Критический анализ качества песни — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Критический анализ качества песни

2017-06-29 416
Критический анализ качества песни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Не останавливайтесь на недостигнутом…

5.1. ВАРИАНТЫ МУЗЫКИ НА ОДНО СТИХОТВОРЕНИЕ

Песня – брачный союз стихотворения и музыки…

6. НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СТИХИ…

6.1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА ПЕСНИ

В песне, как в женщине, должно быть единство формы и содержания…

· Малая музыкальная форма

· Крупная музыкальная форма

6.2. ВЫБОР ЖАНРА И МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ ПЕСНИ

6.3. ОДНОЧАСТНАЯ МАЛАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА ПЕСНИ

· «Я встретил Вас». Ст. Ф.Тютчева, муз. неизвестного автора

· «Как здорово». О.Митяев

· «Зимняя сказка» .С.Крылов

· «Белые птицы». муз. А.Лебедева, ст.В.Артёмова

6.4. ДВУХЧАСТНАЯ МАЛАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА ПЕСНИ

· «Милая моя». Ю.Визбор

· «Рябина». А.Лебедева, ст.А.Леонкина

6.5 ТРЁХЧАСТНАЯ МАЛАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА ПЕСНИ

6.6.КРУПНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА ПЕСНИ

· «Гренада» муз. В.Берковского, ст.М.Светлова

· «За туманом». Ю.Кукин

· «На далёкой Амазонке». Ст. Р.Киплинга в переводе С.Маршака, муз. В.Берковского, М.Синельникова

· «Музыкант». БОкуджава

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ КАК МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОДНОГО АКТЁРА.

7.1. ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕСНИ

Нужно ли попадать в ноты, если поёшь душой?!

· Без о бразное исполнение - безобр а зно.

· Некоторые средства исполнительской выразительности

 

 

 

ОТ АВТОРА

Учить автора - мешать ему остаться самоучкой.

И всё же так хочется поделиться собственным опытом, мыслями по сочинению музыки к песне. Это не есть «истина в последней инстанции», а лишь одно из возможных направлений совершенствования музыки песни. Оно не предполагает «разъятия алгеброй гармонии». Каждый будет сочинять песни привычным для себя способом, но оценивать качество песни сможет и по вкусу и с привлечением объективных критериев. Эти критерии помогут автору усовершенствовать музыку песни в целом или отдельные кусочки мелодии, гармонии, уйти от собственного штампа, а может быть и принять решение о сочинении нового варианта. Критерии также могут использоваться при оценке качества песни «со стороны» – критиками, членами жюри.

Задача пособия – распознать секреты успеха некоторых песен, помочь научиться оценивать качество и степень готовности песни, наметить возможные пути совершенствования музыки песни.

Пособие может оказаться полезным как для начинающего, так и «продолжающего» автора музыки, ибо «всегда найдутся любители дать совет профессионалу!». Оно направлено на то, чтобы автор задумался о своём творчестве и выбрал приемлемый для себя путь его совершенствования. Вот почему согласие или несогласие с изложенными соображениями означает, что задача книги выполнена, по крайней мере, в части «задумался».

Для простоты изложения в дальнейшем автора музыки песни мы будем называть композитором. Наверное, в АП более правильно было бы называть автора музыки композитором-песенником, так как в реальности звание «композитор» подразумевает под собой очень многое из того, что нам в АП (авторам, авторам музыки) просто не по силам.

На первый взгляд, несколько хаотичен выбор примеров песен, да и степень известности их, весьма, различна. Так что же объединяет эти песни? – Как мне кажется, способность песен самостоятельно «летать во времени и пространстве», то есть быть востребованными исполнителями, слушателями. И если в реальности некоторые из них ещё не слишком востребованы, то только потому, что с ними мы недостаточно знакомы. Эти песни имеют большие крылья, но не всем из них удалось полетать на большие расстояния – прозвучать в эфире.

От чего зависит «улетность» песен? «Стрельба есть передача мыслей на расстояние» А.Шполянский. А если вместо «стрельба» заменить на слово «песня», то получится афоризм, способный объяснить феномен успеха песни, - попадание композитора «в яблочко».

