Методы сбора информации в журналистике: метод наблюдения, метод интервью, метод анализа документов, метод эксперимента — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Методы сбора информации в журналистике: метод наблюдения, метод интервью, метод анализа документов, метод эксперимента

2017-06-19 124
Методы сбора информации в журналистике: метод наблюдения, метод интервью, метод анализа документов, метод эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На начальном этапе задумки будущего материала журналист должен определить для себя объект изучения – определенную ситуацию, проблему, явление. Следующим его шагом становится деятельность по сбору и обработке данных касательно выбранного объекта, для реализации которого автору нужно овладеть разнообразными методами сбора информации. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

К традиционным методам сбора информации обычно относят эксперимент, интервью, анализ документов и наблюдение. В процессе развития журналистики эти методы обогащались данными из других дисциплин (социология, психология и т.п.). Все методы условно можно разделить на две группы: первая группа используется при сборе эмпирических данных (интервью, наблюдение, эксперимент), а вторая – при анализе имеющихся сведений (классификация, типология, группировка и т.д.).

Г.В. Лазутина выделила следующие факторы, определяющие формирование тех или иных методов деятельности журналиста:

а) стадиальность творческого процесса;

б) комплексность задач, решаемых журналистом на пути к результату творчества;

в) характер источников информации (более широко – структура информационной среды);

г) законы познания, законы восприятия и переработки информации;

д) законы общения.

По ее мнению, это: «обусловливает многообразие методов журналистского творчества, во-первых, и соотнесенность их с определенной стадией творческого акта – во-вторых».

Прежде всего в журналистике выделяют метод наблюдения. В его основе, пишет Г.В. Лазутина, лежит «способность человека к восприятию предметно-чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним». Журналистское наблюдение во всех случаях имеет целенаправленный характер.

Данный метод активно используется в журналистике, что обусловлено следующими причинами. Во-первых, журналист может проследить динамику развития того или иного явления, которое является объектом его деятельности. Во-вторых, информация, полученная таким путем, всегда отличается живостью и достоверностью, так как наблюдение позволяет заметить неприметные на первый взгляд детали. В-третьих, журналист, являясь очевидцем какого-либо события, не становится зависимым от мнения других людей, так как сам фиксирует наиболее значимые моменты этого события.

Метод эксперимента часто ставят на одну строчку с методом включенного наблюдения, так как, во-первых, в обоих случаях журналист-экспериментатор поддерживает непосредственную взаимосвязь с объектом изучения. Во-вторых, оба метода могут использоваться скрытно. В-третьих, эксперимент относится к визуальным средствам изучения социальной действительности.

Однако метод эксперимента имеет и свои особенности. «Под экспериментом понимают метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя» (Кашинская Л.В).

В эксперименте создается искусственная ситуация, чтобы журналист мог проверить свои гипотезы касательно каких-либо событий или явлений. К тому же здесь заложен еще и управленческий интерес журналиста. Эксперимент – это наблюдение, сопровождаемое вмешательством наблюдателя в изучаемые процессы и явления, в определенных условиях – искусственный вызов, сознательное “провоцирование” этих последних» (Н Лескова).

Использовать метод эксперимента стоит лишь тогда, когда перед журналистом поставлена задача более глубоко проникнуть в жизнь, выявить поведенческие реакции людей и проверить свои догадки по поводу каких-либо объектов социальной действительности.

Метод интервью. Несмотря на привычность этого метода, при его использовании необходимо соблюдать ряд оптимальных приемов для налаживания межличностного контакта. Его характерная черта заключается в том, что журналист предъявляет интервьюируемому вопросы, отображающие наиболее интересующие автора будущего материала проблемы.

По содержанию все интервью делятся на документальные (изучение событий прошлого) и интервью мнений (оценки, мнения, взгляды, суждения и т.п.).

Существует также формализованное интервью, где, как в анкетах, есть открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Оно имеет четкую логическую структуру. Неформализованное интервью определяется темой беседы, обстановкой между коммуникантами и сферой обсуждаемых проблем. «Стандартизированное интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации... Нестандартизированное интервью включает в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. При использовании нестандартизированного интервью не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента, и индивид не является в них учетной статистической единицей» (С.А. Белановский).

Одним из наиболее распространенных в журналистике является метод анализа документов. По ним обычно понимается совокупность приемов и процедур, применяемых для получения значимой для целей исследования социологической информации из документальных источников (носителей) при изучении социальных явлений и процессов. Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

Все документы можно разделить на несколько видов по основаниям.

По типу фиксации информации они объединяются в группы: рукописные; печатные; фото- и кинопленки; магнитные пленки, грампластинки, лазерные диски и т.д.

