Успемский пещерный монастырь - православная святыня Крыма. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Успемский пещерный монастырь - православная святыня Крыма.

2017-06-12 83
Успемский пещерный монастырь - православная святыня Крыма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вблизи восточной окраины Бахчисарая в ущелье Мариам-Дере находится Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь. Этот монастырь является одним из старейших в Крыму.

Название ущелья Мариам-Дере, на южном склоне которого расположился монастырь, в переводе означает ущелье Святой Марии. Кстати, в этом ущелье до 1778 г. существовало греческое поселение Мариамполь. Именно выходцы из этого поселения в конце XVIII в. основали город Мариуполь на берегу Азовского моря.

За свою долгую историю монастырь знавал периоды расцвета и периоды запустения. Во времена советской власти он был почти полностью разрушен, начиная с 1993 года, после передачи монастыря Православной церкви, началось его возрождение. Восстановлены и отреставрированы церкви и монастырские помещения, ежедневно ведется служба, монахи и послушники своим трудом возвращают монастырь к жизни.

О возникновении Успенского монастыря существует две версии, по одной из них монастырь был основан в конце восьмого — начале девятого века, во времена иконоборчества. Византийские монахи и миряне бежали от преследования светской власти на окраину империи в Таврику. Здесь они основывали монастыри и проповедовали христианскую веру. В пользу этой версии говорят христианские могильники того времени, найденные археологами в долине неподалеку от монастыря. Верующим нужны были храмы для проведения богослужений.

Другой версии придерживался ученый-исследователь Крыма А. Л. Бертье-Делагард (1842—1920). Ссылаясь на древние рукописи, не дошедшие до наших дней, он утверждал, что изначально монастырь находился в пещерах у южных ворот крепости Кырк-Ор (Чуфут-Кале) и был перенесен на новое место, после захвата крепости турками в 1475 году.

Одна из легенд гласит, что в давние времена один пастух загнал стадо в нынешний Успенский овраг и увидел на скале, в 10-ти саженях от земли, икону Божьей Матери с горящей перед ней свечой. Пораженный случившимся, пастух немедленно доложил об увиденном своим начальникам. Местный князек, узнав об этом событии, приказал перенести икону в свой дом. Несмотря на благоговение и почести, оказанные в доме правителя, икона на следующий день оказалась на прежнем месте. После второй попытки перенести образ Царицы Небесной история повторилась. Уразумев волю Богоматери, вскоре, напротив места обретения иконы вырубили в скале небольшую пещеру и устроили в ней храм, где и поместили новоявленный образ. А т.к. икона была найдена 15 августа (ст.ст.), то и храм посвятили Успению Божией Матери

В XV веке, когда большая часть южного Крыма находилась под властью турок, мусульманство охватило весь Крымский полуостров, для христиан наступило время тяжелых невзгод и гонений. Греки оказались в окружении двух народов, исповедовавших ислам: турок и татар. И тогда на неприступной Бахчисарайской скале, в самом центре мусульманства является образ Богоматери, чтобы поддержать людей в их вере.

После захвата полуострова золотоордынцами многие христианские монастыри прекратили свое существование. Успенский сохранился и с XV века стал центром православия в Крыму. Послы православных государств, приезжая в новую столицу Крымского ханства Бахчисарай, посещали монастырь, где они могли молиться среди единоверцев. Монастырь становиться резиденцией митрополита. Историк Лызлов в «Скифской истории» говорит, что даже крымский хан, отправляясь в поход, обращался к покровительству Пресвятой Богородицы, обещая в случае победы над врагами «знаменитое приношение и честь образу Ее воздать».

Это не помешало хану обложить монастырь тяжелой данью, его материальное положение становится бедственным. Жизнь среди мусульманского владычества была тяжела и для христиан, живущих в долине, их изнуряли непосильными работами и податями. От высокой греческой культуры и цивилизации не осталось ничего. Греки обращались за помощью к России, находя в ней поддержку в виде помощи от московских великих князей и царей. В 1628 году монастырский священник Отон представил русским послам при ханском дворе грамоту царя Федора Иоанновича, датированную 1598 годом, в которой он обещал обители поддержку и ежегодное жалование.

В 1771 году митрополит Игнатий (Гозадини) обратился в Святейший Синод и к императрице Екатерине II с предложением вывести христиан из Крыма. Это было выгодно России в борьбе за присоединение территории Крыма к империи. Переселенцам были выделены земли на берегу Азовского моря и сумма в 230 тысяч рублей.

По свидетельству очевидцев картина разлуки греков с заветными берегами Тавриды была тяжела. «После молебна митрополит, священники и все христиане, здесь бывшие, с торжеством подняли чудотворную икону Божией Матери и потянулись длинною вереницею с пением и молебном через горы и равнины, покинув навсегда заветные берега, родной кров и все, что было дорого для них». Многие христиане не желали покидать обжитые места. Как отмечал историк Бертье-Делагард, «выходили христиане с горькими рыданиями, бегали, скрывались в лесах и пещерах, мало того, принимали мусульманство, лишь бы только остаться в родной земле».

