Теория государства Джона Локка — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Теория государства Джона Локка

2017-06-25 471
Теория государства Джона Локка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важнейшей для становления новой государственности Европы и, как представляется, краеугольным камнем всей современной философии права становится концепция общественного договора Локка, изложенная им в работе «Два тракта о правлении».

 

Итак, учение о природе общества и государства сыграло выдающуюся роль в истории Европы, так как в нем была обоснована идея разделения властей, которая была разработана Локком в контексте теории происхождения власти и государства, возникающего из естественного состояния по договору людей. В естественном состоянии люди абсолютно равны и свободны. Свобода по Локку – это возможность следовать законам природы, данным Богом. Поэтому законом природы является требование, чтобы ни один не наносил ущерба жизни, свободе и собственности другого. Из этого закона в духе пантеистического индивидуализма Валлы вытекает обязанность для каждого сохранять себя и других. А отсюда – для каждого существуют равные права на два вида власти: делать всё необходимое для сохранения себя и других и наказывать за преступление против этого закона.

 

 

Принцип сохранения себя и другого является отправной точкой рассуждений мыслителя. Вспомним, что сохранения себя, как живого и здорового – это один из основных принципов этики индивидуализма, построенных на фундаменте пантеизма. Согласно рассуждениям Локка, человек обязан заботиться о своем теле, ибо оно всецело принадлежит ему. Будучи собственником своего тела, мы обязаны поддерживать его. Основной целью поддержания тела являются удовольствия и удовлетворение его потребностей. А вот далее мы можем убедиться во всем величии локковского философского романтизма и оптимистичности того мировоззренческого фундамента, на котором стояла общефилософская, этическая и правовая парадигма Нового времени. Парадигма, ставшая основой строения раннекапиталистических отношений, и разрушение которой, исследованное, в частности, Руссо и Марксом, привело к деградации концепции империализма и к трансформации капитализма в так называемые «либеральные демократии».

Итак, что же является основным средством удовлетворения жизненно важных потребностей человека. Согласно Локку – это труд. Именно личный труд человека, т. е. его целесообразная деятельность. Являясь собственником, к тому же и своего труда, человек должен иметь право собственности на «всё то, что он смешивает со своим трудом». Так появляется классическое определение частной собственности, у истоков которого стоял Локк. И именно его философские положения легли в основу святая святых североамериканской «демократии» – «Декларации независимости США».

Таким образом, правом, цементирующим государственность у Локка, оказывается право на собственность как гарантирующее и жизнь, и свободу. И теория договора вращается здесь именно вокруг гарантии и поддержания незыблемости частной собственности. И государство обязано главной своей задачей ставить ее охрану, а свержение политического режима тоже возможно, если право собственности под угрозой.

Крупный собственник у Локка (что логично) обладает бóльшими политическими правами, следовательно, и у него сильнее влияние. Однако он же и имеет гораздо более существенные обязанности и насеет серьезные социальные повинности, призванные возместить государству усилия по охране собственности большого объема. Вся политическая жизнь и правовые отношения у Локка строятся через призму охраны священного права собственности.

В своей этике Локк обозначает как благо то, что побуждает или усиливает радость, а противоположное – как беду. Высший закон общественных отношений – всеобщее благо.

Как философ религии, Локк учил: то, что Бог является наивысшим существом, пожалуй, абсолютно истинно, а вот возможно ли божественное откровение – может судить только разум, но не церковная догма. Здесь Локк близок к естественной религии. Напомним, что естественная религия – свободное религиозно-философское течение, возникшее в эпоху Нового времени и получившее особенно широкое распространение в Англии. Течение, которое из недогматического толкования духа Библии и из основных религиозных идей, общих религиям всех времен и народов, выводит разумный характер религии, который является одновременно и «естественным». Естественная религия отстаивает 5 основных религиозных идей: 1) существование наивысшего существа; 2) его право на уважение; 3) долг быть набожным и нравственным; 4) голос раскаяния, т. е. совести; 5) награда или наказание на том свете как воздаяние за поведение в этом мире.

2. Социальные представления классиков английской политической экономии (У. Пети, А. Смит, Д. Риккардо).

У. Петти Экономические воззрения У. Петти в истории английской полит­экономии представляли переходную эпоху от меркантилизма к клас­сической школе. В вопросах экономической политики У. Петти во многом ещё стоял на позициях меркантилизма, постепенно преодоле­вая его догмы. Так, например, золото и серебро он считал преимуще­ственной формой богатства, а заботу о пополнении денег — одной из важнейших забот государства. По его мнению, драгоценные метал­лы нужны для всех времён, для всех мест. Он поддерживал идею торгового баланса, считал, что промышленность доставляет больше барыша, чем сельское хозяйство, а торговля — больше, нежели про­мышленность. У. Петти ратовал за торговую экспансию. Вместе с тем укреплялось его убеждение в том, что основная часть населе­ния должна заниматься производством, а не торговлей. В процессе эволюции своих взглядов У. Петти преодолел влияние мерканти­лизма.

В отличие от меркантилистов У. Петти выяснил внутренние за­висимости, сущность изучаемых экономических явлений. Хотя его интересовала главным образом количественная сторона изучаемых процессов, он сделал большой шаг вперёд в развитии экономиче­ской теории.

Это проявилось прежде всего в учении о стоимости. Трудовая теория стоимости, которая берет свое начало от У. Петти, явилась важнейшим отправным пунктом, от которого началось исследова­ние внутренних зависимостей производства.

Опираясь на трудовую стоимость, Петти сделал существенный шаг вперед в вопросе о цене земли. Он рассматривал её в тесной связи с проблемой ренты. По его мнению, цена земли должна пред­ставлять капитализированную ренту, т.е. сумму годовых рент за определённое число лет. Петти дал оригинальный расчёт, по которому цена земли включала такое количество годовых рент, которое опре­делялось продолжительностью совместной жизни представителей трех поколений: деда (50 лет), сына (28 лет) и внука (7 лет). Это составило 21 год. Такой расчет был произвольным и не решал пробле­мы. Для ее научного понимания требовалось знание природы ссуд­ного процента, который у Петти выступал не в качестве заранее данной величины, связанной с движением прибыли, а лишь как особая форма ренты. Прибыли как особой, отличной от ренты, кате­гории, Петти не выделял.

Адам Смит

Знакомство с творчеством А. Смита начнем с того, что он понимал под предметом изучения экономической науки. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) в этом качестве он выделил ее центральную проблему, а именно экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Уже первые слова, с которых начинается книга: «Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты», — позволяют понять, что экономика любой страны, по Смиту, развиваясь, приумножает богатство народа не потому, что этим богатством являются деньги, а потому, что его надо видеть в материальных (физических) ресурсах, которые доставляет «годичный труд каждого народа».

Таким образом, А. Смите первой же фразы своей книги осуждает меркантилистское мышление, выдвигая для этого, казалось бы, совсем не новый аргумент о том, что сущностью и природой богатства является исключительно труд. Далее данную мысль он развивает весьма интересной концепцией роста разделения труда, а по сути доктриной технического прогресса как основного средства роста богатства «любой страны во все времена».

 

Центральное место в методологии исследования А. Смита занимает концепция экономического либерализма, в основу которой, как и физиократы, он положил идею естественного порядка, т.е. рыночных экономических отношений. В то же время в отличие, скажем, от Ф. Кенэ в понимании А. Смита, и он это постоянно подчеркивает, рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц. В развитие этой идеи автор «Богатства народов» вводит ставшие затем знаменитыми понятия «экономический человек» и «невидимая рука».


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.