Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-06-26 | 441 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Еремеева Е.В. учитель истории
МКОУ «СОШ № 16» п. Солнечнодольска
Изобильненского района
Цели урока:
1. Характеризовать итоги Второй мировой войны.
2. Подвести учащихся к пониманию причин, цены победы советского народа в Великой Отечественной войне.
3. Продолжить формирование умений работать с историческими документами.
4. Способствовать воспитанию у учащихся высоких нравственных качеств: гуманизма, патриотизма, гордости за героическое прошлое советского народа.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Учебник Н.В. Загладин, С.Т. Минаков, С.И. Козленко, Ю.А. Петров История России XX - начало XXI века, Москва, «Русское слово», 2013 г., исторические документы по данной теме, мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска.
План урока:
1. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.
2. СССР и страны Запада после победы над Германией.
3. Упрочение правовых начал в жизни народов и создание ООН.
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
· Фронтальный опрос по вопросам темы «СССР в боях за освобождение стран Европы от фашизма».
· Проверка таблицы «Основные битвы Великой Отечественной войны».
II. Изучение нового материала.
Цена победы СССР в Великой Отечественной войне
По своим разрушительным масштабам и потерям Вторая мировая война не знает равных в истории.
Рассказывая о жертвах войны, учитель опирается на цифры, приведенные в учебнике.
Затем учитель обращает внимание учеников на действительно мировой характер войны: в ней участвовало 72 страны с населением, составлявшим 80% населения планеты (при этом нейтральными оставались всего 6 государств); военные действия шли на территории 40 стран.
Важную роль в достижении победы над агрессором сыграли такие страны, как Великобритания, США, Китай; значительной была роль движения Сопротивления в странах как Западной (Франция, Италия, Бельгия и др.), так и Восточной (Польша, Чехословакия и др.) и Юго-Восточной (Югославия, Греция) Европы.
|
Но решающий вклад в победу во Второй мировой войне внес Советский Союз. Большая часть решающих сражений Второй мировой войны произошла на советско-германском фронте.
· Назовите решающие сражения Второй мировой войны произошедшие на советско-германском фронте.
· Учащиеся называют решающие сражения (Московская наступательная операция; Сталинградская битва; битва на Курской дуге; Битва за Днепр, Берлинская операция)
Учащимся предлагается познакомиться с данными таблицы «Потери во Второй мировой войне»
На интерактивной доске появляется таблица «Потери во Второй мировой войне»
Мобилизованные | Погибшие военнослужащие | Раненные в боях | Жертвы среди мирного населения | |
СССР | 20 000 000 | 11 945 000 | 18 000 000 | 13 685 000 |
США | 16 353 750 | 405 500 | 671 750 | |
Китай | 5 000 000 | 1 324 500 | 1 762 000 | До 10 000 000 |
Франция | 5 000 000 | 205 750 | 39 000 | 300 000 |
Великобритания | 4 683 000 | 264 500 | 277 000 | 605 000 |
Югославия | 3 741 000 | 305 000 | 425 000 | 1 355 000 |
Польша | 1 000 000 | 320 000 | 530 000 | 6 028 000 |
Государства-агрессоры
Германия | 10 000 000 | Около 5 000 000 | 10 000 000 | 3 063 000 |
Япония | Нет данных | 1 140 500 | Нет данных | 953 000 |
Италия | 4 500 000 | 262 500 | 4 500 000 | 93 000 |
Румыния | 600 000 | 300 000 | 600 000 | 145 000 |
Венгрия | 350 000 | 147 500 | 350 000 | 280 000 |
Работая с данными таблицы: «Потери во Второй мировой войне» и с данными таблицы «Роль Восточного фронта во второй мировой войне» (стр. 182 учебника) сделайте вывод какой вклад внес СССР в победу во Второй мировой войне.
Учащиеся работают с таблицами и делают выводы.
Советский Союз внес решающий вклад в победу во Второй мировой войне, вынеся на себе основную тяжесть борьбы за освобождение Европы. Всего на советско-германском фронте было разгромлено не менее двух третей сухопутных войск Германии.
Далее учитель предлагает учащимся поработать в группах (класс делится на три группы).
|
I группа работает с документом «Людские потери на советско ─ германском фронте в 1941-1945 гг. Цена победы.
Безвозвратные потери личного состава вооруженных сил, в том числе пограничных и внутренних войск НКВД в 1941-1945 гг., составил 11 440 100 человек. Из них: убито и умерло от ран на этапах, в эвакуации и госпиталях ─ 6 329 600; пропало без вести, попало в плен ─ 4 559 000; не боевые потери (погибло в результате происшествий, несчастных случаев, умерло от болезней и др.) ─ 555 500.
Людские потери Советского Союза во время Великой Отечественной войны, высчитанные методом демографического баланса, были оценены в 27 млн. человек, в том числе потери военнослужащих Вооруженных сил ─ 8 700 тысяч человек.
При проведении мобилизации на освобожденной оккупации территории СССР в Красную Армию вторично было призвано 939 700 военнослужащих, находившихся в плену и на оккупированной территории, а 1 836 000 человек вернулись из плена после окончания войны.
Количество советских военнослужащих, попавших в плен, определяется в пределах 5 750 000 человек, причем основная их масса (3,9 млн. человек) приходилась на первый период войны (июнь 1941-ноябрь 1942 гг.).
II группа работает с документом «Людские потери на советско-германском фронте в 1941-1945 гг. Цена поражения.
