Тема 2.2. Преступления против жизни и здоровья — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 2.2. Преступления против жизни и здоровья

2017-06-26 896
Тема 2.2. Преступления против жизни и здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие, общая характеристика и виды преступлений против личности.

Преступления против жизни человека.

Понятие убийства и его виды. Простое убийство (ч. 1 ст. 105 УК РФ). Убийство при отягчающих обстоятельствах в составе (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Убийство при смягчающих обстоятельствах в составе (ст. 106 – 108 УК РФ).

Другие преступления против жизни: причинение смерти по неосторожности; доведение до самоубийства.

Преступления против здоровья человека, их виды и общая характеристика. Понятие вреда здоровью; критерии определения тяжести причиненного вреда здоровью. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. Умышленное причинение легкого вреда здоровью. Побои. Истязание. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности. Заражение венерической болезнью. Заражение ВИЧ-инфекцией.

Преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье человека, их виды и общая характеристика: угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации; незаконное проведение искусственного прерывания беременности; неоказание помощи больному; оставление в опасности.

 

Семинар «Преступления против жизни и здоровья» – очная форма обучения

1. Понятие и общая характеристика преступлений против личности.

2. Понятие и общая характеристика преступлений против жизни и здоровья.

3. Понятие и виды убийства, объективные и субъективные признаки состава убийства.

4. Иные преступления против жизни.

5. Виды вреда здоровью, предусмотренные уголовным законом и условия уголовной противоправности причинения такого вреда.

6. Преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье человека.

Семинар «Преступления против жизни и здоровья: проблемы
законодательной регламентации и правоприменительной практики»

очная форма обучения – проводится в интерактивной форме «Круглый стол»

1. Студенты выступают с докладами по вопросам существующих в теории и правоприменительной практики проблем, связанных с определением основания и мер уголовной ответственности за преступные посягательства на жизнь и здоровье человека с учетом генезиса уголовного законодательства, выявленным ими в ходе подготовки к семинарскому занятию, кратко излагая суть проблемы и обосновывая свое видение путей ее разрешения.

2. Студенты в виде свободной дискуссии приводят свои возражения по поводу аргументов своих коллег, которые должны аргументировать и защитить представляемое мнение.

3. В конце занятия подводятся итоги дискуссии, и определяются студенты, наиболее успешно отстоявшие свою позицию.

Практическое занятие «Преступления против жизни и здоровья»–
очная форма обучения

Решение практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и определения проблем отграничения убийства от иных преступлений против жизни, а также разграничения тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью и других составов преступлений.

1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать.

2. Студенты на основе анализа полученной информации дают правовую оценку приведенной ситуации с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.

3. Результат решения задачи обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.

4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):

1.1. «Значение уголовно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина».

1.2. «Генезис уголовно-правовых норм об убийстве».

1.3. «Проблемы квалификации убийства при превышении пределов необходимой обороны».

1.4. «Вред здоровью – понятие, критерии, уголовно-правовое значение».

2. Задачи*.

2.1. Между Агеевым и Хлоповом сложились неприязненные отношения по поводу использования спорного участка земли. Однажды поздно вечером Агеев, пьяный, пробрался на веранду дома, где находился Хлопов и нанес ему несколько ножевых ранений в грудь и живот. Считая, что Хлопов мертв, Агеев с целью сокрытия содеянного облил керосином дом и поджег его. Во время пожара погибли Хлопов (смерть которого наступила от воздействия высокой температуры) и его сестра с десятилетней дочерью. На следствии Агеев показал, что он ничего не знал о лицах, находившихся в доме, помимо Хлопова.

Квалифицируйте действия Агеева. Изменится ли квалификация содеянного, если бы Агеев знал о лицах, находившихся в доме?

2.2. Григорьева сообщила своему мужу, что она беременна. Не желая воспитывать будущего ребенка и с целью избавиться от надоевшей ему жены, Григорьев убил ее. Проведенная судебно-медицинская экспертиза установила, что потерпевшая не была беременна.

