Предмет теории государства и права, ее структура и место в системе социогуманитарных и юридических наук. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Предмет теории государства и права, ее структура и место в системе социогуманитарных и юридических наук.

2017-06-11 2287
Предмет теории государства и права, ее структура и место в системе социогуманитарных и юридических наук. 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Билет № 1

Предмет теории государства и права, ее структура и место в системе социогуманитарных и юридических наук.

Предметом теории государства и права является - изучение закономерностей возникновения, развития и смены государственно-правовых явлений.

Можно сказать, что предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу:

1) возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) развития правосознания и правовой культуры;

3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;

4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно—правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.

Структура науки ТГП – это внутреннее строение науки ТГП, которое характеризуется её определёнными элементами, связанными между собой

Структуру теории государства и права как науки составляют - совокупность идей, взглядов, представлений, теорий об общих вопросах происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

Соответственно в структуре общей теории государства и права выделяются: 1) теория государства и 2) теорию права. Современная теория права, структурно подразделяется на: философию права, догму права и социологию права

Между гуманитарными науками и теорией государства и права существуют не только прямые, но и обратные связи, при которых теория пользуется достижениями этих наук. Она включает в свой научный арсенал возможности философских категорий, знание общественных, экономических и политических закономерностей, а также социально-психологических закономерностей поведения человека.

Место теории государства и права в системе юридических наук обусловлено ее взаимодействием с каждым из видов этих наук: - теория государства и права; - историко-правовые науки (ИОГП ИГПЗС); - отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и другое право); - прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина и т.д.).

Билет № 2

1. Методология теории государства и права.
 

Методология – это а) наука о методах научного познания. б) совокупность методов научного познания.

Метод – это совокупность приёмов, способов научного познания, с помощью которых иследуется предмет науки.

Виды методов теории государства и права:

I. Всеобщие методы. они представляют собой мировоззренческий стержень исследований. Однако использования только этих методов недостаточно, т.к. они не дают ответа на конкретные вопросы юридических наук. Они указывают только на самые общие подходы к решению проблем, поэтому кроме всеобщих используются и другие методы)

1) метафизический (рассматриваются как вечные и неизменные социальные институты не связанные друг с другом и другими социальными явлениями)

2)диалектический (рассматриваются как явления исторические, взаимосвязанные и развивающиеся)

а) идеалистический (возникновение связано с разумом, сознанием):- объективный идеализм (связано с нечеловеческим разумом) - субъективный идеализм (связано с волей людей)

б) материалистический (возникновение связано с объективными закономерностями развития общества):

- переход количественных изменений в качественные,

- закон единства и борьбы противоположностей и т.д.

II. Общенаучные методы (приемы и способы научного познания, которые не охватывают всего процесса познания, а используются на отдельных его этапах. Они используются всеми науками)

1) логический (основан на использовании законов и правил формальной логики,). 2) исторический (основан на исследовании истории возникновения и основных этапов развития изучаемого объекта) 3) структурно-функциональный (основан на исследовании структуры и функций изучаемого объекта) 4) системный (основан на исследовании взаимосвязи изучаемого объекта с другими объектами как элементами системы) 5) метод комплексного исследования (изучение не только основной проблемы, но и всех взаимосвязанных с ней проблем)

III. Частно-научные / специальные методы (данные методы разработаны различными науками и используются юридической наукой в государственно-правовых исследованиях)

1) статистический (основан на сборе, обработке и анализе информации, характеризующей качественные и количественные изменения объекта) 2) социологический (основан на использовании социологических приёмов: наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т.д.) 3) социально-психологический (основан на исследовании социально-психологических характеристик личности, социальных групп и общества в целом) 4) математический (основан на использовании математических методов и моделей в государственно=-правовых исследованиях) 5) кибернетический (основан на использовании системы понятий, категорий и технических средств кибернетики)
IV. Специальные юридические методы (разработаны юридической наукой на основе частно- и общенаучных методов)

1) формально-юридический / нормативно-догматический метод (основан на изучении права в чистом виде, т.е. вне его связи с политикой экономикой и другими социальными явлениями). 2) метод сравнительного государство- и правоведения (основан на исследовании изучаемого объекта в сравнении с аналогичными объектами в других странах) 3) метод государственно-правового эксперимента (основан на апробации государственно-правовых нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах) 4) метод государственно-правового прогнозирования (основан на построении научных прогнозов развития изучаемых объектов)

Билет № 3

Подготовка

Принятие любого нормативного акта начинается с подготовки его проекта. Эта процедура предполагает выявление социальных потребностей на основании всестороннего исследования общественной практики, предложений от госорганов, граждан, политических партий и иных объединений, научных данных. Подготовку проектов могут осуществлять различные институты. Как правило, законотворческий процесс основывается на отраслевом признаке. Он заключается в том, что подготовку проекта выполняет орган, отвечающий за конкретную сферу. В некоторых случаях формируются специальные комиссии. Подготовка проектов может проводиться и на альтернативной основе.

