Система функций журналистики по Е.П. Прохорову (идеологические не характеризовать). — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Система функций журналистики по Е.П. Прохорову (идеологические не характеризовать).

2017-07-01 224
Система функций журналистики по Е.П. Прохорову (идеологические не характеризовать). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Функции - совокупность обязанностей и выполняемых задач, способ жизнедеятельности в обществе. Журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:

 

Цель → Средства+способ действия → Функционирование → Результат

 

Цель — это предвидение желаемого результата, добиться которого можно с помощью релевантных средств, эффективно используемых в процессе функционирования.

 

Существуют объективные сложности построения общепринятой концепции функционирования журналистики.

Функции журналистики - это ее социальное предназначение, те задачи, которые журналистика выполняет в обществе, и которые определяют ее жизнедеятельность.

Выполнение журналистикой своих функций обозначается термином "функционирование". Функционирование журналистики - сложный процесс, который может по-разному оцениваться. На сегодняшний день существует несколько концепций функционирования журналистики, ни одна из которых не может считаться полностью общепринятой.

Одной из наиболее авторитетных концепций является классификация функций журналистики, предложенная Е.П. Прохоровым.

Эта классификация основана на информационных запросах двух основных контрагентов журналистики:

• массовой аудитории

• социальных институтов.

 

Выделяются следующие группы функций:

1. Коммуникативные функции - являются базовыми, исходными. Без их реализации невозможно реализовать никакие другие функции. Сущность: в установлении и поддержании информационного обмена между журналистикой и ее контрагентами. Такой обмен должен иметь интерактивный характер. Именно поэтому в концепции Прохорова выделяются коммуникативные функции, а не информационные, Информирование - это односторонний процесс, он учитывает только воздействие журналистики на аудиторию.

С точки зрения теории, она должна поддерживать информационный обмен с контрагентами.

С практической точки зрения это означает, что в обществе должно быть много разнообразных СМИ для разных групп населения.

Взаимодействие журналистики с контрагентами должно быть интерактивным. Они оказывают влияние друг на друга. (Предварительным и обязательным условием информационного взаимодействия в сфере журналистики является установление контакта с «контрагентом», т.е. налаживание связи с массовой аудиторией и социальными институтами.)

Здесь обнаруживаются различие терминов СМИ и СМК. Первое подразумевает одностороннее воздействие, а СМК – двустороннее.

 

2. Идеологические функции - социально-ориентирующую) - стремление оказать глубокое влияние ОМ;

 

Следующие группы функций - это непосредственно-организаторские функции. Они предполагают воздействие уже не на сознание, а на поведение людей. Можно сказать, что они обеспечивают перевод в практику идеологических функций журналистики. Имеется ввиду, что СМИ могут инициировать конкретные действия различных социальных институтов и должностных лиц. СМИ могут напрямую обращаться к соответствующим социальным институтам, либо воздействовать на них через массовую аудиторию (организация общественного давления на социальные институты).

Организаторские функции реализуются по следующим направлениям:

• СМИ проводят мониторинг социальной действительности, выявляют социальные проблемы и ставят их перед соответствующими социальными институтами, отвечающими за их решения;

• организация общественной экспертизы, принимаемых социальными институтами решений с целью спрогнозировать их эффективность;

• социальная экспертиза, принимаемых социальными институтами мер, тех действий, которые они осуществили.

СМИ обладают управляющим воздействием, такое воздействие не может быть жестко обязательным, оно скорее имеет убеждающе-консультативный характер.

Эффективность такого воздействия во многом определяется компетенцией и компетентностью СМИ.

Компетенция - это сфера полномочий СМИ, та часть социальной действительности, которую данное СМИ имеет право публично обсуждать, анализировать и оценивать. Компетенция СМИ определяется в первую очередь направлением и масштабом его деятельности.

Компетентность - уровень знаний СМИ в сфере своей компетенции. Компетентность журналиста существенно отличается от компетентности специалиста. Специалист более глубоко и точно разбирается в проблемах, относящихся к сфере его деятельности. С другой стороны, на журналиста не довлеет корпоративный интерес. Соответственно журналистская компетентность подразумевает широкую эрудицию в различных сферах действительности в сочетании с глубокими знаниями в той сфере, которую журналист делает своей тематической специализацией.

 

3. культоформирующие функции -– расширенное воздействие на массы за пределами идеологического содержания;

 

Культура - уровень развития общества в целом, социальных групп и отдельного человека, выраженные во всей совокупности, созданных человечеством ценностей, материальных и, в первую очередь, духовных, в характере и формах отношений между людьми, в их творчески-созидательной деятельности. Понятие "культура" характеризует уровень развития человека и человечества, т.е. уровень их возвышения над исходным состоянием. В этом смысле понятие "культура" противопоставлено понятию бескультурье, - которое характеризует недостаточный, слишком низкий уровень культуры. Культура объединяет в себе в первую очередь достижения человечества, относящиеся к духовной сфере. В этом смысле понятие культура сопоставимо с понятием цивилизация, которое тоже характеризует уровень развития человечества, но, в первую очередь, в материально-техническом плане. В разряд культурных достижений включаются только такие достижения, которые имеют гуманистический характер. Культура должна иметь творческий характер.

Один из механизмов, обеспечивающих развитие культуры - контркультура. Контркультура - создание новых ценностей путем отрицания уже признанных; это культурные эксперименты, которые строятся на отрицании устоявшихся культурных ценностей. Контркультура - противоречивое явление, поскольку может отрицать истинные культурные ценности, но ее позитивное значение в том, что она может приводить к созданию новых ценностей, которые в последствие включаются в культуру.

Культуроформирующие функции СМИ осуществляются по следующим направлениям:

• информируют широкую общественность об актуальных событиях, тенденциях и явлениях в сфере культуры;

• занимаются непосредственным распространением культуры;

• анализируют и оценивают актуальные явления, занимаются пропагандой или контрпропагандой этих явлений;

• могут стимулировать собственное творчество аудитории в сфере культуры.

• взаимодействуют с разными сферами культуры, но, в первую очередь, с художественной и научно-технической культурами.

Основные направления реализаций данных функций:

1. Распространение актуальных культурных ценностей

2. Анализ значимых явлений и процессов в сфере культуры

3. Стимулирование творческой деятельности аудитории

4.

Субкультура – культурные ценности, разделяющиеся отдельным сообществом людей, в некоторых случаях закрытым и противопоставляющим себя другим сообществам.

Важней проблемой, связанной с реализацией культуроформирующей функции журналистики, является проблема взаимодействия СМИ с массовой и элитарной культурой. Предполагается, что СМИ должны соблюдать разумный баланс в распространении высокой и массовой культуры, однако на практике СМИ в большей степени распространяют массовую культуру и сами частично входят в нее.

 

4. Рекламно-справочная функция. обеспечение прикладного применения журналистики аудитории

Сущность рекламно-справочных функций: содействие аудитории в решении практически значимых, утилитарных и бытовых задач.

Здесь также предполагается распространение рекламной информации.

 

5. Развлекательные функции - это помощь аудитории в организации досуга, снятии напряжения, восстановлении сил для дальнейшего участия в общественной жизни; функцией релаксации.

Развлекательные функции способствуют эффективному выполнению других функций.

рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия): обеспечение субъективной привлекательности СМИ для аудитории – их роль в системе функций.

Сущность – способность организации досуга, восстановлению ими аудитории

Последствия злоупотребления рекреативной функции: деградация, эскапизм.

Деградация – значительное снижение уровня культурного развития запросов аудитории.

Эскапизм – уход от действительности; стремление личности уйти от реального мира и проблем в мир иллюзий.

 



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.