Дидактическая игра «Чудесный мешочек» — КиберПедия


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»



Физкультминутка

Логопед проводит пальчиковую гимнастику:

«Этот пальчик...»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел!

 

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дети достают из «чудесного мешочка» овощи и фрукты, называют их. Логопед знакомит детей со схемой последова­тельного описания предметов:

— У меня огурец. Он зеленый, длинный, пахнет свеже­стью. Когда мы его едим, он хрустит. Огурец твердый.

6. Работа в тетради .Дети рисуют яблоки.

 

Занятие 5. Звук [у]

Цели: научить детей выделять звук [у] в начале слова; научить образовывать слова при помощи уменьшительно-лас­кательного суффикса; проверять знания по теме «Сбор уро­жая»; формировать сенсомоторные навыки.

Организационный момент

• Игра с мячом «Не ошибись».

Дети по кругу передают мяч и называют овощи, затем передают его в обратную сторону — называют фрукты.

Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед произносит:

— Звук [у] (так дует ветер) — гласный. При произнесе­нии звука [у] губы вытягиваются трубочкой. Этот звук мож­но долго петь.

• «Тихо - - громко».

Логопед показывает рисунки-символы и объясняет:

— Звук [у] произносим тихо, если крона дерева непод­вижна, и звук [у] произносим громко, если ветер клонит вет­ки дерева.

Задание выполняется по рядам.

• «Слушай внимательно».

Далее дети показывают красный карандаш, услышав звук [у] в ряду звуков: и-а-у-ы-а-и-у-а-у...

• «Третий лишний».

Логопед выставляет на доску три картинки. Дети указы­вают на лишнюю, в названии которой нет звука [у]: утка, улитка, морковка усы, береза, удочка дом, уши, утюг

• Дидактическая игра «Спрашиваю — отвечай». Дети учатся составлять предложения. Логопед задает вопросы, дети отвечают.

— Кто плавает в пруду? (В пруду плавают утки.)

— Чем Ваня ловит рыбу? (Ваня удочкой ловит рыбу.)

Физкультминутка

«Засолка капусты» (см. занятие 3).

Дидактические игры

• «Скажи ласково».

Логопед раздает детям картинки с изображением овощей и фруктов и просит назвать их в уменьшительно-ласкатель­ной форме (у меня огурчик; у меня яблочко).

• «Что как храним?».

Дети должны разложить картинки с изображением ово­щей и фруктов к банке или к ящику в зависимости от того, где хранят их зимой.

Работа в тетради

Дети рисуют, заполняя банки помидорами и огурцами.

 

Занятие 6. Звук [у] (продолжение)

Цели: закрепить у детей умение узнавать звук [у] в ряду гласных, выделять в начале слова; знакомить с притяжатель­ными местоимениями мой, моя, мое; пересказывать сказку «Репка»; развивать зрительное восприятие и глазомер.



Организационный момент

• Игра с мячом «Чье это?» (это мой помидор. Это мое яблоко. Это мой огурец...).

Артикуляционная гимнастика

3. Звук [у]

Дети повторяют характеристику (гласный) и артикуляцию звука [у] (так дует ветер).

• «Поймай звук».

Услышав звук [у], дети должны поднять руки над голо­вой: у-и-а-у-а-у-и...

• «Покажи дерево».

Дети показывают картинку с изображением дерева, ус­лышав звук [у] в начале слова (улица, кот, ужин, качелщ уши...).

• «Загадки и отгадки».

Дети отгадывают загадки и называют первый звук в слове."

— Это кто там по тропинке домик свой везет на спинке? (Улитка.)

- Плавать —- это вам не шутка. Это знает даже ... (утка).

— Где пройду я — там порядок:

— Ни морщинок нет, ни складок. (Утюг.)

В. Степанов

• «На речке».

Дети рассматривают сюжетную картинку, называют сло^ ва, начинающиеся со звука [у]: утро, утка, утята, удочка, улов.

4. Физкультминутка «Съедобное — несъедобное»

Дети хлопают в ладоши, услышав название съедобного продукта.

5. «Перескажи сказку»

Дети пересказывают русскую народную сказку «Репка» по образцу логопеда с использованием элементов драматизации.

Работа в тетради

Дети дорисовывают картинки-половинки и раскрашива­ют их.

 

Занятие 7. Звук [и]

Цели; уметь выделять гласный звук [и] в начале слова; согласовывать существительные с глаголами; составить ко­роткий рассказ на тему «Птицы»; обучать штриховке.

Организационный момент

• Игра с мячом «Назови птицу ласково» (воробей — воро­бушек, кукушка — кукушечка...).

2. Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

- Звук [и] (так кричит лошадка) — гласный. Звук [и] произносится без преграды, его можно долго петь, губы улы­баются.

• «Поймай звук».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [и]: у-а-и-о-и-у-и...

• «Посмотри на картинки».

Логопед выставляет на доску картинки и называет их (ива, индюк, игрушки, иголка, избушка). Дети отвечают на вопрос, какой первый звук в этих словах.

• Дидактическая игра «О чем я говорю?».

Дети должны добавить по смыслу слово в предложение:



— В магазине продают разные ... игрушки.

— Над рекой склонилась плакучая ... ива.

— По двору гуляет сердитый ... индюк.

— На опушке леса стоит маленькая ... избушка.

— Мама шьет, ей нужна ... иголка.

• «Слушай внимательно».

Дети показывают красный кружок, услышав в стихотво­рении слово, начинающееся со звука [и];

Ира, Инна и Илюшка

В детский сад несут игрушки.

Целый день у них — игра,

Так довольна детвора!

Физкультминутка

«Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут,

Склонились над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.

 

Дети выполняют движения, имитирующие движения птицы.

 

5. Беседа о перелетных птицах

Дети рассматривают иллюстрации, учатся называть птиц, узнавать их по внешнему виду. Логопед рассказывает о по­вадках птиц, их образе жизни.

• Дидактическая игра «Что делает птица?». Зернышки (что делает?) клюет… воду ... пьет, гнездо ...вьет, яички ... несет, птенцов ... высиживает, песни ... поет, на юг ... улетает.

• дидактическая игра «Узнай, кто это».

Логопед дает образец описательного рассказа о той или иной птице. Затем дети делают это самостоятельно. Например:

— Это цапля. Она большая, серая и длинноногая. Цапля ходит по болоту и длинным клювом ловит лягушек. Осенью цапли улетают на юг, потому что зимой холодно и болото замерзает.

6. Работа в тетради

Дети заштриховывают птичку.

 

Занятие 8. Звуки [а], [у], [и] (повторение)

Цели: закрепить артикуляцию звуков [а], [у], [и], звуковой анализ сочетаний ау, уа, ауи; образовать глаголы с приставками под-, за-, вы-, пере-, с-; развивать конструктивные навыки у детей.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Один — много» (скворец — много сквор­цов, грач — много грачей...).

2. Артикуляционная гимнастика

3. Звуки [а], [у], [и]

Дети вместе с логопедом повторяют характеристику зву­ков (гласные, их можно долго петь).

Вспоминают артикуляцию звуков: [а] — рот широко от­крыт, [у] — губы трубочкой, [и] — губы улыбаются.

• Дидактическая игра «Что я говорю?».

По беззвучной артикуляции дети узнают, какой звук про­износит логопед, и раскладывают картинки около символов: А-А

плачет малыш, У-У

дует ветер, И-И (ГО-ГО) ржет лошадка.

Картинки: арбуз, игрушки, утка, индюк, апельсин, удочкаА утюг, автомат, иголка.

• «Живые звуки».

Логопед проводит анализ сочетаний: ау, уа, ауи. Перед началом игры детям раздаются картинки со звука­ми [а], [у], [и].

Логопед произносит: «ау». Дети отвечают на вопросы:

— Сколько звуков вы услышали?

— Какой первый звук, какой второй?

К доске выходят дети и становятся так, чтобы получилось ау.

Логопед спрашивает:

— Что надо сделать, чтобы получилось уа?Дети меняются местами.

Логопед предлагает послушать, как звучит ауи: - Сколько звуков вы услышали? Какой звук первый (вто­рой, третий)?

Выходит третий ребенок и дети выстраиваются так, чтобы

получилось ауи.

4. Физкультминутка

«Кукушка» (хороводная игра) К нам кукушка в огород Прилетела и поет, Ты глаза не открывай, Кто позвал тебя — узнай!

5. Дидактические игры

• «Улетает — не улетает!».

На доске выставлены картинки с изображением птиц. Ре­бенок выбирает картинку, называет птицу и говорит, улета­ет она на юг или нет.

• «Дерево и птица».

На столе плоскостное изображение дерева и птицы. Лого­пед имитирует различные движения и просит детей проком­ментировать их, употребляя слова с приставками.

Птица к дереву... подлетела, в гнездо... залетела, из гнез­да... вылетела, на другое дерево... перелетела, с дерева... слетела.

6. «Сделай так же»

Дети выкладывают из счетных палочек изображения по образцу.

 

Занятие 9. Звук [э]

Цели: уметь выделять звук [э] в начале слова, дифферен­цировать этот звук с другими гласными; согласовывать су­ществительные с прилагательными в роде, числе, падеже; развивать мелкую моторику рук.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Назови первый звук» (а-ист, у-тка, у-лица, и-голка...).

Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [э] — губы «смеются», его можно долго петь.

• «Слушай внимательно». Дети поднимают руку, услышав звук [э] среди гласных

звуков: а-э-у-и-э-у...

• «Да — нет»

Дети говорят «да», если первый звук в слове [э], и говорят «нет», если услышат другой звук. Логопед выставляет на дос­ку картинки (эскимо, машина, стул, экскаватор, морковка, эта­жерка, экран.,.). В конце игры на доске должны остаться только картинки со звуком [э].

• Дидактическая игра «Все слова по местам».

Дети составляют предложения из заданных слов (любит, эскимо, Эдик, очень; роет, экскаватор, яму, большую; на, эта­же, Эмма, втором, живет).

• «Загадки и отгадки».

Дети подбирают слово-отгадку со звуком [э].

У детей во рту само Быстро тает ... (эскимо).

Роет землю он ковшом,

Сам большой и ковш большой. (Экскаватор.)

Что за лесенка такая Нас в метро сама катает? Вверх и вниз людей везет — Никогда не устает. (Эскалатор.)

В. Степанов

4. Физкультминутка

«Петух» (хороводная игра)

Сел петух на забор,

Закричал на весь двор.

Слушай, Дима, не зевай,

Кто петух у нас, узнай!

5* «Домашние птицы»

Дети рассматривают иллюстрации с изображением домаш­них птиц, называют их детенышей, выделяют характерные особенности строения и поведения.

• Дидактическая игра «Назови птичью семью». (Петух, курица, цыплята; индюк, индюшка, индюшата; се­лезень, утка, утята; гусь, гусыня, гусята.)

• Дидактическая игра «Один - много».

Гуляет желтый цыпленок. -- Гуляют желтые цыплята. Поет горластый петушок. - Поют горластые петушки. Идет сердитый гусь. — Идут сердитые гуси. Плавает белая утка. — Плавают белые утки.

Работа в тетради

У каждого ребенка трафарет с изображением уточки. Ее нужно обвести, расположив точно в нарисованный пру­дик. Уточку можно раскрасить.

 

Занятие 10. Звук [о]

Цели: уметь узнавать и правильно произносить звук [о], выделять его в начале слова; усвоить окончания глаголов единственного и множественного числа настоящего и про­шедшего времени; составлять описательные рассказы о до­машних птицах; развивать графические навыки у детей.

Организационный момент

• Игра с мячом «Добавь слово» (Утка плавает, а утки ... плавают. Гусь шипит, а гуси ... шипят...).

Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед произносит:

— Звук [о] (у Оли заболели зубы) — гласный. При произ­несении звука [о] губы округлены, звук можно долго петь.

• «Слушай внимательно».

Дети показывают красный кружок, если услышат звук [о] среди других гласных звуков: и-а-о-у-ои-а-о...

• «Третий лишний».

Дети должны назвать картинки, убрать лишнюю, которая не начинается со звука [о]: овощи, окна, стул осень, карандаш, Оля груша, облако, осы

• «Составь предложение».

Дети составляют предложения по картинкам:

— осень — овощи (Люди осенью собирают овощи.);

— окна — осы (В открытые окна залетели осы.);

— Оля — облако (Оля смотрит на красивое облако.).

4. Физкультминутка

«Замок» (пальчиковая гимнастика) На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Потянули, покрутили, Постучали — и открыли!

5. «Домашние птицы»

• Дидактическая игра «О ком я говорю?».

— Большой, красивый, горластый, драчливый... (петух).

— Маленький, желтый, пушистый... (цыпленок).

— Большой, сердитый, белый... (индюк).

• «Составь рассказ».

Дети составляют описание домашних птиц, ответив пред­варительно на вопросы: Кто это? Как выглядит? Как зовут птенцов? Как кричит? Как передвигается? Чем питается? Какую пользу приносит людям?

6. Работа в тетради

Дети рисуют дорожку для цыпленка, чтобы он пришел к маме.

 

Занятие 11. Звук [м]

Цели: уметь выделять согласный звук [м] в конце слова; усвоить образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ата, -ята; формировать умение ориентироваться на плоскости листа.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Назови одним словом» (лук, огурец, поми­дор — ... овощи; яблоко, груша, сливы — ... фрукты; ворона, ласточка, грач — ... птицы).

Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [м] (так мычит корова) — согласный звонкий, потому что работает голосок. Произносится с помощью губ, коротко, его нельзя петь.

• «Слушай внимательно».