Обсуждение

На этой стадии законотворческого процесса осуществляется рассмотрение предложенного проекта представительным органом. Заседание открывает докладчик. Им является представитель того субъекта, который подготовил и предложил нормативный акт. В общем случае профильный комитет выносит свое заключение. После этого начинается обсуждение, оценка акта депутатами. Они могут вносить в проект поправки. Обсуждение проходит обычно в трех чтениях.

Принятие акта

Законотворческий процесс предполагает открытое голосование на заседании представительного органа. Оно может проходить как за весь предложенный проект целиком, так и за отдельные его статьи. Принятие обычных актов производится большинством. Конституционные законы утверждаются, если проголосовало 2/3 от общего количества депутатов. Совет Федерации в течение двух недель должен рассмотреть принятый в Госдуме акт. При этом утвержденный депутатами акт может быть как отклонен, так и одобрен. Если рассмотрение в СФ не произошло, закон считается принятым. В течение последующих двух недель акт одобряется и подписывается президентом. Глава страны, в свою очередь, имеет право наложить вето.

Опубликование

Законотворческий процесс считается завершенным после размещения полного текста акта в официальном издании. Опубликование считается обязательным условием вступления документа в действие. В противном случае нельзя ни требовать его соблюдения, ни применять санкции за нарушение его положений. Публикация законов происходит в течение 10 дней.

Билет № 4

Билет № 5

Билет № 6

 

Билет № 7

1.Формы государственного правления: типичные и новые.

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

- абсолютная (всевластие главы государства);

- конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

-парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);

- президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Существует две основные формы государственного правления - монархия и республика. Монархия - единовластие, единодержавие) - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.).С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монар­хии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

Республика - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми на­селением на определенный срок. Современная республика может быть президентской и парламентской.

Нетипичные (смешанные) формы правления. Выборная монархия — тип монархии, когда новый монарх после прекращения полномочий предыдущего избирается парламентом, членами монаршей семьи или другим специальным органом. Суперпрезидентское государство — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма. Теократическая республика ( исламская республика) — особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя.

Билет № 8

Билет № 9

 

Билет №10

Билет №11

Билет № 12

Билет № 13

Билет № 14

Билет № 15

 

Билет № 16

Билет № 17

Билет № 18

Билет № 19

1.Цели, ценность и функции права. Цели:1) право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях. 2) право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности. 3) благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи.4) на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. Функции права - основные направления юридического воздействия на социальные процессы.. Общесоциальные функции права: -экономическая - упорядочивание производственных отношений, закрепляет формы собственности, опосредует процессы производства, обмена, потребления и т.д.; - политическая - регламентация политических отношений, регулирует политические процессы, устанавливает права и обязанности субъектов политических отношений и т.д.; - воспитательная - отражение определенной идеологии, оказывает педагогическое воздействие на субъектов, формируя у них мотивы для правомерного поведения; - коммуникативная - содержание определенной юридической информации и как следствие - выступление способом связи между субъектом управления (государством) и объектом управления (обществом). Специально-юридические функции права: 1. Регулятивная - право выступает регулятором, организатором наиболее ценных для государства и общества социальных отношений. Выделяют регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую функции права. - Регулятивно-статическая - закрепление, фиксирование отношений в их статике (закрепляется круг субъектов права, их правоспособность, круг прав и обязанностей граждан и т.д.). - Регулятивно-динамическая - регулирование движения общественных отношений в форме правоотношений (отношения купли-продажи, перевозки, подряда и др.). 2. Охранительная - правовое воздействие, направленное на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений. Осуществляется главным образом с помощью правовых средств ограничивающего характера (запретов, приостановлений, ограничений, наказаний и т.п.). Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга. Охранительная функция опирается на регулятивную, ибо при нарушении процесса регламентирования каких-либо социальных отношений возникает необходимость в их охране и защите.
2.Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов в Российской Федерации. Опубликование закона – это официальное оглашение закона с помощью средств массовой информации и специальных изданий. С этой целью законодательство устанавливает определенные сроки опубликования печатные органы.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента РФ, актов Правительства РФ такими изданиями являются "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации" (ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.94 N 5-ФЗ)

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.

