Педагогика и психология воспитания — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Педагогика и психология воспитания

2017-07-01 671
Педагогика и психология воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогика и психология воспитания

Основные направления государственной политики в области воспитания детей и молодежи.

Процессы демократизации, деидеологизации, регионализации, децентрализации образования в Российской Федерации в 1990-е гг. изменили отношение педагогической общественности к сложившейся системе воспитания детей и молодежи. Отечественная педагогика после принятия Закона Российской Федерации «Об образовании», уделяя большое внимание содержанию образования и процессу обучения, фактически абстрагировалась от разработки проблем воспитания. Что касается образовательных учреждений, то, отказавшись от «советской» системы воспитательной работы, в подавляющем своем большинстве они так и не сумели создать новую, равную по эффективности школьную воспитательную систему.

Как бы наверстывая упущенное, органы власти, в первую очередь Министерство образования Российской Федерации, в последние годы активизировали работу по нормативно-правовому обеспечению воспитания детей и молодежи. Целый ряд нормативных документов федерального уровня обязывает и призывает органы управления образованием, образовательные учреждения пересмотреть свое отношение к воспитательной работе с детьми и молодежью, сделать ее приоритетной сферой. Работники образования не могут уже сетовать на то, что государством не определен социальный заказ для школ, нечетко сформированы цели и задачи воспитания. Государственная политика в области воспитания детей и молодежи отражена в целом ряде законов и иных нормативных документах, принятых Государственной Думой, Правительством РФ и Министерством образования Российской Федерации. В них определены цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе.

В Законе РФ «Об образовании» записано: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней».

Целями государственной молодежной политики являются:

содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;

создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.

Цели государственной молодежной политики реализуются на всех уровнях государственной власти и управления Российской Федерации. Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям.

Планирование воспитательного процесса.

Деятельность воспитательной службы регламентируется администрацией образовательного учреждения путем создания системы воспитательной работы, разработки конкретных должностных инструкций, осуществляющих воспитание учащихся. Состав и содержание деятельности службы определяется программой, уставом образовательного учреждения.

Одной из важнейших функций управленческой деятельности руководителя является планирование воспитательного процесса. Порядок планирования воспитательного процесса школы включает:

· анализ результатов воспитательной работы и определение перспектив воспитательного процесса, выбор приоритетов на предстоящий период;

· анализ итогов работы за предыдущий год, определение целей и конкретизация задач на предстоящий учебный год;

· коллективное педагогическое планирование на общешкольном и первичных (классных) уровнях;

· составление плана-графика массовых воспитательных мероприятий на год;

· индивидуальное планирование работы участников воспитательного процесса (заместителя директора по воспитательной работе, классных руководителей, воспитателей, педагогов, старшей вожатой, библиотекаря, руководителей методических объединений и др.);

· планирование воспитательной деятельности на краткосрочный период (четверть, месяц).

  1. Виды планов воспитательной деятельности

Структура планирования школьной воспитательной деятельности, как правило, выглядит следующим образом:

Виды планов воспитательной деятельности

Должностное лицо Виды планов в воспитательной деятельности
Заместитель директора по УВР - разделы «Воспитательная работа» в перспективном плане и программе развития школы; - планы воспитательной работы школы на год и четверть; - планы и программы деятельности детских организаций, объединений и движений; - годовой календарь массовых воспитательных мероприятий; - план работы методического объединения классных руководителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования; - планы работы заместителя директора на год и четверть.
Заместитель директора по начальным классам - программа воспитательной работы на год, план работы на четверть; - планы работы методического объединения на год и четверть; - рабочие планы подготовки и проведения массовых мероприятий в начальной школе.
Заместитель директора в средних и старших классах - календарь массовых воспитательных мероприятий; - рабочие планы подготовки и проведения массовых общешкольных мероприятий; - планы работы творческих объединений учителей; - планы работы детских объединений по интересам.
Классный руководитель - программа воспитательной работы в классе на год; - план работы родительского комитета класса; - перспективный план работы класса; - план работы классного руководителя на четверть; - план работы детского коллектива на четверть.
Воспитательные группы продленного дня - план работы воспитателя на год; - план работы воспитательной работы на четверть

 

 

Содержание управления воспитательной системой.

