Методологическая основа исследования — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Методологическая основа исследования

2017-06-25 1621
Методологическая основа исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Методологической основой исследования выступают общенаучная и частнонаучная (конкретнонаучная) методология исследования.

Общенаучная методология представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

Частнонаучная (конкретнонаучная) методология – это совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии. Например, проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях.

Так, общенаучная методология может быть представлена системным подходом. Онотражает общую связь и взаимообусловленность процессов и явлений окружающей действительности. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Такой подход требует реализации принципа единства педагогической теории и практики. Педагогическая практика является критерием истинности знаний и источником новых фундаментальных проблем, требующих теоретического исследования. Теория даёт основы для выбора оптимальных и эффективных практических решений, а также разрабатывает новые концепции и модели, нуждающиеся в экспериментальной практической проверке.

И. В. Блауберг и Э. Г. Юдин системный подход определяют как методологическую ориентацию исследования, основанную на рассмотрении объектов изучения в виде систем, то есть совокупностей элементов, связанных взаимодействием и, в силу этого, выступающих как единое целое.

В. А. Сластёнин системный подход в педагогических исследованиях определяет как «учёт всех элементов педагогической системы, изменений системы в целом или покомпонентно, вследствие обусловленного требованиями исторического развития общества и научно-технического прогресса, совершенствования хотя бы одного из них, а также учет действия многочисленных внешних и внутренних факторов и условий функционирования системы».

В педагогическом исследовании системный подход реализуется через совокупность научных принципов. Только при соблюдении и сочетании соответствующих принципов может быть обеспечена строгая научность и достоверность в исследовании. Принципами системного подхода могут быть:

- принципы познания и требования исследовательской деятельности /Они соединяют теорию и практику, дают практике научно обоснованные ориентиры. Разница между общим принципом познания и требованием в том, что принцип имеет более глубокое и развёрнутое научное обоснование и носит более обобщённый характер. Общий принцип познания как основное правило всегда обязателен для исполнения в ходе исследования. Конкретные требования, как правило, вытекают из того или иного принципа, но их использование во многом диктуется особенностями ситуации, допускается даже невыполнение каких-то требований с учётом конкретных обстоятельств/;

- принцип развития /Действительно, если все в мире находится в движении, изменении, то для того, чтобы познать то или иное педагогическое явление, нужно изучить процесс его качественного (количественного) изменения/;

- принцип единства / Он имеет множество проявлений, обусловленных целым рядом причин, позволяющих использовать их в исследовании, а именно: наличие разных точек зрения на единство действительности (монистической, плюралистической); различных планов (онтологического, методологического, когнитологического, семиотического); различных ракурсов (статического, динамического, эволюционного); различных аспектов (субстанционального, атрибутивного, реляционного) и др./;

- принцип объективности / Он требует при исследовании всякого объекта исходить из него самого, а не из нашего мнения о нем. Принцип объективности рассмотрения, используемый в социальном познании, по мнению Ю. В. Ивлиева «включает в себя не только требование исходить из самого объекта, из законов его функционирования и развития и не привносить в него ничего от себя, но и четкого различения материальных и идеологических отношений, объективных и субъективных факторов, общественного бытия и общественного сознания, признание материальных, объективных факторов (отношений), общественного бытия в качестве определяющего, первичного, а духовных, идеологических отношений, явлений общественного сознания – в качестве вторичных, обусловливаемых материальной жизнью людей, их экономическими отношениями»/;

- принцип всесторонности /Всесторонность исследования определяет направление или направления научного поиска/;

- принцип системности /Предполагает, что всякий предмет исследования рассматривается во взаимосвязи всех его элементов и в его внешних связях/.

В рамках принципа системности целесообразно использование трех типов анализа, предложенных (Ю. М. Резником и Е. С. Фёдоровым): системно-структурного; системно-функционального; системно-динамического.

Так, системно-структурный анализ предполагает несколько последовательных процедур: выяснение состава системы; определение связей между частями системы; определение степени сложности системы; сравнение данной системы с другими системами по признакам изоморфизма (структурного сходства систем при совпадении элементарного состава).

В свою очередь, системно-функциональный анализ предполагает рассмотрение взаимодействия частей педагогической системы с точки зрения их роли в её сохранении и воспроизводстве. Данный анализ включает в себя следующие процедуры: определение главной (основной) функции системы; указание частных функций системы (подфункций), то есть тех функций, которые реализуются отдельными частями системы; установление уровня и характера функционального единства и функциональной иерархии частей системы; обнаружение дисфункций системы и определение способов их нейтрализации; характеристика механизмов регуляции системы и др.

И наконец, системно-динамический анализ нацеливает на изучение механизмов развития и изменения исследуемого историко-педагогического явления. Процедурами данного анализа являются: анализ причин возникновения и предпосылок развития педагогического явления; анализ основных тенденций и закономерностей развития педагогического явления; установление оптимальных критериев (параметров) развития историко-педагогического явления.

Примером конкретно-научной методологии исследования может служить, например, аксиологический подход.

Аксиологический подход – основание новой методологии педагогики. Он присущ гуманистической педагогике, которая рассматривает человека как высшую цель общества и самоцель общественного развития. Аксиологический подход предполагает, что одна из важнейших задач педагогики – это изучение отношения к человеку как субъекту познания общения и творчества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, рассматриваясь как основное средство гуманистической сущности человека.

Смысл аксиологического подхода можно раскрыть через систему аксиологических принципов:

- равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;

- равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционным и новаторским;

- экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничества вместо мессианства и индифферентности.

Также к конкретно-научной методологии исследования можно отнести личностный, деятельностный, культурологический и др. подходы.

Личностный подход – ориентация при конструировании и реализации педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития творческого потенциала и способностей человека, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход – рассмотрение деятельности как основы, средства и решающего условия развития личности. Уже во время обучения необходимо в меру возрастных особенностей вовлекать детей в разнообразные виды деятельности (познание, труд, общение), организовывать полноценную в социальном отношении жизнедеятельность детей.

Личностный и деятельностный подходы составляют основу методологии гуманистической педагогики.

Культурологический подход рассматривает культуру как универсальную характеристику деятельности, социальную среду и направленность её ценностных типологических особенностей.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.