Личность в отечественной психологии XX века — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Личность в отечественной психологии XX века

2017-06-13 2127
Личность в отечественной психологии XX века 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Основы психологических исследований в отечественной психологии были заложены в дореволюционной России А.Ф. Лазурским, В.М. Бехтеревым и.М.Я. Басовым. Среди работ по теории личности в СССР в психологии выделяются работы В.С. Мерлина,Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой, А.В. Петровского, В.А. Петровского, А.Г. Ковалёва, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

В своей концепции личности А.Г. Ковалёв ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур: темперамента (структуры природных свойств), направленности (система потребностей, интересов, идеалов), способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). Концепция личности В.Н. Мясищева представляет собой единство личности, которое характеризуется направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

Концепция личности Ю.В. Щербатых рассматривает понятие личности через две пары диалектически-противоречивых характеристик, без понимания которых трудно понять данный термин. 1. Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей. 2. В то же время, в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социальной общности. 3. Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерархическую систему. 4. Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.

Концепция личности Б.Г. Ананьева предполагает, что в структуру личности входят такие свойства: определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ценностные ориентации; структура и динамика отношений.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). представляет собой отнесение всех особенностей и черт личности к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности. Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову).

 

Краткое название подструктуры К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального
Направленность Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы, желания, стремления, идеалы, моральные качества Социальный уровень (биологического почти нет)
Личный опыт Умения, знания, навыки, привычки Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)
Формы отражения Индивидуальные особенности познавательных процессов (мышление, память, восприятие, ощущения, внимание) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)
Биологические, конституциональные свойства Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; темперамент, задатки, половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

 

Психологические категории

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются относительно постоянными на протяжении жизни человека и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

Различают четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Кроме того, что число черт характера чрезвычайно велико (так, в словаре русского языка С.И.Ожегова их около 1500), каждая из черт имеет разную количественную степень выраженности. Количественное развитие той или иной черты характера может достичь своего предела, границы, которая еще считается нормальным, приемлемым в обществе поведением.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера.

В психологии неоднократно предпринимались попытки построения типологии характеров. Наиболее известны конституционные типологии Э.Кречмера, У.Шелдона; типологии, основанные на описании акцентуаций характера К.Леонгарда, А.Е.Личко, Э.Фромма.

Под способностями принято понимать индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности – это то, что не сводится к наличным знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение и эффективное использование на практике.

Способности являются прижизненными образованиями, в их формировании и развитии активно участвуют среда и воспитание. Однако нельзя отрицать природных предпосылок способностей. Врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, составляющие природную основу развития способностей, называют задатками. Различают общие и специальные способности. Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных областях деятельности – это умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память и др. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные, математические, лингвистические и др. способности.

Эмоции – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Воля – сознательная саморегуляция поведения, преднамеренная мобилизация поведенческой активности для достижения целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность. Настойчивое и систематическое преодоление трудностей в достижении одобряемых обществом целей, завершение начатых дел во что бы то ни стало, избегание малейшего безволия, безответственности – таков путь формирования и укрепления воли. Формирование воли – это переход внешнего социального контроля к внутреннему самоконтролю личности.

Потребность – это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности.

Мотивация – это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. Так, например, могут возникнуть пищевая, половая, познавательная, защитная и другие виды мотивации.

К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.

 

САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

Цели самоподготовки: на основании информационного материала уметь ответить на контрольные вопросы и выполнить задания по теме: «Личность».

Вопросы для самоподготовки:

1. Что объединяет и что отличает понятие «человек», «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность»?

2. Направленность личности: какова её роль в жизнедеятельности человека.

3. Чем обусловлено и как осуществляется формирование и развитие личности?

4. Устойчивое и неустойчивое в структуре личности?

5. Личность как жизненно устойчивое образование.

6. Социализация личности и факторы, влияющие на её формирование?

7. Интеграции различных теорий личности в решении проблемы её формирования и развития.

8. Художественное описание темперамента у Х. Бидструпа и А.П. Чехова.

