Тема: «Психический процесс: мышление и воображение» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема: «Психический процесс: мышление и воображение»

2017-06-13 739
Тема: «Психический процесс: мышление и воображение» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: сформировать понятие о мышлении и воображении как познавательных процессах.

После изучения указанной темы студенты должны

знать:

- понятие о мышлении, видах и формах мышления;

- понятие о воображении и его видах;

уметь:

- пользоваться психологическими методиками по самодиагностике сформированности мышления;

- различать виды мышления и воображения;

- работать с методиками по развитию и совершенствованию мышления (мнемотехники, облегчающие запоминание);

- пользоваться тестами интеллекта.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Мышление – процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Формы мышления:

- понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные и специфические признаки объектов;

- суждение – отражение связей между объектами или их свойствами;

- умозаключение – связь между понятиями и суждениями, в результате которой возникает новое суждение или понятие.

Виды мышления классифицируется:

1) по характеру используемых средств:

- наглядное – материал для мыслительной деятельности представлен в конкретной форме;

- знаковое – материал для мыслительной деятельности представлен в символической форме.

2) по характеру протекания познавательных процессов:

- интуитивное – непосредственное усмотрение решения без осознания путей его получения;

- аналитическое – понимание закономерности и принципа решения путем логических операций. К ним относятся:

а) абстрагирование – вычленение существенных признаков объекта и отвлечение его от остальных;

б) анализ – расчленение сложного на составные части;

в) обобщение – группирование объектов по общему признаку;

г) синтез – соединение различных сторон в единое целое;

д) сравнение – установление сходства и различия.

3) по характеру выполняемых задач:

- практическое – решение задач, возникающей в конкретной ситуации с ее возможностями и условиями;

- теоретическое – решение задачи в общем виде, поиск закономерности вне зависимости от требований ситуации.

4) по уровню развития:

- наглядно-действенное (доминирует до 3 лет) – познание посредством манипулирования конкретными предметами в конкретной ситуации;

- наглядно-образное (до 7 лет) – мышление образами, а не понятиями;

- словесно-логическое – функционирует на базе знаковых средств и оперирует понятиями, логическими конструкциями, выходит за пределы ситуации.

Язык – система знаков и правил оперирования ими.

Речь – процесс общения людей посредством языка, рассматривается как особый вид деятельности.

 

РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Задание 1.

Необходимо прочитать слова каждого ряда, определить «лишнее» слово и объяснить, что объединяет оставшиеся слова.

1. Собака, корова, овца, лось, кошка

Собака, корова, овца, лось, лошадь

2. Футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, водное поло

Футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, бадминтон

3. Енисей, Обь, Печора, Лена, Индигирка

Енисей, Обь, Печора, Лена, Дон

Какие мыслительные операции потребовались для решения задач?

Задание 2.

Изобразите графически соотношение понятий: мать – женщина – дочь; мужчина – женщина – человек.

Задание 3.

1. В книжном шкафу стоят 2 тома собрания сочинений. В 1 томе 300 страниц, во втором – 200. Книжный червь стал прогрызать книги. Прогрыз от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько всего страниц он прогрыз?

2. От города А до города Б 120 км. Из А вышел поезд по направлению к Б и шел без остановки 30 км/час. В то же самое время из Б по направлению к А вылетела ласточка со скоростью 60 км/час. Она долетела до поезда, повернула в сторону Б. Долетев до него, вновь повернула и полетела к поезду и, долетев до него, опять полетела к Б и т.д. Так она летала туда и обратно, пока поезд не прибыл в Б. Сколько километров пролетела ласточка?

Какие виды мышления «работают» при решении этих задач?

 

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

I. Заполнить пробел

1). Язык – это система правил оперирования с

2). Человеческая речь отличается от языка животных тем, что с ее помощью можно рассказать не только о текущих, но также о и событиях.

3). Мышление – это … и … отражение действительности.

4). … – мысль, которая содержит ложную или истинную информацию.

5). Основные формы мышления – суждение, … и умозаключения.

II. Верно или неверно?

1). В раннем возрасте активно формируется наглядно-действенное мышление.

2). Анализ – это установление сходства и различия.

3). Мышление и речь – два взаимосвязанных психических процесса

4). Виды мышления – это понятие, суждение, умозаключение.

5). Словесно-логическое мышление формируется на базе наглядно-действенного и наглядно-образного.

