Понятие и виды источников трудового права — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Понятие и виды источников трудового права

2017-07-01 239
Понятие и виды источников трудового права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под источниками права понимаются внешние формы выражения права, т.е. акты уполномоченных органов, устанавливающие нормы права.

Система источников трудового права имеет свои особенности:

1. Она включает в свой состав довольно большой массив международ-

ных правовых актов о труде, которые имеют приоритет перед российскими актами;

2. Нормативные правовые акты о труде издаются на различных уровнях – федеральном, региональном, местном и локальном;

3. Источники трудового права могут быть приняты не только государственными органами, органами местного самоуправления, но и субъектами трудового права;

4. Источники трудового права отражают как общие, так и специальные формы регулирования труда;

5. Каждый нормативный правовой акт меньшей юридической силы не может ухудшать положение работника по сравнению с вышестоящим актом. Нормативный правовой акт, содержащий дополнительные гарантии для работников, применяется и в том случае, когда такие гарантии отсутствуют в вышестоящем по юридической силе нормативном правовом акте.

Система источников трудового права имеет горизонтальную и вертикальную структуру. Первая обусловлена принципом единства и дифференциации правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В этом смысле выделяются общие и специальные нормы трудового права. Общие нормы распространяют свое действие на всех работников, а специальные закрепляют особенности регулирования труда некоторых категорий работников в зависимости от разных факторов.

 

Вертикальная структура детерминируется иерархической соподчинен-ностью источников трудового права в зависимости от их юридической силы и включает в себя следующие элементы: Конституцию Российской Федерации, международно-правовые источники (конвенции Международной организации труда), федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты), законы и иные нормативные акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, коллективные договоры и соглашения, локальные нормативные акты.

1. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Она содержит нормы, закрепляющие основные права участников трудовых отношений. Так, в ст. 37 Конституции РФ закрепляются:

- принцип свободы труда и запрет принудительного труда;

- право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

- право на справедливое вознаграждение за труд, а также право на защиту от безработицы;

- право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку;

- право на отдых, включающее гарантии продолжительности рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

В п. 1 ст. 30 Конституции РФ закрепляется право каждого на объедине-ние, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Наконец, в ст. 72 Конституции РФ зафиксирован принцип форми-рования трудового законодательства, по которому трудовое право находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

2. Международно-правовые источники. Согласно п. 4 ст. 15 Конститу-ции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним законом, то применяются правила международного договора.

Наиболее значимыми среди международных договоров Российской Федерации являются конвенции Международной организации труда (далее – МОТ) – универсальные международные соглашения. Так, 1 февраля 2017 г. Совет Федерации Федерального Собрания РФ ратифицировал конвенцию МОТ о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами. Выполняя условия конвенции, России предстоит обеспечить замену канцерогенных веществ и агентов, воздействию которых работники могут подвергнуться в ходе исполнения своих трудовых обязанностей. Замена таких веществ должна быть произведена на не канцерогенные или же на менее вредные вещества. Кроме того, российским работодателям придется снизить до минимума количество сотрудников, которые могут подвергнуться воздействию канцерогенов. Максимальному снижению подлежит также продолжительность и степень воздействия вредных веществ.

К числу международно-правовых источников трудового права относятся международные договоры регионального значения, прежде всего акты СНГ, например, Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.). В соответствии с этим актом Россия взяла на себя обязательства по созданию единого рынка труда с безвизовым перемещением граждан государств, подписавших Хартию, на своей территории. Важным для рынков СНГ является положение о том, что граждане имеют равные права на труд, приносящий им доход и связанный с удовлетворением их личных и общественных потребностей, на территории любого государства.

Международно-правовыми источниками выступают двусторонние договоры РФ с другими государствами (например, Белоруссией), в которых на юридической основе решаются вопросы признания образования, стажа работников.

3. Федеральные законы. Основным из них является ТК РФ, и ему должны соответствовать все иные законы в части регулирования трудовых и связанных с ними отношений.

4. Подзаконные акты. Наибольшую юридическую силу среди них имеют указы Президента РФ, которые должны соответствовать федеральным законам. Указы Президента РФ в основном регламентируют отдельные вопросы в социально-трудовой сфере.

За ними следуют постановления Правительства РФ. Они обязаны соответствовать как федеральным законам, так и указам Президента РФ. Постановления принимаются по более узким вопросам, отнесенным к компетенции исполнительной власти. В ряде случаев ТК РФ содержит прямое правомочие Правительства РФ на принятие нормативного акта.

Далее по убыванию юридической силы располагаются ведомственные акты, т.е. акты федеральных органов исполнительной власти. Наиболее значимыми в сфере трудового права являются акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, образованного 21 мая 2012 г. Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.05.2012 № 535 (ред. от 12.11.2016) Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

5. Законодательство субъектов Российской Федерации. Субъекты РФ могут принимать законы и иные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Но они не должны противоречить федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, ведомственным актам.

Ст. 6 ТК РФ посвящена разграничению полномочий между федераль-ными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Законодатель установил перечень вопросов, которые должны регулироваться нормативными правовыми актами федерального значения. К ним относятся:

а) основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

б) основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

в) обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

г) порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

д) основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

е) порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

 

ж) порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

з) порядок расследования несчастных случаев на производстве и про-фессиональных заболеваний;

и) система и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организация контроля качества проведения специальной оценки условий труда;

к) порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

л) виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

м) система государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

н) особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

По иным вопросам субъекты РФ могут принимать свои законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами, применяется ТК РФ или иной федеральный закон.

 

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные ТК РФ, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства РФ в порядке, установленном федеральным законом.

6. Акты органов местного самоуправления. Они должны соответство-вать всем вышестоящим актам. В сферу правового регулирования таких актов входят вопросы занятости и трудоустройства, социального партнерст-ва, проведения общественных работ.

7. Коллективные договоры и соглашения по социально-трудовым вопросам, представляющие собой особый вид источников трудового права – договор нормативного содержания. Они могут заключаться как на двусторонней основе между работниками и работодателями в лице своих представителей, так и на трехсторонней основе – с участием исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Коллективный договор всегда заключается на уровне конкретной организа-ции и действует только в отношении работников данной организации. Что касается коллективных соглашений, то они заключаются на различных уровнях. Так, на федеральном уровне Российская трехсторонняя комиссия разрабатывает и заключает генеральное соглашение.

8. Локальные акты. Они принимаются работодателем в пределах своей компетенции и распространяют свое действие в пределах конкретной организации. Они не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством, а также коллективными договорами и соглашениями. Локальные акты принимаются работодателем, однако в некоторых случаях закон требует учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии таких актов. Например, с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации должны приниматься правила внутреннего трудового распоряд-ка, графики отпусков. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локального нормативного акта установлен ст. 372 ТК РФ. В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. В свою очередь выборный орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта или содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Также выборный орган первичной профсоюзной организации имеет право начать процедуру коллективного трудового спора.

Получается, что формально процедура учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации для работодателя обязательна, однако по сути она ни к чему его не обязывает. Работодатель имеет право принять локальный нормативный акт и при отсутствии согласия этого органа.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.