Дети показывают синий кружок, если среди согласных звуков услышат звук [м]: т-з-м-п-к-м-з-м...

• « Чистоговорки ». Дети повторяют: ом-ом — вот наш дом ом-ом — в лесу гном

ом-ом - в реке сом ом-ом — на столе альбом

• «Внимание на картинку».

Логопед называет картинки и обращает внимание детей

на то, что в их названии последний звук [м] (дом, сом, гном, альбом, шлем, дым, изюм...).

• «Звуковая решетка».

Логопед объясняет детям назначение «Звуковой решетки» (где находится звук в слове: в начале, в середине, в конце) и

спрашивает:

— Где находится звук [м] в слове дом? (В конце слова.) Дети кладут синий кружок в последнее окошко.

Дети повторяют предложение и называют слова, в кото­рых звук [м] находится в конце: Из трубы идет дым.

4. Физкультминутка

«Котенок»

Жить котенку интересно,

Прыгнул к бабушке на кресло,

Пряжу принялся мотать.

Где котенок? Не видать!

Размотали пряжу

И нашли пропажу!

5. «Домашние животные»

Дети рассматривают игрушки домашних животных и отве­чают на вопросы: Кто это? Где живет? Как кричит? Как зовут детенышей? Какую пользу эти животные приносят человеку?

• Дидактическая игра «Кто у кого?».

У кошки - - котенок, у козы — козленок и т.д.

• Дидактическая игра «Кто здесь гуляет?». Корова и телята, лошадь и жеребята и т.д.

6. Игра «Кто пасется на лугу?»

У каждого ребенка «луг» (зеленый квадрат) и плоскостные контурные изображения животных. По просьбе логопеда дети раскладывают картинки (в верхнем правом углу пасется ло­шадь, в левом нижнем углу пасется корова и т.д.).

 

Занятие 12. Звуки [м], [м']

Цели: уметь различать твердые и мягкие звуки, выделять согласные звуки [м], [м*] в начале слова; усвоить навык об­разования притяжательных прилагательных; уметь переска­зывать сказку (К.Д, Ушинский «Спор животных»); разви­вать сенсомоторные навыки.

Организационный момент

• Игра с мячом «У кого кто мама?» (у котенка - - кошка, у щенка — ...).

Артикуляционная гимнастика

Знакомство со звуками

Дети вместе с логопедом повторяют характеристику звука [м] (согласный), сравнивают его со звуком [м'] (мягкий).

• «Подушка — камень».

Логопед произносит слоги му-ма-ми-лья-мы... Дети имити­руют движения руками - «бросают камень», если услышат звук [м], и подносят сложенные ладони к щеке, услышав [м'].

• Дидактическая игра «Магазин игрушек».

Логопед предлагает детям называть игрушки и ставить их на разные полки. Если первый звук в слове [м] - - на синюю полочку, если [м'] — на зеленую (машина, мяч, меч, мишка, мартышка, матрешка, мышка ).

• «Слушай внимательно».

Дети слушают стихотворение и показывают синий каран­даш, если услышат слово со звуком [м] и зеленый карандаш, если — слово со звуком [м']:

Жили наши мыши

За трубой на крыше.

Там чудесное местечко,

Потому что рядом печка.

Сушит печка сухари, Мыши ищут крошки. Знают даже малыши — Ищут мышек кошки.

Физкультминутка

«Нос, пол, потолок»

Дети по команде логопеда указательным пальчиком пока­зывают нос, опуская палец вниз — пол, поднимая палец вверх — потолок. Логопед увеличивает темп речи, меняя по­рядок слов и делает обманные движения. Дети, не обращая внимания на обманные движения логопеда, должны выпол­нять только словесные инструкции.

5. «Перескажи сказку»

Логопед читает сказку К.Д. Ушинского «Спор живот­ных». Затем проводятся беседа по содержанию, повторное чтение сказки, пересказ с использованием элементов дра­матизации.

Работа в тетради

Дети должны заштриховать норку, чтобы спрятать мыш­ку от кошки.

 

Занятие 13. Звук [п]

Цели: уметь определять наличие или отсутствие в слове звука [п]; анализ и синтез слогов ап-па; образовывать суще­ствительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; составлять предложения; развивать зрительный гнозис и гла­зомер.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Назови ласково» (кошка — кошечка, коза — козочка, щенок — ...).

2. Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [п] (так пыхтит тесто) — согласный, глухой, потому что голосок «спит». Произносим звук губами, корот­ко, звук [п] нельзя петь.

• «Поймай звук».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [п] в ряду звуков: з-п-м-д-п...

• «Загадки и отгадки».

Это что за старичок

Сеть повесил на крючок? (Паучок.)