 

 

Литература

Основная:

1. М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. Атлас по психологии. – М., 1996.

2. Р.С. Немов, Психология (Кн. 1.), – М., 2004.

3. Ж. Годфруа. Что такое психология. – М., 2000.

4. Н.К. Платонов. Занимательная психология. – М., 1999.

5. Крысько В.Г. Общая психология: в схемах и комментариях. – С-Пб, 2007.

6. Столяренко Л.Д.Общая психология. – С-Пб, 2006.

Дополнительная:

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Самыгин С.И. и др. Психология и педагогика для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

3. Новейший психологический словарь. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Под общ. ред. Шапаря В. Б. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: «Внимание»

Цель: сформировать понятие о внимании, его видах и свойствах.

После изучения указанной темы студенты должны

знать:

- понятие внимание, функции внимания виды и качества внимания

- факторы, определяющие внимания

уметь:

- диагностировать уровень сформированности объема, распределять внимание и другие свойста.

- работать с приемом по развитию наблюдательности.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов (ощущение, восприятий, памяти, мышления, воображения) является их избирательный направленный характер. Из множества воздействий окружающего мира человек всегда что-то целенаправленно избирает, воспринимает и запоминает. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание. Оно является динамической стороной всех познавательных процессов.

Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Функции внимания:

1) функции отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;

2) функции игнорирования других несущественных в данной момент конкурирующих воздействий;

3) функции регуляции и контроля деятельности, т.е. сохранения и удержания ее, пока не будет достигнута цель.

Физиологической основой внимания является доминанта – временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения, тормозящий работу других нервных центров.

Виды внимания

1. Непроизвольное внимание возникает без волевого усилия, вызывается действием сильного, контрастного; нового или значимого и получающего эмоциональный отклик раздражителя. Оно связано с актуальными потребностями индивида, с общей направленностью личности, с профессиональной деятельностью. Такое внимание позволяет быстро ориентироваться в постоянно меняющихся условиях, выделять те объекты, которые в данный момент могут иметь наибольший личностный смысл.

2. Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывает программу ее решения. Задача определяет выделение объектов внимания, что предполагает волевые усилия. Этот вид внимания активно регулирует протекание психических процессов.

3. Послепроизвольное внимание вызывается через вхождение в деятельность. При этом сохраняется соответствие деятельности выбранным целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий. Работоспособность сохраняется длительное время и ограничена лишь утомлением.

Качества внимания

1. Избирательность – возможность успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели. Выбор информации, поступающей в мозг, больше всего зависит от потребностей и интересов самого субъекта, от его ожиданий.

2. Устойчивость – характеристика внимания во времени – деятельность сосредоточения внимания на объекте. Устойчивость повышается с увеличением сложности объектов, с сознанием значимости выполняемой работы. Ослабление устойчивости внимания может быть длительным или временным. Колебания (флюктуации) наблюдаются у всех людей, но разной степени.

3. Переключение – намеренный сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Оно может быть обусловлено требованиями деятельности либо необходимостью включения в новую деятельность.

4. Распределение – возможность удерживать в сфере внимания несколько видов деятельности. Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее однородные виды деятельности.

5. Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. При восприятии множества объектов в интервале 1сек. объем внимания взрослого человека в среднем равен 7+–2 элементам. Объем зависит от структурной организации объектов, от их особенностей.

Факторы, определяющие внимание:

1. Факторы, характеризующие внешние раздражители.

а) интенсивность раздражителя (сила) – чем интенсивнее раздражитель в группе конкурирующих, тем вероятнее внимание именно к нему.

б) новизна – чем необычнее раздражитель в ряду привычных, тем скорее он привлечет внимание (иногда по своей интенсивности он может быть даже слабее).

в) структурированность – чем выраженнее логические связи в воспринимаемой информации, тем больше объем внимания.

г) распределение поступления раздражителей во времени – постепенное возрастание концентрации внимания (0–20мин.), затем снижение ее (20–30мин.).

2. Факторы, характеризующие деятельность самого субъекта.

а) потребности

б) интерес

в) установка

РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

Задание 1.

На практических занятиях в вузе один преподаватель в тех случаях, когда студенты вели себя особенно шумно, стучал по письменному столу кусочком мела.

На какой вид внимания рассчитывал педагог? Как долго он может пользоваться подобным приемом?