9. Функции, виды и классификация эмоций.

10. Характеристика отдельных эмоций.

11. Мотивация: понятие, общие сведения.

12. Воля как феномен внутренней жизни человека.

13. Структура волевого акта, сила воли и целеустремленность.

14. Формирование воли.

15. Способности: определение, общие сведения.

16. Профессиональные способности и их развитие.

 

Тестовые задания для самопроверки усвоения основных понятий темы

1. Какие из приведенных формулировок относятся к характеру и какие - к темпераменту?

А. Характер. Б. Темперамент.

1) характеристика личности со стороны динамических особенностей ее психических процессов и состояний;

2) выражает отношение человека к окружающему миру, другим и себе;

3) определяет стиль и темп деятельности;

4) закрепляется в привычных способах поведения;

5) практически не поддается изменению под действием воспитания.

 

2. Заполните пропущенные места:

1. Среди черт характера одни являются основными, другие - второстепенными, это свойство называется.... черт характера.

2. По И.П. Павлову в основе четырех типов темперамента лежат свойства... нервных процессов.

3. Человек, интересы которого преимущественно обращены на окружающий мир и других людей, называется....

4. Человек, который больше интересуется своим внутренним миром и не нуждается в постоянном притоке внешних впечатлений, называется...

5. По Г. Айзеику, к экстравертироваииым типам темперамента принадлежат... и...

6. По Г. Айзепку, к эмоционально нестабильным типам темперамента относятся... и...

7. Способности человека формируются на основании врожденных...

8. Собственно личностным уровнем можно назвать подструктуру... личности.

9. Способность самостоятельно осуществлять и регулировать собственные поступки, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, в психологической науке обозначают термином...

10. Теории мотивации служат для того, чтобы объяснить, за счет чего происходит... поведения, чем обеспечивается направленность поведения и его...

 

РАБОТА НА ЗАНЯТИИ

План занятия:

1. Контроль исходного уровня - по материалам лекции и результатам самоподготовки (в форме тестов).

2. Выполнение заданий для самостоятельной работы на семинаре и обсуждение дискуссионных вопросов.

3. Знакомство с вопросником Г. Айзенка, К. Леонгарда.

4. Прослушивание и обсуждение докладов.

 

Задания на выявление исходного уровня знаний

Установите соответствие:

I. Какие из приведенных особенностей характеризуют человека как индивида, а какие - как личность.

А. Характеристика индивида. Б. Характеристика личности.

1) Хорошая координация движений.

2) Большая эмоциональная возбудимость.

3) Высокая сенсорная чувствительность.

4) Высокий уровень притязаний.

5) Медленная скорость узнавания.

6) Инициативность.

7) Застенчивость.

8) Высокая скорость усвоения навыка.

 

2. В чем проявляется преобладание биологического и в чем - социального?

А. Преобладание биологического. Б. Преобладание социального.

1) в темпераменте;

2) в подструктуре опыта;

3) в особенностях познавательных процессов;

4) в направленности;

5) в особенностях эмоциональных процессов.

 

3. Верны или неверны следующие утверждения:

1. Чертами характера определяются динамические особенности деятельности человека

2. В темпераменте отражается отношение человека к определенным людям и явлениям.

3. Способности целиком определяются обучением и воспитанием.

4. Характер обладает структурностью и иерархичностью.

5. Особенности темперамента могут маскироваться за счет воспитания.

 

4. Заполните пропущенные места:

1. Подструктуры личности, состоящие из элементов других подструктур - это...

2. Характер формируется на основе...

3. Способности формируются на основе...

4. По Г. Айзенку, к интровертировапиым типам темперамента относятся...

5. К эмоционально устойчивым типам темперамента относятся...

 

Ситуационные задания

 

Задание № 1. Для диагностики темперамента существуют аппаратурные методики (т.е. использующие электроэнцефалограф, а также приборы, позволяющие измерить время реакции и т.п.) и опросные методы. Какие методы, на ваш взгляд, более показательны в отношении определения темперамента? Почему?