По типу авторства: официальные и личные.

По степени близости к объекту отображения: первоначальные и производные.

По степени предназначенности для печати: преднамеренно созданные и непреднамеренно.

По сфере деятельности, породившей документ: бытовые, производственные, государственно-административные, общественно-политические, научные, справочно-информационные.

Также существуют различные методы анализа документов, в зависимости от того, какие сведения нужны автору в данный момент. Основную часть составляют формализованные (традиционные, или качественные) методы.

К самому распространенному формализованному методу относится контент-анализ. Он требует изучения большого количества аналогичных документов по отдельным параметрам, поэтому его использование в журналистике очень ограничено.

2.2. Практическое задание №2

Целый ряд статей блогера Владимира Багненко посвящен истории, развитию, а также глубокому анализу интервью как основного метода получения информации в журналистике.

Актуальность настоящих материалов не вызывает никаких сомнений, поскольку информация в современном обществе играет важнейшую роль во всех сферах человеческой деятельности. И, как известно всем, даже начинающим, журналистам, человек является одним из главных источников информации. Поэтому знание истории развития интервью и умение виртуозно использовать для написания материала эту разновидность информационного жанра считается в журналистской среде практически высшей степенью профессионального мастерства.

Автором была проведена серьезная работа по изучению и переработке данных по истории развития данного жанра, накоплению опыта проведения интервью, анализу психологических приемов при его ведении, а также по разбору ошибок в использовании этого метода получения информации.

В. Багненко в одной из своих работ отмечает, что впервые жанр интервью появился еще в Древней Греции, а основные его черты стали оформляться в 19 веке. Особое внимание блогер уделяет «отцу» современного интервью Оскару Уальду, в творчестве которого оно достигло своего расцвета, получив затем широкое распространение в СМИ.

Во второй статье автор систематизирует знания об интервью в целом, а также о его успешном ведении. Багненко представляет читателям его виды, выделяя особенности каждого из них: информационное, оперативное, креативное, интервью-расследование и интервью-портрет. Здесь же блогер дает полезные советы касательно проведения интервью: как следует к нему подготовиться, как нужно себя вести во время разговора с интервьюируемым и что необходимо сделать после его окончания.

Также автор отмечает особую необходимость в изучении человеческой психологии и предлагает свои методы создания качественной публикации. Блогер подкрепляет свои слова примерами из записей высокопрофессиональных интервью уже опытных в этом деле журналистов, а также из диалогов героев фильмов.

В следующей статье автором были подробно изучены основные аспекты ведения интервью и подготовки к нему вопросов. Багненко предлагает рассмотреть 14 самых популярных интервью 20 века по версии журнала «The Guardian», обращая особое внимание на манеру и подход журналистов их вести. Блогер раскрывает секреты проведения интервью Владимира Познера, который нередко использует вопросы из знаменитого опросника французского писателя Марселя Пруста.

Всю оставшуюся часть статьи автор посвятил проблеме правильного составления вопросов для интервью. Владимиром Багненко был проведен глубокий анализ составляющих успеха в его проведении, главные из которых он изложил в своей публикации.

Далее две статьи автора размещены под специальной рубрикой «Разбираем интервью», в которой он анализирует примеры самых удачных интервью, изучает ошибки интервьюеров и выделяет интересные нюансы во время их проведения.

В первой части блогером была проделана колоссальная работа по анализу интервью одного из самых известных интервьюеров Ларри Кинга. В качестве анализируемого материала был взят выпуск программы «Larry King Live», где «король интервью» вел беседу с Майком Тайсоном и Эвандером Холифилдом. Автор статьи досконально проработал данное интервью, предварительно разбив его на несколько смысловых частей с целью популярно донести до читателя свои выводы, сделанные в результате работы.

Вторая часть была посвящена ошибкам журналистов во время проведения интервью. Вначале Багненко сформулировал основные задачи интервьюера при подготовке к разговору. Затем блогер обратился к примеру, на его взгляд, одного из самых неудачных интервью. Он отметил существенные недостатки в проведении беседы между Дмитрием Гордоном и российским актером театра и кино Сергеем Маковецким. В статье автор указывает основные ошибки журналиста и в конце своего материала оставляет место для важных выводов, которые могут существенно помочь читателям Владимира, только начинающим работать в этом жанре, в их дальнейшей деятельности.

Весь ряд статей блогера Владимира Багненко, посвященных жанру интервью, соответствует всем требованиям, предъявляемым к публикациям подобного рода. Все материалы это автора касательно интервью могут быть рекомендованы к публикации.

Глава 3


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.