ГБУ ДПО «ставропольский краевой Институт развития — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

ГБУ ДПО «ставропольский краевой Институт развития

2017-06-26 386
ГБУ ДПО «ставропольский краевой Институт развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГБУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И

ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

«ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ

ИСТОРИИ РОССИИ»: ЦЕНА ПОБЕДЫ СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Сборник методических материалов

Ставрополь, 2016


УДК 37.016:94(47)(072)

ББК 74.266.32

О-75

Авторы – составители:

Н.Г. Масюкова, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО,

С.А. Мамасьян, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных дисциплин ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО,

В.В. Тимченко, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО.

Ответственный редактор: кандидат психологических наук, доцент, ректор ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО Е.В. Евмененко

«Трудные вопросы истории России»: цена победы СССР в Великой Отечественной войне»: сборник методических материалов / Под общ. ред. Е.В. Евмененко. - Ставрополь: ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2016 г. - с. 32.

 

Рецензенты:

И.А. Краснова -доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет».

В.А. Колесников -кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой воспитательной работы, дополнительного образования и технологии ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО.

 

Сборник научно-методических материалов «Особенности освещения «Трудных вопросов истории России» в процессе реализации Историко-культурного стандарта» разработан с целью развития профессиональной компетентности педагогических кадров образовательных организаций Ставропольского края в области содержания и организации образовательного процесса, направленного на формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества.

Материалы сборника содержат методические разработки учителей Ставропольского края по проблеме «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне» и могут быть использованы на уроках истории, при проведении занятий элективных курсов, внеклассных мероприятий.

Материалы публикуются в авторской редакции. Ответственность за содержание материалов, включенных в сборник, несут их авторы.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Масюкова Н.Г. Преподавание истории в условиях реализации требований Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории

Грибченко Н.А. Помни, не забудь!

Еремеева Е.В. Итоги Великой Отечественной войны

Костина О.В. Причины, цена и значение великой победы

Савина Н.В. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне

ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Масюкова Н.Г., заведующий кафедрой

гуманитарных дисциплин

СКИРО ПК и ПРО

30 октября 2013 г. на расширенном заседании Совета Российского исторического общества была утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (далее - Концепция). Концепция разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина: «Возможно, стоит подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого. И, конечно, нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Добавлю, что учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком (я с этого начал) и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований. Это должно быть обязательным требованием ко всем учебным материалам. Правильно, если к созданию общероссийского учебника истории будут привлечены специалисты не только Минобразования, но и Российской академии наук, а также двух старейших российских общественных объединений, которые сейчас возобновляют свою деятельность, – имею в виду Историческое и Военно-историческое общества» [1].

Кроме того, необходимость создания Концепции и разработки нового учебно-методического комплекса по истории России диктовались возросшими требованиями к качеству исторического образования, возросшим общественным интересом к событиям прошлого, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний. Руководителем Рабочей группы разработчиков Концепции был избран Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин. Научным руководителем группы стал директор Института всеобщей истории Российской академии наук, Сопредседатель Российского исторического общества академик А.О. Чубарьян. Для подготовки текста Концепции был сформирован авторский коллектив под руководством члена Совета Российского исторического общества, директора Института российской истории Российской академии наук Ю.А. Петрова. Проект Концепции прошел широкое научное и общественное обсуждение, после чего был утвержден Российским историческим обществом.

На основе Концепции были разработаны и представлены на экспертизу завершенные предметные линии учебников истории России, методические пособия для учителя, а также электронные формы учебников. Оценивали учебники истории России ученые Российской академии наук и преподаватели ведущих университетов, школьные учителя, представители музеев, архивисты. Они проверили насколько содержание учебника способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности, а изложение материала отражает преемственность периодов истории России, ее особенности, место и роль России в мировой истории, историю населяющих ее народов и культур, историю регионов. Кроме того учебники необходимо было написать грамотным русским языком, насыщенным образами культуры.

15 мая 2015 г. на заседании научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации были озвучены результаты историко-культурной экспертизы учебников истории России.

