Развитие Аристотелем идей философии права — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Развитие Аристотелем идей философии права

2017-06-26 859
Развитие Аристотелем идей философии права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Право - это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму и стабильность. Право, по мнению Аристотеля,- это мерило справедливости, которое регулирует политическое общение.

Аристотель говорил, что самое важное в праве - это осознание, понимание сущности и природы права, закона, государства. Аристотель был убежден, что справедливое и законное должно совпадать. Цель права - это общая польза и общее благо. В своём трактате «Этика» он писал, что право регулирует отношения свободных и равных людей, отношения властвования и подчинения, но отношения между рабовладельцами и рабами не является предметом права. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. «Понятие справедливости, - отмечал Аристотель, - связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения».

Политическое право он разделял как естественное, так и условное.

«Как естественное, так и условное право - явления политические и носят политический характер». «Что касается политического права, писал Аристотель, то оно - частью естественное, частью условное.

Естественное право естественно, потому что оно политично, адекватно политической природе человека и выражает требования и представления о политической справедливости в человеческих взаимоотношениях. «Естественным правом является любое право, которое действует повсеместно и не зависит от того, считают ли его люди действующим или нет». Под условным правом Аристотель подразумевал все то, что в последующем словоупотреблении стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву он относил установления закона и всеобщих соглашений. Причем он говорил о писаном и неписаном законе. Под неписаным законом, тоже относящимся к условному (позитивному) праву, имеются в виду правовые обычаи (обычное право).

В учении Аристотеля и естественное, и условное право различны между собой, но оба относятся к сфере политических явлений и носят политический характер. По поводу соотношения естественного и позитивного права Аристотель считал, что естественное право вступает в силу, когда молчит право, установленное людьми.

Свою позицию он обуславливал тем принципиальным обстоятельством, что под «природой» в вопросе о праве имеет в виду именно политическую природу человека. Человек, согласно Аристотелю, есть по своей природе существо политическое.

Политический характер естественного и условного права он определил их общностью соответствия условного права, праву естественному и необходимостью учета требований политической справедливости при принятии закона, в процессе установления правил условного права.Мыслитель считал, что политический закон должен соответствовать политической справедливости и праву. «Всякий закон, в основе предполагает своего рода право». Следовательно, это право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе. Аристотель считал, что для человека полезно, чтобы тело подчинялось душе, а подверженная аффектам часть души подчинялась разуму. Признание значения разума в человеке заставило его искать аналог в общественной жизни. Таковым признается закон: «закон - это уравновешенный разум».Аристотель подчёркивал, отступление закона от права означало бы отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона, властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права» Он отмечал, что, хотя вся область права и изменяется, однако понятие справедливости в праве может изменяться только определенным образом.Существенным составным моментом политического качества закона являлось его соответствие политической справедливости и праву. «Всякий закон, предполагает своего рода право». Следовательно, это право должно найти своё выражение, воплощение и соблюдение в законе. Политическое правление - это, по Аристотелю, правление закона, а не людей. Разумность закона в интерпретации Аристотеля означает его правильность и правомерность, его соответствие политической справедливости и праву. Закон разумен, поскольку в нем правильно выражена его политическая природа, идея права. «Не может быть делом закона, - властвование не только по праву; но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Общество не может существовать без законов и права: «Человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех...».Его понятие о справедливости, связано с представлением о государстве. Право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения»Подобно политическому праву различные формы политического (государственного) устройства соответствуют принципу справедливости и идее права.«Только те формы государственного строя, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно принципу абсолютной справедливости, правильными. Те же формы, при которых имеется в виду только личное благо правителей, все ошибочны и представляют отклонения от правильных; они основаны на деспотическом принципе, а государство есть общение свободных людей.»Под понятием устройства политического правового государства следует понимать свободу членов политики - правового общения.Тем самым политика (государство) и право являются, по Аристотелю, формами свободы, формами общения свободных людей, но никак не зависимых индивидов, находящихся в деспотическом подчинении или в рабском состоянии. В трактовке Аристотеля общность политических и правовых форм и явлений, противопоставляемых деспотизму, в определённой мере обозначает «правовое государство».Таким образом, в учениях Аристотеля право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. Политическое право - естественное и условное. «Всякий закон, предполагает своего рода право» Различные формы государственного устройства соответствуют принципу справедливости и идее права. Существенным составным моментом политического качества закона являлось его соответствие политической справедливости и праву. Политика (государство) и право являются, по Аристотелю, формами свободы, формами общения свободных людей.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.