Тема 3. Школа как адаптер и транслятор влияний факторов социализации — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 3. Школа как адаптер и транслятор влияний факторов социализации

2017-06-25 507
Тема 3. Школа как адаптер и транслятор влияний факторов социализации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для самоподготовки

1. Школа как фактор и транслятор влияний факторов социализации.

2. Агенты и механизмы социализации в школьной жизнедеятельности.

3. Школьные коллективы.

 

Рекомендуемая литература

1. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / М.В. Шакурова; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.

Контрольное мероприятие

1. Подготовка конспекта по теме

2. Подготовка материалов для разработки презентаций

Тема 5. Самоуправление и соуправление в современной школе

Вопросы для самоподготовки:

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Управление, самоуправление и соуправление в школе

2. Социально-правовые основы ученического самоуправления.

3. Содержание и принципы деятельности органов ученического самоуправления

4. Модель школьного самоуправления

5. Структура ученического самоуправления: динамика и тенденции развития

6. Гуманистические отношения педагогов и учащихся в условиях самоуправления

Рекомендуемая литература:

1. Кабуш, В.Т. Система гуманистического воспитания в школе: пособие для педагогов / В.Т. Кабуш. – Мн.: Полымя, 2000. – 208 с.

2. Кабуш, В.Т. Ученическое самоуправление / В.Т. Кабуш. – Мн.: Полымя, 1998. – 184 с.

3. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / М.В. Шакурова; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.

Творческое задание:

1. Разработать проект по проведению дня самоуправления в школе.

Контрольное мероприятие

1. Подготовка материалов для разработки презентаций по одному из вопросов темы.

2. Проект мероприятия «День самоуправления»

 

Тема 8. Образовательные функции школы и задачи социального воспитания

Вопросы для изучения

1. Школа как институт формального образования.

2. Особенности школьного неформального образования.

3. Решение школой задач стимулирования самообразования.

 

Литература

1. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / М.В. Шакурова; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с

Контрольное мероприятие

1. Подготовка конспекта по теме

ТЕМА 14. Социальное воспитание в работе педагога социального школы

 

Подготовить выступление по одной из актуальных проблем социального воспитания в школе

Контрольное мероприятие

Презентация выступлений на конференции «Актуальные проблемы социального воспитания»

Примерные темы выступлений

1. Социальное воспитание как процесс формирования личности.

2. Принцип гуманизации воспитания как признания права личности на собственное самоопределение.

3. Учитель – организатор социальной, воспитательной среды

4. Современное школьное образова­ние как фактор формирования личностной компетентности школьников.

5. Влияние са­мообразования на становление индивидуального опыта школьников.

6. Индивидуальная помощь учащимся в ситуации школьной дезадаптации.

7. Индивидуальная помощь ребенку с признаками одаренности.

8. Девиантное поведение детей и подростков как социально-педагогическая проблема.

9. Типы учебной активности: Педагогическая тактика и стратегия.

10. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике.

11. Воспитательная среда как фактор социального воспитания в школе.

12. Социально-психологический климат классного коллектива и его влияние на становление индивидуального опыта школьников.

13. Принципы органи­зации быта школьного класса.

14. Проблемы организации взаимодействия в школьном классе.

Рекомендуемая литература:

1. Загвязинский, В.И., Зайцев, М.П. Основы социальной педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.

2. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.

3. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова: Учеб пособие для студентов высш. Уч. Заведений. - М.: ВЛАДАС, 2000. – 256 с.

4. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / М.В. Шакурова; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.

5. Шумская, Л.И. Основы воспитательной работы с учащейся молодёжью: учеб. пособие / Л.И. Шумская, Ж.Е. Завадская. – Мн.: Універсітэцкае, 2000. 190 с.

6. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.Р. Ясницкая; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.

7. Ясницкая, В.Р. теория и методика социального воспитания в молочисленной школе / Под ред. А.В. Мудрика // В.Р. Ясницкая. – М.: «Канон», 2009. – 368 с.

8. Никончук, А.С. Профессиональная культура социального педагога / А.С. Никончук. – Мн., 2001. – 248 с.

9. Кодекса Республики Беларусь об образовании.

10. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА

Для текущей диагностики компетенций студента по учебной дисциплине «Социальное воспитание в учреждениях образования» («Социальное воспитание в школе») возможно применение следующего диагностического инструментария:

- письменный опрос;

- устный опрос;

- аудиторная контрольная работа;

- индивидуальное собеседование по отдельным темам;

- индивидуальные и групповые контрольные задания.

РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Раздел контроля знаний УМК (ЭУМК) содержит материалы текущей и итоговой аттестации, позволяющие определить соответствие результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов высшего образования и учебно-программной документации образовательных программ высшего образования.

- Задания для промежуточного контроля

- Критерии оценки знаний студентов

- Вопросы к экзамену по дисциплине

Задание 1

ТЕСТИРОВАНИЕ - процедура использования тестов с целью контроля усвоения знаний по определенному разделу курса или по курсу в целом. Тестирование в учебном процессе является результатом использования так называемых тестов достижений. Тесты достижений позволяют достаточно объективно и при минимальных затратах аудиторного времени оценить степень владения студентами конкретными знаниями, умениями и навыками. Они имеют три вида: тесты действия, письменные и устные тесты. Тесты действия предназначены для выявления практических умений и навыков. Письменные тес ты могут быть представлены на специальных бланках или электронных носителях. Устные тесты достижений представляют собой систему вопросов, предлагающих, как правило, наличие кратких и однозначных ответов.

Тест

1 Социальное воспитание это –

-это целенаправленный процесс связанный с обучением и воспитанием личности ребёнка;

-процесс относи­тельно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помо­гает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет;

-создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недо­статков развития, перевоспитания отдельных категорий людей в спе­циально созданных для этого организациях.

2 Воспитательная система школы это –

 

-целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целевой блок, субъекты, их деятельность, отношения, материальная база, освоенная педагогическим коллективом среда) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический микроклимат и т.д.;

-некоторое сложное целое, которое невозможно разделить на полностью независимые элементы;

-исторически сложившаяся форма совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей.

 

3. Класс – это

-формализованная, относительно ста­бильная контактная группа, объединяющая школьников примерно од­ного возраста и имеющая просоциальную направленность, соответ­ствующую целям социального воспитания в образовательном учреж­дении, к которому класс принадлежит;

-фактор социализации школьника, по степени близости и интенсивности взаимодействия с ребенком класс являющийся микрофакторам социализации;

-человеческая общность, объединенная по оп­ределенному признаку.

 

4. Индивидуальный социальный опыт – это

-это синтез различного рода запечатленных ощущений и пережива­ний, знаний, умений и навыков, способов общения, мышления и дея­тельности, стереотипов поведения и интериоризированных ценност­ных ориентации;

-форма и установление жизни, идеи, ценности, нормы по­ведения, сохраняющиеся в воспитательной организации в течение дли­тельного времени и передаваемые от одного поколения ее членов по­следующим;

-быт, различные сферы жизнедеятельности, содержа­ние, формы и стиль взаимодействия между ее членами.

 

5.Индивидуальная помощь ребенку – это

- определенная система средств и мер, обеспечивающих самореализацию детей в различных видах деятельности;

- учет индивидуальных психофизиологических особенностейличности каждого ребенка в учебно-воспитательном процессе;

- система педагогичес­ки целесообразных воздействий на социальный опыт человека с целью повышения социального иммунитета к неблагоприятным факторам окружающей среды.

6. Специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задаче которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения – это

- социальный институт;

- социальная организация;

- воспитательная организация

 

7. Система норм, представлений, убеждений и ожиданий школьников в сфере общения и поведения в классе, отражающая принятые и выработанные ими ценности и про­являющаяся в традициях, правилах, символах и других внешних арте­фактах – это:

- культура класса;

- философия класса;

- воспитательная система класса.

 

8.Система отношений, связывающих одноклассников и опре­деляющих их защищенность, сплоченность и активность в классе – это:

- микроклимат класса

- коммуникативное пространство класса;

- предметно-пространственная среда класса.

 

9. Организация совместных дей­ствий взрослых, школьников и микрогрупп, направленных на дости­жение совместных целей в процессе выполнения общей работы.- это

- индивидуальная помощи в классе;

- взаимодействие в классе;

- обучение в классе;

 

10. Функция школьного класса, которая предполагает создание в нем благоприят­ной психологической атмосферы, гуманистического микрокли­мата называется:

- защитная;

- образовательная;

- коммуникативная

11. Принцип социального воспитания учащихся, который пред­полагает определение индивидуальной траектории социаль­ного развития каждого ученика, выделение специальных за­дач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, предостав­ление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия - это:

- индивидуализации;

- социальной адекватности воспитания;

- социального закаливания детей

 

12. Социально-педагогические функции школы это:

Запишите номера правильных ответов в порядке возрастания.