Совет в составе представителей Российского исторического общества, Российской академии образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования рассмотрел результаты экспертизы, предоставленные Российским историческим обществом, и рекомендовал включить в федеральный перечень линейки учебников по истории России издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово». Итоги научной историко-культурной экспертизы учебников истории России были представлены на заседании Научного совета по учебникам при Минобрнауки России. По его результатам подготовлен и утвержден Приказ Министра образования и науки России от 8июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253".

Была проведена научная историко-культурная экспертиза и уже существующих учебников истории России, которые входили в федеральный перечень учебников, однако ни один из них не получил положительное экспертное заключение. На основании пункта 25 Порядка формирования федерального перечня учебников были исключены 37 учебников истории России из федерального перечня из-за их несоответствия Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

Учебники по истории России, которые исключили из федерального перечня, могут использоваться в течение 5 лет с момента вступления в силу действий Приказа Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576. Преподавание по ним может осуществляться, но с учетом требований Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

При организации работы в соответствии с положениями Концепции следует учитывать рекомендации Министерства образования и науки РФ, сформулированные в письме № 08-1345 от 26 августа 2015 г. о мероприятиях, осуществленных в рамках реализации Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Согласно содержанию указанного письма, Минобрнауки России совместно с Российским историческим обществом:

обеспечена синхронизация содержания учебных курсов по отечественной истории и истории зарубежных стран на уровнях основного общего и среднего общего образования;

обеспечен учет положений историко-культурного стандарта при разработке примерных основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, которые прошли широкое профессиональное и общественное обсуждение, по результатам экспертизы одобрены федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию и включены в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru);

организована работа по приведению в соответствие с Концепцией содержания контрольных измерительных материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

В письме органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования рекомендуется:

обеспечить комплектование фондов библиотек образовательных организаций учебниками и учебными пособиями в строгом соответствии с действующим федеральным перечнем учебников и Концепцией;

обеспечить реализацию права учителей истории на дополнительное профессиональное образование (в том числе на освоение программ повышения квалификации) с учётом требований Концепции.

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт (далее - ИКС), содержащий принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. ИКС представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин. В связи с этим каждый раздел ИКС снабжен перечнем основных исторических источников.

Историко-культурный стандарт сопровождается списком «трудных вопросов истории России», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании. С целью повышения качества преподавания истории России в общеобразовательных организациях Ставропольского края кафедрой гуманитарных дисциплин ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО подготовлен научно-методический сборник «Особенности освещения «Трудных вопросов истории России» в процессе реализации Историко-культурного стандарта». В первом разделе сборника учеными ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» освещаются двадцать «трудных вопросов истории России» с точки зрения современных научных подходов. Во втором разделе представлены методические разработки учителей Ставропольского края (ставших победителями конкурсов, организованных ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО), раскрывающие методические аспекты преподавания «трудных вопросов истории России».

Литература, источники.

1. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс] URL:http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii.html (сайт Российского исторического общества)

«ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РОССИИ»: ЦЕНА ПОБЕДЫ СССР В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

ПОМНИ, НЕ ЗАБУДЬ!

Грибченко Н.А., учитель истории

МОУ «Гимназия № 9 г. Буденновска»

Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками, и все же Великая Отечественная война 1941-1945 гг., навязанная германским фашизмом, занимает особое место в истории нашего государства. Она явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил Советского Союза, самой суровой проверкой боевых качеств Советской Армии и Военно-Морского флота. Все народы СССР самоотверженно защищали свой общий дом, свою Родину.

Много времени прошло после окончания Великой Отечественной войны. Однако не прекращаются попытки исказить правду об этой войне. Это делается для того, чтобы умалить решающую роль СССР в победе над фашизмом. Поэтому очень важно сохранить и передать память о тех грозных событиях молодому поколению.

Цели и задачи внеклассного мероприятия:

· повысить интерес учеников к предмету;

· пропагандировать исторические знания, формировать мировоззрение учеников, их национальное самосознание;

· рассматривать актуальные события отечественной и всемирной истории:

· способствовать развитию творческих способностей школьников:

· расширение и углубление исторических знаний, полученных на уроке, изучение краеведческого материала.

Характер внеклассной работы позволяет организовать деятельность учеников по интересам, способствует развитию индивидуальных способностей, инициативы и самостоятельности в познании исторического материала, создает условия для более полной реализации их потенциала, для формирования интеллектуальных и практических умений за счет работы в библиотеках, музеях, архивах, интернет-ресурсах.

