Лекция: Методологическая и теоретическая основа исследования. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Лекция: Методологическая и теоретическая основа исследования.

2017-06-25 783
Лекция: Методологическая и теоретическая основа исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция: Методологическая и теоретическая основа исследования.

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования

Понятие методологии

Успех любого исследования во многом определяется методологией научного познания. При выполнении педагогического исследования недопустимо недооценивать методологические проблемы, считая всё это незначительным делом, «отвлекающим» от настоящей работы, подлинной науки. В то же время не следует и преувеличивать значение методологии, считая её более важной, чем тот предмет, к которому её хотят применить, превращая в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный «инструмент» научного открытия («методологическая эйфория»). По мнению Пригожина И. и Стенгерса И., дело в том, что «ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования» (Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986. – С.86).

Что же такое методология? Определимся с сущностью понятий «методология», «методология научного познания», «методология педагогики».

Джегутанов Б.К., Стрельченко В.И., Балахонский В.В., Хон Г.Н. определяют два основных значения понятия «методология» (Джегутанов Б.К., Стрельченко В.И., Балахонский В.В., Хон Г.Н. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – СПб.: Питер, 2006 – С.282):

1) система определенных способов и приёмов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, в политике, в искусстве и т.п.);

2) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Под методологией научного познания в современной научной литературе понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Под методологией педагогики понимают систему знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений (об идейных позициях науки и логике её развития) и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

Главное назначение методологии заключается в выполнении ею регулятивных и нормативных функций. Юдин Э.Г. обращает внимание исследователей на то, что методологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) форме, т.е. в форме предписаний, прямых указаний к деятельности (Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М., 1978).

Вопрос. Научная новизна,

Теоретическая и практическая значимость исследования

Научная новизна

Каждое общество имеет науку, соответствующую уровню его цивилизационной развитости. (Перефразировав можно сказать, что каждый исследователь имеет научную разработку, соответствующую его уровню подготовленности).

Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Понятие «научность» предполагает прежде всего открытие законов,постижение сущности изучаемых явлений!!

Как правило, этот раздел строится в следующих формулировках:

· разработаны (например, основы чего-то);

· раскрыты (состав и структура чего-либо);

· обоснованы (положения о...);

· определены (педагогические условия...);

· выявлены (совокупность чего-либо);

· установлены (критерии) и т.д.

Новизна может быть следующей (виды предложены Лебедевым О.Е.):

· установлены и описаны новые педагогические факты;

· раскрыто содержание новых понятий, отражающих ранее не изученные явления;

· выявлены новые существенные признаки известных научных понятий;

· установлены новые закономерности, причинно-следственные связи;

· выявлены (разработаны, обоснованы) новые способы деятельности (педагогической, управленческой, исследовательской и т.д.);

· обоснована концепция, создающая теоретическую основу для решения важной практической задачи;

· обоснована теория, позволяющая объяснить сущность и прогнозировать развитие сложных процессов в сфере образования (воспитания).

Также в качестве новизны могут выступать:

· разработанные и экспериментально апробированные модели;

· выявленные в ходе эксперимента организационно-педагогические условия.

В историко-педагогических исследованиях в качестве новизны могут выступать:

· выявленные предпосылки становления;

· основные факторы и этапы развития исследуемого явления;

· особенности содержания и организации образовательного процесса в том или ином типе учебного учреждения и.т.


Лекция: Методологическая и теоретическая основа исследования.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.