Знакомство с гласными звуками — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Знакомство с гласными звуками

2017-06-29 365
Знакомство с гласными звуками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Логопед объясняет, что гласные звуки произносятся голо­сом, без преграды, их можно долго петь. Предлагает обозна­чить их красным кружком.

• «Узнай звук».

Логопед по беззвучной артикуляции просит определить звуки: ау-и-э-о-а-о-у...

Логопед просит показать, как дует ветер (у-у), какой звук произносит лошадка (и-и), как плачет малыш (а-а), как сто­нет тот, у кого заболели зубы (о-о).

• «Продолжи слово».

Логопед называет первую букву и просит сказать слово: а...рбуз, у...тка, о...сень, и...грушки, э...таж, о...блако, у...тюг, э...кскаватор и т.д.

• «Отгадай звук».

По картинкам дети должны сказать, какой гласный звук они слышат в середине слова: доле, мак, лук, сок, кит...

Знакомство с согласными звуками

Логопед объясняет, что согласные звуки произносятся с преградой, коротко, их нельзя петь. Согласные бывают твер­дыми и мягкими.

• «Наоборот» — по рядам дети называют твердые и мяг­кие звуки и слоги:

[м], [м'], [п], [п'], [н], [н'], [б], [б'], [в], [в'], [д], [д'], ма-мя, пу-пю, ны-ни, бо-бе, ва-ви, ды-ди...

• «Где звук живет?».

Дети из «чудесного мешочка» достают игрушки, произно­сят название, определяют первый звук в слове, дают ему ха­рактеристику и ставят игрушку к синему домику, если звук мягкий или к зеленому домику (твердый):

пирамидка, мяч, Незнайка...

волк, баран, матрешка, паровоз...

• «Звуковые бусы».

У каждого ребенка карточка с нарисованными в черно-белом варианте бусами и кружочки красного, синего и зеленого цвета. Логопед называет слово, дети определяют звук и расцвечивают бусы цветными кружками: красным, если звук гласный, синим, если согласный твердый, зеленым, если согласный мягкий.

5. Физкультминутка

«Две сестрицы» (см. занятие 23).

Работа в тетради

В тетради у каждого ребенка — контурное изображение платья. Логопед начинает предложение, дети заканчивают его глаголом, образованным при помощи приставки, и одно­временно рисует в тетради:

— К празднику платье нужно сшить. К нему нужно пуго­вицы пришить. (Рисуют пуговицы.) Воротник кружевом об­шить. (Обводят воротник.) Карман нужно пришить. (Рису­ют карман.) На кармане цветок вышить. (Рисуют цветок.) Внизу платье подшить. (Обводят платье внизу.)

 

Занятие 27. Одежда

Цели: проверить и обобщить знания об одежде; закрепить навыки согласования прилагательных с существительным по числам и родам; научить составлять описательный рассказ по схеме; заучивать стихотворение наизусть, развивать сен-сомоторные навыки.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Назови ласково» (платье — платьице, рубашка — рубашечка...).

Отгадай загадку»

Есть у белки, есть у мишки,

У лисички, у зайчишки.

И в холодный день зимы

В ней гулять выходим мы. (Шуба.)

В. Степанов

Одежда»

• «Хлопни в ладоши».

Дети хлопают в ладоши, услышав слово, обозначающее одежду: машина, шорты, книга, ежик, платье, брюки...

• «Моя одежда».

Дети рассматривают иллюстрации с изображением предме­тов одежды, называют их и рассказывают, как мама или бабуш­ка ухаживает за одеждой (стирает, гладит, чистит, штопает...).

• «О чем я говорю?».

Дети подбирают существительные к прилагательному жен­ского и мужского рода: теплая... шапка теплый... шарф теплые... носки

летний... сарафан летняя... юбка летние... шорты • «Составь рассказ». Дети составляют описательный рассказ. В рассказе должны содержаться ответы на вопросы:

— Одежда для мальчика или девочки?

— Носим зимой или летом? Какого цвета?

— Из каких деталей состоит?

— Из чего сделана? (из меха, шерсти, ситца..,)

4. Физкультминутка «Котенок» (см. занятие 11).

5. Заучивание стихотворения Н. Саконской «Где мой паль­чик?»

Логопед читает стихотворение:

Маша варежку надела, —

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла, —

Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь!

Здравствуй, пальчик, как живешь?

Затем логопед беседует с детьми по содержанию и повтор­но читает стихотворение.

