Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-06-19 | 277 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Конституция РФ достаточно четко определяет систему исполнительной власти в субъектах РФ. Ст. 77 Основного закона устанавливает, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции России в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения органы исполнительной власти в совокупности образуют единую систему исполнительной власти в РФ[37].
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. определяет, что в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта. Более того, согласно внесенным в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. в рамках укрепления исполнительной вертикали власти изменениям от 11 декабря 2004 г. гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации[38].
|
Основы правового статуса, функции и полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации определяются в гл. III «Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации» Федерального закона от 6 октября 1999 года. Следовательно, федеральный законодатель рассматривает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации как элемент системы именно исполнительной власти. Входя в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации и являясь, по существу, главой исполнительной власти субъекта Российской Федерации, данное должностное лицо одновременно является звеном в единой системе исполнительной власти Российской Федерации и как таковое ответственно за обеспечение высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации исполнения на территории этого субъекта РФ не только его конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов, но и Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. По своему статусу это должностное лицо находится в отношениях субординации непосредственно с президентом Российской Федерации, который как глава государства, избираемый посредством всеобщих прямых выборов, обеспечивает согласованное функционирование всех органов государственной власти[39].
На уровне субъекта Российской Федерации основные положения, определяющие правовой статус и полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, установлены в соответствующих конституциях и уставах.
Структура органов исполнительной власти, объем и содержание компетенции и даже способ правового определения функциональной сферы деятельности высшего должностного лица и органов исполнительной власти несколько отличаются в разных субъектах федерации. В этом плане выделяют два подхода. При первом обстоятельно «прописывается» статус высшего должностного лица (главы, президента, губернатора), тогда как статус и полномочия высшего исполнительного органа власти (правительства, администрации) не устанавливаются либо устанавливаются крайне лаконично.
|
В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на федеральном уровне была сделана попытка упорядочить систему государственных органов власти в субъектах Российской Федерации.
В актах субъектов РФ, посвященных организации их государственной власти и принятых до появления Федерального закона от 6 октября 1999 г., было много своеобразия. В отношении исполнительной власти это выразилось, прежде всего, в том, что многие субъекты в целом скопировали федеральную модель. Есть Президент РФ как глава государства и федеральное Правительство как орган, возглавляющий исполнительную власть. Субъекты установили, что есть глава как представитель субъекта («мини-президент»), и есть правительство субъекта, возглавляемое руководителем правительства («мини-премьер»).
Это можно проследить на примере Оренбургской области. В соответствии со ст. 45 Устава Оренбургской области высшим должностным лицом Оренбургской области является Губернатор Оренбургской области. Губернатор возглавляет Правительство Оренбургской области[40].
Таким образом, мы видим, что в Оренбургской области выбрана модель (противоречива, как было замечено ранее), согласно которой одно лицо занимает две должности: одновременно является высшим должностным лицом субъекта и руководителем коллегиального исполнительного органа.
Относительно наделения полномочиями губернатора Оренбургской области можно сказать, что в Уставе есть лишь ссылка на то, что Губернатор Оренбургской области избирается гражданами Российской Федерации. Более детальное регламентирование процедуры наделения полномочиями содержится в законе Оренбургской области от 25 июня 2012 г. «О выборах Губернатора Оренбургской области»[41].
В соответствии со ст. 46 Устава Оренбургской области губернатор области представляет Оренбургскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Оренбургской области.
|
Губернатор области действует самостоятельно в пределах своей компетенции, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу области, законам области по вопросам, связанным с:
а) полномочиями органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и Оренбургской области;
б) отдельными полномочиями федеральных органов исполнительной власти, делегированными органам исполнительной власти Оренбургской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Оренбургской области;
в) полномочиями органов исполнительной власти Оренбургской области по иным предметам ведения, не отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и Оренбургской области.
Как было отмечено, губернатор совмещает должность главы правительства Оренбургской области и соответственно формирует состав Правительства области, назначает на должность первого вице-губернатора-первого заместителя председателя Правительства области с согласия Законодательного Собрания в порядке, установленном законом Оренбургской области; назначает на должность других членов Правительства области, руководителей органов исполнительной власти области; принимает решение об отставке Правительства области и членов Правительства области. Данное положение закреплено в статье 47 Устава Оренбургской области.
Федеральный законодатель отказался от модели специального органа главы субъекта. Конечно, словосочетание «высшее должностное лицо субъекта РФ» тоже говорит о его неординарном положении в системе всех органов власти субъекта, а не только исполнительных. После принятия указанного Закона в большинстве субъектов РФ самостоятельная должность главы правительства была ликвидирована, правительством непосредственно руководит высшее должностное лицо субъекта. Ряд республик Российской Федерации, например, Татарстан и Башкортостан, проигнорировали установки Федерального закона 1999 г., там пока есть должность главы республики (президента) и наряду с ней должность председателя правительства (главы кабинета).
|
Еще раз подчеркнем, что законодательство Российской Федерации и ее субъектов позволяет дать определение высшего должностного лица как представителя субъекта Российский Федерации, руководителя высшего коллегиального органа и вместе с тем всей системы исполнительной власти в субъекте Российской Федерации. Однако в связи с изменениями в законе характеристика руководителя высшего коллегиального органа по существу исчезла из федерального закона в связи с отменой п.2.1 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г.
Подходы к статусу отразились и в наименовании должности. Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. (п. 6 ст. 18) наименование должности высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом его исторических, национальных и иных традиций.
Честно говоря, каких-то «традиций» в данном вопросе не просматривается, поскольку эта должность является новой в организации управления субъектами РФ. Но достаточно быстро проявились некоторые тенденции в регулировании статуса высшего должностного лица субъекта, сказавшиеся и на наименовании должности.
В целом субъекты РФ закрепили в своем законодательстве следующие наименования данной должности: президент республики; глава республики; председатель правительства; губернатор; глава администрации; мэр. Законодательство субъектов, как отмечалось выше, приводилось в соответствие с федеральным. Таким путем восстанавливалась «властная вертикаль», создавался институт «федерального вмешательства», позволяющий унифицировать порядок формирования представительных органов власти в субъектах Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодательство, регулирующее правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ находится в стадии формирования. Множество факторов, среди которых главным является политический, влияют на то или иное, подчас противоположное, решение федерального законодателя и высших должностных лиц РФ. Четкое следование правилам юридической техники, анализ взаимосвязанных нормативных актов и учет мнений всех задействованных в процессе управления регионами позволит в конечном итоге сформировать оптимальную правовую основу, регулирующую конституционно-правовой статус высших должностных лиц субъектов РФ.
Глава 2. Содержание конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!