Характеристика компонентов воспитательной системы школ. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Характеристика компонентов воспитательной системы школ.

2017-07-01 3103
Характеристика компонентов воспитательной системы школ. 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

Воспитательная система как социально-педагогический феномен имеет множество разновидностей (типов). Тип воспитательной системы определяется содержанием системообразующих видов деятельности. Так, в воспитательных системах школ, лицеев, гимназий единственным системообразующим видом может быть познавательная деятельность. В воспитательной системе учреждения дополнительного образования (центра детского творчества, молодежного объединения, клуба и др.) системообразующие виды деятельности определяются профилем учреждения. В школе при сельскохозяйственном предприятии одним из системообразующих видов деятельности является труд. Разновидность воспитательной системы зависит также от типа школы, ее месторасположения, количества учащихся, опыта работы педагогического коллектива, традиций и т. д. Кроме того, можно вести речь о воспитательной системе отдельных педагогов – классных руководителей или учителей-предметников.

Чаще всего в педагогической теории и практике речь идет о воспитательной системе школы, целесообразность создания которой обусловлено следующими факторами:

• интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса;

• расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательный процесс окружающей природной и социальной среды;

• экономией времени и сил педагогического коллектива за счет преемственности в содержании и методах осуществления воспитательного процесса;

• созданием условий для самореализации и самоутверждения учащихся, учителей, родителей за счет расширения деловых и межличностных отношений в коллективе.

Воспитательная система школы включает совокупность компонентов, в числе которых выделяют: 1) подсистему целей и идей; 2) общность людей, их реализующих; 3) подсистему деятельности и общения; 4) социальную и природную среду, освоенную школьным коллективом.

Первый компонент является главным детерминирующим и интегрирующим фактором становления, функционирования и развития воспитательной системы. Воспитательную систему школы невозможно представить без цели, поскольку при отсутствии целевых ориентиров воспитательная деятельность теряет смысл, ведь ее сущностной характеристикой является целенаправленность. По меткому выражению В. А. Сухомлинского, в учебном заведении и стены могут воспитывать, но возможно, что и весь коллектив школы не будет способен к воспитанию, если педагоги будут действовать разрозненно и нецеленаправленно.

Наряду с целью коллектив учебного заведения определяет совокупность идей, на основе которых моделирует и строит свою жизнедеятельность. Данные идеи могут стать основными положениями Устава школы, принципами построения воспитательной системы, правилами Кодекса жизни в школе. Идеи могут быть сформулированы следующим образом:

• принцип творческого саморазвития личности;

• принцип гуманизации и демократизации воспитательных отношений;

• принцип опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей и других участников образовательного процесса;

• принцип ориентации на общечеловеческие ценности и опоры на национальные, региональные и местные традиции.

Второй компонент воспитательной системы школы – это совокупный субъект воспитательного процесса, в качестве которого выступают члены сообщества детей и взрослых, реализующие вместе и раздельно цели воспитания и совместной жизнедеятельности. Характер и формы взаимодействия субъектов воспитательного процесса должны соответствовать уровню развития коллектива учебного заведения. Для этого надо учитывать неоднородность коллектива, в котором могут существовать следующие группы:

– инициативная, которая является генератором идей и организатором деятельности;

– сторонники инициаторов и «сочувствующие» им;

– отдельные группы или индивиды, которые отрицательно относятся к целям воспитательной системы и препятствуют ее построению;

– равнодушные ко всему происходящему личности.

Данные группы существуют не только в учительской, но и в ученической и родительской среде. Следовательно, для обеспечения эффективного функционирования воспитательной системы школы инициаторы должны использовать различные способы взаимодействия с этими группами.

Значение третьего компонента – подсистемы деятельности и общения – заключается в следующем. Успех функционирования воспитательной системы во многом зависит от правильного выбора системообразующей деятельности, способов и форм взаимодействия членов школьного коллектива в процессе совместных дел, степени личностной и общественной значимости совершаемой работы.

Воспитательная деятельность является системообразующей в том случае, если она отвечает ряду требований: а) выражает общую коллективную потребность и является личностно привлекательной в глазах если не всех, то большинства школьников; б) не формально, а естественно и реально соответствует главной цели и задачам воспитательной системы; в) связана с другими видами деятельности и имеет точно определенное место в целостном содержании воспитательного процесса; г) педагогический коллектив владеет технологией оптимальной реализации воспитательной деятельности; д) в данном коллективе есть материальная и кадровая база для успешной ее реализации.

Четвертый компонент воспитательной системы школы – это внутренняя и внешняя среда, освоенная школьным коллективом (воспитательная среда). Среда является жизненным пространством, в котором реализуются основные цели, задачи и замыслы участников воспитательного процесса. Следует помнить, что не вся окружающая школу социальная и природная среда является воспитательной, а лишь та ее часть, которая освоена школьным коллективом. Освоение воспитательной среды осуществляется несколькими путями, включающими:

– ознакомление школьников с окружающей средой в процессе целесообразного, концентрического, постепенного увеличения радиуса освоения и расширения знаний школьников о доступных объектах;

– педагогизацию окружающей среды за счет участия родителей и общественности в делах и управлении школой, обучения их психолого-педагогической грамоте;

– персонализацию среды, связанную с тем, что каждый индивид и каждая ученическая

 

Содержание управления воспитательной системой.

Включает следующие направления:

- изучение интересов, потребностей, возможностей детей;

- организация жизнедеятельности детского коллектива;

- организация взаимодействия педагогов с родителями учащихся;

- создание воспитывающего социального окружения детей;

- педагогическое обеспечение деятельности детских и молодежных организаций и движений;

- отслеживание, анализ и обобщение результатов воспитания;

- социальная защита и поддержка детей.

Как показывает опыт, в общеобразовательной школе функция выработки воспитательной стратегии возлагается на директора и его заместителей, административно ответственных за содержание, формы, методы и средства воспитательного процесса. Классные руководители и воспитатели при участии педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, как правило, производят лишь «аранжировку» системы воспитательных влияний, отслеживая, как протекает индивидуальное развитие учащихся, как формируется коллектив детей.

В педагогической литературе сегодня много говорится об условиях, при которых процесс воспитания будет наиболее результативным. Но основным условием является педагогический профессионализм всех, кто работает с детьми. Это, во-первых, культурологическая подготовка педагога; во-вторых, способность воспитателя воспринимать окружающий мир в аспекте общечело­веческих ценностей; в-третьих, овладение педагогом гуманистическими воспитательными технологиями, так называемым «искусством прикосновения к личности ребенка» (В.П. Сергеева).

В учебниках педагогики, в педагогической литературе сегодня подробно рассмотрены принципы управления учебно-воспитательным процессом. Приведем для примера предлагаемые В.П. Сергеевой «Заповеди руководства воспитательным процессом».

Управляя процессом воспитания в образовательном учреждении, следует исходить из того, что процесс воспитания является:

- комплексным (обусловленным единством целей, задач, содержания, форм и методов воспитания, подчиненных задаче целостного формирования личности);

- многофакторным (т.е. в нем проявляются многочисленные как
объективные, так и субъективные факторы);

- динамичным, изменчивым и в силу этого - лишь частично управляемым;

- длительным (его результаты могут проявляться не сразу);

- непрерывным, систематическим взаимодействием (сотрудничеством) воспитателей и воспитанников для достижения совместно поставленных целей.

Главной же целью воспитательного процесса в школе, как представляется, должно быть, развитие нравственной сферы учащихся, прежде всего сознания, самосознания и мотивов поведения.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.