Дети наизусть рассказывают стихотворение.

6. Работа в тетради

Дети рисуют одежду по трафаретам и раскрашивают.

 

Занятие 28. Звук [т]

Цели: уметь выделить звук [т] в потоке звуков; определить позицию звука [т] в слове (в начале, в середине, в конце); научить проводить звуковой анализ слова на примере слова том; научить образовывать слова с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами; развивать зрительный гнозис и глазомер.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Назови предмет» (одежда ■ ■ шуба, овощ — помидор, домашнее животное — кот...).

2. Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [т] (так стучит молоток) — согласный, глухой. При произношении звука [т] язык стучит за верхними зуба­ми, произносим звук коротко.

• «Слушай внимательно». Логопед говорит:

— Покажи, как стучит молоток, если услышишь звук [т]: б-в-т-м-з-т...

• Дети повторяют слогоряд:

та-ту-ты атту-ты ту-ит-то

у т-то-ту от-та-та ту-то-та

• «Да — нет».

Логопед выставляет картинки, называет их, а дети гово­рят «да», если услышали звук [т] и «нет», если этого звука в слове нет: тарелка, овощи, сова, туча, луна,ракета, топор, та­почки, самолет, кот...

• «Звуковая птичка».

Дети называют картинку и отмечают цветным кружком место звука в слове начале, в середине, в конце).

• Звуковой анализ слова том.

Дети выкладывают схему слова цветными кружочками.

• «Доскажи предложение».

Дети должны закончить предложение словом на букву т:

— Мою подружку зовут... Таня.

— На небе появилась темная... туча.

— К празднику мама печет... торт.

— На огороде выросла большая... тыква.

4. Физкультминутка

«Тик-так» Тик-так, тик-так — вот так часики стучат,

Тики-ток, тики-ток — так стучит молоток,

Тики-тук, тики-тук — так стучит каблук.

5. «Скоро Новый год»

Дети рассматривают иллюстрации с изображением ново­годних праздников. Логопед обращает внимание детей на елоч­ные украшения и карнавальные костюмы.

• Дидактическая игра «Новый год у гномов».

Дети должны поставить существительные в уменьшитель­но-ласкательную форму:

У гномов У гномиков

Елка, шары Елочка, шарики

звезда, огни звездочка, огоньки

дождь, снеговик, подарок дождичек, снеговичок, подарочек

6. Работа в тетради Дети рисуют елочки.

 

Занятие 29 Звуки [т], [т']

Цели: научить различать звуки [т], [т*]; развивать навык употребления в речи глаголов в единственном и множествен­ном числе настоящего и прошедшего времени; развивать сен-сомоторные навыки.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Назови одним словом» (сова, ворона — это... птицы, ромашка, роза — это... цветы).

2. Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуками

Логопед проводит сравнительную характеристику зву­ков:

- Звук [т] — согласный, твердый; звук [т'] — согласный, мягкий.

• «Подушка — камень».

Дети показывают эти символы, когда услышат звуки [т], [т']: та-ти-ту-то...

• «Догадайся сам».

Дети должны закончить слово по первому слогу: те — /пень, телефон, тетрадь... тю — тюлень, тюль, тюбик... ти — тигр, тишина, Тимофей...

• «Один — много».

Дети должны изменить слова по образцу: аист — аисты, самолет — букет — кит — кот — вертолет — салат — рулет — билет — пакет —...

• «Подарки».

Логопед предлагает детям разложить «новогодние подар­ки» в синюю и зеленую коробки в зависимости от того, есть ли в словах звук [т] или звук [т']:

[т] — танк, кот, матрешка, самолет, петушок;

[т*] — тигренок, телефон, зонтик, утенок.

• «Слушай внимательно».

Дети показывают синий или зеленый карандаш, услышав звуки [т] или [т'] в стихотворении:

Тихо-тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

М. Познанская

4. Физкультминутка

«Блочки большие и маленькие» (см. занятие 24).

5. «Составь предложение»

Дети рассматривают сюжетные картинки о зиме и состав­ляют предложения по вопросам:

— Что делает девочка? (Девочка украшает елку.)

— Что делали девочки? (Девочки украшали елку.) Девочка лепит снеговика. — Девочки лепили снеговика. Девочка катается на санках. —Девочки катались на санках.

6. Работа в тетради

Дети украшают новогоднюю елочку шарами.

