Журналистское произведение как единое целое: факторы выбора темы, этапы формирования замысла, выбор жанра, структура текста — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Журналистское произведение как единое целое: факторы выбора темы, этапы формирования замысла, выбор жанра, структура текста

2017-06-19 98
Журналистское произведение как единое целое: факторы выбора темы, этапы формирования замысла, выбор жанра, структура текста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Журналистское произведение является совокупностью таких важных процессов, как поиск и рождение темы будущего материала, формирование и разработка замысла конкретной публикации и определение ее идейной стороны.

Собираясь приступить к написанию материала, журналист сначала должен определить его тему. «Журналистская тема всегда имеет «ярко выраженную функциональную заданность. Именно в ней автор синтезирует черты объекта, которые отражаются и абстрактным, теоретическим знанием, и здравым смыслом» (В.М. Горохов).

Как показывает практика, многие журналисты специализируются на определенной теме. Однако даже в этом случае они не только занимаются процессом продумывания своей темы, но и накапливают соответствующий материал.

Темой материала может стать человек, какое-либо событие, ситуация, нерешенная проблема и т.д. Источниками будут выступать пресс-конференции и брифинги в пресс-службах. Также поводом или толчком для раскрытия темы становятся материалы, собранные и опубликованные другими журналистами. Однако чаще всего темы для будущей публикации возникают у автора случайно.

Поиск новых и актуальных тем является главной проблемой всех журналистов. Самые известные в России мастера пера в этом деле всегда в своем творчестве старались выйти за общепринятые рамки. Вот что говорил о своей профессиональной деятельности Ю. Рост: «Всегда старался писать о людях, которые находились за пределами внимания наших средств массовой информации. Это были достоверные люди. Это люди, которым нечего было выбросить из своей жизни…». В любом его произведении реализуются именно эти гуманистические принципы.

Определив для себя тему будущей публикации, автор приступает к формированию его замысла. «Замысел, – отмечается в литературоведческом словаре, – первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего произведения. У замысла существует две стороны: сюжетная (автор заранее намечает ход событий) и идейная (предполагаемое разрешение взволновавших автора проблем и конфликтов».

В журналистике основная роль замысла – стать «внехудожественным заданием, общей идеей, определенной темой, образно оформляемой в процессе художественного творчества» (Медведев П.Н.). На раннем этапе создания произведения он является микромоделью будущей публикации.

Из различных составляющих замысла возникает будущий текст, который наполняется материалом из жизни. Поэтому накопление подобного материала – главная цель журналиста, ему важно строгое следование фактам и адекватное отображение действительности. Многие из них накапливаются годами.

Поэтому многие профессионалы носят с собой записную книжку, в которой отмечают все полезные сведения для будущего произведения. Техника введения таких сведений может быть различной. Это и собственные размышления журналиста, и систематизированные по тематике выписки из разнообразных источников, и зарисовки, и диалоги между участниками будущего материала и т.п. Во время такого фиксирования информации умственная деятельность возникает неосознанно, что впоследствии приводит к нахождению нужной для материала проблематики.

Замысел имеет свою структуру. «Замысел произведения по структуре своей должен походить на чертеж будущего произведения как целостности в единстве его темы, проблемы. Замысел, в глубоком смысле этого слова, рождается как бы в точке пересечения сознаваемой публицистом социальной потребности, его гражданской устремленности, волнующих его явлений жизни, накопленного социального опыта. Проблемная сторона замысла – это такое знание объекта, при котором есть “пустоты”, допустимы противоречивые утверждения, возможна и даже необходима мысль о незнаемых связях и взаимодействиях, которые по-новому осветят уже полученное знание, и когда в замысле начинают выделяться тематическая и проблемная сторона» (Е.П. Прохоров).

Теоретики считают что эвристической нормой является верная постановка проблемы, которая нуждается в ее тщательном исследовании и продумывании, так как любая проблематика имеет в себе недостаточное понимание той или иной ситуации, которую журналист собирается описать.

Окунувшись в поток информации касательно той или иной проблемы, журналист может утонуть в целом ряде нерешенных вопросов. Поэтому первоначально нужно выделить только важнейший аспект проблемы и задачу, которая нуждается в разрешении.

В публицистике жанрами именуют «устойчивые группы публикаций, объединенные сходными содержательно-формальными признаками». Журналист для понимания, какой именно жанр ему следует выбрать для своего материала, должен осознавать его специфическую природу.

Жанр является категорией исторически конкретной. Эволюция жанров напрямую связана с тем, как человек постигает окружающий мир. Он предсталяет собой особую форму организации жизненного материала.

Жанр обладает рядом устойчивых, повторяющихся признаков. Способ отражения действительности в каждом жанре свой и предопределяется прежде всего познавательными задачами журналиста. Появление в СМИ того или иного жанра всегда определяется теми задачами, которые решает публицист, – что познается, на каком уровне, с какой целью и какими средствами.

Публицистический текст – это особая форма бытия произведения. Поэтому жанр имеет собственную морфологию: а) особенности структуры повествования; б) место факта в повествовании; в) образный строй повествования; г) специфика разработки проблемы (конфликта).

Жанр содержит определенную оценку действительности публицистом. Также он – категория творчески-созидательная. Трактовка фактов, ситуаций, проблем публицистом создает текст как определенную модель мира.

Журналистский текст должен иметь определенную структуру. Его прежде всего, отличают такие признаки, как актуальность, доступность, объективность, релевантность и эмоциональность. В нем реализуются сразу две функции: информативность и социальное воздействие.

Вступление, или лид, представляет собой абзац, напечатанный более жирным шрифтом, чем остальной текст, и содержит основную мысль последующего произведения. Оно имеет важную роль, выделяя главное в событиях, фактах, которые описываются в тексте, и выявляет определенный смысловой акцент публикации.

Корпусом называют основной текст от завязки до развязки. Он конкретизирует вступление, отвечает на вопросы, поставленные во вступлении и анализирует факты, в подробностях раскрывая проблему.

Концовка журналистского текста выполняет в нем две функции: 1) подводит итог произведения, обобщая вся сказанное и выделяя главную мысль; 2) может ставить открытый вопрос к аудитории, вызывая тем самым ее ответную реакцию

3.2. Практическое задание №3

Текст 1


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.