Задание 2.

Во время хирургической операции за спиной хирурга падает металлический лоток с инструментами.

Какие профессиональные требования предъявляет эта ситуация к вниманию хирурга?

Задание 3.

Во время экзаменационной сессии студент готовится к экзамену по предмету, для него не интересному. Несколько раз начинает читать учебник, затем бросает. Встает, ходит по комнате, затем опять садится.

С чем могут быть связаны трудности при вхождении в работу?

Задание 4.

Начните в тетради на строчке писать то букву «ы», то ее зеркальное отражение. Постарайтесь не делать ошибок. Если ошибки (повторы) имеют место, дайте объяснение этим ошибкам.

Задание 5.

Из книги К.К.Платонова «Занимательная психология»: «Когда я к концу амбулаторного приема очень уставал, то замечал, что, рассматривая очередного пациента, не могу отделаться от мысли о предыдущем больном. Их жалобы и симптомы болезни у меня смешивались. Это очень затрудняло работу».

С чем могут быть связаны трудности врача в описанной ситуации?

Задание 6.

Начните в тетради на строчке рисовать небольшие треугольники вершиной то вверх, то вниз. Постарайтесь не делать ошибок (повторов). Если ошибки имеют место, дайте им объяснение.

Задание 7.

Внимательно слушайте, классифицируйте и записывайте приводимые преподавателем слов в 5 колонок: химические элементы, человеческие чувства, мебель, деревья, животный мир. Сосчитайте количество записанных слов, правильно классифицированных. Если сумма равна 32, можно говорить об эффективном приеме информации; если 31–29 – посредственном; ниже 28 – прием информации затруднен.

Задание 8.

Тест «Таблицы Шульте».

Цель работы. Исследование переключения внимания в условиях активного выбора информации (по таблице Шульте).

Исследовать скорость переключения внимания, работоспособность и упражняемость в условиях активного выбора полезной информации каждым обследуемым студентом группы:

а) Определить время (в сек.) выбора испытуемым по порядку цифр от 1 до 25 в 5 квадратах;

б) Определить среднее время поиска цифр в квадрате;

в) Начертить график, на котором по оси абсцисс отложить номера квадратов (1, 2, 3, 4, 5,), а по оси ординат – время поиска всех цифр в соответствующем квадрате.

Ход работы. Испытуемому исследователь дает инструкцию работать максимально быстро и внимательно. Затем исследователь замечает время по секундомеру часов, а испытуемый показывает число от 1 до 25. Исследователь определяет время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр по порядку сначала и в первом, а затем во 2, 3, 4 и 5 квадратах. Исследовать отмечает в тетради время для каждого квадрата. Затем вычисляют среднее время для одного квадрата (поиска цифр в одном квадрате) и выражают графически. Делают выводы о переключаемости внимания, работа способности и упражняемости у разных студентов групп.

 

Таблица Шульте

Покажите по порядку числа от 1 до 25, называя их вслух (с максимальной скоростью)

 

         
         
         
         
         
         
         
         
         
         


         
         
         
         
         
         
         
         
         
         


         
         
         
         
         

 

 

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

В следующих пунктах выберите один наиболее правильный ответ:

1. Основная функция непроизвольного внимания состоит:

а) в выделении в изменяющихся условиях среды наиболее ярких и интересных объектов;

б) в быстрой и правильной ориентации в изменяющихся условиях среды;

в) в выделении в изменяющихся условиях объектов, несущих угрозу для жизни, личности.

 

2. Основной функцией произвольного внимания является:

а) объективное управление способностью выделять главную цель психического процесса;

б) управление способностью извлекать из памяти нужные ему данные;

в) активное регулирование протекания психических процессов.

 

3. Переключение внимания проявляется:

а) в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой;

б) в непроизвольном переносе внимания на объект, обладающий большей раздражающей силой;

в) в переносе внимания на каждый новый объект, попадающий в поле восприятия.

 

4. Более эффективно распределяется внимание между:

а) 2–мя видами умственной деятельности;

б) 2–мя видами двигательной активности;

в) 2–мя разными видами деятельности: интеллектуальной и двигательной.

 

5. Объем внимания у взрослого человека в среднем равен:

а) 2 – 4 элементам;

б) 5 – 7 элементам;

в) 8 – 10 элементам.

 

6. Устойчивость внимания зависит от:

а) особенностей объектов сосредоточения;

б) активности личности;

в) типа нервной системы;

г) все ответы верны.