Заранее выражаю благодарность авторам, песни которых я использовал при разборе, и приношу свои извинения за использование их творчества и возможное несогласие с какой–либо его трактовкой. Ещё раз повторяю, что выбор примеров песен содержит многих достойных песен. Иногда это связано с манерой письма композиторов, пишущих «тонкими мазками» (по аналогии с картинами), требующей более тонкого и подробного анализа. Представить подробный анализ в книге весьма затруднительно, но зато он возможен при проведении мастерских по композиции.

В пособии даны также примеры песен с собственной музыкой. Может быть, разбор собственных песен позволит показать работу композитора «изнутри» при создании песен.

Итак, пособие предназначено, как для думающих авторов-композиторов, так и авторов, думающих, что они композиторы. Поэтому, если Вы испытываете или, тем более, не испытываете некоторые комплексы относительно своего композиторского уровня и хотите сами оценить его, то это пособие для Вас!

ВВЕДЕНИЕ

Начинающие авторы способны на всё, но не знают на что!..

Говорят, что научиться сочинять музыку, песни нельзя – всё приходит откуда-то сверху или изнутри.

На ниве композиции в мире существуют две творческие тенденции. Одни изучают в музыкальных учреждениях специальные дисциплины, получают диплом с названием профессии «композитор». Другие же, в том числе всемирно известные музыканты-композиторы, например Пол Маккартни, а также негритянские музыканты, многие известные как иностранные, так и российские рок-музыканты обходятся без знания нотной грамоты.

«У самородка все от Бога и ничего от средне - учебного заведения» - писал ещё в 30-е годы А.Шполянский, предвосхищая, по-видимому, зарождение авторской песни.

В авторской песне, сокращённо АП, авторы в подавляющем большинстве не имеют системного образования, обходятся без знания нотной грамоты. Но я бы не торопился называть их композиторами–дилетантами. Как говорил немецкий писатель Пауль Гейзе (1830-1914 г.г.), «дилетант – это курьёзный человек, который испытывает удовольствие, делая то, что не умеет». Каждый из нас имеет композиторское самообразование – начальное, среднее или даже высшее. Самообразование опирается на знание примеров композиции – музыки песен, академической музыки, собственную композиторскую практику, возможно и на самостоятельное знакомство со специальной музыкальной литературой. Таким образом, каждый из авторов «пишет, как он слышит» и слышал ранее.

Например, известно, что Виктор Семёнович Берковский, один из наиболее талантливых и успешных композиторов в авторской песне, с молодости увлекался классической музыкой, многое из неё знал наизусть. Помимо огромного таланта это, безусловно, помогало ему в творчестве. Интересно отношение самого композитора к музыкальному образованию. Когда в частной беседе с ним заговорили о том, что авторская песня – удивительное явление, композиторы без специального образования создают прекрасную музыку к песням, Берковский ответил: «Ещё неизвестно какую бы я музыку писал, если бы у меня было музыкальной образование».

Какой вывод можно сделать из этого ответа? – высокая требовательность к своему творчеству талантливейшего композитора. Не в этом ли кроется один из главных секретов успешного творчества?!

В авторской песне создано много хороших песен, совершенных - значительно меньше. Чтобы довести песню до совершенства, нужен не только талант, но и знания. И всё же зададимся вопросом: «зачем нужно совершенствовать песню, если она уже хороша»?! - Совершенная песня, как прекрасная женщина, способна привлечь к себе внимание более широкого круга людей, и вызвать более глубокие чувства. Еще Микеланджело утверждал, что мелочи создают совершенство. Известный историк В.Ключевский говорил: «Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей».

Именно из убеждения, что музыка в авторской песне – далеко не мелочь, и что в музыке песни не бывает мелочей, и написана данная книга.

Авторами не рождаются, а становятся… И потому:

- Знания, занесенные в память, помогутсочинять песню привычным для каждого способом, по вдохновению, но более точно и ярко.

- Знание тонкостей и деталей по композиции, желание использовать эти знания на практике могут служить одним из методов настроя на творчество при сочинении песни, выборе возможных вариантов её построения.

- Если Вы хотите оценить качество песни не только «по вкусу», найти пути совершенствования творчества, то эта книга для Вас.

Песня пишется для слушателя и потому «нравится – не нравится» - важный критерий оценки качества песни, композитором, слушателем, но не единственный.

