УРОК 31. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ — КиберПедия


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

УРОК 31. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ



 

Цели занятия для специалистов:

 

q Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации.

 

q Формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктив-ного выражения претензий.

 

Необходимые материалы:

 

q Карточки с заданиями для упражнения «Поиск способов безопасного выра-жения чувств».

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Приветствие.


 


? Обсуждение.Зачем мы так долго учились понимать собственные эмоцио-

 

нальные состояния и состояния другого человека? Чтобы чувства не мешали, а помогали строить отношения с другими людьми и с самим собой.

 

Для того, чтобы понять, как этого можно достичь, выбирается ситуация, ак-туальная в том или ином классе, но довольно обобщенная, и анализируется по схеме, предложенной Г. Цукерман (1995), поэтапно фиксируемой на доске:

 

    подавить    
Факт Чувства   «Можно лопнуть»  
человека      
  выразить Чтобы всем стало обидно  
     
       
      Чтобы никому не было  
      обидно  

 

!!! Упражнение «Поиск способов безопасного выражения чувств».

 

Ребята работают в малых группах. Каждая микрогруппа получает карточ-ку с заданием в виде ситуации, в которой человек должен, не допустив ущем-ления своих интересов, не испортить отношения с партнером по взаимодейст-вию. Конкретные ситуации ведущий подбирает исходя из специфики класса, поэтому привести конкретные примеры здесь довольно трудно. В качестве примера можно назвать такую ситуацию: «несколько раз откладывали послед-ний срок сдачи сочинения, ученик написал его, но забыл принести; учитель не верит».

 

Участники каждой микрогруппы должны сформулировать все возможные исходы ситуации согласно схеме, иллюстрировав их репликами сторон, и пред-ставить группы свои варианты решения предложенной им ситуации.

 

Задача ведущего – организовать обсуждение таким образом, чтобы его итогом стало формулирование алгоритма Я-высказывания, который записыва-ется в тетрадь:

q объективное описание ситуации

q описание своих чувств

q аргументированные предложения по улучшению общения.

. Индивидуальная работа в тетради:

 

Наверняка у каждого есть что-то, что его раздражает. Попробуем сформулиро-вать свою мысль об этом по принципу Я-высказывания.



 

q Если у меня в комнате сестра устроила беспорядок, я расстраиваюсь. Лучше путь делает беспорядок только у себя на столе.

 

Дима Т.

 

q Когда на психологии наступает последнее задание, мне лень писать. Да-вайте не будем!

 

Игорь Р.


 

 


☺Завершение занятия.

 

 

УРОК 32. ТРЕНИРОВКА «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЙ».

 

Цели занятия для специалистов:

 

q Создание условий для закрепления у подростков навыков формулирования Я-высказываний.

 

Необходимые материалы:

q Карточки для упражнения «Формулировка».

q Карточки с именами присутствующих на уроке подростков.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Приветствие.

? Упражнение «Формулировка».

 

Ребята работают в малых группах. Нужно переформулировать обидные высказывания, предложенные на карточке, в необидные, с использованием ал-горитма Я-высказывания. Я не привожу возможные варианты высказываний только потому, что мне кажется интересным следующий ход: их просто можно подслушать в общении ребят в течение нескольких предыдущих уроков.

 

Результаты работы каждый подросток фиксирует в тетради. По заверше-нии работы получившиеся «формулировки» обсуждаются. Алгоритм Я-высказывания уточняется.

!!! Упражнение «Я-послания».

 

Каждый получает карточку, на которой написано имя одного из одно-классников.

 

Нужно подумать о том, какие приятные моменты возникают в общении с человеком, имя которого написано на карточке. Свои соображения придется выразить прилюдно, используя уточненный и упрощенный алгоритм Я-высказывания.

. Индивидуальная работа в тетради:

 

Попробуем описать свое состояние в последнем упражнении с двух пози-

ций:

q Я говорил кому-то приятное.

 

q Мне было неудобно, особенно Максиму. Наташа Т.

 

q Я слушал приятное про себя.

q Тоже неудобно, как будто подлизываются.


 


Наташа Т.

Завершение занятия.

 

УРОК 33. КОМПЛИМЕНТЫ

 

Цели занятия для специалистов:

 

q Создание условий для развития у подростков навыков выражать и прини-мать комплименты.

 

Необходимые материалы:

q Бумага для записей.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Приветствие.



? Упражнение «Комплимент».

 

Судя по прошлому уроку, оказалось, что намного проще делать компли-менты, чем принимать их. Можно смутиться и даже покраснеть от комплимен-та в свой адрес. Сегодня мы потренируемся делать и то, и другое. Тем более, что уместный комплимент – это хороший способ помочь другому человеку справиться со своими негативными эмоциями.

 

А что, если каждый скажет своему соседу комплимент? А сосед ответит: «Спасибо, я тоже думаю, что я …» (повторяет названное)?.