Общие людские потери вооруженных сил Германии во Второй мировой войне равны 13 448 000 человек, что составляет 75,1% от числа мобилизованных и 46 % от всего мужского населения Германии на 1939 г., включая Австрию. Из них:
· Демобилизовано из вооруженных сил для использования в военной экономике ─ 2 000 000;
· Демобилизовано из вооруженных сил по ранению и болезни на длительный срок и инвалидов ─ 2 310 000;
· Раненые и больные, находившиеся в госпиталях на конец войны, ─ 700 000;
· Попало в плен ─ 3 357 000.
Безвозвратные людские потери фашистской Германии на советско-германском фронте составили 6 923 700 человек (включая и союзников).
III группа работает с документом «Ленд-лиз в цифрах» (рекомендуется познакомить учащихся с объемом поставок союзников по ленд-лизу, так как это было ощутимой помощью Советскому Союзу в ходе Великой Отечественной войны).
Общий объем поставок в СССР по ленд-лизу составил 11 млрд. 260 млн. 344 тыс. долларов, в том числе 9,8 млрд. долларов из США.
|
Некоторые грузы, поставленные СССР по ленд-лизу в 1941-1945 гг.:
· Из Великобритании: 7400 самолетов; 4292 танка; 5000 противотанковых орудий; 472 млн. снарядов. Продовольствия, медикаментов и заводского оборудования на 120 млн. фунтов стерлингов.
· Из Канады: 1188 танков; автомобили; промышленное оборудование; продовольствие.
· Из США: 14795 самолетов; около 7500 танков; 376 тыс. грузовых автомобилей; 8 тыс. зенитных орудий; 132 тыс. пулеметов; 11156 железнодорожных вагонов. Продовольствия на 1,3 млрд. долларов, дизель-генераторы, обмундирование, медикаменты.
Хотя общий объем поставок составлял примерно 4% валового промышленного производства в СССР, ленд-лизовская техника по отдельным видам вооружений составляла весьма значительный процент. В частности по автомобилям ─ около 70%, по танкам ─ 12%, по самолетам ─ 10%, в том числе морской авиации ─ 29%
Группы делятся между собой информацией полученной из документов и делают вывод какова была цена победы СССР в Великой Отечественной войне.
СССР и страны Запада после победы над Германией.
При изучении раздела нужно стремиться показать учащимся основное противоречие международных отношений первых послевоенных месяцев: с одной стороны, растут разногласия между СССР и странами Запада; с другой стороны, сохраняются союзнические отношения между ними, что позволяет находить компромиссные решения возникающих проблем. В изложении материала можно опереться на текст учебника.
Слушая рассказ учителя, учащиеся отвечают на вопрос: по какой причине отношения СССР с западными союзниками к концу войны оказались омрачены разногласиями? Насколько серьезны они были?
Упрочение правовых начал в жизни народов и создание ООН.
Содержание материала включает в себя три основных вопроса: международное осуждение фашистских преступников; значение итогов Второй мировой войны для изменения системы международных отношений; создание и основные принципы работы Организации Объединенных Наций.
· Используя прием комментированного чтения учащиеся знакомятся с последним вопросом данного урока.
· Заслушивают дополнительные сообщения на темы: «Нюрнбергский процесс» и «Организация Объединенных Наций»
|
· Отвечают на вопрос: какую роль сыграл Нюрнбергский процесс в послевоенной истории?
В итоге учитель предлагает сформулировать итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.
Учащиеся формулируют итог Великой Отечественной и Второй мировой войны:
· Победила антигитлеровская коалиция, СССР отстоял свою государственную независимость.
· Фашизм и нацизм были осуждены как идеологии агрессии, насилия, расового превосходства.
· В Европе и на Дальнем Востоке произошли некоторые территориальные изменения (Польша получила Силезию, СССР ─ Восточную Пруссию, весь Сахалин, Курильские острова).
· Вырос престиж СССР, в Центральной и Юго-Восточной Европе начала формироваться система социалистических государств, находящихся под его контролем.
III. Закрепление изученного материала.
Победа в Великой Отечественной войне была победой народа. Она куплена дорогой ценой: убито, умерло от ран, погибло в плену, замучено не менее 27 млн человек; разрушено 1710 гopoдов, более 70 тыс. сел, около 32 тыс. фабрик ─ не менее одной трети национального богатства СССР (не считая расходов на эвакуацию, восстановление народного хозяйства); деформированы возрастная, половая, семейно-брачная структура (из мужчин 1923 г. рождения осталось в живых всего 3%, сотни тысяч женщин не смогли создать семей, не родились миллионы детей, которые должны были родиться).
Предлагаются вопросы для обсуждения:
· В чем, на ваш взгляд, главные причины победы советского народа в Великой Отечественной войне?
· Каково историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне?
IV. Домашнее задание. Эссе «Подвиг народа бессмертен»
V. Рефлексия «Какие уроки можно вынести из этой войны?»
Литература, источники
1. Алексашкина Л.Н. История Второй мировой войны в школьных учебниках (дидактические аспекты) // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 1. С.30-38.
2. Великая Отечественная война (1941-1945) // Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX в.: 9кл.: Методич. Пособие. М.: «Владос-Пресс», 2001.
3. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. / Гл. ред. М.М.Козлов. М., 1985.
4. История России. 9 класс: поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина и др. Часть II / авт.-сост. Н.Ю. Бухарева. Волгоград: «Учитель», 2008.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!