 

Задание №2. Возможно ли совпадение темперамента двух людей при большом различии их характеров? Обоснуйте ваш ответ или приведите пример.

 

Задание №3. Что общего между способностями и характером человека как подструктурами личности?

 

Задание № 4. Как может направленность личности влиять на ее способности? В чем выражается такое влияние?

 

Задание № 5. Приведите примеры социально-ролевого поведения.

 

Практическая работа

Тест Г.Айзенка

С помощью теста Г.Айзенка студенты определяют свое место в системе координат «экстраверсия-интроверсия» – «эмоциональная устойчивость-нейротизм».

Используемый тест-опросник был создан английским психологом Гансом Айзенком, который на основе ряда исследований пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Первый из этих факторов биполярен и представляет собой характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которого соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственна общительность, импульсивность, гибкость поведения, высокая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная адаптивность. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затрудненная социальная адаптация.

Второй фактор – нейротизм – описывает некоторое свойство – состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств.

Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной эмоциональной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другой – чрезвычайно эмоционально неустойчивый, нервозный (импульсивный) и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагается между этими полюсами, ближе к середине (соответственно нормальному распределению).

 

Инструкция: Ответьте на предлагаемые вопросы «да» или «нет».

 

Отвечайте быстро и точно. Не задумывайтесь надолго, обычно первое, что приходит вам в голову – наиболее верный ответ. Помните, что нет хороших или плохих ответов. Все вопросы направлены на выяснение вашего обычного способа поведения.

 

Опросник

1. Любите ли вы шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые могли бы поддержать?

3. Вы всегда находите быстрый ответ, когда вас о чем-то просят?

4. Бывает ли так, что вы раздражены чем-нибудь?

5. Часто ли у вас меняется настроение?

6. Верно ли, что вам легче и приятнее с книгами, чем с людьми?

7. Часто ли вам мешают уснуть разные мысли?

8. Вы всегда делаете так, как вам говорят?

9. Любите ли вы подшучивать над кем-нибудь?

10. Вы когда-нибудь чувствовали себя несчастными, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Можете ли вы сказать о себе, что вы веселый, живой человек?

12. Вы когда-нибудь нарушали правила?

13. Верно ли, что вы часто раздражены чем-нибудь?

14. Нравится ли вам все делать в быстром темпе?

15. Вы переживаете из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Вам можно доверить любую тайну?

17. Можете ли вы без особого труда внести оживление в скучную компанию?

18. Бывает ли так, что у вас безо всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?

19. Делаете ли вы обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20. Вы когда-нибудь говорили неправду?

21. Вы легко расстраиваетесь, когда критикуют вас и вашу работу?

22. Вы часто шутите и рассказываете смешные истории своим друзьям?

23. Вы часто чувствуете себя усталым?

24. Вы всегда сначала делаете важное, а все остальное потом?

25. Вы обычно веселы и всем довольны?

26. Обидчивы ли вы?

27. Вы очень любите общаться?

28. Всегда ли вы выполняете просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У вас бывают головокружения?

30. Бывает ли так, что ваши действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

31. Вы часто чувствуете, что вам что-нибудь надоело?

32. Любите ли вы иногда похвастать?

33. Вы чаще всего сидите и молчите, когда попадаете в общество незнакомых людей?

34. Волнуетесь ли вы иногда так, что не можете усидеть на месте?

35. Вы обычно быстро принимаете решения?

36. Всегда бы Вы оплачивали провоз багажа, если бы не было контролера?

37. Вам часто снятся страшные сны?

38. Можете ли вы дать волю чувствам и вовсю повеселиться в обществе друзей?

39. Вас легко огорчить?

40. Случалось ли вам плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что вы обычно говорите и действуете быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?

42. Если оказываетесь в глупом положении, то потом долго переживаете?

43. Вам очень нравятся шумные и веселые компании?

44. Вы всегда едите то, что вам подают?