Кроме общего порядка вступления в силу указанных НПА, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:

- порядок вступления в силу документа может быть определен в самом документе, а именно, называется конкретная дата или, что встречается наиболее часто, дается формулировка "Вступает в силу после официального опубликования";

-порядок вступления в силу закона нередко определяется отдельным документом - законом о введении его в действие.

Билет № 20

1.Материальное и процессуальное право: понятие и соотношение. Виды юридических процессов. Система права характеризуется разделением на отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права регулируют предметные отношения, т.е. базовые, составляющие основу системы права. Процессуальное право характеризуется тем, что регулирует процесс реализации, воплощения в жизнь норм материального права. К отраслям материального права относятся - гражданское право, уголовное, административное, семейное и др. К отраслям процессуального права относятся - конституционно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное, арбитражно-процессуальное, административно-процессуальное и др. Процессуальное право регламентирует юридические процедуры, устанавливая порядок применения норм материального права и направлено на достижение конкретного юридического результата. Юридический процесс это нормативно закреплённый порядок юридической деятельности. Виды юридического процесса: Правотворческий юридический процесс. Подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. Правоприменительный юридический процесс. Применение права – это властная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая. В нем содержатся разные виды: уголовный, гражданский, арбитражный, административный – это всё разновидности правоприменительного юридического процесса Еще выделяют учредительныйюридический процесс, это процесс, связанный с формированием и избранием государственных органов или должностных лиц.    
2.Субъекты правоотношений. Индивидуальные и коллективные субъекты. Государство как субъект правоотношения. Понятие физического и юридического лица. Субъекты правоотношений — это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. Их называют также субъектами права. Субъектами правоотношений могут быть индивиды и организации. Все они обладают пpaвосубъектностью. Огромное многообразие субъектов правоотношений можно объединить в две основные группы: индивидуальные и коллективные. Всеиндивидуальные субъекты - граждане определенного государства, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), объединяются понятием «физическое лицо».Коллективные субъекты правоотношений представлены организациями. Организации как субъекты правоотношений могут быть как государственными, так и негосударственными. Особой организацией выступает само государство. Государство – субъект особого рода. В отличие от субъектов права - физических лиц- государство не имеет ни правоспособности, ни дееспособности. Являясь особым коллективным субъектом правоотношений, государство не имеет специальной компетенции. Оно устанавливает и формулирует задачи, принципы, цели собственной деятельности, права и обязанности граждан и иных субъектов. Понятие правосубъектности лица к нему не применяется, поскольку государство как суверенная организация пользуется правом самостоятельно определять для себя круг обязанностей и предмет ведения (функциональное назначение). С юридической точки зрения государство- право субъектная организация, участник различных правоотношений. Независимо от числа людей, составляющих государство, оно в правовом отношении участвует как один субъект. Государственные организации подразделяются натри группы: § органы государства, которые являются субъектами разнообразных публично-правовых отношений; их правовые возможности определяются компетенций, т. е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных законодательством; § учреждения, выполняющие разнообразные социальные функции, не связанные с властными полномочиями (библиотеки, больницы, школы, музеи и др.); § предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью. Государственные организации выступают в гражданско-правовых отношениях в качестве юридических лиц. В соответствии с ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Физические лица- это люди, обладающие правом вступать в правоотношения. Каждый из нас с точки зрения права представляет собой физическое лицо. Российское право в этом вопросе не делает каких-либо исключений, и любой человек, являясь субъектом правоотношений, рассматривается как физическое лицо. Юридическое лицо - это организация, обладающая обособленным (отдельным) имуществом и выступающая в правовых отношении. Как и любой субъект права, юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью. Билет № 21 1.Основные черты романо-германской правовой семьи. Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (заимствования) римского права. Характерна для стран Европы: Франции, Италии, Испании и пр. Основные особенности:- основной источник права — нормативно-правовой акт; - существует единая иерархическая система законодательства; - преобладает кодифицированное законодательство; - право разделяется на частное и публичное; - имеется сходство понятий и принципов; - главную роль играет конституция Прецедент не является источником права. Юридическая доктрина имеет значение только на стадии правотворчества или толкования права, самостоятельным источником права она не является. Обычай также не является источником права, однако в сфере гражданского законодательства может регулировать отношения в случае, если он не противоречит закону, и в праве имеется пробел. Международное право имеет весомое значение. Имеет место конституционный контроль. 2.Правоприменение, его признаки, стадии и виды. Правоприменение - это форма реализации права, имеющая место в случаях, когда сами субъекты не могут реализовать свои права самостоятельно. Такие случаи как: - возникновение спора о праве; - становление фактов, имеющих юридическое значение; Признаки правоприменения:: 1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). 