— 1 красный

— 2 синий

— 3 оранжевый.

 

Занятие 30. Новый год

Цели: проверить и обобщить знания о предстоящем праз­днике; заучить стихотворение наизусть; закрепить навык рас­пространения предложения путем введения однородных чле­нов; развивать графические умения и навыки.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Один — много» (шар — шары, хлопуш­ка — хлопушки, подарок —...).

2. «Отгадай загадку»

Растут на ней иголки

Тонкие и колкие.

Шишки смолистые,

Липкие, душистые.

Она под Новый год

В гости к нам придет!

Стройная, пушистая,

С огнями золотистыми. (Елка.)

3. «Скоро праздник»

Логопед проводит с детьми беседу о подготовке к праздни­ку. Просит ребят ответить на следующие вопросы:

— Чем мы украсим елку?

— Как будем веселиться в Новый год?

— Кто придет к нам на новогодний праздник? • «Кто больше?».

Дети должны составить предложение и добавить затем од­нородные члены:

— Мы украсили елку.

— Мы украсили зеленую елку.

— Мы украсили зеленую, пушистую елку.

— Мы украсили зеленую, пушистую, новогоднюю елку.

4. Физкультминутка

«Золотые ворота»

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз — прощается,

Второй — не запрещается,

А на третий раз — не пропустим вас.

5. Заучивание стихотворения наизусть

Почему снежок идет?

Почему на речке лед?

Это к нам зима пришла —

Много снега намела.

Почему у нас в гостях

Елка в ярких огоньках?

Потому что к нам идет

Зимний праздник —

Новый год!

Н. Вересокина

6. Работа в тетради

Дети рисуют в мешке Деда Мороза то, что каждый из них хочет получить в подарок на Новый год.

 

Занятие 31. Звуки [д], [т]

Цели: научить дифференцировать звуки [д], [т]; научить образованию сравнительной степени прилагательных; разви­вать сенсомоторные навыки.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Назови последний звук» (телефо-н, са-моле-т, лимо-н,...).

2. Артикуляционная гимнастика

3. Дифференциация звуков

Логопед дает сравнительную характеристику: звук [д] (так стучит дятел) — согласный, звонкий; звук [т] (так сту­чит молоток) — согласный, глухой.

• «Колокольчик — барабан».

Дети показывают колокольчик, если услышат звук [д] и барабан, если услышат [т]: д-т-т-д-т...; да-ту-итдо-ты-та... Дети повторяют слогоряд: ти-та-ду; ди-да-то; ту-ту-да.

• «Звук убежал».

Дети должны добавить к слову звук [т] или звук [д] и назвать, что получилось:..уча,..ача,..ыква,..опор,..ым.

• «Дятел — молоток».

На доске картинки с изображением дятла и молотка. Дети раскладывают картинки со звуками [д], [т]:

помидор, ведро, одуванчик, дуб, домик («дятел»)

тыква, тарелка, астра, тополь, матрешка («молоток»)

• Дидактическая игра «Найди пару».

Логопед предлагает детям найти пару сходных картинок и составить предложение:

— На огороде растут помидоры и тыква.

4. Физкультминутка

«Дружба» (пальчиковая гимнастика)

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять —

Начинаем мы считать. Соединяют пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять —

Мы закончили считать. Хлопают в ладоши.

5. «Мебель»

Дети рассматривают иллюстрации с изображением мебели, называют предметы, говорят об их назначении (стол — за ним едят, стул — на нем сидят, кровать — на ней спят и т.д.).

Логопед объясняет, как образуется сравнительная степень прилагательных.

Дети должны изменить слова по образцу (стул мягкий, а кресло еще... мягче. Диван широкий, а кровать еще... шире. Тумбочка высокая, а шкаф еще... выше).

6. Работа в тетради

Дети рисуют мебель из геометрических фигур.

 

Занятие 32. Звук [ф]

Цели: научить выделять в речи звук [ф]; закрепить уме­ние определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце); научить делить слова на слоги, различать короткие и длинные слова; научить подбирать слова-признаки по во­просам: какой? какая?; закрепить навык ориентировки на плоскости листа.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Один — много» (стул — много стульев, стол — много столов...).

2. Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуком Логопед объясняет:

— Звук [ф] (так сердится ежик) — согласный, глухой. При произношении звука [ф] нижняя губа соединяется с вер­хними зубами, произносим звук коротко.

• «Слушай внимательно».

