даже если цель ясно не формулируется или журналистский акт совершается внешне бесцельно, управляющее воздействие протекает в силу внутренних закономерностей информационной деятельности. Но это воздействие не носит жёстко обязательного характера.

Журналистику сейчас называют четвёртой ветвью власти, потому что она оказывает влияние на массовую аудиторию и социальные институты. Огромная и всё возрастающая роль журналистики в жизни общества требует всё более полной реализации юридического закрепления права на информацию, как журналистов, так и массовой аудитории.

В зависимости от того, какую социальную позицию занимает журналистика и интересы каких общественных сил она защищает, влияние её на социальные процессы, на деятельность социальных институтов и активность масс различно.

Консервативная позиция: укрепление существующего порядка вещей и поддержание наличного состояния массового сознания;

 

Реакционная позиция: стремление способствовать попятному развитию общественных структур и массового сознания, стремление к регрессу;

 

Прогрессивная позиция: предопределение движения вперёд, способствуя всё более свободному проявлению творческих возможностей отдельной личности и человека в целом; вариантов прогрессивного развития может предлагаться различными силами множество в силу различного видения желаемого будущего.

 

На протяжении всей истории человечества массовая информация играла важную роль в обеспечении успеха деятельности тех или иных общественно-политических сил. Информационная борьба всегда была и будет спутником всех других форм столкновения общественных сил.

Другое дело – «информационная война» - борьба за «умы и сердца» людей с помощью «направленной» информации, в которой применялись также и средства дезинформации.

Условие и фактор информационной безопасности – обеспечение действительной информированности потребителей массовой информации и охрана её от влияния деструктивного, дезинформирующего влияния.

 

 


Е.П. Прохорову.

¨Общая характеристика подхода Е.П. Прохорова к классификации функций журналистики,

¨система функций по Прохорову.

¨Роль идеологических функций в системе функций журналистики. ¨Понятие идеологии.

¨Идеологические процессы в обществе.

¨Понятие массового сознания,

¨характеристика его компонентов.

¨Общественное мнение как компонент массового сознания, его свойства.

¨Взаимодействие журналистики с массовым сознанием через общественное мнение.

 

Идеологические функции журналистики по Е.П. Прохорову.

Функции журналистики - это ее социальное предназначение, те задачи, которые журналистика выполняет в обществе, и которые определяют ее жизнедеятельность.

Выполнение журналистикой своих функций обозначается термином "функционирование". Функционирование журналистики - сложный процесс, который может по-разному оцениваться. На сегодняшний день существует несколько концепций функционирования журналистики, ни одна из которых не может считаться полностью общепринятой.

Одной из наиболее авторитетных концепций является классификация функций журналистики, предложенная Е.П. Прохоровым.

Эта классификация основана на информационных запросах двух основных контрагентов журналистики:

• массовой аудитории

• социальных институтов.

 

Выделяются следующие группы функций:

Коммуникативные функции в системе функций журналистики являются базовыми, исходными. Без их реализации невозможно реализовать никакие другие функции. Сущность: установление и поддержание информационного обмена между журналистикой и ее контрагентами. Такой обмен должен иметь интерактивный характер. Именно поэтому в концепции Прохорова выделяются коммуникативные функции, а не информационные, Информирование - это односторонний процесс, он учитывает только воздействие журналистики на аудиторию.

 

Идеологические функции играют главную роль в системе функций журналистики, потому что именно они определяют содержательное наполнение информационного обмена между журналистикой и ее контрагентами.

Идеология - это система идей об оптимальном устройстве общества с точки зрения носителей данной идеологии, а также о способах достижения такого устройства общества.

 

Непосредственно-организаторские функции,

• Культуроформирующие функции,

• Рекламно-справочные функции,

• Развлекательная функция.

Идеологическая функция.

Одна из идеологий при этом может становиться лидирующей. Такое лидерство может продолжаться достаточно долго, однако оно в любом случае не должно быть чем-то заранее данным, а должно постоянно подкрепляться в конкурентной борьбе с другими идеологиями. Наряду с различными идеологиями каждое общество должно иметь определенный набор общепринятых идеологических ценностей. Общепринятые идеологические ценности обеспечивают единство общества.