Папе носит он газеты,

Мне от бабушки приветы. (Почтальон.)

Кто имеет пятачок, Не зажатый в кулачок? На ногах его копытца, Ест и пьет он из корытца. (Поросенок.) В. Степанов

• «Третий лишний».

Дети должны убрать картинку без звука [п] (подушка, ово­щи, пуговица; санки, помидор, пушка; суп, дом, пальто).

 

• «Звуковая птичка».

Дети должны найти место звука [п] в словах: если он начале слова, они показывают голову птички, если в середи-не — туловище, если в конце — хвостик.

• «Живые звуки».

Логопед произносит: «ап» и спрашивает:

— Сколько звуков услышали? Какой первый звук? ([а] —| гласный), второй? ([п] — согласный).

Одновременно на столе дети выкладывают кружочками схему слова ап. У доски двое детей составляют ап. Затем; логопед произносит па и спрашивает:

— Что изменилось?

Дети меняются местами, а на столах выкладывают новую» схему.

4. Физкультминутка «Петух» (см. занятие 9).

5. «Деревенский двор»

Дети рассматривают картинку с изображением деревен­ского двора.

Составляют предложения, отвечая на вопрос: Кто что делает! (Кошка пьет молоко. Собака грызет кость.)

6. Работа в тетради

Дети рисуют забор, «чтобы не разбежались домашние жи вотные».

 

Занятие 14. Звуки [п], [п']

Цели: уметь различать звуки [п], [п'], определять место зву­ка в слове; уметь составлять описание домашних животных и птиц с выделением признаков; развивать мелкую моторику рук.

1. Организационный момент

• Игра с мячом.

Дети передают мяч по кругу и называют домашних жи­вотных, затем передают в обратную сторону — называют до- ] машних птиц.

Артикуляционная гимнастика

Знакомство со звуками

Логопед дает сравнительную характеристику звукам: звук! [п] — согласный, твердый; звук [п'] — согласный, мягкий.

• «Слушай внимательно».

Дети показывают синий кружок, услышав звук [п], и зе­леный, услышав [п'] в ряду слогов: па-пи-пе-пу-пи...

• Дети повторяют слогоряд:

па-пу-пы пи-пу-па ап-уп-ип

• «Закончи слово».

па — палка, пакет, пальто... пу — пух, ш/шка, пуговица... пи — парог, пила, письмо... по — почта, полка, поезд...

• Дидактическая игра «Что для Пети, что для Полины?». Дети должны разложить картинки (пила, сапоги, письмо,

подушка, персик, апельсин, помидор, пирожное) около симво­лов-изображений девочки и мальчика. Для Полины все со звуком [п], для Пети — со звуком [п'].

• «Звуковая решетка».

Логопед называет слово, а дети выделяют в нем звуки [п] или [п'] и показывают синий или зеленый кружок. Затем определяют место звука в «звуковой решетке» (в начале, в

середине, в конце).

Как живете? Что жуете?»

На доске картинки с изображением домашних животных и птиц. Логопед предлагает детям послушать стихотворение

и подобрать по смыслу слова:

Кони, кони, как живете?

Кони, кони, что жуете?

Хорошо пока живем,

На лугу траву ... (жуем).

 

Куры, куры, как живете?

Куры, куры, что жуете?

Хорошо пока живем,

Но, простите, не жуем.

Мы ... (клюем) проворно

На тропинке зерна.

 

Козы, козы, как живете?

Козы, козы, что клюете?

Хорошо пока живем,

Но, простите, не клюем.

А ... (дерем) мы поутру

С молодых осин кору.

 

Как вы, кролики, живете?

Что вы, кролики, дерете?

Хорошо пока живем,

Но, простите, не дерем.

А ... (грызем) мы ловко

Вкусную морковку.

 

Вы, котята, как живете?

Что, котята, вы грызете?

Хорошо пока живем,

Но, простите, не грызем, ... (пьем) мы понемножку

Молоко из плошки.

В. Степанов

6. Игра «Кого я видела во дворе?»

Логопед дает характеристику домашнего животного, а дети должны назвать кто это:

— Большой, пестрый, сердитый ... индюк.

— Сильная, быстрая, красивая ... лошадь.

— Серая, ласковая, пушистая ... кошка.

Затем дети самостоятельно описывают домашних живот ных и птиц.

Организационный момент

• Игра с мячом «Назови правильно» (овощ — помидор цветок — роза, птица — грач...).

Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед произносит:

— Звук [н] (так погоняем лошадку) — согласный, звон­кий. Произносим этот звук в нос, коротко, его нельзя петь.1

• «Поймай звук».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [н] в ряду звуков: П'Н-З'К'Н-д...