Дети хлопают в ладоши, услышав звук [ф]; д-м-ф-нчр-п-т-ф...

• «Кто больше?».

Дети подбирают слова по первому слогу: фу — футбол, футболка, фуражка...

фо — фокус, форма, фото...

фа — фара, фантик, фартук, фабрика...

• «Третий лишний».

Дети должны убрать картинку, в названии которой нет звука [ф]:

жираф, шкаф, дятел собака, флажок, кофта фрукты, машина, шарф фонарь, туфли, яблоко

• «Веселый поезд».

Дети раскладывают картинки со звуком [ф] по «вагонам» в зависимости от позиции звука в слове (в начале, в середи­не, в конце).

Логопед объясняет процесс деления слов на слоги.

Показывает на примере имен детей, как разделить слова на слоги. Дети хлопают в ладоши и считают хлопки: Сере­жа, Ди-ма и т.д.

• Дидактическая игра «В какой дом отвезем мебель».

У детей картинки с изображением мебели. Называя сло­во, нужно хлопнуть в ладоши и посчитать, сколько в слове слогов, а затем поставить предмет (шкаф, диван, табурет...) около домика с одним, двумя или тремя окошками (в зави­симости от количества слогов).

Шкаф, стул, стол а

Диван, кровать, комод, кресло о а

Тумбочка, табурет а о

4. Физкультминутка «Замок» (см. занятие 10).

5. Дидактические игры

• «Какой, какая».

Дети подбирают слова — признаки мебели.

— Диван... (какой?)большой, мягкий, удобный, широкий.

— Стол... (какой?) круглый, деревянный, высокий, большой.

— Кровать... (какая?) широкая, мягкая, удобная, деревянная.

• «Новоселье». Логопед говорит:

— Дети, поможем кукле Маше расставить мебель.

Дети расставляют игрушки по инструкции логопеда: В се­редине комнаты поставим стол. В левом углу — шкаф. За шкафом — диван. В правом углу — кресло. Между диваном и креслом — журнальный столик и т.д.

 

Занятие 33. Мебель

Цели: проверить знание о предметах мебели (для спаль­ни, гостиной, кухни, прихожей) и умение сравнивать их с выделением различных или сходных качеств; усвоить кон­струкции сложного предложения; закреплять навыки исполь­зования в речи предлогов в, на, под, за; развивать зрительный гнозис.

1. Организационный момент • Игра с мячом.

Дети передают мяч по кругу и называют предметы мебели.

2. «Слушай внимательно»

Дети хлопают в ладоши, услышав название какого-нибудь предмета мебели: береза, шкаф, капуста, комод, самолет, крес­ло, пуговица, стол...

3. «Отгадай загадки»

Хоть у него четыре ножки,

Не побежит он по дорожке. (Стул.)

В квартире нашей новый дом,

Живет посуда в доме том,

В нем место есть и для конфет.

Он называется... (буфет).

Я удобный, очень мягкий

Вам не трудно угадать —

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать. (Диван.)

4. «Мебель»

Дети рассматривают картинки и называют предметы ме­бели в спальне, на кухне, в гостиной, прихожей.

• «Сравни».

Дети должны найти сходство и различие между: стулом и креслом, диваном и кроватью, шкафом и тумбочкой, столами письменным и обеденным. Ответ должен представлять собой полное предложение. (Стул жесткий, а кресло — мягкое. В кресле сидеть удобнее, чем на стуле.)

• «В гостях у гнома».

Дети называют предметы мебели разного размера (стул — стульчик, шкаф — шкафчик, полка — полочка...).

5. Физкультминутка

«Золотые ворота» (см. занятие 30).

6. «Короткое слово»

Логопед знакомит детей с предлогами в, на, под, за и со схемами их обозначения (образец взят из журнала «Конфетка» № 3, 2008).

На доске плакат с изображением комнаты и плоскостное изображение котенка. Логопед перемещает котенка относи­тельно мебели и спрашивает:

— Где котенок? (На кровати, в кресле, под столом, за шкафом.) Затем дети передвигают котенка по инструкции логопеда (прыгнул на кровать, сидит под столом и т.д.).

7. «Сложи картинку»

Дети складывают разрезную картинку с изображением мебели и говорят, что получилось.

 

Занятие 34. Звуки [ф], [ф']

Цели: научить различать твердые и мягкие звуки [ф], [ф*]; учить образовывать существительные с помощью суффиксов; развивать мелкую моторику рук.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Закончи слово» (ка-ша, ры-ба, ло-шадь...).