1.со­циально-воспитательная;

2.коммуникативная;

3.охраны и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения;

4.социально-педагогической поддержки семьи;

5.со­циально-психологической помощи детям, родителям, педагогам;

6.за­щиты прав детей;

7.социально-педагогической помощи в жизненном и социально-профессиональном самоопределении школьников;

8.социаль­но-культурной адаптации;

9.эмотивная.

 

13. Основные компо­ненты воспитательной системы. Запишите номера правильных ответов в порядке возрастания.

1.Подсистема целей и идей;

2.Общность людей, реализующих цели и идеи;

3.Подсистема деятельности, общения и отношений;

4.Финансово-материальная база воспитательной системы;

5.Среда, освоенная школьным коллективом;

6.Воспитательное пространство;

7.Основные сферы школьной жизнедеятельности.

 

14. Основные сферы школьной жизнедеятельности. Запишите номера правильных ответов в порядке возрастания.

1.познание;

2.общение;

3.предметно-практи­ческая деятельность;

4.духовно-практическая деятельность;

5.спорт;

6.игра;

7.воспитание;

8.внеклассная работа.

 

15. Возрастные задачи социализации условно делятся на три группы:

- естественно-культурные;

- психофизические;

- социально-культурные;

- физиологические;

- социально-психологические.

 

16. Принципы социального воспитания в школьном классе. Запишите номера правильных ответов в порядке возрастания.

1. принцип гуманистической направленности;

2. принцип центрации социального воспитания на развитии личности;

3. принцип коллективности;

4. принцип диалогичности;

5. принципа природосообразности;

6. принцип культуросообразности;

7. принцип незавершённости;

8. принцип системности;

9. принцип научности.

 

17. Социализирующие функции школьного класса, связанные с социальной адаптацией школьников:

1.образовательная;

2.коммуникатив­ной;

3.отношенческая;

4.защитной;

5.ценностно-нормативная;

6.эмотивная;

7.воспитательная;

8.регулирующая

 

18.Коммуникативное пространство школьного класса состоит из коммуникативных связок внутри класса. Запишите номера правильных ответов в порядке возрастания.

1.Классный руководитель — класс;

2.Лидеры — класс;

3.Мальчики—девочки;

4.Микрогруппа — микрогруппа;

5.Классный руководитель — родители;

6.Учащиеся - родители

Задание 2

Коллоквиум

Коллоквиум (лат. colloquium - разговор, беседа) - это одна из форм деятельности студентов, выполняющая контрольно-обучающую функцию.

Коллоквиум проводится в форме беседы преподавателя со студентами либо как научное собрание с обсуждением докладов на определенную тему. Для обсуждения на коллоквиуме выносятся отдельные разделы, темы, вопросы изучаемой учебной дисциплины, а также рефераты, проекты и другие работы студентов. Другими словами, коллоквиум - это метасеминар или «семинар семинаров», позволяющий интегрировать знания по отдельным темам дисциплины, проанализировать внутрипредметные и межпредметные связи.

Участие студентов в коллоквиуме требует от них умений не только транслировать, но и конструировать новые знания в условиях диалога, обмена мнениями. В свою очередь, преподаватель получает информацию о характере самостоятельной работы студентов, о трудностях и причинах ошибочных представлений по тем или иным вопросам темы, раздела, и главное, выявляет степень правильности, объема, глубины знаний и умений студентов.

Вопросы коллоквиума разрабатываются преподавателем учебной дисциплины. Задания могут варьироваться в соответствии с конкретными дидактическими целями и задачами.

При возникновении затруднений в беседе студент может обратиться к системе разъяснений, последовательно выводящий его на правильную последовательность действий.

Коллоквиум дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов и является одной из наиболее действенных форм обратной связи. Коллоквиум предполагает максимальное использование интерактивных форм и методов, каждый студент должен принять участие в обсуждении в той или иной форме не менее чем 70 % учебного материала, выносимого на коллоквиум.

Темы для коллоквиума

1. Школа как субъект социального воспитания

2. Организация индивидуальной помощи учащимся в условиях школы

3. Класс как субъект социального воспитания

Задание 3


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.