Если конструкцию песни образно сравнить с конструкцией здания, то слушательская оценка сродни оценке архитектуры здания. Но если здание с хорошей архитектурой было построено «на костях», например, на месте необдуманно снесённого памятника архитектуры, то вряд ли наша оценка будет однозначно положительной. Так и качество песни, в которой содержанию, смыслу, интонации стихотворения нанесён большой урон, не может быть оценена высоко, несмотря на благозвучность. Это уже попса, а не авторская песня. Помимо архитектуры песни мы, постараемся затронуть и «детали», которых выстраивается конструкция песни.

Думаю, что знания построения песни позволят авторам, критикам, членам жюри, ведущим композиторских мастерских проводить анализ качества песни не только по вкусу, но и рационально а, следовательно, более объективно. На мастерских же можно будет намечать и возможные пути доработки песни. - Не все песни тонут в аплодисментах, некоторые плавают!.. -Давайте вместе подумаем, как написать песню, способную утонуть в аплодисментах!

 

С НАДЕЖДОЙ НА ДОСТУПНОСТЬ И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ДАННОГО ПОСОБИЯ.

 


1. НАПРАВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ

Все песни хороши – и те, что для горла, и те, что для души.

 

Песни бывают разные… Композитор, также как и исполнитель, должен это учитывать в своём творчестве.

По аналогии с музыкой, песни можно дифференцировать по различным признакам.

Например, по жанровым группам, или по содержанию песни можно разделить на серьёзные, лёгкие или лирические, эпические, драматические, героические, трагические, юмористические.

По исполнительскому назначению песни могут быть сольными и хоровыми, ансамблевыми, смешанными с возможным уточнением составов сопровождения, например, симфонического оркестра, камерного оркестра, джаза и т. д.

По жизненным функциям песни делятся на прикладные и неприкладные.

Песни можно сгруппировать и по условиям звучания: для слушания в специальной обстановке, где слушатели отделены от исполнителей, - зрелищная, концертная; для массового исполнения и слушания в обычной жизненной обстановке - обрядовая (для культовых и светских обрядов), массово – бытовая.

Массово - бытовая песня в соединении с жизненной функцией подразделяется на жанры. Например, гимн, колыбельная, маршевая. К маршевой песне относится строевой, похоронный марш и т. д.

Авторская песня встречается, практически, во всех песенных жанрах. И всё можно выделить два основных направления – «камерное и эстрадное». При этом под эстрадным направлением песни подразумеваются не песни «шоу-бизнеса», а нечто другое.

Попробуем определиться с назначением и спецификой, т.е. характерными признаками, особенностями этих направлений в АП (попытаюсь коротко пересказать в меру своего понимания мысли Ю. Лореса, которые я почерпнул из нескольких его статей об АП).

 

ПЕСНИ КАМЕРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ.

 

Песни камерного направления предназначены для исполнения со сцены или в любом другом помещении для относительно небольшой аудитории слушателей – истинных ценителей авторской песни. Это своеобразный клуб по интересам. Предпочтения, критерии оценки музыки и общекультурные ценностные ориентации этой аудитории во многом совпадают, да и разброс индивидуальных параметров восприятия информации слушателями камерного направления невелик.

Камерное направление, фактически, можно разделить на две группы авторов с достаточно далёкими творческими доминантами:

1-АЯ ГРУППА. Авторы достаточно богато и с вариациями разрабатывающие мелодию от строфы к строфе стихотворения, что само по себе предъявляет высокие требования к качеству стихотворения. Эта группа включает композиторов и поэтов, «поющих стихи» на прекрасную музыку, не уступающую по своему предназначению в песне, стихотворной составляющей.

Для первой группы камерного направления характерно следующее:

- требовательное отношение автора, композитора к содержательности, глубине и динамики интонации стихотворения, к наличию в стихотворении смысловой и интонационной многослойности;

- требовательное отношение композитора к музыкальной составляющей песни, стремление к тому, чтобы содержательность и глубина интонации музыки соответствовали стихотворению;

- стремление передать не только смысл, но и усилить и/или расширить музыкальными средствами интонацию и интонационную динамику каждой строки стихотворения и стихотворения в целом путём усложнения музыки, её вариативности и т.д.

Индивидуальные параметры слушателей камерного направления позволяют воспринимать динамику содержания и эмоционального наполнения песни, движение образов.