На скрипке исполняется печальная еврейская мелодия.

Ученик:

Над Бабьим Яром памятников нет,

Крутой обрыв,

Как грубое надгробье.

Мне страшно.

Мне столько лет сегодня,

Как самому еврейскому народу.

1-й ученик:

В годы Второй мировой войны (1939-1945) нацисты истребили на территории Германии и других стран Европы 6 миллионов евреев, уничтожили тысячи еврейских общин. Это было самое трагичное время за всю историю еврейского народа. Убивали не только евреев. Жертвами фашистского террора стали представители и других народов, в том числе и - Советского Союза. Но тотальное уничтожение касалось только еврейского народа.

1-я ученица: Сознаем ли мы в полной мере причины того, что убийство человека человеком достигло сегодня значительных масштабов? Мир холокоста существует и сейчас и это не только еврейский вопрос. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа. Понять причины фактов массового уничтожения людей, осмыслить мировую историю в XX в., остановить фашизм, который возрождается, невозможно без знания истории холокоста.

2-й ученик: Холокост (от Holocaust, что по-гречески означает «сожжен целиком») ─ означает гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе систематического преследования и уничтожения нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных территориях в 1939-1945 гг.

2-я ученица: Трагедия холокоста ─ это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Разговор о катастрофе, которая постигла еврейский народ в годы Второй мировой войны,- это разговор о проблемах современной цивилизации.

3-й ученик: Мы хотим рассказать о жизни людей еврейской национальности в те страшные годы. Программа уничтожения евреев реализовывалась поэтапно. Вспомним, как это было.

Открывает календарь.

4-й ученик: В ноябре 1918 г. закончилась Первая мировая война. В соответствии с Версальскими соглашениями, Германия утратила 12 % своей территории, большую часть угольной и сталелитейной промышленности и надеялась возвратить жизненно важные ресурсы, развязав новые военные действия. Расформирование воинских частей привело к массовой безработице.

В 1932 г. к власти пришла Национал-социалистическая рабочая партия Германии (нацисты), а в 1933 г. ее лидер Адольф Гитлер был назначен канцлером Германии. Воспользовавшись, как предлогом, общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер всячески пропагандировал расистскую теорию, открыто выступая против евреев, обвиняя их за поражение Германии в Первой мировой войне, в распространении коммунистических идей, стремлении разрушить демократические режимы в Европе.

5-й ученик: В книге «Моя борьба» («Mein Kampf»), опубликованной в 1923 г., Гитлер утверждал, что евреи не способны к продуктивной деятельности, не могут создать своего государства, а потому используют творческую энергию других наций. Они якобы поставили перед собой цель поработить наиболее активные народы. Гитлер провозгласил беспощадную борьбу против евреев, выступив за чистоту немецкой (арийской) расы и считая себя призванным спасти мир от «еврейского засилья». В скором времени он переходит от ограничения прав евреев к их вытеснению из общественной, политической и экономической жизни Германии, а чуть позже - к физическому уничтожению.

3-я ученица: 1 апрелем 1933 г. датируется первый официальный бойкот евреев - собственников магазинов, юристов, врачей. Выдвигалось требование исключить еврейских учеников и студентов из школ и университетов, усилилась антисемитская пропаганда. 14 ноября 1935 г. нацисты приняли Положение о национальном гражданстве: в юридическом документе впервые было сформулировано, кто является евреем и определен статус метисов. Были запрещены смешанные браки между евреями и метисами во втором поколении.

6-й ученик: 7 ноября 1938 г. еврейский юноша по имени Гершель Гриншпан застрелил фон Рета, второго секретаря немецкого посольства в Париже. Родителей Гриншпана за 2 недели до этого выгнали из Германии. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии прокатилась волна погромов. Во время этой вакханалии были сожжены дотла 267 синагог и около 1000 магазинов и домов евреев. Было арестовано до 30 тыс. евреев. Битое стекло, которое усеяло тротуары по всей стране, дало название погрому ─ «ночь битого хрусталя».

4-я ученица: Это произошло на глазах у всего мира, который ничего не сделал для того, чтобы защитить евреев

Ученики читают стихи Людмилы Титовой.