• «Чисто говорки». Дети повторяют:

но-но - - открыли мы окно

на-на — в небе луна

ну-ну — смотрим на луну

Дети называют картинки со звуком [н].

• «Веселый поезд».

Дети должны найти место звука [н] в слове и поставить

картинку (нож, носки, апельсин, телефон, диван, зонтик, ли­мон...) в вагончик (в начале, в середине, в конце слова).

• «Доскажи словечко» (по картинкам).

— Маша надела теплые ... носки.

— Дима съел сладкий ... апельсин.

— Бабушка в чай положила ... лимон.

— У Наташи новый ... зонтик.

• «Слушай внимательно».

Дети поднимают руку, услышав звук [н] в стихотворении:

Наступает ночка,

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Т. Воронько

4. Физкультминутка «Медведь, заяц, цапля»

Дети двигаются по кругу под удары бубна: под быстрые удары - скачут, как зайчик. Под редкие - идут, как мед­ведь, бубен замолкает — стоят на одной ноге, как цапля.

5. Игра с пазлами «Чей малыш?»

Дети должны назвать взрослых животных, найти их дете­нышей и проверить ответ при помощи пазла.

• «Что ты знаешь о животных?».

Дети отвечают на вопросы: Где живет? Как выглядит? Чем питается? Как зовут детенышей?

• «Кто с кем гуляет?».

Дети называют детенышей животных: у зайца - - зайча­та, у лисы — лисята, у белки — ...

6. Работа в тетради

Дети рисуют грибочки для белочки.

 

Занятие 16. Звуки [н], [н']

Цели: уметь различать на слух звуки [н], [н'], определять наличие или отсутствие этих звуков в словах; уметь правильно употреблять притяжательные прилагательные; научить детей воспроизведению выразительного диалога с учетом ха­рактерных особенностей животных; уметь вносить элемент драматизации в сказке «Теремок».

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Один — много».

Дети должны правильно назвать животных во множествен» ном числе: заяц — много зайцев; ежик — много ...

Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуками Логопед произносит:

— Звуки [н], [н']. Дадим сравнительную характеристику! звук [н] — согласный, твердый; звук [н*] — согласный, мягкий.

• «Подушка — камень»,

У каждого ребенка символы: «подушка» (зеленым две-* том) и «камень» (синим цветом). Дети должны показать «пой душку», если услышали [н'], и «камень», если услышалщ [н]: н-нь-на-ни-но-не-ну-ни...

• «Да — нет».

Логопед выставляет на доску картинки (носки, нитки, апельсин, слон, кино, ножницы, телефон, окно, лимон...). Дети называют их и определяют наличие или отсутствие в слове звуков [н], [н']. Лишние картинки убирают.

• Дидактическая игра «Кто больше?».

Дети должны вспомнить имена девочек и мальчиков со звуками [н], [н'] (Надя, Алина, Настя, Нина, Никита, Андрей, Наташа, Антон, Лена...).

• Дидактическая игра «Спрашиваю — отвечай».

Дети работают с картинками. Они должны ответить на I • вопрос логопеда полным предложением:

— Кого Наташа видела в зоопарке? (Наташа в зоопарки видела слона.)

— Что Никита положил в чай? (Никита в чай положил лимон.)

• «На лесной полянке».

Дети рассматривают сюжетную картинку. Логопед пред­лагает им найти как можно больше слов со звуками [н], [н'].| Спрашивает:

— Как зовут детей? (Настя, Антон.)

— Как они пришли в лес? (По тропинке.)

— Что у них в руках? (Корзинки.)

— Что они собирали в лесу? (Малину, землянику.)

— Куда присели отдохнуть? (На пенек.)

— Под каким деревом сидят? (Под сосной.)

Физкультминутка

«Этот пальчик...» (см. занятие 4).

5. Дидактическая игра «Чье это?»

Логопед предлагает детям узнать животных, которые при­шли к ним в гости. Он стоит за ширмой, показывает игруш­ки и спрашивает:

— Чья голова? (Волчья.)

— Чьи уши? (Заячьи.)

— Чей хвост? (Лисий.) и т.д.

Когда дети увидели все игрушки, то догадались: все они

персонажи сказки «Теремок».

6. Драматизация русской народной сказки «Теремок» При распределении ролей логопед проверяет знания детей

о характерных особенностях героев сказки: как двигается

тот или иной зверь, какие у него повадки.

 

Занятие 17. Звук [б]

Цели: учить выделять звук [б] среди других согласных; определять позицию звука [б] в слове (в начале, в середине); усвоить окончания глаголов единственного и множественно­го числа настоящего и прошедшего времени; развивать зри­тельный гнозис и глазомер.