Какое преступление совершил Григорьев? Влияет ли ошибка в определении состояния беременности на квалификацию содеянного Григорьевым?

2.3. Ковалев, познакомившись с Зиновьевой, длительное время встречался с ней. Впоследствии Зиновьева стала отказываться от встреч с Ковалевым, в связи с чем последний начал систематически преследовать ее, угрожать избиением. Обо всех этих фактах Зиновьева не раз заявляла в милицию. Однажды, когда Зиновьева находилась дома с двумя малолетними братьями, Ковалев в нетрезвом состоянии стал стучать и ломиться в дверь ее квартиры, выкрикивая угрозы зарезать ее. Сначала Зиновьева звала на помощь, но, видя, что ее никто не слышит, а Ковалев уже выломал филенку двери, она взяла висевшее на стене охотничье ружье и дважды выстрелила в Ковалева через пролом в двери. Ковалев был убит.

Дайте правовую оценку изложенному. Имеется ли в этом случае основание для применения ч.1 ст. 108 УК?

2.4. Дважды судимый Ищенко, находясь в местах лишения свободы, дал клятву убить Иванова и Сидоренко, давших обвинительные показания в ходе судопроизводства по уголовному делу в отношении Ищенко.

После отбытия наказания, приехав в город, где проживали Иванов и

Сидоренко, Ищенко пришел к Иванову и, нанеся проникающее ранение в живот ножом, убил его. Через неделю, улучив подходящий момент, Ищенко подкараулил Сидоренко в подъезде дома, где жил последний, нанес ему удар молотком по голове, от чего Сидоренко скончался на месте.

Органы предварительного расследования квалифицировали действия Ищенко по совокупности преступлений по ч.1 ст. 105 УК РФ (убийство Иванова), ч.1. ст. 105 УК РФ (убийство Сидоренко).

Дайте оценку квалификации, данной органами предварительного расследования. Как, по вашему мнению, следовало бы квалифицировать действия Ищенко?

2.5. Самсонов в состоянии сильного алкогольного опьянения спровоцировал драку с Козловым. В темноте он ударил последнего в ногу имевшимся у него ножом и задел бедренную артерию. Ввиду того, что карета «Скорой помощи» прибыла к месту преступления только спустя один час после происшествия, а должной медицинской помощи Козлову не было оказано, последний от обильной кровопотери скончался.

Квалифицируйте действия Самсонова. Изменилось бы ваше решение, если бы Козлов был доставлен в больницу, где ему была бы оказана квалифицированная медицинская помощь и он остался жив?

3*. Изучить материалы судебной практики по теме и подготовить письменную работу с выдержками из судебных решений.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарам и практическомузанятию

Перед выполнением заданий для самостоятельной работы и подготовкой к семинарскомуи практическому занятию студенту рекомендуется внимательно изучить содержание уголовно-правовых норм, объединенных законодателем в главу 16 (ст. 105 – 125) УК РФ, устанавливающих основания и меры уголовной ответственности за преступные посягательства на жизнь и здоровье человека.

При решении задач по данной теме студент должен отдавать отчет в том, что правильная квалификация преступлений против жизни и здоровья определяется не только характером наступивших в результате преступного посягательства общественно опасных последствий для жизни и здоровья потерпевшего, но и субъективным отношением виновного лица к совершенному деянию и его вредным результатам.

Для выполнении третьего задания студентам рекомендуется использование справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант», в которых содержатся материалы судебной практики, как Верховного Суда РФ, так и региональных судебных органов, а также обзоры судебной практики. Кроме того, обзоры судебной и следственной практики можнонайти на сайтах судебных и правоохранительных органов в сети Интернет.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие права и свободы личности охраняются уголовным правом?

2. Что такое вред здоровью?

3. Какой момент считается моментом наступления смерти?

4. Какие виды вреда здоровью установлены законодательством?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники

8.1. – 2, 9.

8.2. – 4.

8.3. –2.

8.4. – 1–4.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.