2) имеет государственно-властный характер; 3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний; 4) выступает формой управленческой деятельности государства; 5) осуществляется в определенных процедурных формах 6) представляет собой сложный, стадийный процесс; 7) имеет творческий характер; 8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридичес­ким актом - актом применения права. В качестве основных можно стадии: 1) установление фактических обстоятельств дела - исследование всех существенных юридических фактов(сбор информации о данных фактах); 2) установление юридической основы дела - выбор соответствующей нормы права и установление её подлинности (действительности); 3) принятие решения по делу; -оформление правоприменительного акта, в т.ч. в устной форме. Правоприменение бываетдвух видов - позитивноеиюрисдикционное. Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по по­воду правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. Например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выде­ление земельного участка. Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм) Билет №22 1.Положения естественно-правовой теории о праве как справедливости. Естественно правовая теория сформировалась в период буржуазных революций 17-18 вв. и была направлена против феодальных представлений о праве и государстве. Есте́ственное пра́во — понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения.В содержательную характеристику естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики.Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик естественного права в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Справедливость, правовой принцип, который характеризует внутреннее свойство и качество права и выражает его социальную сущность. Справедливость определяет баланс между интересами личности и общества, личности и государства, интересами участников правовых отношений и отражает идеи равенства и свободы. На основании критерия справедливости, возможно, определить соответствие между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, характер нарушения обязательства и размер ответственности. Закон, учитывающий эти особенности, отвечает принципа справедливости. 2.Логическая структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Структуранормы права - это внутреннее строение, наличие внутренних составных частей, обеспечивающих ее функциональную состоятельность. Включает: 1.гипотезу (условия); 2.диспозицию (модель поведения); 3. санкцию (последствия). Гипотеза (предположение) - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъективный состав и т.д.), который определяется путем закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: возраст и вменяемость) Диспозиция (юридическое расположение сторон) - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъекта с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром (это правила правомерного поведения, фиксирующие определенные права и обязанности сторон). Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Могут быть негативными (неблагоприятными) или позитивными (поощрительными). Способы изложения правовых норм в статьях НПА: 1) прямой — статья акта содержит одну норму права, причем все три ее элемента; 2) отсылочный — статья содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта, где содержатся недостающие элементы; 3) бланкетный — в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенных правил, а правила, которые нарушены, в статье не изложены — они содержатся в другом акте, отсылка не дается. Билет № 23 1.Понятие и система источников (форм) права современности, их характеристика Источником права в формально-юридическом смысле понимают форму права. Форма (источник) права в юридическом смысле – это способ внешнего оформления, выражения, закрепления и существования права Выделяют следующие виды форм права: - нормативный правовой акт – это юридический документ, принятый специально уполномоченным органом, наделенный рядом обязательных реквизитов и устанавливающий, изменяющий или прекращающий нормы права - нормативный договор – это соглашение сторон, устанавливающее, изменяющее или прекращающее нормы права. Могут быть двух видов:- национальный (внутригосударственный) нормативный договор, например, договор между федерацией и ее субъектами о разделении полномочий, договор между ветвями власти; международный (межгосударственный) нормативный договор, например, устав ООН - юридический прецедент – это решение или поведение уполномоченного органа или должностного лица, случившееся в определенной ситуации и становящееся обязательным при повторении данной ситуации. Выделяют два вида прецедентов: -судебный прецедент – решение суда, принятое по какому-либо конкретному делу и становящееся обязательным для судов той же или нижестоящей инстанции при последующем рассмотрении аналогичных дел - административный прецедент – это поведение органа государственной власти или должностного лица, случившееся в определенной ситуации и становящееся обязательным при повторении данной ситуации -правовой обычай – это правило поведения, которое нигде в официальных источниках не закреплено в качестве формы выражения права, но применяется в течение длительного времени с явной или молчаливой санкции государства (в РФ правовой обычай действует только в частном праве, когда нет соответствующей нормы права и в случае, когда он не противоречит закону) - религиозная норма – правило поведения, закрепленное в каком-либо религиозном источнике и не являющееся юридическим в собственном смысле данного слова - общие принципы права – это его основополагающие начала, определяющие базисные правила правового урегулирования общественных отношений - правовая доктрина – результат профессиональной научной деятельности ученых-юристов по различным проблемам правового содержания 2.Понятия «правосубъектности», «правоспособности», «дееспособности», «деликтоспособности», «вменяемости», их содержание

Правосубъектность - это способность быть субъектом права, вступать в правовые отношения. Правосубъектность складывается из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

1. Правоспособность - это способность иметь права и нести обязанности. В соответствии с российским законодательством правоспособностью могут обладать физические лица (человек и гражданин), юридические лица (предприятия, организации и учреждения), государство в лице органов государственной власти и должностных лиц.

