Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-06-19 | 443 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Исторически долгие гласные: 1) на сравнительном семитологическом материале (вероятная ситуация и в др.-евр. классического периода, т.е. до сер. I тыс. до н.э.); 2) для древнееврейского позднего состояния (рубеж эр), зафиксированного масоретской традицией, — гласные, не подвергающиеся редукции, могут передаваться на письме с помощью matres lectionis. Написание с использованием какой-либо mater lectionis называется scriptio plena «полное написание», а без — scriptio defectiva «неполное написание»[7].
Прежде всего,ו и י; а также h (только на конце слова) и a (в середине слов и словоформ, у которых он этимологически является корневым согласным): varo «голова», мн.ч. µyviar: и производные от него: ÷/vari «первый», tyviarE «начало»; формы impf. от rm¾a; «говорить» (3 ед.ч. м.р. rm¾ayo и т.д.).
Ø Исконные (исторические) matres lectionis: י для исторически долгого ī и ו для исторически долгих ū и ō. То есть, y i וּ וֹ. Например: pt. pass. породы Q lfq; и lWfq;; pt.act. от hn:B; «строить»: hn<Bo или hn</B.
h используется в качестве mater lectionis только на конце слова для целого ряда гласных: h «h < h; (см. примеры выше). реже для h o: hPo «здесь». Мапик (арам. mappīq «выводящий») הּ указывает на консонантное значение этой буквы на конце слова (словоформы): HO"laÔ <älōah «божество»[8].
Ø Вторичные matres lectionis: y «и y < как результат стяжения звукосочетания –ay[9]: st.abs. tyIB', st.cs. tyBe «дом».
Исторически краткие гласные: 1) на сравнительном семитологическом материале (вероятная ситуация и в собственно др.-евр. в классический период, т.е. до сер. I тыс. до н.э.); 2) для древнееврейского языка позднего состояния — гласные, подвергающиеся редукции, за единичными исключениями не передаются на письме с помощью matres lectionis.
|
Другие диакритические значки
dageš-forte (сир. dågµeš «протыкающий») — удвоение (геминация; удлинение) согласного. Не удваиваются (т.е. не ставится dageš-forte): гортанные a h j [, а также r.
Причины наличия удвоения согласного: а) фонетическая (ассимиляция n последующему согласному) и б) морфологическая (удлинение согласного как морфологический механизм). Примеры: а) bteK;יI имперфект 3 м.р. ед.ч. от bT'k]ni «быть написанным» от bt'K; «писать»; б) dBeKi «прославлять, уважать» от dbeK; «быть тяжелым, весомым».
На особый фонетический характер геминаты в определённой степени указывает традиционное произношение так называемых удвоенных согласных группы b, g, d, k, p, t как смычных, а не щелевых, хотя гемината всегда следует после гласного; транскрибируются соответственно bb (а не b_b _), gg, dd, kk, pp, tt (слоговая граница проходит посередине долгого гласного, как, например, в русском языке).
Meteg (”) ставится при слоге, несущем на себе второстепенное ударение (как правило, за слог до главного).
Maqqef (A) объединяет односложное слово (местоимение, предлог, наречие) с предшествующим или последующим словом в одну синтагму (одно фонетическое слово).
Положение ударения
О положении ударения можно судить по разработанным масоретами так наз. знакам кантиляции (от лат. cantilo «напевать»), которыми отмечено фразовое ударение, наряду с другими просодическими характеристиками связного текста. Поэтому анализ огласовки какой бы то ни было словоформы является адекватным лишь в контексте, с учетом акцентного положения, обозначенного тем или иным знаком кантиляции (или его отсутствием). Принято считать, что ударение приходится на последний слог (глагольная и именная акцентные парадигмы). Что касается глагольной акцентной парадигмы, то так называемые паузальные формы (собственно ударные, полногласные), то есть словоформы, оказывающиеся во фразе в сильной акцентной доле, свидетельствуют о том, что для спрягаемых форм глагола характерно ударение на предпоследнем слоге.
|
Второстепенное ударение (акцентный значок meteg, см. выше) находится, как правило, за слог до того, который несёт на себе основное ударение. Наличием второстепенного ударения, возможно, обусловлено полногласие в слогах, отстоящих от слогов, несущих основное ударение. Например, местоимение 1 ед.ч.: ykinoa‰;
Особенности структуры слога
Слог начинается только с согласного за исключением[10] W как позиционного варианта проклитического союза wÒ. Периферия слога не может содержать больше одного согласного. Жёсткими ограничениями по фонотактике объясняется появление в ряде случаев беглого (вставочного облегчительного) гласного, устраняющего двусогласие в задней периферии слога и обозначаемого в тивериадской системе вокализации огласовкой segol (patah, если С2 или С3 – гортанный, r). Примеры: dl,y, ‘ребёнок, мальчик’; Jl,m, ‘царь’; r[¾n¾ ‘юноша’.