В обществе может складываться и такая ситуация, когда лидирующая идеология может стремиться стать господствующей, т.е. подчинить все остальные идеологии либо полностью устранить их из общественной жизни - чрезмерная идеологизация общества.

Выходом из этой ситуации может стать:

Деидеологизация общества - снижение влияния господствующей идеологии на общество и возвращение к ситуации конкуренции разных идеологий.

Реидеологизация - возвращение к прежним объединяющим ценностям в модернизированном мире.

Переидеологизация - попытка разработать новые объединяющие ценности, которые будут приняты большинством общества.

Идеологическая деятельность журналистки предполагает воздействие на сознание людей. Поскольку журналистика занимается распространением массовой информации, СМИ воздействует именно на массовое сознание, носителями которого выступают большие социальные группы.

Массовое сознание включает в себя следующие компоненты:

• общественное мнение - это реакция массового сознания на актуальное состояние действительности. Общественное мнение подпитывается информацией о том, что происходит в действительности в данный конкретный момент времени.

 

историческое сознание - это представления о мире в развитии.

мировоззрение - имеет рационально-логический характер

миросозерцание - эмоционально-образный

Основные свойства общественного мнения:

Реактивность. Общественное мнение реагирует на всю новую информацию о действительности, которую оно посчитает значимым. На основе этой информации создаются некие представления о действительности, для их создания используются историческое сознание, мировоззрение и миросозерцание.

 

Сенкритичность - это соединение рационально-логических и эмоционально-образных представлений.

 

Изменчивость. Общественное мнение постоянно меняется и может достаточно быстро претерпевать существенные изменения.

 

Подвижность. Некоторые из возникающих в общественном мнении представлений могут в последствие перемещаться в глубинные компоненты исторического сознания, а некоторые представления могут достаточно быстро выводится из массового сознания.

Итак, идеологические функции журналистики предполагают в первую очередь формирование активного общественного мнения, которое должно опираться на объективную и разностороннюю информированность аудитории. Таким образом, СМИ влияют и на другие компоненты массового сознания и способствуют формированию сознательности массовой аудитории.


 

 

9. Система функций журналистики по Е.П. Прохорову (идеологические не характеризовать)

¨Общая характеристика подхода Е.П. Прохорова к классификации функций журналистики,

¨система функций по Прохорову.

¨Коммуникативные функции:

¨роль в системе функций журналистики,

¨контрагенты,

¨различие понятий «средства массовой информации»

¨и «средства массовой коммуникации».

¨Организаторские функции:

¨роль в системе функций журналистики,

¨контрагенты,

¨основные направления реализации,

¨характер воздействия журналистики на социальные институты, понятия «компетенция»

¨и «компетентность» применительно к СМИ и журналистам. ¨Культуроформирующие функции:

¨роль в системе функций журналистики,

¨понятие культуры и

¨смежные понятия,

¨основные направления реализации данных функций,

¨взаимодействие журналистики с элитарной

¨и массовой культурой.

¨Рекламно-справочные функции:

¨сущность и

¨роль в системе функций журналистики.

¨Рекреативные функции:

¨сущность и

¨роль в системе функций журналистики,

¨влияние на аудиторию,

¨понятие «эскапизм».

 

Использование свободы

• Этический аспект

 

Философские вопросы свободы:

Что такое свобода вообще?

Насколько она возможна и необходима?

Как нужно ею пользоваться?

Свобода (бытовое значение) – это отсутствие каких-либо ограничений, возможность поступать по собственному усмотрению.

Бытовое понимание свободы неверно с точки зрения философии:

• Человеческая деятельность неизбежно сталкивается с целым рядом ограничений.

• Многие из них не зависят от воли самого человека и не могут быт им усмотрены.

• Свобода без ограничений в философии определяется как произвол.

 

Ограничения человеческой деятельности:

Естественные – накладываются природой (имеют объективный характер).

Социальные – накладываются обществом (имеют объективно-субъективный характер).

Личностные – накладываются самим человеком (имеет субъективный характер).

 

Проблема ответственности

Изменение соотношения свободы и необходимости:

• Преодоление необходимости создает новые возможности для выбора

• Выбор постоянно расширяется – даже в рамках необходимости

• Степень свободы человека растет в процессе развития человечества

 

Свобода всегда предполагает ответственность – человек свободно выбирает или создает возможности в своей деятельности и несет ответственность за свой выбор.