45. Вам трудно ответить «нет», когда вас о чем-либо просят?

46. Вы любите часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда вам не хочется жить?

48. Были ли вы когда-нибудь грубы с родителями?

49. Как вы думаете, считают ли вас окружающие веселым и живым и веселым человеком?

50. Вы часто отвлекаетесь, когда заняты важным делом?

51. Вы чаще сидите и смотрите, чем принимаете активное участие в общем веселье?

52. Бывает, что вам трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Бываете ли вы совершенно уверены, что сможете справиться с делом, которое должны выполнить?

54. Бывает ли, что вы чувствуете себя одиноким?

55. Вы стесняетесь заговорить первым с новыми людьми?

56. Вы часто спохватываетесь, когда уже поздно что-либо исправить?

57. Когда кто-нибудь кричит на вас, вы тоже кричите в ответ?

58. Бывает ли так, что вы иногда чувствуете себя веселым или печальным без всякой причины?

59. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании?

60. Вам часто приходится волноваться из-за того, что вы сделали что-нибудь не подумав?

 

Ключ

Подсчет осуществляется по трем шкалам. Нужно подсчитать количество ответов, совпадающих с ключом.

 

Шкала 1. «Искренность»:

Ответы «да»: 8, 16, 24, 28, 36, 44.

Ответы «нет»: 4, 12, 20, 32, 40, 48.

Суммировать совпавшие с ключом ответы «да» и «нет», если по этой шкале получено более 6 баллов, результаты тестирования считаются недостоверными.

 

Шкала 2. Экстраверсия:

Ответы «да»: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.

Ответы «нет»: 6, 33, 51, 55, 59.

 

Шкала 3. Нейротизм:

Ответы «да»: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

 

Полученные результаты можно отметить на осях координат:

Нейротизм

 

24

 

 

IV I

 

0 24

Интроверсия Экстраверсия

 

III II

 

 

Эмоциональная устойчивость

По оси «интроверсия-экстраверсия» откладывают количество баллов, полученных по шкале 2, а по оси «эмоциональная устойчивость-нейротизм» - количество баллов по шкале 3. По двум координатам получается вектор, который и показывает положение испытуемого.

 

Задание 1.

Определить положение в системе координат «Экстарверсия – Нейротизм» (четверть, длину вектора, угол наклона) следующих известных персонажей: Буратино, Пьеро, Колобок, Винни-Пух, ослик Иа, кот Леопольд, Карлсон.

 

Интерпретация показателей

по шкалам «Экстраверсия» и «Нейротизм»

Численный показатель

 

Экстраверсия Нейротизм

0 – 2 Сверхинтроверт Сверхустойчивый

3 – 6 Интроверт Стабильный

7 – 10 Потенциальный интроверт Потенциально стабильный

11 – 14 Амбиверт Норма (10-15)

15 – 18 Потенциальный экстарверт Потенциально нестабильный

19 – 22 Экстраверт Нестабильный

23 – 24 Сверхэкстраверт Сверхнеустойчивый

 

Айзенк привел следующие описания типов людей из различных четвертей полученной системы координат:

I: чувствительный, обидчивый, неспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный.

II: общительный, контактный, разговорчивый, отзывчивый, непринужденный, жизнерадостный, не склонный к беспокойству, склонный к

лидерству.

III: пассивный, осмотрительный, рассудительный, доброжелательный, управляемый, внушающий доверие, ровный, спокойный, надежный.

IV: легко расстраивающийся, тревожный, негибкий, склонный к рассуждениям, пессимистичный, сдержанный, необщительный, тихий.

 

Если сравнить это описание с характеристиками типов темперамента, то можно заметить, что типу I соответствует холерический темперамент, типу II – сангвинический, типу III – флегматический, типу IV – меланхолический. Однако сам Айзенк не предназначал свой тест для определения типа темперамента. Дальнейшие исследования показали, что тип по Айзенку совпадает с ведущим типом темперамента у 80% людей. У остальных 20% могут получиться прямо противоположные результаты.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.