5-я ученица:

Я исходила вдоль и поперек

Людскую душу в дни смертей и плена,

Я заглянула в каждый уголок,

Где боль жила, где верность, где измена.

Я открывала душу наугад,

Война и плен пытали наши силы,

Так половодье роет берега

И размывает клады и могилы.

7-й ученик:

Никто не верил слухам о беде,

Всю ночь кошмарил город, и в кошмаре

Рождался новый, трудный день

И задыхался в копоти и гари.

Над городом стояла тишина,

Стеной стояли серые солдаты,

И чья-то участь в этот день проклятый

Была бесповоротно решена.

8-й ученик: После того как Польша была захвачена нацистами в 1939 г., в их кровавых руках оказалось свыше 2 миллионов евреев. Гитлер рассматривал варианты создания еврейских резерваций в районе Люблина или на о. Мадагаскар в Индийском океане. 21 сентября 1939 г. был издан приказ шефа РСХА Гейдриха о создании в городах близ железнодорожных станций специальных еврейских кварталов(гетто). Туда же должны были переселяться евреи из сельской местности. Первое гетто было создано в октябре 1939 г.

Кадры из фильма «Список Шиндлера» - сцены гетто.

6-я ученица: В конце 1940 г. нацисты организовали самое большое гетто в Европе для 500 тыс. евреев. Но площадь этого гетто составляла всего 4,5 % городской территории. Здесь царили голод, нищета, болезни, эпидемии. И главное стремление нацистов - быстрее, быстрее! Не дать миру опомниться! Однако даже такие темпы уничтожения евреев их не устраивали. Слишком медленно, необходимы новейшие технологии для уничтожения миллионов людей, чтобы скрывать следы преступлений. 20 января 1942 г. в предместье Берлина, Ванзее, был вынесен приговор всему еврейскому населению Европы.

9-й ученик: Из протокола совещания в Ванзее: «Начальник полиции безопасности СД обергруппенфюрер СС Гейдрих сообщил в начале совещания, что рейхсмаршал Геринг назначил его на должность уполномоченного по подготовке окончательного решения еврейского вопроса в Европе». В процессе осуждение еврейского вопроса принимался во внимание тот факт, что в Европе проживало 11 миллионов евреев. На востоке евреи должны были использоваться как рабочая сила, большими рабочими колоннами (отдельно мужчины и женщины) трудоспособных евреев нужно было перевести в те области, где их можно использовать на строительстве дорог. Предполагалось, что большая часть их вымрет в результате естественного отбора.

7-я ученица: Для полного уничтожения евреев на территории Польши (в Хелмно, Собибори, Майданеке, Треблинке, Белжице, Освенциме) создали лагеря смерти. Главным из них стал лагерь уничтожения Аушвиц-Биркенау, построенный возле города Освенцим. Здесь впервые в истории человечества стали использовать газовые камеры для массового уничтожения людей. За годы войны в них погибло 1,5 миллиона человек, в том числе свыше 1 миллиона 100 тысяч евреев из 27 стран. Настоящая индустрия смерти!

Звучит мелодия скрипки.

10-й ученик:

Я там играл,

Был избран в музыканты оркестра смерти.

Каждый день играл идущим в душегубки, в ничто.

Оттуда нет пути назад.

Лишь трупы вывозят в крематорий.

Теперь уж некуда бежать, теперь уж нечего бояться,

Но и мелодия, она все крутится в мозгу.

(Г. Лейба. Скрипач из Аушвица)

8-я ученица: Прочитайте уникальный дневник пятнадцатилетней Анны Франк, одной из заключенных Освенцима. Ее семья бежала из Германии в Голландию. Прячась от нацистов, девочка вела дневник. Она погибла в лагере.

9-й ученик: Известный варшавский педагог Януш Корчак погиб в гетто вместе со своими воспитанниками из детского дома. До последней минуты он вел с детьми уроки. Читал, рисовал, играл с ними и танцевал. Ему предлагали жизнь. Детей ─ в камеру, ему ─ свободу. Он отказался. И пошел на смерть вместе со своими учениками. Так умирают святые.