Организационный момент

• Игра с мячом «Кто у них мама?» (у бельчонка — белка, у зайчонка — зайчиха, у ежика — ежиха и т.д.).

2. Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [б] (так болбочет индюк) — согласный, звонкий. Звук [б] произносим губами, коротко, его нельзя петь.

• «Слушай внимательно».

Дети поднимают руку, услышав звук [б] в ряду звуков: мр-д-б-к~бн-б...

• «Чистоговорки». Дети повторяют: бу-бу — вижу трубу ба-ба — на крыше труба бы-бы — дым идет из трубы

• «Загадки и отгадки».

Дети отгадывают загадки и логопед выставляет на доску картинку со звуком [б]:

Над цветком Цветок летает,

И порхает, и порхает. (Бабочка.)

Этот желтый плод растет

Там, где лето круглый год. (Банан.)

Раньше всех проснется он —

И раздастся в доме звон. (Будильник.)

У овечки брат грозен и рогат. (Баран.) В. Степанов

• «Звуковая птичка».

Дети находят место звука [б] в словах: башня, собака, рыбсй бочка, бусы, шуба, бант...

• «Составь предложение».

Дети составляют предложения по опорным словам:

— грибы, под, елка, расти (Под елкой растут грибы. дШ

— рыба, в, плавать, речка (В речке плавает рыба.);

— бусы, у, стеклянные, мамы (У мамы стеклянные бусы.);

— барабан, новый, у, Димы (У Димы новый барабан.). }

Физкультминутка

«Медведь, заяц, цапля» (см. занятие 15).

Дикие животные»

Дети рассматривают иллюстрации с изображением диких животных, вспоминают, как животные готовятся к зиме, со­ставляют предложения в настоящем и прошедшем времени:

— Белка собирает грибы (Белки собирали грибы.);

— Ежик делает норку (Ежи сделали норки.);

— Медведь спит в берлоге (Медведи спали в берлоге.).

6. Работа в тетради

Дети заштриховывают белочку в дупле, чтобы спрятать ее от куницы.

 

Занятие 18. Звуки [6], [б'1

Цели: уметь различать твердые и мягкие звуки [б], [б']; про­водить звуковой анализ слогов аб-би; согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах; читать и пересказывать сказку Г. Скребицкого «Всяк по-своему».

Организационный момент

• Игра с мячом «Доскажи словечко» (рыжая — лиса, трус­ливый — заяц, злой — ...).

Артикуляционная гимнастика

Знакомство со звуками

Логопед дает сравнительную характеристику:

— Звук [б] — согласный, твердый; звук [б*] — согласный,

мягкий.

• «Слушай внимательно».

Дети показывают синий кружок, услышав звук [б], и зе­леный кружок, услышав звук [б']: ба-бу-би-бе-бо-бу-би...

• «Закончи слово».

Дети должны добавить слог и назвать целое слово: тру-ба, гри-бы, голу-би, шу-ба, гу-бы, прору-би...

• «Домики».

Дети должны разложить картинки со словами, где [б] твер­дый — около синего, и где [б'] мягкий — около зеленого домика. Собака, ботинки, булка, бусы, шуба Кубики, береза, белка, бинокль

• Звуковой анализ слогов.

Логопед проводит звуковой анализ слога аб. Спрашивает:

— Сколько звуков услышали? (Два.)

— Назовите первый, второй.

— Положите перед собой красный кружок (звук [а]), по­ложите синий кружок (звук [б]). Что получилось? (аб.)

Звуковой анализ слога би (так сигналит Мишина). У каж­дого ребенка карточка: Логопед спрашивает:

— Сколько вы услышали звуков в слоге би? (Два.) Просит:

— Назовите первый звук ([б'] — согласный, мягкий). Предлагает:

— Нарисуйте в первом окошке зеленый кружок. Назовите второй звук ([и] — гласный). Нарисуйте во втором окошке красный кружок. Какое слово получилось? (би.)

• «Подушка — камень».

Дети слушают стихотворение и показывают «подушку* (звук [б*]) или «камень» (звук [б]):

Белочка

Где, ты, белочка, гуляла?

Я орешки собирала,

А еще грибы и шишки —

Любят их мои детишки.

М. Дружинина

Перескажи сказку»

Логопед читает сказку Г. Скребицкого «Всяк по-своему».] Затем он беседует с детьми по содержанию. Проверяет зна­ния детей о подготовке животных к зиме.

Проводится повторное чтение сказки. Дети пересказыва­ют ее все вместе, «по цепочке».

Организационный момент

• Игра с мячом «Орудия труда».