Включает следующие направления:

- изучение интересов, потребностей, возможностей детей;

- организация жизнедеятельности детского коллектива;

- организация взаимодействия педагогов с родителями учащихся;

- создание воспитывающего социального окружения детей;

- педагогическое обеспечение деятельности детских и молодежных организаций и движений;

- отслеживание, анализ и обобщение результатов воспитания;

- социальная защита и поддержка детей.

Как показывает опыт, в общеобразовательной школе функция выработки воспитательной стратегии возлагается на директора и его заместителей, административно ответственных за содержание, формы, методы и средства воспитательного процесса. Классные руководители и воспитатели при участии педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, как правило, производят лишь «аранжировку» системы воспитательных влияний, отслеживая, как протекает индивидуальное развитие учащихся, как формируется коллектив детей.

В педагогической литературе сегодня много говорится об условиях, при которых процесс воспитания будет наиболее результативным. Но основным условием является педагогический профессионализм всех, кто работает с детьми. Это, во-первых, культурологическая подготовка педагога; во-вторых, способность воспитателя воспринимать окружающий мир в аспекте общечело­веческих ценностей; в-третьих, овладение педагогом гуманистическими воспитательными технологиями, так называемым «искусством прикосновения к личности ребенка» (В.П. Сергеева).

В учебниках педагогики, в педагогической литературе сегодня подробно рассмотрены принципы управления учебно-воспитательным процессом. Приведем для примера предлагаемые В.П. Сергеевой «Заповеди руководства воспитательным процессом».

Управляя процессом воспитания в образовательном учреждении, следует исходить из того, что процесс воспитания является:

- комплексным (обусловленным единством целей, задач, содержания, форм и методов воспитания, подчиненных задаче целостного формирования личности);

- многофакторным (т.е. в нем проявляются многочисленные как
объективные, так и субъективные факторы);

- динамичным, изменчивым и в силу этого - лишь частично управляемым;

- длительным (его результаты могут проявляться не сразу);

- непрерывным, систематическим взаимодействием (сотрудничеством) воспитателей и воспитанников для достижения совместно поставленных целей.

Главной же целью воспитательного процесса в школе, как представляется, должно быть, развитие нравственной сферы учащихся, прежде всего сознания, самосознания и мотивов поведения.

 

 

Функции толерантности

Мирообеспечивающая

- определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; - обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; - служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.

Регулирующая

- позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; - предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; - ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

Психологическая

- служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); - формирует и развивает этническое самосознание; - обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; - поддерживает и развивает самооценку личности, группы; - снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.

Воспитательная

- обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; - является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; - обеспечивает успешную социализацию; - развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.

5. Коммуникативная

- развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; - позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.

6. Культуросохраняющая - обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.

7. Креативная - обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; - создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; - создает условия для творческого самоутверждения.

8. Фелицитологическая - позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом.

В современном образовательном пространстве доминирует гуманизация как научное направление и как образовательная парадигма. Гуманизация образования предполагает направленность учебного процесса на развитие личности, на формирование у нее механизмов самовоспитания и самообучения через удовлетворение ее базовых потребностей, ориентированность на свободное развитие личности человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальности, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.

В нашем исследовании рассматривается воспитание толерантности в вузе, а студенчество представлено как особая социальная категория, специфическая общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования. Студенчество объединяет людей, систематически и целенаправленно овладевающих профессиональными знаниями и умениями, занятых учебным трудом. Как социальная группа студенчество характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии. Студенчество главный период становления личности человека, проявления его разнообразных интересов. В этот период происходит активная и интенсивная социализация человека как будущего профессионала. Преподавателю следует учитывать данный факт в содержании, приемах организации деятельности и педагогического общения в образовательно-воспитательном процессе в вузе.

Преподаватель формирует мировоззрение студентов, то есть развивает их рефлексию, осознание себя носителем общественных ценностей, субъектом деятельности и полезной личностью. Следовательно, преподавателю необходимо усиливать диалогичность обучения, создавать условия возможности отстаивать свое мнение, взгляды и жизненные позиции в учебно-воспитательной работе со студентами. Именно в этом возрасте наиболее целесообразно воспитывать в развивающейся личности компоненты толерантности, такие как активность, осознанность, уважение, принятие значимого иного, самообладание.

 

 

Педагогика и психология воспитания


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.