2-АЯ ГРУППА. Поэты, интонирующие свои стихи в сопровождении музыкального инструмента. Звучащие стихи - традиционноенаправление, идущее от самого начала самодеятельной песни.

Здесь авторы просто интонируют стихи, используя простую мелодию, иногда состоящую из довольно знакомых мелодических фраз, сопровождаемую аккомпанементом на стандартных гармонических ходах и простых аккордах.

Композиторское творчество в этих песнях невелико, оно, как бы подменяется поэтическим и исполнительским творчеством. Возможная музыкальная безликость прикрывается либо самими стихами, либо интонацией исполнителя, но при этом музыка всё-таки усиливает содержание и интонацию стиха, расширяет круг слушателей за счёт появления второго музыкального канала восприятия.

Традиция этой группы всегда тяготела к сольным монологическим произведениям, к диалогу. Это песни личностного, диалогового характера.

 

ПЕСНИ ЭСТРАДНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Песни этого направления в авторской песне предназначены для исполнения со сцены для относительно большой аудитории слушателей. Эта аудитория слушателей имеет значительные различия в предпочтениях и критериях оценки музыки, в общекультурных ценностных ориентациях, в индивидуальных возможностях восприятия информации. Не каждый из слушателей большой аудитории готов к восприятию песен, требующих от слушателя усилия над собой, напряженного внимания за динамикой содержания и эмоционального наполнения песни, видения и запоминания движения образов.

Для лучших представителей этого направления характерно требовательное отношение к музыкальной составляющей песни, собственному творчеству, стремление к тому, чтобы содержательность и глубина интонации музыки соответствовали стихотворению. И всё же это направление имеет существенные отличия, учитывающие наличие большой аудитории и значительный разброс типологии слушателей:

- выбор стихотворения с меньшей многослойностью, многопластовостью смысла и интонации, по сравнению со стихотворением в камерном направлении песни;

- стремление передать, прежде всего, главный смысл, усилить музыкальными средствами его интонацию, расширить интонационную динамику;

- стремление прикрыть музыкой поэтические погрешности стихотворения;

- стремление к достижению легкого восприятия слушателем музыки песни и песни в целом, её запоминания, дальнейшего исполнения или подпевания.

Иногда, это эмоционально-объединяющие песни, приглашающие к подпеванию хором.

В действительности, в авторской песне нет резкой границы перехода от одного жанра к другому, и потому деление на такие направления весьма условно и не отражает всей палитры авторской песни. Например, одна и та же песня может исполняться, как со сцены, так и в обычном помещении, при большом или малом количестве слушателей. К тому же у многих авторов есть песни разного жанра.

Выбор жанра песни зависит от стихотворения, глубины его главного и побочных смыслов, их интонационного наполнения и динамики интонации, а также и от индивидуальности композитора.

 

2. ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО?!

Приоритеты композитора и их реализация

Достойно воспевания то, что достойно…

 

2.1.Выбор стихотворения

 

С тоит ли обращать внимание на стихи, если их всё равно заглушает музыка?!

Это творческое «бредо» характерно для песен «шоу-бизнеса», а не для авторской песни. И всё же зададимся вопросом: Всегда ли оправдано создание песни, многоканальной информационной системы? – Оказывается, нет! Если стихотворение или музыка настолько прекрасны по отдельности - имеют глубокий смысл, большую интонационную динамику, способны вызвать глубокую эмоциональную реакцию читателя, слушателя, а песня может «разбавить» их, то необходимость сочинения песни весьма сомнительна. Целесообразность создания песни находится где-то в границах между самодостаточными по информативности стихотворением и музыкой. Причем в каждой конкретной песне, находящейся внутри этого диапазона, соотношение между информативностью музыки и стихотворения в песне не обязательно посередине.

Так какое же стихотворение можно брать для песни? Одни считают, что стихотворение должно быть само по себе самостоятельным, другие же думают иначе.