взаимосвязь гласных и типа слога (фонотактика)
Встречаемость гласных тесно связана с характером слога: открытый он или закрытый, ударный или безударный. Наблюдаются следующие закономерности:
1. Гласные, сопровождающиеся matres lectionis (исторически долгие), оказавшись в безударном слоге, не подвергаются редукции.
2. Редуцированный гласный « (šwa-mobile) встречается только в безударном открытом слоге (1-й либо 2-й предударный, а также 1-й заударный). Вероятным исключением является количественное числительное ж. р. µyIT'v] «две» (< м.р. µyIn"v] «два»).
3. Гласный а (patah) встречается в закрытом слоге (за исключением его функции как соединительного гласного перед местоименной клитикой 1 ед.ч.), нередко в безударном (по крайней мере, не в позиции фразового ударения, при котором на этом месте стоят другие гласные: qames gadol, sere).
4. Гласный i (hiriq), не сопровождающийся yod -mater lectionis, встречается только в закрытом безударном слоге.
5. Гласный å (qames) встречается в любых типах слогов. Принятое в качестве академического чтение этого знака в закрытом безударном слоге как /о/ (qames hatuf) следует южноевропейской еврейской произносительной традиции (сефардской), что больше соответствует вавилонской вокализации, где на месте qames hatuf как правило стоит qibbus, т.е. /u/; в восточноевропейской традиции (ашкеназской) qames во всех позициях читается как /о/.
6. Гласный о (holem) не встречается в закрытом безударном слоге.
|
7. Есть основания различать, с одной стороны, неплотно закрытые (= полузакрытые) слоги, в которых с помощью šwa-compositum, по-видимому, отмечен призвук, сопровождающий гортанную периферию слога (причем это явление обусловлено наличием второстепенного ударения), а с другой – слоги, в которых с помощью šwa-compositum обозначены редуцированные гласные открытых безударных слогов.
- В ситуации неплотно закрытого слога призвук šwa-compositum всегда совпадает со слогообразующим гласным (bv¿j™Õy: y å h å -šo b, rb¿[™}y® y a > a - b or).
- В том случае, если речь идет о разных слогах и šwa-compositum обозначает слогообразующий гласный, его призвук и гласный предшествующего слога могут не совпадать (Wla}G:hi hig-g å -< a -lū).
комбинаторные чередования и
Принцип определения назначения знака šwa (ְ).
šwa-mobile («) при словоизменении чередуется с каким-либо другим гласным («~ V).
šwa-quiescens (0Ö) обозначает этимологический ноль гласного и при словоизменении не чередуется ни с каким гласным.
šwa-medium — условное наименование неэтимологического ноля гласного (0Ö ~ V), который при словоизменении чередуется с каким-либо гласным; таким образом речь идет о выпадении гласного, или редукции до ноля (подробнее см.: Gesenius’ Hebrew Grammar… § 10 d; Blau J. … § 4.1.1., 4.4. n.1; Коган Л.Е. … § 2.1.3., 2.2.3.).
Примеры:
Глагол | Чередование | Мн.ч. |
bT¿k]yI yi k to b (impf. 3 лица ед.ч. м.р. < bt'K; ‘писать’) | 1-й слог всегда закрытый, т.е. 0Ö (šwa - quiescens); 2-й слог o ~ «(šwa-mobile) | WbT]k]yI yi k tə b ū WqzÒj²™y< yähäzqū (ударный вариант, элизия гласного при С2) WqzÒj]y² yäh-zə-qū (безударный вариант) (< qz"j; ‘быть, становится крепким, сильным’) Аналогия: односложная трёхсогласная структура (сеголятные имена), ср.: Jl,m, mälä k ‘царь’ |
Имя: Мн.ч. | Чередование | Мн.ч. st.pron. |
µyrIb;DÒ d«b årīm (< rb;D; «слово; дело, положение») | «~ i (šwa-mobile) å ~ 0Ö (šwa-medium) | µk²yrEb]DI di b re k äm «ваши (м.р.) слова» |
µykil;m] (ед.ч. Jl,m, «царь») | «~ a (šwa-mobile) å ~ 0Ö (šwa-medium) | µh²ykel]m' mal k ehäm «их (м.р.) цари» |
Домашнее задание. Транскрибирование и чтение слов в упражнениях на распознавание значения знаков šwa-quiescens, šwa-mobile, šwa-medium, dageš-forte, dageš-lene.
|
Тема 3. Присоединение определённого артикля. Самостоятельные и клитические («суффиксальные») личные местоимения. — 4 часа
Присоединение определённого артикля
В древнееврейском языке артикль (как и его значимое отсутствие), помимо выражения грамматической категории определённости/неопределённости имеет чётко выраженную синтаксическую функцию (см. раздел «Основы функционального синтаксиса»).