 

В обсуждении формулируются способы формулирования комплиментов. Например:

 

q Отметить то, что есть («У тебя новые джинсы? Супер!»)

 

q Сравнить человека с собой в его пользу («Я даже немножко завидую твоим способностям к математике») и т.д.

q Сравнить с тем, кто нравится человеку («Ты поешь, как…»)

!!! Работа в малых группах.

 

Класс делится на четыре подгруппы, две из которых получают задание составить перечень правил говорения комплиментов, остальные – принятия их. Нужно записать эти правила, а также придумать ситуации, когда эти правила не соблюдались, и рассказать на их примере, к чему это может привести. Мини-мальное количество правил – три.

 

Когда работа закончена, на доске по ходу обсуждения составляется обобщенный список правил, и каждый подросток фиксирует его в своей тетра-ди.

Например:


 

 


Комплименты надо говорить:

 

Уверенно (противоположная ситуация: стесняешься, смотришь в пол – тебя слушать не будут)

 

Без смешков (ухмыляешься – решат, что издеваешься) Без скрытой цели (а то это как подкуп или взятка) Комплименты принимают:

 

С улыбкой (не строя гримасы, в следующий раз уже не скажут) Без ругани (как будто издеваются, а вдруг нет?)

Сказать: «Спасибо!» (надо вежливо).

. Индивидуальная работа в тетрадине проводится.

 

Завершение занятия.

 

УРОК 34. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

 

Цели занятия для специалистов:

 

q Создание условий для рефлексии подростками собственных достижений на уроках психологии в 7 классе.

 

Необходимые материалы:

q Цветные карандаши.

q Бумага для рисования

q Клей.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:


 

☺ ?


 

 

Приветствие.

 

Обсуждение.Чем мы занимались на психологии в этом году?Зачем?Что

 


мы узнали?

 

Для ответов на эти (а может быть, и какие-то другие) вопросы можно по-листать свою рабочую тетрадь и найти в ней то, что запомнилось больше всего, что больше всего понравилось, что было интересным, а что – не очень.

 

В обсуждении желательно пройтись по всем тематическим блокам: «Что такое эмоции», ««Подводные» эмоции», «Как управлять эмоциями», «Как вы-ражать эмоции».

 

!!! Упражнение «Рисуем «психологию»».

 

Нужно нарисовать свои эмоции и чувства, связанные с уроками психоло-гии в этом году, например, как Оля Б. Или Миша Ш. (рисунок может быть сю-жетными или символичным, цветными или однотонным):


 

 


 

 

По завершении рисования очень желательно рассказать одноклассникам, что обозначает рисунок. Я, как правило, тоже участвую в этом упражнении.

 

Затем ребята получают возможность собрать в рабочие тетради подписи своих одноклассников «на память».

. Индивидуальная работа в тетрадине проводится.

 

Завершение занятия.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

 

МИР ЭМОЦИЙ (7 КЛАСС)

 

 

    К уроку 2
Радость Обида Презрение
     
Гнев Стыд Тревога
     
Страх Зависть Скука
     
Удивление Печаль Интерес
     
Раздражение Отвращение Восторг
     
Радость - рука Обида - лицо Презрение – нос
     
Гнев – лицо Стыд - ноги Тревога – походка
     
Страх – поза Зависть – брови и глаза Скука – рот
     
Удивление – рот Печаль – плечи Интерес – глаза
     
Раздражение - брови Отвращение – руки Восторг – поза
     


 

 


К уроку 3


 

 


    К уроку 6
     
Радость Любовь Восторг
Злость Страх Презрение
Печаль Тоска Грусть
Стыд Раздражение Вина
     
Удивление Интерес  
Зависть Обида  
Огорчение Скука  
Гнев Тревога  
     

 

 

        К уроку 9
       
Я злюсь, когда… Как-то раз я сильно испу- Как-то я позавидовал…
  гался, когда…  
       
Я нервничаю, когда… Мне бывает страшно, ко- Однажды я очень разозлил-
    гда… ся на родителей…
       
Если меня хвалят, я чувст- У меня сильно бьется серд- Один раз я накричал на…
вую себя…   це, когда… за то, что…
       
Я завидую, когда… Я волнуюсь, если… Я могу ударить, если…
       
Мне обидно, когда… Один раз я был не прав, ко- Один раз мне было стыдно
    гда… за то, что…
         
        К уроку 19
     
В лесу родилась елочка…   Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на
      Марсе – науке это не известно…
     
От улыбки станет всем светлей…   Бабочка крылышками бяк-бяк-бяк…
       


   
К сожалению, день рождения только раз в А поле чудес – в Стране дураков…
году…  
   
Во поле березка стояла… Жили-были Дед и Баба, и была у них ку-
  рочка Ряба…
   

 

 

К уроку 28

 

 


 


 






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.