Например, Ю. Ким утверждает (журнал «АП Арт»):

- Анализировать песенные тексты, как субъект стихосложения было бы грубейшей ошибкой. Я все время привожу свой любимый пример: есть у меня такая песня «Ой, как хорошо, хоть песню пой». Напечатайте ее на бумаге, прочтите. Ни ритма, ни серьезной рифмы или мысли, ничего – сплошное «Ай, люли!». Между тем, «Ай, люли!» – гениальный народный песенный текст. Мне кажется, что некоторые песни Кукина или Визбора, на первый взгляд, совершенно незамысловатые, тем не менее, являются блестящими песенными текстами, абсолютно достаточными в той музыкальной стилистике, которую автор для них придумал. Они ни коим образом не требуют большего, но и меньшего тоже. -

Сочинять музыку на тексты труднее. Это требует большого мастерства. Обращение же композиторов к литературному наследию, практически, беспроигрышный вариант. В этих случаях даже при неудачной музыке стихотворение, а, следовательно, и песня, может найти слушателя и понравится. Для слушателя не столь важно, благодаря какой составляющей песни (музыкальной, поэтической или исполнительской) происходит диалог, важно, чтобы диалог существовал. Это имеет значение только внутри авторского цеха для автора, автора-композитора, критика, жюри.

 

 

2.2. Роль музыки и стихотворения в авторской песне

Песня – брачный союз стихотворения и музыки

Песня – соединение двух искусств, поэзии и музыки. Песня - многоканальная информационная система, способная передавать информацию во времени и пространстве. Смысл и эмоциональное наполнение песни – сублимация смыслов и эмоционального наполнения стихотворения и музыки. В большинстве песен музыка усиливает содержание и интонационное наполнение стихотворения. В некоторых же песнях музыка способна в корне изменить и смысл, и интонацию стихотворения.

Например, Ю.Кукин, выступая перед аудиторией, утверждал, что музыка в песне играет огромную роль, так как может в корне поменять смысл и интонацию не только стихотворения, но и самой музыки. Затем, как пример, исполнял на мотив похоронного марша Шопена слова рекламы:

Ту-104 самый лучший самолёт!

Ту-104 самый лучший самолёт!

Летайте самолётами Аэрофлота!

Ту-104 самый лучший самолёт!»

Что же получается в этом примере? Смысл стихотворения – летайте самолётами (интонация оптимистичная, музыка скорбная, интонация песни грустная), а смысл песни - не летайте самолётами, а юмористическая интонация песни коренным образом отличается от интонации стихотворения и музыки.

Как видим, в песне с подтекстом или гротеском, информативность музыки, т.е. наличие определенного уровня содержательности и эмоционального наполнения и способность к их передаче, настолько большая, что роль музыки может стать главной.

Зададимся вопросом: что важнее в песне стихи или музыка?! Это, отнюдь, не праздный вопрос! Некоторые уважаемые авторы утверждают, что музыка в авторской песне играет вспомогательную роль, другие, не менее уважаемые, с этим категорически не согласны. Причём на творчестве и тех и других бардов эти разногласия никак не отразились. Например, в творчестве Б.Окуджавы его же утверждение о вспомогательной роли музыки опровергается высоким качеством музыкальной составляющей песен, нисколько не уступающей стихотворной.

Думаю, что каждый автор в своём творчестве может иметь и имеет собственные приоритеты, сам для себя решает, какая составляющая песни главнее в его творчестве. Это его личное субъективное мнение, и не важно насколько оно справедливо и истинно – лишь бы это ему не мешало, а помогало в его творчестве.

Но у любого уважаемого, признанного мастера всегда находятся последователи, пытающиеся неукоснительно следовать его субъективным творческим размышлениям, как заветам. И у многих «последователей» в АП сложилась довольно сомнительная, но удобная система ценностей. Она заключается в том, что стихотворение – лицо авторской песни, а музыка, если и не спина, то всё равно, не главная и, следовательно, может «прихрамывать». Как результат, некоторые авторы, не уделяют должного внимания музыкальной составляющей, считая её второстепенной, что, безусловно, негативно отражается на качестве их песен, и освобождает многих от необходимости требовательного подхода к музыке.

Надо ли авторскую песню превращать в «закрытое общество инвалидов»? Тогда и награждать авторов, наверное, следует не званием «лауреат такого-то конкурса», а «инвалид авторской песни» 1, 2 или 3 группы, причем особо отличившимся авторам, например, хромающим на стихи и музыку, присваивать звание «инвалид АП с детства», ибо талант – это болезнь от рождения, но не заразная.Но куда ж тогда деваться «здоровым» авторам?!

