Формирование у школьников готовности к социальным отношениям. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Формирование у школьников готовности к социальным отношениям.

2017-06-25 528
Формирование у школьников готовности к социальным отношениям. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитание культуры демократических отношений высту­пает в качестве важной педагогической задачи в этой связи. Ее суть — в спо­собности ребенка вступать в разнообразные связи на основе норм и ценностей, отражающих уровень развития общественных отношений. Основными направлениями деятельности, обеспечивающей решение этой задачи, являются:

- формирование политической грамотности, выражающей­ся в наличии у учащихся знаний истории, различных по­литических учений, политологии и умении ориентиро­ваться в системе политических взглядов и отношений;

- стимулирование политических действий учащихся в структуре ученического самоуправления и детских орга­низаций;

- создание условий для подготовки к участию в политичес­кой деятельности.

В духовной области — это формирование нравственной по­зиции во взаимодействии с людьми, определение своего отно­шения к религии, проба сил в гуманистических поступках, оп­ределение своих возможностей в эстетической деятельности. Основным регулятором этих отношений является нравствен­ность ребенка, те моральные нормы, которые интериоризированы и определяют его поведение в различных ситуациях.

Одной из задач воспитания является формирование здоро­вого образа жизни, который предполагает рациональное пита­ние, рациональную организацию учебного процесса, труда и отдыха, сформированность устойчивого отрицательного отно­шения к вредным привычкам. Важным компонентом здорово­го образа жизни в школьные годы, в период развития и форми­рования организма являются регулярные занятия физической культурой и спортом.

В экономической области учащиеся апробируют свои про­фессиональные возможности (профессиональные пробы), а так­же осваивают различные роли в системе рыночных отношений (предприниматель, акционер, организатор, рядовой участник производства и т.п.).

Приоритетной задачей в экономическом воспитании явля­ется формирование конкурентоспособной личности, т.е. овла­дение молодым человеком определенным способом поведения в реализации своих притязаний за право занять более значи­мое для него место в обществе.

К компонентам конкурентоспособной личности относятся: экономическая грамотность, профессиональная мобильность, творческая активность, психологическая подготовленность.

Основными направлениями социального воспитания по фор­мированию конкурентоспособной личности являются: форми­рование специальных социальных знаний (экономических, юридических, психологических); включение учащихся в реше­ние социальных проблем; стимулирование социального само­тестирования и самоанализа своих потенциалов. Профессио­нальное самоопределение является частью экономического вос­питания и предполагает вхождение человека в определенную сферу трудовой деятельности на основе собственного волеизъ­явления.

Социально-правовые основы, структура, функции школьного самоуправления.

Самоуправление — автономное функционирование ка­кой-либо организационной системы (подсистемы), правомочное при­нятие ею решений по внутренним проблемам, включение исполните­лей в процессы выработки решений.

Самоуправление — это часть педагогического процесса, развиваемая педагогами на основе социальных, правовых и этических принципов.

Базовая модель школьного самоуправления включает четыре подсистемы: педагогическую, ученическую, родительскую и сис­тему соуправления педагогов, учащихся и родителей. Данные под­системы реализуются на всех уровнях (класс, параллель, школа).

Тема 5. Содержание и организация жизнедеятельности учащихся в современной школе

1. Понятия «жизнедеятельность», «школьная жизнедеятельность».

2. Основные сферы школьной жизнедеятельности: общение, познание, предметно-практическая деятельность, спорт, игра.

3. Творческие объединения в школьной жизнедеятельности.

4. Клубная и экскурсионная работа в школьной жизнедеятельности.

5. Проектная деятельность в школьной жизнедеятельности.

 

Жизнедеятельность — взаимосвязанная совокупность различных ви­дов работы, обеспечивающая удовлетворение потребности конкретных че­ловека, коллектива, группы с учетом требований и потребностей более ши­рокой социальной среды и всего общества.

Содержательно жизнедеятельность включает ряд сфер, одна из которых — общение.

Общение школьников — обмен духовными ценностями (общеприз­нанными и специфическими для половозрастных ценностных ори­ентации учащихся), который происходит в форме диалога школьни­ка с самим собой как с другим «Я», а также в процессе взаимодей­ствия с другими людьми. Этому обмену свойственны возрастные особенности. Он оказывает как стихийное, так и, в определенной мере, педагогически направленное влияние на становление и жиз­недеятельность человека, группы.

Ведущими воспитательными функциями обще­ния являются:

ü нормативная

ü познавательная

ü эмоциональная

ü актуализирующая

Наряду с общением сферами жизнедеятельности школы как воспитательной организации являются:

· познание (активность, на­правленная на освоение окружающего мира);

· предметно-практи­ческая деятельность (освоение и преобразование предметной сре­ды);

· духовно-практическая деятельность (создание и(или) исполь­зование духовных и социальных ценностей);

· спорт (реализация функционально-органической активности);

· игра (реализация ак­тивности в свободном импровизировании в условиях ситуации)

Школа – воспитательная организация, в которой познание выступает основой жизнедеятельности. Главная задача школы – организация и педагогическое сопровождение процесса познания, ведущим средством достижения которой выступает процесс обучения.

Сфера предметно-практической деятельности предполагает участие в деятельности творческих объединений, экскурсионная и клубная работа на базе школы. В последнее время активное распространение приобрело включение школьников в проектную деятельность, в процесс проектирования собственной школьной жизни, отдельных её направлений, отдельных дел.

Важным направлением организации духовно-практического взаимодействия выступает обеспечение согласия и защищённости членов коллектива.

Игровое взаимодействие (игровое моделирование) включает в себя создание особого пространства жизнедеятельности, в котором школьник готовится к решению жизненно важных проблем и затруднений, «проживая» эти ситуации и способы решения в рамках игровой ситуации.

Школа использует игру преимущественно в рамках учебного процесс. Школа может и должна использовать организационно-ролевые игры: Клуб «Репетитор», «Детские гостиные» и др.

Важным направлением жизнедеятельности школы является физкультурная и спортивная работа. Физическая культура и спорт представляют собой субъективный и объективный аспекты жизни людей, они выступают частью отношений и взаимодействий, складывающихся в той или иной общности, субкультуре, организации.

Физическая культура включает ряд компонентов:

- аксиологический – отражающий ценностно-нравственные, ценностно-эстетические составляющие;

- образовательный – объединяющий знания, умения, навыки, необходимые для приобретения и совершенствования физически культурного образа жизни;

- потребностный – отражающий состояние иерархии мотивационно-потребностной сферы.

Система взаимодействий, складывающаяся в школе как элемент ее жизнедеятельности, - не произвольный набор контактов, а продуманный комплекс природосообразных, социокультурных обусловленных и доступных каждой конкретной школе специально привлекаемых и частично управляемых (конструируемых, моделируемых и т. П.) элементов жизнедеятельности, согласующихся с концепцией школы. Вместе с тем в системе взаимодействий достаточно много стихийного, неуправляемого, и это должно получать своевременный и адекватный отклик.

Жизнедеятельность школы, представленная в сочетании различных сфер, становится основной и средством формирования воспитательного пространства.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.