Основные этапы становления воспитательной системы. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основные этапы становления воспитательной системы.

2017-07-01 2027
Основные этапы становления воспитательной системы. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Воспитательную систему нельзя создать приказом. Решающим фактором является реальная деятельность педагогического коллектива Можно ли позаимствовать воспитательную систему одного образовательного учреждения из другого? Очевидно, нельзя. Можно позаимствовать идею, но воплощать ее придется в своих условиях, поэтому это будет другая воспитательная система.

Любая воспитательная система развивается поэтапно, для каждого этапа характерны свои задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи. В развитии воспитательной системы выделяют три этапа.

Первый этап начинается с выработки главных ориентиров, коллективных ценностей. Он характеризуется тем, что в педагогическом коллективе усиливаются разногласия, обозначаются лидеры, актив, формируются группы. В среде учащихся также наступает период исканий и дискуссий. Выделяются обладающие организаторскими способностями, тяготеющие к коллективной деятельности. Может наступить временный период разобщенности. Коллективность выражается на уровне классов, групп сверстников. Чувство принадлежности к коллективу образовательного учреждения присуще преимущественно активу. Взаимодействие с окружающей средой носит стихийный, реактивный характер. Отмечается недостаточная прочность внутренних связей.

В управлении преобладают организационные аспекты. Компоненты системы работают порознь, автономно. Поэтому главной целью на этом этапе является создание коллектива образовательного учреждения.

На втором этапе утверждается системообразующий вид деятельности. Идет отработка эффективных форм и методов деятельности. Бурно развивается ученический коллектив за счет межвозрастного общения и ученического самоуправления. Возникают различные временные объединения. Рождаются коллективные традиции. Коллективность выражается в желании детей больше времени проводить вместе. Педагоги начинают осознавать роль взаимной ответственности в достижении общих успехов. На данном этапе детский коллектив более динамичен и революционен, педагогический - более статичен и консервативен. С внешней средой отношения складываются сложно, особенно с молодежным окружением: возникает борьба за влияние на личность учащегося. Главное в управлении - это согласовать темпы развитии ученического и педагогического коллективов, чтобы педагоги не стали тормозом в развитии детского коллектива, а, наоборот, обеспечили ини циативу в организации его жизни. Важным также является упорядочение отношений с внешней средой. Поэтому в образовательном учреждении нужна социологическая служба.

Третий этап развития воспитательной системы характеризуется тем, что ученический и педагогический коллективы чаще выступают как единое целое, как сотрудничество, объединенное общей целью, деятельностью, отношениями творчества и общей ответственности.

У большинства формируется «чувство школы», доминирует педагогика отношений. Становится интенсивным процесс педагогизации всей школы: старшие дети принимают на себя педагогические функции. По отношению к младшим они - воспитатели, а по отношению к преподавателям - коллеги. Идет ориентация на педагогическую профессию.

У педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное на самоанализе и творчестве, возникает искренний интерес к педагогической науке. Формируется тип преподавателя-исследователя. Система накапливает традиции. Возникает черта всех хороших систем - социальное наследование. В управлении школой практически исчезают административно-приказные формы, возрастает интенсивность процессов самоуправления, саморегуляции. Возникает потребность в специальной психологической службе. Воспитательная система вступает в состояние равновесия. Но это состояние нестабильно, так как встает вопрос о соотношении традиций и инноваций, которые вступают в противоречие.

Развитие воспитательной системы в конечном итоге связано с введением новаций и переводом их в традиции. Традиция придает воспитательной системе устойчивость, связана с сохранением системы, укреплением ее структуры. Инновация обновляет систему, изменяет устойчивые связи. При возникающих между ними противоречиях возможны следующие ситуации:

традиции, всегда существующие в данной воспитательной системе, не превращаются в ритуал, имеют вариативное содержание;

инновации не заменяют традиции, а возникают рядом;

происходит отмирание традиций, возникновение новых.

Воспитательная система не может существовать постоянно. Совершенствуясь, она приближается к своему концу, так как из жизни школы исчезают непредсказуемые, нестандартные ситуации. Чрезмерно стабильная гуманистическая школа может давать тепличный эффект, когда степень защищенности ребенка превышает меру, нужную для его развития. Можно сказать, что воспитательная система хороша до тех пор, пока ее нет.

Однако в большинстве случаев воспитательная система развивается быстрее, чем многие Другие социальные системы, и никогда не достигает особенно высоких степеней целостности. Это естественно: в любом воспитательном учреждении идет довольно быстрая смена поколений детей. Каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, должно вносить в нее что-то свое, новое. Поэтому развитие воспитательной системы детерминируется не столько объективными, сколько субъективными факторами.

В теории самоорганизующихся систем известно, что поле путей развития определяется сугубо внутренними свойствами самой воспитательной системы как система социально-педагогическая является самоорганизующейся. При ее перестройке встает задача изучения ее свойств и состояний. Системе сложно что-либо навязать; в ней должна содержаться основа для развития новой системы, тогда процесс ее построения будет более эффективным.

Моделируя воспитательную систему, важно знать главное, а именно: что послужит в дальнейшем основанием для самоорганизации системы. Этим главным должны стать концепция и цели создания воспитательной системы. Важной особенностью целеполагания воспитательной системы является не столько продукт - создание системы, сколько субъект - ребенок, педагог.

Существует множество путей развития воспитательной системы. Важнейшим фактором существования и развития воспитательной системы является воздействие среды. Даже малые воздействия на тот или иной компонент системы могут направить ее развитие по новому пути. Таким воздействием может оказаться изменение системообразующей деятельности, приход в коллектив ново педагога с иными педагогическими идеями, с новыми личностным возможностями, приводящими к бесконечному процессу моделирования. Вариативность воспитательной системы может возникнуть даже на базе единой исход ной педагогической концепции. Ведь достижение желаемого возможно разными путями и способами, в ходе различных видов деятельности

Процесс обучения - основное средство воспитания и важная со­ставная часть воспитательной системы. Поэтому нужно организовать его так, чтобы он стал реальным условием развития воспитательной системы. Последнее возможно, если процесс обучения представляется как:

жизнедеятельность учащихся, вмещающая в себя игру, труд, творчество, общение, личностные смыслы и т.п.;

способ овладения современной культурой и культурной традицией, при котором педагог выступает не как источник информации, а как посредник между культурой и ребенком, а учебный материал - не как строительный материал культуры, а как сама культура;

источник приобретения разнообразного реального (жизненного) опыта.

Таким образом:

- для создания воспитательной системы нужна направленная на развитие личности учащегося цель и принимаемая всеми участниками воспитательного процесса привлекательная идея, осмысленная с позиций философии, педагогики, психологии;

- развитие любой воспитательной системы проходит сходные этапы, при этом движущей силой развития воспитательной системы является противоречие между традициями и инновациями;

- целью и результатом функционирования любой воспитательной системы, показателем ее совершенства является развивающаяся личность.

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.