Цели занятия для специалистов:
q Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации.
q Формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктив-ного выражения претензий.
Необходимые материалы:
q Карточки с заданиями для упражнения «Поиск способов безопасного выра-жения чувств».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
☺ Приветствие.
? Обсуждение.Зачем мы так долго учились понимать собственные эмоцио-
нальные состояния и состояния другого человека? Чтобы чувства не мешали, а помогали строить отношения с другими людьми и с самим собой.
Для того, чтобы понять, как этого можно достичь, выбирается ситуация, ак-туальная в том или ином классе, но довольно обобщенная, и анализируется по схеме, предложенной Г. Цукерман (1995), поэтапно фиксируемой на доске:
|
| подавить
|
|
|
Факт
| Чувства
|
| «Можно лопнуть»
|
|
человека
|
|
|
|
| выразить
| Чтобы всем стало обидно
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Чтобы никому не было
|
|
|
|
| обидно
|
|

!!! Упражнение «Поиск способов безопасного выражения чувств».
Ребята работают в малых группах. Каждая микрогруппа получает карточ-ку с заданием в виде ситуации, в которой человек должен, не допустив ущем-ления своих интересов, не испортить отношения с партнером по взаимодейст-вию. Конкретные ситуации ведущий подбирает исходя из специфики класса, поэтому привести конкретные примеры здесь довольно трудно. В качестве примера можно назвать такую ситуацию: «несколько раз откладывали послед-ний срок сдачи сочинения, ученик написал его, но забыл принести; учитель не верит».
Участники каждой микрогруппы должны сформулировать все возможные исходы ситуации согласно схеме, иллюстрировав их репликами сторон, и пред-ставить группы свои варианты решения предложенной им ситуации.
Задача ведущего – организовать обсуждение таким образом, чтобы его итогом стало формулирование алгоритма Я-высказывания, который записыва-ется в тетрадь:
q объективное описание ситуации
q описание своих чувств
q аргументированные предложения по улучшению общения.
. Индивидуальная работа в тетради:
Наверняка у каждого есть что-то, что его раздражает. Попробуем сформулиро-вать свою мысль об этом по принципу Я-высказывания.
q Если у меня в комнате сестра устроила беспорядок, я расстраиваюсь. Лучше путь делает беспорядок только у себя на столе.
Дима Т.
q Когда на психологии наступает последнее задание, мне лень писать. Да-вайте не будем!
Игорь Р.
☺Завершение занятия.
УРОК 32. ТРЕНИРОВКА «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЙ».
Цели занятия для специалистов:
q Создание условий для закрепления у подростков навыков формулирования Я-высказываний.
Необходимые материалы:
q Карточки для упражнения «Формулировка».
q Карточки с именами присутствующих на уроке подростков.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
☺ Приветствие.
? Упражнение «Формулировка».
Ребята работают в малых группах. Нужно переформулировать обидные высказывания, предложенные на карточке, в необидные, с использованием ал-горитма Я-высказывания. Я не привожу возможные варианты высказываний только потому, что мне кажется интересным следующий ход: их просто можно подслушать в общении ребят в течение нескольких предыдущих уроков.
Результаты работы каждый подросток фиксирует в тетради. По заверше-нии работы получившиеся «формулировки» обсуждаются. Алгоритм Я-высказывания уточняется.
!!! Упражнение «Я-послания».
Каждый получает карточку, на которой написано имя одного из одно-классников.
Нужно подумать о том, какие приятные моменты возникают в общении с человеком, имя которого написано на карточке. Свои соображения придется выразить прилюдно, используя уточненный и упрощенный алгоритм Я-высказывания.
. Индивидуальная работа в тетради:
Попробуем описать свое состояние в последнем упражнении с двух пози-
ций:
q Я говорил кому-то приятное.
q Мне было неудобно, особенно Максиму. Наташа Т.
q Я слушал приятное про себя.
q Тоже неудобно, как будто подлизываются.
Наташа Т.
☺ Завершение занятия.
УРОК 33. КОМПЛИМЕНТЫ
Цели занятия для специалистов:
q Создание условий для развития у подростков навыков выражать и прини-мать комплименты.
Необходимые материалы:
q Бумага для записей.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
☺ Приветствие.
? Упражнение «Комплимент».
Судя по прошлому уроку, оказалось, что намного проще делать компли-менты, чем принимать их. Можно смутиться и даже покраснеть от комплимен-та в свой адрес. Сегодня мы потренируемся делать и то, и другое. Тем более, что уместный комплимент – это хороший способ помочь другому человеку справиться со своими негативными эмоциями.
А что, если каждый скажет своему соседу комплимент? А сосед ответит: «Спасибо, я тоже думаю, что я …» (повторяет названное)?.
В обсуждении формулируются способы формулирования комплиментов. Например:
q Отметить то, что есть («У тебя новые джинсы? Супер!»)
q Сравнить человека с собой в его пользу («Я даже немножко завидую твоим способностям к математике») и т.д.
q Сравнить с тем, кто нравится человеку («Ты поешь, как…»)
!!! Работа в малых группах.
Класс делится на четыре подгруппы, две из которых получают задание составить перечень правил говорения комплиментов, остальные – принятия их. Нужно записать эти правила, а также придумать ситуации, когда эти правила не соблюдались, и рассказать на их примере, к чему это может привести. Мини-мальное количество правил – три.
Когда работа закончена, на доске по ходу обсуждения составляется обобщенный список правил, и каждый подросток фиксирует его в своей тетра-ди.
Например:
Комплименты надо говорить:
Уверенно (противоположная ситуация: стесняешься, смотришь в пол – тебя слушать не будут)
Без смешков (ухмыляешься – решат, что издеваешься) Без скрытой цели (а то это как подкуп или взятка) Комплименты принимают:
С улыбкой (не строя гримасы, в следующий раз уже не скажут) Без ругани (как будто издеваются, а вдруг нет?)
Сказать: «Спасибо!» (надо вежливо).
. Индивидуальная работа в тетрадине проводится.
☺ Завершение занятия.
УРОК 34. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Цели занятия для специалистов:
q Создание условий для рефлексии подростками собственных достижений на уроках психологии в 7 классе.
Необходимые материалы:
q Цветные карандаши.
q Бумага для рисования
q Клей.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
☺ ?
Приветствие.
Обсуждение.Чем мы занимались на психологии в этом году?Зачем?Что
мы узнали?
Для ответов на эти (а может быть, и какие-то другие) вопросы можно по-листать свою рабочую тетрадь и найти в ней то, что запомнилось больше всего, что больше всего понравилось, что было интересным, а что – не очень.
В обсуждении желательно пройтись по всем тематическим блокам: «Что такое эмоции», ««Подводные» эмоции», «Как управлять эмоциями», «Как вы-ражать эмоции».
!!! Упражнение «Рисуем «психологию»».
Нужно нарисовать свои эмоции и чувства, связанные с уроками психоло-гии в этом году, например, как Оля Б. Или Миша Ш. (рисунок может быть сю-жетными или символичным, цветными или однотонным):