I. ha‑ (возм. <*han‑) + геминация согласного (отмечается значком dageš forte). Пишется слитно, подобно всякой проклитике, которая на письме обозначается одной буквой: Jl,m, → Jl,M,h'
II. Если имя начинается со слога C«‑, dageš forte нередко оказывается не проставленным, что свидетельствует об упрощении геминации и изменении слоговой структуры (перераспределение слогов, или рессилабация). Регулярно ставится, когда за первым согласным следуют: ה, ע, ר. Ср.: µydIWhYÒh' hay‑y«‑hū‑ d īm «иудеи» и µydIl;yÒh' hay‑lå‑ d īm «дети, сыновья» (< µydIl;yÒ yә‑lå‑ d īm).
III. Если слово, к которому присоединяется артикль, начинается с «гортанного» (ларингальные, фарингальные, r), то наблюдаются вокалические изменения.
1) Компенсаторное удлинение: артикль выглядит как h; перед א и ר. Примеры: varoh; «голова», µyhil¿aÔh; «боги (мн.ч.); Бог (pluralis majestatis «множественное величия»)».
2) Виртуальное (мнимое, предполагаемое) удвоение: ה и ח
Перед ח hm;k]j;h' hah(h)å k må «мудрость», при расподоблении gj;h, häh(h)ågµ «празднество»; перед ה aWhh' «тот (самый)», но rh;h; «гора» (уподобление?).
NB! Местоимения 3 лица мн. ч. с артиклем (в функции указательных): hM;heh; и µheh; (м.р.); hN:heh; (ж.р.)
3) Вариативность: перед ע
а. Компенсаторное удлинение (чаще). Примеры: db²[²h; «слуга, раб», мн.ч. µydIb;[}h;; ÷yI['h; «глаз, источник», ry[ih; «город», µ[;h; «община; народ».
б. “Виртуальное” удвоение. Примеры: µyIn"y[eh' ‘глаза’; диссимиляция гласных: ÷wO[;h, ‘грех’, µyri[;h, ‘города’, rp;[;h, ‘пыль, прах’.
IV. При присоединении проклитических предлогов: направления l] (куда?); нахождения где-л., инструментальности B] (где?), сравнения K] «как, подобно, приблизительно» h ‑артикля выпадает: µyIm'V;h' «небо» → µyIm'V;B' «на / в небе»; µ[;h; «народ» → µ[;l; «(к) народу».
Домашнее задание. Задание 10.
Тема 4. Разряды личных местоимений.
Самостоятельные личные местоимения
Ед.ч. | Мн.ч. | |
1 м., ж.р. | Параллельные формы: ykinoa‰; и ynIa} (сокращ. форма); пауз.: ykino−a; / ynIa‰: | Wnj]n"a}, пауз. Wnj]n:a}; редк.: Wnj]n", пауз. Wnj]n: |
2 м.р. | hT;a', пауз. hT;a;‰ | µT,a' |
2 ж.р. | yta (K: k«t ī b – арам. bytk «написано»); T]a' (Q: q«rē – арам. yrq «читается») | ÷T,a' (÷Tea'), hn:Tea (hN:Tea) |
3 м.р. | aWh | Параллельные формы: hM;he и µhe |
3 ж.р. | ayhi | hN:he |
Примечания. 1. Особенность орфографии Пятикнижия: qre perpetuum (кроме 11 случаев) awh — общего рода, однако масоретская редакция (MT) уравняла с употреблением в остальных книгах Библии (м.р. aWh и ж.р. awhi. 2. Местоимения 3‑го лица по происхождению указательные, что сохранилось в их употреблении в функции указательных местоимений, скорее об уже упоминавшемся («тот (самый)»). В этом случае они употребляются с артиклем в атрибутивной позиции: aWhh' hl;yÒl'B' «в ту ночь, той ночью»; µheh; µymiY:B' «в те дни = в то время».
|
клитические личные местоимения[11]
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!