2. Артикуляционная гимнастика

3. Знакомство со звуками

• Логопед проводит сравнительную характеристику:

— Звук [ф] — согласный, твердый; звук [ф*] — соглас­ный, мягкий.

• «Слушай внимательно».

Дети показывают синий кружок, если услышали звук [ф], и зеленый, если услышали звук [ф']: фа-фи-фя-фо-фе-фи-фа...

• «Разложи картинки».

Картинки со словами, содержащими звуки [ф], [ф'], дети раскладывают к синему и зеленому домику: фрукты, кофта, шарф, фары, фартук конфеты, филин, фикус, кофейник

• «Рассмотри картинку».

Дети рассматривают сюжетную картинку «На кухне» и отвечают на вопросы:

— Что готовит мама? (Фасолевый суп.)

— Где стоит посуда? (В буфете, в шкафу.)

— Что лежит на столе? (Фрукты, конфеты.) Дети дают ответы полным предложением.

4. Физкультминутка

«Песенка точильщиков» (см. занятие 19).

5. «Что для чего?»

Логопед рассматривает с детьми посуду, называет предме­ты и объясняет их назначение: для сахара — сахарница, для масла — масленка, для соли — солонка, для чая — чайник, для конфет — конфетница...

6. Работа в тетради

Дети по точкам соединяют линии и говорят, что получилось.

 

Занятие 35. Звуки [в], [ф]

Цели: научить дифференцировать звуки [в], [ф], образо­вывать форму творительного падежа; развивать графические умение и навыки.

1. Организационный момент

• Игра с мячом «Назови ласково» (чашка — чашечка, ложка — ложечка...).

2. Артикуляционная гимнастика

3. Дифференциация звуков

Логопед дает сравнительную характеристику звуков и объясняет:

— Звук [в] — согласный, звонкий; звук [ф] — согласный, глухой.

• «Дятел — молоток».

Дети показывают картинку с изображением дятла, услы­шав звук [в], и молотка, услышав [ф]: ва-фа-ву-фы-фо... фара, фокус, волосы, совок, форма...

• Дети повторяют слогоряд: ва-ва-фа

фу-фо-ва ва-ву-фы

• «Закончи слово».

Логопед произносит первый слог, дети продолжают: фа — фартук, ва — ваза, фо — фокус, фу — футбол...

• «Колокольчик — барабан».

Логопед показывает пары картинок. Дети называют слова, определяют, в каком слове есть звук [в], а в каком звук [ф] и расставляют слова к «колокольчику» и «барабану»: жираф, волк, овощи, фрукты, туфли, валенки, шарф, варежки, диван, шкаф.

• «Подбери словечко».

Дети должны подобрать по смыслу слова со звуками [в], [ф]. — Мальчики на улице играют в... футбол.

- Мама на рынке купила... фрукты.

— Зимой, выходя на улицу, надеваем... варежки.

— У Даши длинные... волосы.

— В цирке мы видели интересные... фокусы.

4. Физкультминутка

«Две сестрицы» (см. занятие 23).

5. «Посуда»

Логопед показывает детям иллюстрации с изображением посуды и просит сказать, для чего она предназначена: чай* ник для чая, кофейник для кофе, сахарница для сахара, чашка для молока, кувшин для компота и т.д.

6. Работа в тетради

Дети раскрашивают чашку.

 

Занятие 36. Посуда

Цели: проверить и обобщить знания по этой теме; научить составлять описательные рассказы на тему «Посуда»; читать сказку К.И. Чуковского «Федорино горе»; развивать сенсомоторные навыки.

Организационный момент

• Игра с мячом «Один — много» (чашка — много чашек, ложка — много ложек...).

Отгадай загадку»

Режет, чистит и скоблит, Осторожным быть велит. (Нож.)

Он пыхтит, как паровоз,

Пар пускает через нос. (Чайник.)

Раз ромашка, два ромашка — Вся в цветах у мамы... (чашка).

В. Степанов

 

Составь рассказ по вопросам

При выполнении задания логопед просит ответить на сле­дующие вопросы: Что это? Из чего сделано? Для чего пред­назначено? Как пользоваться? (Это тарелка. Она сделана из фарфора. Из нее удобно есть суп. Чтобы тарелка не раз­билась, с ней нужно обращаться осторожно.)


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.