10 –й ученик (перелистывает страницу календаря): год 1941, июнь. Гитлер напал на Советский Союз. На тот момент в СССР проживало около 5 миллионов евреев. Символом уничтожения советских евреев стал Бабий Яр, что на окраине Киева. В городе появились объявления «о переселении». Утром 29 сентября 1941 г. через весь город шли десятки тысяч людей с чемоданами и узлами. Везли больных и пожилых родственников. Несли на руках грудных детей. Только в один этот день в Бабьем Яру, как сообщалось в отчете зондеркоманды 4-а, были расстреляны 33 771 человек. Расстрелы продолжались несколько дней. По оценкам исследователей, всего в Бабьем Яру погибло около 150 тысяч евреев.

11-й ученик:

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят…

Нет, этого я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети,реки,

И в ярости рыдала мать - земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес…

12-й ученик:

Над Бабьим Яром шелест диких трав.

Деревья смотрят грозно,

по-судейски.

Все молча здесь кричит,

и шапку, сняв,

Я чувствую, как медленно седею.

И сам я, как сплошной беззвучный вопль,

Над тысячами тысяч погребенных.

Я - каждый здесь расстрелянный старик.

Я - каждый здесь расстрелянный ребенок.

Ничто во мне про это не забудет!

13-й ученик: На Ставрополье оккупационный режим просуществовал чуть более 5 месяцев. Свыше 31 тыс. человек мирных советских граждан уничтожили гитлеровцы на Ставрополье.

Документ. «Отделение гестапо в г. Пятигорске помещалось на Советском проспекте в доме № 57… Над входом надпись: «Входящий - оставь надежду, выходящий - не радуйся»… Вот дверь, к которой со двора подходила немецкая «пекарня». Это большая грузовая машина… В коридоре слышны вопли женщин и детей. Рахим (один из гитлеровских пособников) раздевает их донага и вталкивает их в машину. Помещается туда 30-35 человек. Затем дверь «пекарни» плотно закрывается. Офицеры вынимают часы и заглядывают под машину. Шофер включает небольшой мотор, помещенный позади кабинки, под кузовом.

В машине раздаются душераздирающие крики. Удушаемые газом жертвы бьются о стенки кузова, царапают ногтями железо, машина вздрагивает от конвульсий трех десятков человеческих тел. Крики так страшны, что даже некоторые из офицеров затыкают уши… Наконец все стихает… Шофер выключает мотор… Офицеры смотрят на часы. Всего 7 минут. Замечательно! Гуманно».

14-й ученик: Хроника фашистских преступлений:

· 5,7 и 10 августа немцы умертвили в душегубках 660 больных психиатрической больницы г. Ставрополя;

· 12 августа. Собрав под предлогом переселения 3,5 тыс. евреев, гестаповцы перевезли их на окраину Ставрополя, в район аэродрома, и расстреляли. Всех. Стариков, женщин, детей;

· В ночь на 14-15 августа была уничтожена вторая группа евреев в количестве 500 человек. Среди погибших профессора мединститута Я.Г. Замковский, Я.С. Шварцман, Н.М. Бесчинская, Р.И. Полонская и другие.

15-й ученик: В городе Буденновске оккупация продолжалась с 6 августа 1942 г. по11 января 1943 г. Вначале гитлеровцы расстреляли 400 евреев, а затем последовали расправы над всем остальным мирным населением. Городское гестапо, располагавшееся по ул. Пушкина, 52, приобрело печальную известность на весь район. В его застенках были замучены сотни патриотов. Среди них партизанская разведчица Дора Карабут, сестры Наталья и Анна Антоновы, расстрелянные как члены семьи партизан. После отступления немцев на территории гестапо обнаружили 72 трупа. Позднее были найдены захоронения за аэродромом (1628 человек) и в городском саду (42 человека).

16 ученик: Евреи всех оккупированных стран подлежали регистрации, им вменяли в обязанность носить нашивки с шестиконечными звездами, платить контрибуцию.

Мне желтую звезду-

Кленовый ломкий лист-

Вручает на ходу

Сентябрь-авангардист.

Еврейский новый год

В один из этих дней

Закружит хоровод

Невидимых теней.

О, праведнейший Лот,

Не оглянись назад!

Там, за спиною, залп

И пламени язык,

Взгляни ─ и станешь столп,

И превратишься в крик.