Ответственность – это готовность принять как должное все последствия своего свободного выбора, в том числе и неблагоприятные для выбирающего.

 

Необходимость применительно к журналистике:

• Естественные ограничения неизбежны, личностные значимы только для конкретного журналиста.

• В журналистике наиболее важны социальные ограничения, имеющие объективно-субъективный характер

• В основе общественной жизни объективные законы, но в её актуальном состоянии велика субъективная составляющая.

 

Субъективная составляющая социальной необходимости:

Ограничения не всегда (трудно принимать).

Действия социальных субъектов не всегда рационально обоснованы (трудно осознавать).

 

Ответственность применительно к журналистике:

Внешняя

Внутренняя

 

Субъекты внешней ответственности:

Правовая – перед государством, социальными институтами

Аудиторная – перед общественным мнением

Этическая – перед сообществом журналистов

 

Внутренняя ответственность:

Профессиональная сознательность

• Общая сознательность

 

Свобода применительно к журналистике:

• Журналистика публично обсуждает деятельность других социальных институтов.

• Общество в этом заинтересовано (объективно), но некоторые социальные субъекты – нет (субъективно).

• Свобода – объективно необходимое условие эффективности журналистики в обществе.

 

 

Идеал свободы журналистики:

 

• Общество понимает необходимость свободы журналистики.

• Государство как субъект власти гарантирует независимость СМИ.

• Журналисты и СМИ ответственно пользуются предоставленной свободой.

Практическая сторона свободы журналистики

Обеспечение свободы для журналистики – зависит от политико-правовых и экономических особенностей устройства общества

Ответственное использование свободы журналистикой

 

 

Вопросы политико-правового аспекта

Какие социальные субъекты обладают свободой журналистской деятельности?

Как они могут и должны ее использовать?

 

Концепции:

Авторитарная

Свободы журналистики

Социальной ответственности журналистики

 

Авторитарная концепция

Сущность концепции – свободой журналистской деятельности могут пользоваться только те социальные силы, которые осуществляют в обществе государственную власть.

Варианты реализации авторитарной концепции.

Умеренный авторитаризм:

• СМИ контролируется государством

• Есть государственные и частные СМИ

• Есть оппозиционные СМИ

Жесткий авторитаризм:

• СМИ контролируется государством

• Только государственные СМИ

• Нет оппозиционных СМИ

 

Способы воздействия государства на оппозиционные СМИ:

• Идеологическое давление

• Экономическое давление

• Административное давление

• Прямое силовое вмешательство

Цензура – государственный контроль за деятельностью СМИ, возможность для государства вмешиваться в работу журналистов.

Осуществление цензуры:

Официальное – осуществляется открыто специальными государственными структурами

Неофициальное – осуществляется негласно государственными структурами, специально для этого не предназначенными.

 

 

Логика формирования следующей концепции:

1. Свобода только для одной социальной силы

2. Недовольство других социальных сил

3. Концепция свободы журналистики

 

Собственные вложения

Основные источники собственных доходов:

• Продажа информационного продукта

• Плата за распространение рекламы

 

Продажа информационного продукта:

• Особенности продукта – предназначен для массовой аудитории и должен быть доступен ей финансово.

• Особенности ценообразования – низкая цена (ниже себестоимости) или бесплатное распространение.

• Значение источника – не может быть основным источником доходов при формировании бюджета.

 

Плата за распространение рекламы:

• Что продаётся? – возможность обращения к аудитории, которую собирает СМИ.

• Особенности ценообразования – высока цена (относительно) ввиду востребованности подобных услуг.

• Значение источника – может быть основным источником доходов при формировании бюджета.

В целом, собственные доходы повышают экономическую независимость СМИ, а значит поддерживает его свободу.

Внешние вложения

Источники:

• Государственная поддержка

• Финансирование от учредителя

• Спонсорская поддержка

Государственная поддержка:

Государственные СМИ – полное или частичное финансирование в качестве учредителя – в интересах власти.

Все СМИ – налоговые льготы (на постоянной основе) для всех и социально значимых СМИ; Проектное финансирование (под проект) – для социально значимых СМИ.

Финансирование учредителя:

• Полное или частичное

• Постоянное или непостоянное

• В экономических или политических интересах

Финансирование спонсора:

• Частичное

• Непостоянное

• В политических интересах

 

В целом внешние вложения снижают экономическую независимость СМИ, а значит ограничивает.

