Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-06-13 | 918 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель: сформировать понятие о памяти как познавательном процессе.
После изучения указанной темы студенты должны
знать:
- понятие о процессах и видах памяти;
уметь:
- пользоваться психологическими методиками по самодиагностике сформированности памяти;
- различать виды памяти, логические операции;
- работать с методиками по развитию и совершенствованию памяти.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Память – сохранение и последующее воспроизведение индивидом совокупности информации, приобретенной мозгом.
Основные процессы памяти:
- запоминание – закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее;
- сохранение – фиксирование информации, связанной с деятельностью индивида;
- воспроизведение – актуализация закрепленного ранее;
- забывание – выпадение определенной информации из содержательной сферы психики.
Виды памяти выделяются:
1) по характеру психической активности:
- двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем;
- эмоциональная – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоций, чувств, впечатлений;
- образная – запоминание, сохранение и воспроизведение образов или их отдельных сторон (цвет, запах, звук и т.п.);
- словестно - логическая – запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей и образов, имеющих словесное выражение.
2) по характеру целей деятельности:
- непроизвольная – запоминание и сохранение без специальной цели;
- произвольная – запоминание с целью воспроизвести посредством мнемических приемов.
3) по продолжительности сохранения:
- кратковременная – короткое сохранение после однократного непродолжительного восприятия и немедленное воспроизведение.
|
Характеризуется длительностью и объемом: длительность – примерно 20сек., объем – 7+2 элементов; если информация не вводится повторно, она исчезает.
- долговременная – имеет безграничную емкость и длительность, однако зависит от способа отбора и систематизации информации; привычности и значимости ее для индивида; мотивации и контекста, в котором происходило запоминание.
Повторение
Долго-
Кратко- времен-
Входящая времен- перевод ная
информация ная память
память
Забыва-
ние
Воспроизведение возможно в виде:
1) узнавания – воспроизведение объекта при повторном восприятии;
2) воспоминания – непроизвольного (через ассоциации, мысли, образы, возникающие без волевого действия) и произвольного (через произвольное восстановление ситуации, ассоциации и пр.)
Забывание зависит от следующих факторов:
- неиспользования информации;
- характера информации;
- наличия проактивного или ретроактивного торможения (влияние деятельности, предшествующей запоминанию или следующей за ним);
- запредельного торможения (охранительное торможение, возникающее при действии стимулов, возбуждающих корковые структуры выше присущего им уровня работоспособности).
Кривая забывания механически (без осмысления) запомненного материала (по Г. Эббингаузу).
20 минут – 60%
1 час – 45%
24 часа – 30%
%
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
1 5 9 24 144
Продуктивность смысловой памяти выше ≈ в 25 раз.
РАБОТА НА ЗАНЯТИИ
Задание 1.
В двух группах студентов провели занятие по новой теме. В первой группе сообщили, что материал будет проверяться на экзамене. В обеих группах проверили материал через 2 недели. В какой группе студенты лучше помнят материал и почему?
Задание 2.
Человеку, обладавшему феноменальной памятью, в многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился безукоризненно. Затем предложили назвать из всего списка слов одно, обозначающее инфекционное заболевание (тиф). Люди, присутствующие в зале, быстро вспомнили это слово, а испытуемому понадобилось 2 минуты, чтобы выполнить задание. Оказалось, что он перебирал в уме все заученные слова. Какой тип запоминания проявился в данном случае?
|
Задание 3.
Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию?
Задание 4.
В одном эксперименте группе испытуемых было предложено решить 5 арифметических задач. В другой группе кроме этого задания было предложено составить 5 аналогичных задач. После этого в обеих группах попросили воспроизвести числа из условий всех 10 задач. В какой группе более успешно выполнили задание и почему?
Задание 5.
Почему при сжатой во времени и концентрированной подготовке к экзамену быстрее происходит забывание?
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
I. Установите соответствие
1. Запоминание А. Процесс, в результате которого
2. Сохранение происходит актуализация закреп-
3. Воспроизведение ленной информации.
4. Забывание Б. Процесс, направленный на
закрепление новой информации
путем связывания с приобретен-
ной ранее.
В. Процесс, в результате которого
в коре головного мозга
удерживается полученная
информация.
Г. Процесс заключается в
невозможности извлечения
ранее закрепленного.
II. Установите соответствие
1. По характеру психической активности А. Кратковременная,
долговременная,
Б.Двигательная, эмоциональная,
2. По характеру целей образная, словесно-логическая.
3. По продолжительности В. Произвольная, непроизвольная.
удержания информации
III. Заполнить пробел
1). … кратковременной памяти не позволяет сохранять одновременно более … элементов.
2). К фактором забывания относится влияние … и … деятельности.
IV. Верно или неверно?
1). Информация легче воспроизводится в том же контексте, в котором происходило запоминание.
2) Емкость долговременной памяти и длительность сохранения информации зависят от важности материала.
Литература
Основная:
1. М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. Атлас по психологии. – М., 1996.
|
2. Р.С. Немов, Психология (Кн. 1.), – М., 2004.
3. Ж. Годфруа. Что такое психология. – М., 2000.
4. Н.К. Платонов. Занимательная психология. – М., 1999.
5. Крысько В.Г. Общая психология: в схемах и комментариях. – С-Пб, 2007.
6. Столяренко Л.Д.Общая психология. – С-Пб, 2006.
Дополнительная:
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2. Самыгин С.И. и др. Психология и педагогика для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
3. Новейший психологический словарь. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Под общ. ред. Шапаря В. Б. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!