Тебе дано сполна

По праведным делам,

Но там твоя жена,

И ваши дети там.

(Гелий Аропов)

Инсценировка по рассказу Г.П.Рихтера «Желтая шестиконечная звезда».

17-й ученик: После войны был открыт Институт памяти жертв нацизма и героев Сопротивления «Яд Вашем», в 1962 г. там открыли аллею Праведников в память о погибших.

Весной 1945 г. закончились ужасы войны (ученик закрывает последнюю страницу календаря). Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе 6 миллионов евреев. Треть еврейского населения было стерто с лица земли. И сегодня мы почтим память жертв холокоста минутой молчания.

Звучит скрипка. Дети зажигают свечи памяти.

18 ученик: Вы нас, возможно, спросите: почему именно сейчас, когда прошло семь десятилетий, Когда мир и так напряжен, наэлектризован и агрессивен и столько новых проблем, мы снова говорим о Холокосте?

Почему говорим сейчас, когда тысячи людей гибнут по воле безумца, или безумцев, разрешивших себе вершить судьбу ни в чем не повинных людей. Почему снова─ о Холокосте? Очень хочется, чтобы вы поняли: Холокост ─ это общечеловеческая трагедия, Холокост ─ это апофеоз зла… И нам сегодня крайне важно понять его источники. Рассказывая вам о том, как гибли люди, мы говорим: «Ты запомни их глаза. Ты подумай, может, они могли стать большими музыкантами, художниками, физиками, просто красивыми людьми. И никто не предоставлял право одному лишать жизни другого только по расовым или национальным признакам?». Наш долг и обязанность – помнить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости. Мы – это и вы, любой и каждый из нас!

Литература, источники.

1. «Великая Отечественная война. Цифры и факты». Под редакцией Г.Ф. Кривошеева, - М.: Просвещение, 1995.

2. «Святой Крест». Исторический очерк, - Кавказская здравница, 1999 г.

3. «Ставрополье в период немецко- фашистской оккупации (август 1942- январь 1943 г)»: документы и материалы / сост. В. А. Водоложская, - Ставрополь, 2000.

 

Литература, источники

1. Алексашкина Л.Н. История Второй мировой войны в школьных учебниках (дидактические аспекты) // Преподавание истории и обществознания в школе. 2001. № 1. С.30-38.

2. Великая Отечественная война (1941-1945) // Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX в.: 9кл.: Методич. Пособие. М.: «Владос-Пресс», 2001.

3. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. / Гл. ред. М.М.Козлов. М., 1985.

4. История России. 9 класс: поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина и др. Часть II / авт.-сост. Н.Ю. Бухарева. Волгоград: «Учитель», 2008.

 

Лист работы на уроке

Задание 1

На основании текста учебника и источника выделите упомянутые авторами факторы Победы СССР в Великой Отечественной войне

1. Какой фактор автор считает главным?

2. Согласны ли вы с его мнением об источниках победы?

3. Аргументируйте свою точку зрения.

Задание 2

Используя источники и текст учебника, определите цели гитлеровский Германии и значение победы СССР в Великой Отечественной войне.

Вариант ответа учащихся

Цели Германии:

1. уничтожить государство… Колониальные задачи!

2. Борьба двух идеологий

3. Уничтожить целые народы

Значение Победы:

1. Сохранение целостности государства

2. Демократические свободы

3. Сохранение своих ценностей

4. Сохранение народов СССР

 

Ожидаемый результат

Предметные УУД:

· Осознанность, системность и мобильность полученных знаний.

Метапредметные УУД:

· использование при решении нестандартных заданий причинно-следственных связей, умение связать изучаемый материал с практикой и жизнью.

Личностные УУД:

· формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.

План урока:

І. Организационный момент

II. Мотивационный этап ( Значение Победы в Великой Отечественной войне для России, мира)

III. Актуализация знаний (Причины Победы).

IV. Организация практической части урока (Ставрополье в годы Великой Отечественной войны, Судьба моей семьи в годы ВОВ.)

V. Этап подведения итогов урока (рефлексия)

VI. Инструктаж домашнего задания

II. Мотивационный этап Слово учителя:

В результате Берлинской операции был завершен разгром немецко-фашистской армии. 2 мая над Рейхстагом было водружено знамя Победы, а 9 мая, а пригороде Берлина Карлхосте подписан Акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. Длившаяся 1416 дней борьба советского народа за свою свободу и независимость окончилась полной Победой.