2. Дееспособность - это возможность субъекта права своими действиями приобретать субъективные права и юридические обязанности.

3. Деликтоспособность предполагает возможность нести юридическую ответственность за совершенные деяния.

4.Вменяемость – это способность лица во время совершения преступления осознавать свои действия (бездействие) и руководить ими. Вменяемое лицо подлежит уголовной ответственности в соответствии с предписаниями УК.

Билет № 24

Билет № 25

Общие принципы права

Общие - исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом, к ним относятся:

1. принцип демократизма — выражается в законодательном предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на содержание и практику применения уже действующих, реально использовать все формы представительной и непосредственной демократии;

2. принцип гуманизма - заключается в том, что право закрепляет такие отношения между обществом, государством и индивидом, которые основаны на человеколюбии, уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека.

3. принцип законности — означает, что все субъекты общественных отношений — государство, его органы, должностные лица, организации и граждане должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, должны не противоречить друг другу, обеспечивая верховенство закона, соответствовать конституции и объективным закономерностям общественного развития

4. принцип равноправия - выражается в законодательном закреплении равенства всех граждан независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения.

5. принцип справедливости - заключается в том, что при регулировании отношений преимущественно используются средства убеждения в необходимости определенного поведения, при правонарушении поступок человека оценивается в соответствии с моральными воззрениями большинства членов общества, а мера наказания — в соответствии с характером содеянного;

6. принцип единства прав и обязанностей - состоит в направлении поведения участников регулируемых отношений с помощью детально сбалансированных, взаимно корреспондирующих прав и обязанностей;

Отраслевые принципы права

Отраслевые - исходные положения, которые отражают специфику отношений в той или иной отрасли (принцип свободы расторжения договора в трудовом праве, принцип разделения властей — в конституционном праве и т. д.).

Общеправовые принципы (распространяются на право в целом, на все отрасли права):

§ принципы законности;

§ юридического равенства граждан перед законом;

§ гуманизма;

§ единства прав и обязанностей;

§ социальной справедливости.

Билет № 26

Билет №27

Признаки юридического факта: 1. это конкретное жизненное обстоятельство, выраженное вовне и реально существующее определенный период времени; 2.это обстоятельство, предусмотренное нормой права; 3.это факт, содержащий информацию об определенном состоянии вида общественных отношений (наличие собственности, правонарушения и т. д.); 4.наличие данного обстоятельства вызывает определенные правовые последствия.

Виды юридических фактов:

1) по характеру наступающих последствий: -правообразующие (например, прием на работу); - правоизменяющие (например, обмен жилой площади); - правопрекращающие (например, окончание вуза); - комплексные (универсальные) факты (поступление в вуз, приговор суда, вступление в брак и т. д.- одновременно и образуют, и изменяют, и прекращают правоотношения);

2) по волевому признаку: -события; - действия.

3) по продолжительности действия: -кратковременные (штраф) и длящиеся - правовые состояния (состояние родства, гражданства и т. д.);

4) по количественному составу: -простые; - сложные.

5) по значению: -положительные; - отрицательные.

Билет № 28

Билет № 29

Билет № 30

Билет № 31

Билет № 32

Билет № 33

Билет № 34

Билет № 35

Билет № 36

Билет № 37

1.Правовое, демократическое и социальное государство, его задачи и назначение.

Демократия – форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека.

Социальное государство – характеристика конституционно-правового статуса государства, принцип, предполагающий закрепление в конституции гарантий экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующих обязанностей государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремиться исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Правовое государство – одна из качественных характеристик современного цивилизованного государства, деятельность которого основана на признании права как определяющей социальной ценности и приоритете права над политикой. Формирование правового государства – результат достаточно длительного исторического развития государственно-правовой системы, предпосылкой которого является достижение такого уровня правовой культуры общества, на котором право признается всеми его субъектами как основа и цель социального прогресса

Билет № 38


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.