 

7. Факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей:

а) интенсивность раздражителя;

б) структурная организация материала;

в) новизна раздражителя;

г) все перечисленное.

 

 

Литература

Основная:

1. Общая психология (под ред. А.В.Петровского). - М., 2004.

2. М.В.Гамезо, И.А.Домашенко. Атлас по психологии. - М., 2000.

3. Ж.Годфруа. Что такое психология. – М., 2002.

4. Крысько В.Г. Общая психология: в схемах и комментариях. – С-Пб, 2007.

5.Столяренко Л.Д.Общая психология. – С-Пб, 2006.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7

Тема: «Психология личности»

 

Цели:

1. иметь представление об основных психологических теориях личности и их классификации;

2. знать основные модели теории личности и их представителей;

3. уметь описать общую структуру личности с точки зрения роли биологических и социальных факторов ее становления по К.К. Платонову;

4. владеть психологическими категориями: темперамент, эмоции, мотивация, воля, способности и характер человека.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Понятие «личность» — одно из самых широко используемых в современной психологии. Высокая частота употребления в психологической литературе понятия «личность» свидетельствует о больший значимости этого понятия для проникновении в сущность субъективного бытия человека. Вместе с тем знакомство с обилием научно-психологических источников, посвященных проблеме личности человека, свидетельствует о том, что общего, принимаемого большинством членов научного сообщества понимания личности, не существует. Это, вне всякого сомнения, связано с тем, что личность человека предельно сложный предмет для научного изучения.

Для того чтобы разобраться в многообразии существующих и хорошо себя зарекомендовавших теорий личности, целесообразно на первом этапе сложного пути к пониманию современных представлений о личности человека обратиться к одной из классификаций существующих теорий. Воспользуемся классификацией Сальваторе Мадди, согласно которой все теории личности можно разделить на три большие группы, «определив их следующим образом: модель конфликта, модель самореализации и модель согласованности» [Мадди Сальваторе Р. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб., 2002. – с. 31].

Следует сразу оговориться, что отечественные теории личности, выросшие на базе антропологических идей, представляющих человека преимущественно как существо, способное к труду и обретающее в процессе трудовой деятельности свою человеческую сущность, сложно вписать в вышеназванную классификацию, и поэтому основные характеристики этих отечественных теорий будут рассмотрены отдельно.

Модель конфликта предполагает, что личность постоянно испытывает сильные противоположные влияния. Человек, находясь в поле этих влияний, в контексте жизни вынужден решать задачи, связанные с нахождением компромисса между противоположными воздействиями, и приходить, таким образом, к некоему внутреннему балансу. В случае ненахождения человеком компромиссного решения его внутренняя жизнь становится конфликтной. В этой модели основная функция личности сводится к сведению к минимуму конфликтности внутренней жизни человека. К этой модели относятся теории личности 3. Фрейда, Г. Салливана, Э. Эриксона, О. Ранка и др.

Модель самореализации предполагает, что «существует лишь одна ведущая сила, и источник этой силы кроется в самой личности» [Мадди Сальваторе Р. Теории личности: сравнительный анализ. – СПб., 2002. – с. 31]. Эта модель рисует нам жизнь человека как непрерывное движение, обусловленное воздействием этой движущей силы. В рамках этого движения возможны конфликты, но они не являются ни необходимыми, ни неизбежными, ни определяющими в части восхождения личности к вершинам раскрытия своего потенциала, т.е. самореализации. К этой модели относятся теории личности К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Фромма, А. Адлера и др.

Модель согласованности предполагает, что существование личности как таковой невозможно без установления обратной связи с внешним миром. Если данные обратной связи согласуются с ожиданиями человека, то он как личность находится в состоянии покоя. В противоположном случае, когда налицо рассогласование между данными обратной связи и ожиданиями человека, он как личность будет стремиться к устранению не устраивающего его положения вещей. Бытие личности и контексте этой модели понимается как совокупность попыток сохранить значимое состояние покоя путем изменения неудовлетворяющего положения вещей. К этой модели относятся теории личности Дж. Келли, Г. Оллпорта, Д. Мак-Клелланда и др.

Рассмотрим отдельные положения некоторых из теорий личности.

