И субъектов Российской Федерации — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

И субъектов Российской Федерации

2017-06-19 277
И субъектов Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конституция РФ достаточно четко определяет систему исполнительной влас­ти в субъектах РФ. Ст. 77 Основного закона устанавливает, что система органов государствен­ной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федераль­ным законом.

Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции России в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам со­вместного ведения органы исполнительной власти в совокупности образуют еди­ную систему исполнительной власти в РФ[37].

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. определяет, что в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определя­ется высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии с конституцией (уставом) субъекта. Более того, согласно внесенным в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. в рамках укрепления исполнительной вертикали власти изменени­ям от 11 декабря 2004 г. гражданин Российской Федерации наделяется полномочи­ями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Фе­дерации) по представлению президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации[38].

Основы правового статуса, функции и полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации определяются в гл. III «Органы исполни­тельной власти субъекта Российской Федерации» Федерального закона от 6 ок­тября 1999 года. Следовательно, федеральный законодатель рассматривает выс­шее должностное лицо субъекта Российской Федерации как элемент системы именно исполнительной власти. Входя в систему органов государственной влас­ти субъекта Российской Федерации и являясь, по существу, главой исполнитель­ной власти субъекта Российской Федерации, данное должностное лицо одновре­менно является звеном в единой системе исполнительной власти Российской Федерации и как таковое ответственно за обеспечение высшим органом испол­нительной власти субъекта Российской Федерации исполнения на территории этого субъекта РФ не только его конституции (устава), законов и иных норма­тивных правовых актов, но и Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. По своему статусу это должностное лицо находится в отношениях субординации непосредственно с президентом Российской Федерации, который как глава государства, избираемый посредством всеобщих прямых выборов, обеспечивает согласованное функционирование всех органов государственной власти[39].

На уровне субъекта Российской Федерации основные положения, определяю­щие правовой статус и полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, установлены в соответствующих конституциях и уставах.

Структура органов исполнительной власти, объем и содержание компетенции и даже способ право­вого определения функциональной сферы деятельности высшего должностного лица и органов исполнительной власти несколько отличаются в разных субъек­тах федерации. В этом плане выделяют два подхода. При первом обстоятельно «прописывается» статус высшего должностного лица (главы, президента, губер­натора), тогда как статус и полномочия высшего исполнительного органа власти (правительства, администрации) не устанавливаются либо устанавливаются крайне лаконично.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на федеральном уровне была сделана попытка упорядочить систему государственных органов власти в субъектах Российской Федерации.

В актах субъектов РФ, посвященных организации их государственной власти и принятых до появления Федерального закона от 6 октября 1999 г., было много своеобразия. В отношении исполнительной власти это выразилось, прежде всего, в том, что многие субъекты в целом скопировали федеральную модель. Есть Президент РФ как глава государства и федеральное Правительство как орган, возглавляющий исполнительную власть. Субъекты установили, что есть глава как представитель субъекта («мини-президент»), и есть правительство субъекта, возглавляемое руководителем правительства («мини-премьер»).

Это можно проследить на примере Оренбургской области. В соответствии со ст. 45 Устава Оренбургской области высшим должностным лицом Оренбургской области является Губернатор Оренбургской области. Губернатор возглавляет Правительство Оренбургской области[40].

Таким образом, мы видим, что в Оренбургской области выбрана модель (противоречива, как было замечено ранее), согласно которой одно лицо занимает две должности: одновременно является высшим должностным лицом субъекта и руководителем коллегиального исполнительного органа.

Относительно наделения полномочиями губернатора Оренбургской области можно сказать, что в Уставе есть лишь ссылка на то, что Губернатор Оренбургской области избирается гражданами Российской Федерации. Более детальное регламентирование процедуры наделения полномочиями содержится в законе Оренбургской области от 25 июня 2012 г. «О выборах Губернатора Оренбургской области»[41].

В соответствии со ст. 46 Устава Оренбургской области губернатор области представляет Оренбургскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Оренбургской области.

Губернатор области действует самостоятельно в пределах своей компетенции, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу области, законам области по вопросам, связанным с:

а) полномочиями органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и Оренбургской области;

б) отдельными полномочиями федеральных органов исполнительной власти, делегированными органам исполнительной власти Оренбургской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Оренбургской области;

в) полномочиями органов исполнительной власти Оренбургской области по иным предметам ведения, не отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и Оренбургской области.

Как было отмечено, губернатор совмещает должность главы правительства Оренбургской области и соответственно формирует состав Правительства области, назначает на должность первого вице-губернатора-первого заместителя председателя Правительства области с согласия Законодательного Собрания в порядке, установленном законом Оренбургской области; назначает на должность других членов Правительства области, руководителей органов исполнительной власти области; принимает решение об отставке Правительства области и членов Правительства области. Данное положение закреплено в статье 47 Устава Оренбургской области.

Федеральный законодатель отказался от модели специального органа главы субъекта. Конечно, словосочетание «высшее должностное лицо субъекта РФ» тоже говорит о его неординарном положении в системе всех органов власти субъекта, а не только исполнительных. После принятия указанного Закона в большинстве субъектов РФ самостоятельная должность главы правительства была ликвидирована, правительством непосредственно руководит высшее должностное лицо субъекта. Ряд республик Российской Федерации, например, Татарстан и Башкортостан, проигнорировали установки Федерального закона 1999 г., там пока есть должность главы республики (президента) и наряду с ней должность председателя правительства (главы кабинета).

Еще раз подчеркнем, что законодательство Российской Федерации и ее субъектов позволяет дать определение высшего должностного лица как представителя субъекта Российский Федерации, руководителя высшего коллегиального органа и вместе с тем всей системы исполнительной власти в субъекте Российской Федерации. Однако в связи с изменениями в законе характеристика руководителя высшего коллегиального органа по существу исчезла из федерального закона в связи с отменой п.2.1 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г.

Подходы к статусу отразились и в наименовании должности. Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. (п. 6 ст. 18) наименование должности высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом его исторических, национальных и иных традиций.

Честно говоря, каких-то «традиций» в данном вопросе не просматривается, поскольку эта должность является новой в организации управления субъектами РФ. Но достаточно быстро проявились некоторые тенденции в регулировании статуса высшего должностного лица субъекта, сказавшиеся и на наименовании должности.

В целом субъекты РФ закрепили в своем законодательстве следующие наименования данной должности: президент республики; глава республики; председатель правительства; губернатор; глава администрации; мэр. Законодательство субъектов, как отмечалось выше, приводилось в соответствие с федеральным. Таким путем восстанавливалась «властная вертикаль», создавался институт «федерального вмешательства», позволяющий унифицировать порядок формирования представительных органов власти в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодательство, регулирующее правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ находится в стадии формирования. Множество факторов, среди которых главным является политический, влияют на то или иное, подчас противоположное, решение федерального законодателя и высших должностных лиц РФ. Четкое следование правилам юридической техники, анализ взаимосвязанных нормативных актов и учет мнений всех задействованных в процессе управления регионами позволит в конечном итоге сформировать оптимальную правовую основу, регулирующую конституционно-правовой статус высших должностных лиц субъектов РФ.

 

Глава 2. Содержание конституционно-правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.