 

Проблема повышения экономической независимости СМИ

Финансовую независимость, а значит и свободу СМИ, могут ограничивать не только внешние вложения в бюджет, но и собственные доходы.

Зависимость от аудитории:

Прибыль СМИ увеличивается при увеличении аудитории

Большая аудитория характерна для массовых СМИ

Снижения качества контента СМИ («пожелтение»)

 

Массовые СМИ – снижают качество контента и цену информационного продукта, что позволяет увеличить аудиторию и доходы.

Качественные СМИ – обеспечивают

 

Зависимость от рекламодателей:

СМИ для рекламы выбирают по экономическим критериям.

Однако, могут сыграть роль политические и другие критерии.

Для бюджета СМИ не выгодны конфликты с рекламодателями.

 

Холдинг – это объединение нескольких производств в рамках одного предприятия для повышения экономической эффективности.

Холдинги различных структур:

Горизонтальная – отдельные предприятия сохраняют высокую степень самостоятельности

Вертикальная – предприятия элементы одного целого, подчиненные общему руководству

 

Преимущества и недостатки холдингов

Преимущества:

Перераспределение доходов СМИ

Выпуск сопутствующих товаров и услуг

Медиобизнес + другие виды бизнеса

Недостатки:

Позиция холдинга важнее позиции СМИ

Бизнес важнее журналистики

Монополизация медиарынка

 

Монополизация медиарынка – угроза свободе журналистики:

Холдинги уничтожают или поглощают более мелкие медиапредприятия

На рынке доминируют несколько крупных холдингов

Подавляется конкуренция, нет необходимого разнообразия СМИ.

Антимонопольное регулирование: поддержка разнообразия и конкуренции СМИ на медиарынке.

 

Социальные типы СМИ

Типы СМИ:

· Государственные

· Частные

· Общественные

 

Государственные СМИ:

Учредитель – государственные органы разного уровня.

Доходы – средства налогоплательщиков + собственные

Позиция – информационная политика в интересах государства

 

Частные СМИ:

Учредитель – негосударственные организации и частные лица.

Доходы – дотации учредителя + собственные.

Позиция – информационная политика независимая и/или в интересах учредителя.

 

Группировка частных СМИ по приоритетным задачам:

Общественно-политические – влияние на общество

Коммерческие – получение прибыли

Другие - другие

 

Роль государственных СМИ в обществе:

· Инструмент государства

· Признак авторитаризма

· Не выражают интересы всего общества

 

Роль частных СМИ в обществе:

· Часть гражданского общества

· Признак демократии

· Не выражают интересы всего общества

 

Общественные СМИ:

Учредитель – попечительский совет

Доходы – средства налогоплательщиков

Позиция – независимая информационная политика в интересах всего общества

 

Как это реализуется?

Представительство всех общественных сил в попечительском совете

Специальный налог

Баланс позиций общественных сил и независимость от государства

Общие положения закона РФ «О СМИ»: свобода массовой информации, цензура, злоупотребление свободой массовой информации, понятие СМИ.

Юридическое содержание понятия «свобода массовой информации» в нашей стране (по ст. 1). Цензура, недопустимость цензуры; исключения, подпадающие под определение цензуры, но цензурой не являющиеся (по ст. 3). Основные варианты злоупотребления свободой массовой информации (по ст. 4). Правовое определение средства массовой информации (по ст. 2).

Специфика интернет-СМИ.

Понятие интернет-СМИ, время их формирования. Три главных специфических свойства интернет-СМИ: гипертекстовость, интерактивность, мультимедийность – характеристика каждого из них. Гражданская журналистика и конвергентная журналистика. Особенности представления информации в Интернете. Особенности работы с информацией в интернет-СМИ.

Понятие журналистики. Структура журналистской деятельности.

¨ Определение журналистики как особого вида деятельности.

¨Структура журналистской деятельности: основные элементы (действительность,

¨регулирующие органы,

¨учредитель,

¨журналисты,

¨тексты,

¨СМИ,

¨массовая аудитория,

¨социальные институты)

¨и отношения между ними (по схеме Е.П. Прохорова).

¨Различные значения понятия «журналистика» («журналистика как…»).

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.222 с.