Основной категорией глубинной парадигмы психологии является категория бессознательного, предложенная З. Фрейдом в конце XIX века. В широком значении бессознательным называют огромный пласт душевной жизни личности, не соотнесенный с сознательным «Я» и включающий в себя витальность, психическую энергию, неосознаваемую телесность, инстинктуозные влечения (libido и mortido), нераскрытые потенциалы, вытесненные желания, забытые события и переживания. З. Фрейд предложил структурную и топографическую модели личности. Структурная модель состоит из компонентов: Я, Оно и Сверх-Я.

Еще одной практико-ориентированной моделью З. Фрейда является модель психосексуальной периодизации жизни, в основу которой положена идея о «миграции либидо» по различным зонам тела в процессе онтогенетического развития личности. Основаниями периодизации являются телесные зоны сосредоточения либидозной энергии; основные темы родительского воспитания и социальных взаимодействий личности; типичные и индивидуальные черты личности, формируемые на каждой стадии; успешность прохождения стадий или формирование фиксаций.

Взгляды К. Юнга на природу бессознательного существенно отличались от понимания бессознательного З. Фрейдом. Согласно К. Юнгу бессознательное можно разделить на личное бессознательное и коллективное. В личном бессознательном находятся содержания, схожие с содержания предсознания в теории З. Фрейда. Коллективному бессознательному принадлежат конкретные паттерны восприятий, реагирований, отношений, моделей поведения, которые были закреплены в органических основах психики своими бесчисленными повторениями в опыте человечества. Архетипы представляют собой системы установок, передающихся по наследству вместе со структурой мозга, являясь ее психическим аспектом. Эти паттерны К. Г. Юнг назвал архетипами и описал основные из них: самость, персона, тень, анима и анимус, мать, отец, ребенок, герой, трикстер. Архетипические содержания бессознательного констеллируют в значимых ситуациях индивидуальной жизни, и их влияния, как правило, неосознаваемы для личности.

Диспозициональная теория личности. Данное направление часто называют теорией черт, так как его представители предполагали, что люди обладают некими предрасположенностями (диспозициями) к реагированию определенным образом на различные ситуации, эти диспозиции были названы чертами. Другими словами люди постоянны в своих действиях, мыслях и чувствах вне зависимости от обстоятельств, событий и жизненного опыта. Каждая личность уникальна, понять ее можно через описание ее конкретных черт. Наиболее влиятельными представителями данного направления считают Гордона Олпорта (1897–1967), Ганса Айзенка (1916–1997) и Раймонда Кэттэлла (1905–1998).

Поведенческие теории личности. Это направление иногда называют теориями научения, так как его основным тезис – утверждение о том, что личность – это тот опыт, который человек приобрел в жизни, то, чему он научился. Главным источником развития личности является среда в широком смысле слова, а в качестве основных элементов личности выступают рефлексы и социальные навыки. В поведенческих теориях личности выделяют два основных направления. Первое представлено работами известных американских психологов Дж. Уотсона и Б. Скинера, в которых изложены основные идеи классического бихевиоризма, согласно которым поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами и может быть описано с помощью формулы: S?R. По мнению представителей второго направления, поведение человека регулируется не столько внешними, сколько внутренними факторами, такими как цели, ожидания, самовосприятие. Представители этого направления – Альберт Бандура и Джулиан Роттер.

Когнитивные теории личности. Основоположником этого подхода был американский психолог Дж. Келли (1905–1967). Он считал, что человек – это исследователь, пытающийся понять, что с ним происходит, и предсказать, что с ним произойдет в будущем. В связи с этим на поведение человека большое влияние оказывают когнитивные и интеллектуальные процессы. Человек воспринимает и интерпретирует мир с помощью определенных моделей, которые Келли назвал конструктами. Личность – это организованная система важных конструктов, т. е. личность – это то, как человек воспринимает и истолковывает свой жизненный опыт. Дружба, любовь, нормальные взаимоотношения возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты.Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Б. Скиннер): предметом психологии является поведение, его анализ ограничивается внешне наблюдаемыми реакциями (мысли, сознание, все, что не поддается объективной регистрации не изучается); личность – совокупность поведенческих реакций (возникающих на определенный стимул), присущих данному человеку.

Когнитивный подход (Д. Келли, Брунер): подчеркивается влияние интеллектуальных (мыслительных) процессов на поведение человека, человек – личность понимающая, анализирующая, поскольку находится в мире информации, которую надо понять.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.