Понятие «толерантность» в психолого-педагогическом воспитательном процессе. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Понятие «толерантность» в психолого-педагогическом воспитательном процессе.

2017-07-01 579
Понятие «толерантность» в психолого-педагогическом воспитательном процессе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В современной науке внимание ученых и практиков привлекает проблема толерантности. Актуальность формирования толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности подчеркивается в принятой Правительством Российской Федерации в 2001г. Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Ряд авторов раскрывают понятие «толерантность» на основе рассмотрения его противоположного значения «интолерантность». Интолерантность понимается как качество личности, характеризующееся негативным, враждебным отношением к особенностям культуры той или иной социальной группы, к иным социальным группам в общем или к отдельным представителям данных групп.

«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность - это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения

Премьер-министром России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактику национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

Однако констатация проблемы не означает, что найдены пути и способы ее решения. Следовательно, формирование толерантности требует педагогического осмысления и большой целенаправленной работы в педагогической науке

Функции толерантности

Мирообеспечивающая

- определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; - обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; - служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.

Регулирующая

- позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; - предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; - ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

Психологическая

- служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); - формирует и развивает этническое самосознание; - обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; - поддерживает и развивает самооценку личности, группы; - снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.

Воспитательная

- обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; - является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; - обеспечивает успешную социализацию; - развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.

5. Коммуникативная

- развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; - позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.

6. Культуросохраняющая - обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.

7. Креативная - обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; - создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; - создает условия для творческого самоутверждения.

8. Фелицитологическая - позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом.

В современном образовательном пространстве доминирует гуманизация как научное направление и как образовательная парадигма. Гуманизация образования предполагает направленность учебного процесса на развитие личности, на формирование у нее механизмов самовоспитания и самообучения через удовлетворение ее базовых потребностей, ориентированность на свободное развитие личности человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальности, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.

В нашем исследовании рассматривается воспитание толерантности в вузе, а студенчество представлено как особая социальная категория, специфическая общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования. Студенчество объединяет людей, систематически и целенаправленно овладевающих профессиональными знаниями и умениями, занятых учебным трудом. Как социальная группа студенчество характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии. Студенчество главный период становления личности человека, проявления его разнообразных интересов. В этот период происходит активная и интенсивная социализация человека как будущего профессионала. Преподавателю следует учитывать данный факт в содержании, приемах организации деятельности и педагогического общения в образовательно-воспитательном процессе в вузе.

Преподаватель формирует мировоззрение студентов, то есть развивает их рефлексию, осознание себя носителем общественных ценностей, субъектом деятельности и полезной личностью. Следовательно, преподавателю необходимо усиливать диалогичность обучения, создавать условия возможности отстаивать свое мнение, взгляды и жизненные позиции в учебно-воспитательной работе со студентами. Именно в этом возрасте наиболее целесообразно воспитывать в развивающейся личности компоненты толерантности, такие как активность, осознанность, уважение, принятие значимого иного, самообладание.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.