Так что же главнее в песне: стихи или музыка?! При этом меня интересуют не субъективные предпочтения авторов в собственном творчестве, а объективная реальность. Можно ли музыку считать второстепенной, если она вторична по этапам сочинения песни?! Первичность или вторичность сочинения составляющих песни, т.е. стихов и музыки, вообще, не влияет на оценку их сравнительной важности потому, что мы говорим о конечном результате, а не процессе создания песни. Наверное, оценка соотношения информативности музыки и стихотворения в песне, т.е. наличие определенного уровня содержательности и эмоционального наполнения и способность к их передаче, могла бы дать более объективный ответ.

Во-первых, в каждой конкретной песне это соотношение может коренным образом меняться, причём необязательно в пользу стихотворения. Помните пример с ТУ-104, можно ли в нем считать музыку вспомогательной?

Во-вторых, это соотношение трудно объективно оценить на практике.

Каждый автор, создавая музыку песни, придерживается собственных приоритетов. Например, А.Галич, имея музыкальное образование, мог бы писать очень яркую музыку к своим песням. Но стихотворная составляющая в его песнях такова, что он сознательно предпочитал речитативную музыку, более простую, чтобы музыкальная составляющая не отвлекала от важных мыслей стихотворения. Таким образом, А.Галич сознательно отводил музыке в своих песнях вспомогательную роль. Таким образом, это не мнение, а творческая позиция. Но при этом уделял музыке большое внимание.

В.Фрумкин о А.Галиче: «Один из наших поэтов-певцов, вопреки распространённому мнению об их музыкальной беспечности и дилетантском интуивитизме, вполне сознательно работал над мелодическим решением своих вещей. Подтверждением тому служит и то, что Галич порой возвращался к уже апробировнным песням и капитально переделывал их музыку».
Можно ли объективно оценить роль составляющих в песне?! - Далеко не каждое стихотворение имеет образное изложение, способствующее возникновению образа у собеседника, в нашем случае, активного слушателя, который настолько вошёл в образ, проникся содержанием песни, что во время её исполнения чувствует себя полноправным участником событий, готов к диалогу. Музыка же образна изначально, так как воспринимается, как речь человека – образ. Этим объясняется более успешное звучание даже не слишком удачного стихотворения в сопровождении музыки.

Примеры сторонников равноправия составляющих песни достаточно убедительны, но единичны, и могут трактоваться, как исключение из правила. В то же время оценка роли составляющих не может базироваться на авторитете какого-либо известного автора или, тем более, приниматься голосованием.

Необходимо найти объективный критерий, который бы распространялся на все песни.

Зададимся вопросом: для кого автор пишет песни? Правдивый ответ: и для себя, и для слушателей! Тот, кто ответит «для себя», заблуждается или лукавит. Если бы это было так, то мы бы об этом авторе ничего не знали и ни о чём его не спрашивали.

- Конечно, можно относиться к слушателям свысока, но нельзя терять их из виду. – говорил А.Шполянский. Попробуем разобраться во внешних факторах восприятия слушателя. Каково исполнение? Непосредственное выступление «живьём» или опосредованное выступление, т.е. записи, радиотрансляция и прочее? Какова ситуация восприятия выступления? Слушатель слушает один, или это коллективное прослушивание, группой? Слушает дома или в зале, на стадионе и т.д.? Известно, что в группе человек во много раз более внушаем.

Разберем теперь индивидуальные факторы восприятия слушателя.

Это, во-первых, способность слушателя к сопереживанию, жизненная позиция, система ценностей, глубина мироощущения, культура чувств, настроение, темперамент и т.д.

Во-вторых, способность слушателя сохранять внимание, не отвлекаться.

В-третьих, способность восприятия информации: по объёму, по объёму в единицу времени, громкости и высоте тона звука и т.д.

И, наконец, это способность восприятия информации по каналам восприятия: у одних больше развито восприятие логическое, смысловое, т.е. через стихи, у других – эмоциональное, т.е. через музыку, а у третьих – через то и другое.

Итак, слушатели отличаются друг от друга по каналам восприятия информации! Мы то с вами, исполняя песню, рассчитываем на всех слушателей (если бы в кинотеатр привели зрителей с ослабленным зрением и слухом, пришло бы кому-нибудь в голову задать вопрос, что важнее звукоряд или видеоряд).

Полагаю, что это наиболее объективный фактор для утверждения равноправия музыкальной и стихотворной составляющих в песнях, хотя в конкретных песнях соотношение информативности стихотворения и музыки различны.