Задание: «В чем значение Победы в Великой Отечественной войне для страны, мира?»

При обсуждении вопроса целесообразно использовать видеофильм (2-3 мин) о людских и материальных потерях, понесенных нашей страной в ходе Великой Отечественной войны.

Старшеклассники называют свои версии значения Победы для человечества:

Советский союз сыграл решающую роль в разгроме гитлеровской Германии. Эта победа оказала огромное влияние на все послевоенной развитие общества, была спасена мировая цивилизация, оказана помощь народам Европы в освобождении от фашистской тирании. Гитлеровская Германия стремилась разгромить СССР, захватить материальные ресурсы и богатства страны и в дальнейшем установить мировое господство.

III. Актуализация знаний

Задание: «Причины Победы».

Старшеклассники называют такие истоки победы, как:

· мужество, героизм, стойкость, самоотверженность советских людей, которые понимали, что борьба с врагом и победа над ним ─ единственная возможность сохранить жизнь своим родным и любимым, своей Родине;

· единение народов Советского Союза, представителей различных конфессий в борьбе с фашизмом;

· превосходство советской экономики в обеспечении фронта, героическая работа тыла;

· превосходство советского военного искусства;

· партизанское движение как составная часть движения Сопротивления;

· создание и деятельность антифашистской коалиции.

Великая победа, главным источником которой были стойкость и героизм народов СССР, изменила социально-психологическую атмосферу в обществе, сознание людей. Патриотизм, готовность отдать жизнь за Родину были осознанным выбором. Формировались такие качества личности, как инициативность и ответственность, готовность принимать самостоятельные решения.

Литература, источники

1. Данилов А.А. Хрестоматия по истории России XX век. М. 1999

2. Кругов А.И. Ставропольский край в истории России. Ставрополь 2001

3. Коваль Т.В. История России XX век Конспекты уроков для учителя истории М. 2002.

4. Филиппов А.В. История России 1945-2008 гг. Книга для учителя. М. 2008.

5. Шитов Е.В. Элективный курс по истории «Война Германии против Советского Союза»: поиск ответов на проблемные вопросы. М. 2007.

Приложения

Анкета

Уважаемые ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты вместе с родителями. Ваши ответы будут использованы для пополнения информации школьного музея.

1. Ф.И.О. родных, которые участвовали в Великой Отечественной войне? Сколько им было лет?

2. Ф.И.О. родных которые остались в тылу. Чем они занимались? Как сложилась жизнь членов вашей семьи в тылу?

3. Знаете ли вы, какие события для ваши прадедов были самыми важными, самыми радостными, самыми горькими?

4. Какие свидетельства о жизни в тылу сохранились в вашей семье (документы, письма, устные рассказы, вещи…)?

5. Почему вы храните эти свидетельства?

Статистика

Великая Отечественная война в статистических данных:

· Всего на советско-германском фронте было разгромлено не менее 2/3 сухопутных сил Германии. Здесь вермахт потерял свыше 73% своего личного состава, около 75% танков, артиллерии и минометов, свыше 75% авиации.

· Людские потери СССР в войне (Заметим, что вопрос о потерях в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. до сих пор остается дискуссионным. Президент России Д.А. Медведев распорядился подготовить официальный список потерь в годы Великой Отечественной войны.

Сегодня применяется следующая статистика:

· Общие потери ─ около 26,6 млн. погибших;

· Потери Красной Армии (в т.ч. в войне с Японией 1945 г.) ─ 12 млн. чел.

· 5,2 млн. ─ учтенные боевые потери;

· 1,1 млн. ─ умершие от ран в госпиталях;

· 0,6 млн. ─ погибшие от болезней;

· 5,1 млн. ─ пропавшие без вести и попавшие в плен (известно, что 3,3 млн погибли в немецких лагерях для военнопленных);

· Ранение и ожоги получили 15,2 млн. чел.;

· Инвалидами стали 2,6 млн. чел.;

· От бомбежек, репрессий, голода и болезней на оккупированной территории погибло 13 млн. чел.;

· Угна


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.203 с.