По завершении рисования очень желательно рассказать одноклассникам, что обозначает рисунок. Я, как правило, тоже участвую в этом упражнении.
Затем ребята получают возможность собрать в рабочие тетради подписи своих одноклассников «на память».
. Индивидуальная работа в тетрадине проводится.
☺ Завершение занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
МИР ЭМОЦИЙ (7 КЛАСС)
|
| К уроку 2
|
Радость
| Обида
| Презрение
|
|
|
|
Гнев
| Стыд
| Тревога
|
|
|
|
Страх
| Зависть
| Скука
|
|
|
|
Удивление
| Печаль
| Интерес
|
|
|
|
Раздражение
| Отвращение
| Восторг
|
|
|
|
Радость - рука
| Обида - лицо
| Презрение – нос
|
|
|
|
Гнев – лицо
| Стыд - ноги
| Тревога – походка
|
|
|
|
Страх – поза
| Зависть – брови и глаза
| Скука – рот
|
|
|
|
Удивление – рот
| Печаль – плечи
| Интерес – глаза
|
|
|
|
Раздражение - брови
| Отвращение – руки
| Восторг – поза
|
|
|
|

К уроку 3

|
| К уроку 6
|
|
|
|
Радость
| Любовь
| Восторг
|
Злость
| Страх
| Презрение
|
Печаль
| Тоска
| Грусть
|
Стыд
| Раздражение
| Вина
|
|
|
|
Удивление
| Интерес
|
|
Зависть
| Обида
|
|
Огорчение
| Скука
|
|
Гнев
| Тревога
|
|
|
|
|
|
|
|
| К уроку 9
|
|
|
|
|
Я злюсь, когда…
| Как-то раз я сильно испу-
| Как-то я позавидовал…
|
| гался, когда…
|
|
|
|
|
|
Я нервничаю, когда…
| Мне бывает страшно, ко-
| Однажды я очень разозлил-
|
|
| гда…
| ся на родителей…
|
|
|
|
|
Если меня хвалят, я чувст-
| У меня сильно бьется серд-
| Один раз я накричал на…
|
вую себя…
|
| це, когда…
| за то, что…
|
|
|
|
|
Я завидую, когда…
| Я волнуюсь, если…
| Я могу ударить, если…
|
|
|
|
|
Мне обидно, когда…
| Один раз я был не прав, ко-
| Один раз мне было стыдно
|
|
| гда…
| за то, что…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| К уроку 19
|
|
|
|
В лесу родилась елочка…
|
| Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на
|
|
|
| Марсе – науке это не известно…
|
|
|
|
От улыбки станет всем светлей…
|
| Бабочка крылышками бяк-бяк-бяк…
|
|
|
|
|
|

|
|
К сожалению, день рождения только раз в
| А поле чудес – в Стране дураков…
|
году…
|
|
|
|
Во поле березка стояла…
| Жили-были Дед и Баба, и была у них ку-
|
| рочка Ряба…
|
|
|
К уроку 28