Мы уже говорили, что если стихотворение или музыка самодостаточны по отдельности, а в песне они могут друг друга не только усилить, но и «разбавить», то необходимость сочинения песни сомнительна и нуждается в дополнительной аргументации.

На практике такая аргументация находится! Например, очень хорошая песня А. Зацепина «Есть только миг» (на стихи Л. Дербенёва) прозвучала в кинофильме «Земля Санникова». Она известна, популярна! Но когда однажды по телевидению кто-то в диспуте процитировал четверостишье из этой песни без музыки, я даже не сразу понял, что я его уже слышал в песне. Настолько оно потрясло своей неповторимой глубиной смысла:

Призрачно всё в этом мире бушующем,

Есть только миг – за него и держись!

Есть только миг между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь!

В чём же дело, мелодия и гармония песни хорошо подходят к содержанию и эмоциональному наполнению стихотворения, усиливая их, а «глубина падает»?! Мне кажется, причина в музыкальном сопровождении песни, прежде всего, в его ритмической составляющей, латино–американской, которая делает её несколько легковеснее. Так что же, желательно изменить аранжировку?.. Но не будем спешить с положительным ответом.

Я бы сравнил аранжировку песни с женским нарядом. Спрашивается, зачем женщины при выходе из дома прихорашиваются, «наводят марафет»? Ответы могут быть разные: следят за собой, чтобы понравиться, привлечь внимание окружающих.

В песне у стихотворения возрастает широта охвата и дальность полёта. Оказывается, стихи без музыки могут звучать глубже, но принаряженная песня с аранжировкой способна расширить аудиторию слушателей, увеличить её популярность. Кто-то может возразить, что в широком распространении этой песни велика заслуга кинофильма. Это справедливо, но отчасти! Сколько песен из кинофильмов ушло в забвение?! Значит главная заслуга в том, что песня не ушла в забвение, это заслуга поэта и композитора.

Широта охвата, дальность полёта - это важно, но не каждого автора устроит расширение круга слушателей в ущерб глубине содержания и интонации песни.

Давайте продолжим аналогию между аранжировкой песни и женским нарядом. Если женский наряд выбирается в зависимости от предстоящей обстановки пребывания, то и музыкальное сопровождение песни должно соответствовать предполагаемой аудитории слушателей: её численности, условиям прослушивания (у костра, дома, в концертном зале и т.д.).

В нашем примере, замечательная сама по себе музыка А. Зацепина, по-моему, «разбавила» и несколько «улегковесила» глубокое стихотворение Л. Дербенева в песне «Есть только миг». Но благодаря звучанию песни круг слушателей стихотворения, музыки расширился.

Еще один пример соответствия исполнительных средств условиям восприятия песни слушателями: хоровое исполнение авторской песни в проекте «Песни нашего ВЕКА». Проект рассчитан на широкую аудиторию слушателей, значительно различающихся не только предпочтениями и критериями оценки музыки, общекультурными ценностными ориентациями, но и индивидуальными возможностями в восприятии информации. Хоровое исполнение звучит красиво, повышает «нарядность» песни, расширяет круг слушателей, но несколько снижает её доверительность, интимность и глубину.

Некоторые считают, что это сближает АП с шоу-бизнесом, рассчитанным на слушателей, жаждущих поднять настроение, получить удовольствие от внешней атрибутики песни. Действительно, хоровая и хорошо аранжированная песня, как в шоу-бизнесе, пробивает защиту «толстокожего» слушателя, не подготовленного к авторской песне в её чистом виде. Но на этом сходство АП с шоу-бизнесом заканчивается, и главной причиной этого является высокое качество стихотворной и музыкальной составляющих песни. В памяти слушателя остаются, прежде всего, стихи и мелодия, определяющие глубину песни. Иными словами, песня наедине со слушателем останется «без наряда», с первоначальной глубиной авторской песни.

Ещё один аспект взаимодействия музыки и слова. Должна ли музыка быть красивой, благозвучной?! Да, но степень благозвучия должна быть взвешенной и зависеть от характера и содержания стихотворения. Думаю, что не может быть музыка слишком «сладкой» в песне о неблагополучной судьбе. Например, не слишком благозвучная музыка в «Песне хулигана» на стихи Сергея Есенина (не помню автора музыки и точное название песни, песня с успехом в свое время исполнялась Александром Малининым), усиливает ощущение неудачной, изломанной судьбы человека.