Дети перебрасывают мяч со словами: У меня пила. Я буду пилой пилить. У меня лопата. Я буду лопатой копать.

Артикуляционная гимнастика

Знакомство со звуками

Логопед дает сравнительную характеристику звуков [б], [п]1

— Звук [б] — согласный, звонкий; звук [п] — согласный,! глухой.

• «Не ошибись».

Дети показывают «колокольчик», если услышат звук [б], и «барабан», если услышат звук [п]: б-п-п-б... ба-пубу-по-па-...

• «Разложи картинки». Дети раскладывают картинки (ботинки, помидор, банкет

бусы, подушка, баран, полка, посуда, пушка, булка...) со звука-! ми [б], [п] под символами:

[п] — пыхтит тесто, [б] — болбочет индюк.

• Звуковой анализ слова Бим. На доске картина с изображением собаки. Логопед говорит:

— Это Бим.

Дети по порядку называют звуки, дают им характеристи­ку и выкладывают схему слова из цветных кружков.

• «Добавь слово».

Дети должны закончить предложения словами, которые начинаются на звуки [б], [п]:

— На ветке паутину плетет ... паук.

— Рано утром звонит ... будильник.

— Мама в салат режет ... помидор.

— Цапля ловит лягушек на ... болоте.

Физкультминутка

«Песенка точильщиков»

Точим, точим, точим нож!

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы — Угощайтесь, молодцы!

О. Дриз

Продукты питания»

Логопед проводит беседу с детьми о продуктах питания, рассказывает о классификации их на мясные, молочные, кон­дитерские изделия, овощи и фрукты.

• «Загадка и отгадка».

Я красива, я кругла,

Меня бабушка пекла,

Маслом поливала,

Маком посыпала. (Булочка.) В. Степанов

6. Работа в тетради Дети рисуют булочки.

 

Занятие 20. Звук [В]

Цели: научить выделять в речи звук [в], определять пози­цию звука [в] в слове (в начале, в середине); звуковой анализ слова ива; образовывать относительные прилагательные; зак­реплять пространственные отношения.

Организационный момент

• Игра с мячом.

Дети по кругу передают мяч и называют продукты питания.

Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

Звук [в] (воет ветер) — согласный, звонкий; звук [в] произносится коротко, его нельзя петь; при произношении звука [в] нижняя губа соединяется с верхними зубами.

• «Поймай звук».

Дети хлопают в ладоши, если услышат звук [в] в ряду звуков: м-б-в-з-д-в-м...

• «Добавь слог».

Чтобы получилось слово, дети добавляют слог — ва: со-ва, голо-ва, коро-ва, сли-ва, тыква, тра-ва..., а затем слог — вы: со-вы, голо-вы, коро-вы, сли-вы, тык-вы, тра-вы...

• «Веселый поезд».

Дети расставляют по вагонам картинки (ваза, волк, автобус, василек, девочка, овощи, самовар, сова) в зависимости от того, в начале, в середине или в конце слова находится звук [в].

• Звуковой анализ слова ива.

Дети называют поочередно звуки слова, дают характерис­тику и выкладывают схему слова из цветных кружков.

• «Составь предложение».

Дети составляют предложение по паре слов: корова — тра­ва, Ваня — варежки, Валя — сливы, ваза — васильки.

4. Физкультминутка

«Этот пальчик...» (см. занятие 4).

Образование относительных прилагательных

• «Вкусный сок».

Логопед просит сказать, какой сок получится из апельси­на (апельсиновый), из яблок (яблочный), из винограда (ви­ноградный ) и т.д.

• «Используем предлог».

Логопед просит ответить с использованием предлога:

— Из чего сделали вишневый сок? (Из вишни.) и т.д.

6. «Фрукты»

У каждого ребенка конверт с картинками с изображением фруктов. Дети раскладывают их на столе. Логопед говорит:

— Найдите апельсин, за апельсином положите яблоко, пе ред апельсином — банан, между апельсином и бананом поло жите грушу, над бананом — ананас, под яблоком — сливу.

 

Занятие 21. Продукты питания

Цели: закрепить информацию о классификации продук­тов питания; научить образовывать относительные прилагав

тельные; заучивать стихотворение Ю. Тувима «Овощи»; раз­вивать сенсомоторные навыки.

Организационный момент

• Игра «Какой мы любим сок?». Дети перебрасывают мяч со словами:

— Сок из яблок — яблочный сок, сок из апельсинов — ...

Хлопни в ладоши»

Дети хлопают в ладоши, услышав слово, обозначающее продукт (хлеб, стул, дерево, колбаса, ананас, кукла, сыр,






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.