ВЫВОДЫ:

1. Утверждение, что основным элементом в авторской песне является звучащее слово, а музыка играет вспомогательную роль, не получило своего подтверждения и объективного обоснования.

2. Музыка и стихи в песне равнозначны в принципе. Реальное же соотношение значимости стихотворения и музыки в конкретной песне есть величина переменная, зависящая от соотношения их информативности.

3. Не каждое стихотворение имеет образное изложение, музыка же образна изначально по определению (мелодия – музыкальная мысль, выраженная одноголосно) и потому музыка в песне может возникновению диалога между исполнителем и слушателем.

4. Целесообразность создания песни находится в границах между, самодостаточными стихотворением и музыкой.

5. Песня с аранжировкой, хоровым исполнением и т.д., способна расширить аудиторию и, если песня для «думающих людей», то в дальнейшем и без аранжировки способна привлечь в ряды АП новых поклонников.

А теперь, «с багажом» знаний вернемся к песне.

Известно, что музыка воспринимается слушателем, как интонация человеческой речи. В песне, мо моему мнению, это относится, в первую очередь, к мелодии. Исходя из этого, можно утверждать, что музыка в песне на уровне ассоциативного мышления способна передавать информацию, усиливая восприятие содержания и интонационного наполнения стихотворения.

2.3. Отношение к популярности

Одни счастливы тем, что их песни поют, вторые – тем, что слушают,

а третьи мужественно переносят их успех…

Некоторые считают, что если песня пользуется популярностью, и её поёт народ в компании, на кухне, у костра и т.д., то это ни хорошо, ни плохо – это просто факт. Наверное, кто-то так говорят из ложной скромности. Еще издавна придавалось большое значение востребованности песни. Вот что писал об этом испанский поэт Мануэль Мачадо (1874 – 1947 г.г.).

 

ПЕСНИ

Пока не поёт их народ,

Песни ещё не песни,

А когда их поёт народ

Сочинитель уже не известен.

Такая судьба, без сомненья,

Всем песенникам суждена –

Остаются их сочиненья,

Забываются их имена.

Ты сделай так, чтобы в людях

Хранилась песня твоя.

И пусть не твоя она будет,

А каждого и ничья.

И пусть же потонет твой голос

В тысячах голосов,

Ты имя отдашь во имя

Бессмертия твоих слов.

Может быть, это всего лишь субъективные мысли мало известного нам поэта? Но вот что говорил об этом известный всему миру композиторР.Штраус:

- Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пять - десять лет станет народной, а имя её творца между тем будет позабыто.-

И все же не хочется смириться с тем, что жить будут только песни, а самого композитора, поэта, автора забудут. В одном из скорбных мест я увидел надпись: «Мы живы, пока о нас помнят». А. Мирзаян утверждает, что песня – это форма памяти, и потому: пока живы песни, пока они звучат, будут жить и их авторы. Конечно, исполняемость песни - не единственный и не абсолютный её показатель, иногда песни только слушают в силу, например, трудности исполнения.

 

ХОРОШИЕ ПЕСНИ СЛУШАЮТ И ПОЮТ, ПЛОХИЕ – НЕ СЛЫШАТ...

 

Может ли автор-исполнитель иметь в своём репертуаре эмоционально–объединяющие песни (песни которые подпевают слушатели, часто не особенно задумываясь о их содержании и интонации)?! Думаю, что может! Слушатель устает и не может в течение всего концерта думать о смысле жизни и нуждается в определенной разрядке внимания, отдыхе. Еще психологами замечено, что удержать внимание слушателя можно в течение двадцати минут, а потом необходимо переключение внимание. И потому каждый автор-исполнитель решает задачу активного отдыха слушателя по-своему: один заполняет паузы байками, шутками, другой – песнями, третий проводит концерты-лекции, умело переключая внимание слушателя. Наиболее же талантливые авторы-исполнители способны удержать внимание зала в течение всего концерта. Держать зал – это и талант, и умение, и этому можно и нужно учиться!

 

2.4. Успех песни или успех выступления

Успех – идеал для тех, кто его не имеет...

 

Авторов по творческой доминанте можно условно разделить на две группы.

К одной относятся авторы, д


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.