Основывая новые села, переселенцы называли их именами тех мест, откуда они вышли. Так на берегу Азовского моря появился город Мариуполь, основанный выходцами из греческой деревушки Мариамполь. Там был построен Успенский храм, где долгое время хранилась икона Богоматери Одигитрии.

Несколько лет монастырь был покинут прихожанами, пока в 1781 году в Крым из Анатолии не приехал греческий священник Константин Спиранди.

Крымский хан велит служить ему в монастыре для оставшихся христиан. Теперь монастырь действует как приходская церковь, единственная во всей округе. Ее посещали не только местные христиане, но и солдаты расквартированной в Бахчисарае русской армии. Но монастырь пришел в запустение, когда в Бахчисарае в 1800 году была построена соборная церковь.

В 1818 году пещерный храм посетил император Александр I. При осмотре монастыря он спросил: «Где место явления святой иконы?» И когда ему указали на стену с изображением на ней лика Богоматери, он, поднявшись по лестнице, приложился к иконе и собственно прилепил пред ней в каменной стене горящую свечу.

В 1850 году Успенский монастырь был частично восстановлен, возобновилась монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. В него вошли пещерный храм Успения Богоматери и три пещерные кельи. Монахи расширили, сделали более удобной дорогу, ведущую к монастырю, территорию огородили каменной стеной, соорудили колокольню.

Началась Крымская война. Во время обороны Севастополя 1854—55 годов в монастыре расположился госпиталь русской армии. Монахи помогали выхаживать раненых. В монастыре все здания были отданы под лазареты. Умерших воинов хоронили на противоположном склоне долины, здесь у кладбища позднее выстроили Георгиевскую церковь. В госпитале работали сестры милосердия Крестовоздвиженской общины, основанной еще Великой княгиней Еленой Павловной в самом начале войны в 1854 году. НЛПирогов, известный врач и хирург, который открыл целйю сеть госпиталей, тепло и с великой благодарностью отзывался о деятельности сестер. Среди прочих выделяются два надгробия. Одно из них сложено из больших коричневых каменных блоков, сверху установлен белый крест. Это могила генерала-майора Веймарна. Справа от нее два надгробия, увенчанных одним черным крестом, они обнесены невысоким бетонным бордюром. В центре небольшая из четырех ступеней лесенка. Здесь похоронены генерал- адъютант Вревский и его супруга. Вревский был смертельно ранен в битве у Черной реки и умер в госпитале Успенского монастыря. Его жена купила участок рядом с могилой мужа и завещала себя похоронить именно здесь. Завещание исполнили, ее тело перевезли из Санкт-Петербурга и похоронили на этом кладбище. Как в жизни они несли совместный крест, так и после смерти один крест венчает их надгробия.

После окончания Крымской войны в 1875 году на средства генерала Г.И. Перовского на кладбище была построена небольшая церковь во имя святого Георгия (сейчас на ее месте стоит деревянный крест). Пока существовал монастырь, братия ухаживали за могилами крымских воинов, сохраняя для нас их имена. С приходом советской власти в 1921 году, монастырь был закрыт, кладбище осквернено. В память о тех далеких событиях в монастыре установлена мемориальная доска. Она находится на подпорной стене главной лестницы. На ней написано, что в годы Крымской войны на территории монастыря находился госпиталь. После войны начинается восстановление монастыря. Отремонтировали храм Успения Богоматери и лестницу. На месте явления чудотворной иконы Божией Матери построили балкон и отреставрировали роспись — в центре образ Богоматери с Младенцем, по разные стороны от нее два ангела и семь херсонесских священномучеников. Фреска освещалась неугасимой лампадой, по бокам была украшена витыми колонками. В высеченном в скале помещении, устроили ризницу и библиотеку монастыря. К началу XX века здесь был отстроен значительный комплекс, состоявший из пяти церквей, часовен и многих монастырских зданий, расположившихся в три яруса. На самом верху — Успенский храм, и церкви святого Евангелиста Марка и святых Константина и Елены, тринадцать пещерных келий и колокольня. У подножия лестницы — дом для настоятеля с фонтаном, Иннокентиевская церковь и три пещерных келий. Внизу в долине на пожертвования верующих построили трапезный корпус с кухней, пекарню, хозяйственные постройки и две гостиницы. При въезде устроили ворота с двумя кельями.

В 1896 году восстановили древний подземный водопровод, который шел от источника, находящегося в версте от скита. Там устроили каменный, в виде часовни, увенчанный крестом бассейн, с иконой Успения Божией Матери. Вода из источника поступала по железным трубам в этот бассейн, а из него в фонтан у дома настоятеля. Оттуда вода была проведена к гостинице, в монастырскую кухню и баню. У гостиницы и трапезного корпуса также устроили фонтаны.

Образ жизни монахов отличался особой суровостью. Они трудились, не покладая рук, зарабатывая необходимые для монастыря средства. В балке был разбит фруктовый сад, в котором в 1867 году была построена Гефсиманская часовня. К 1891 году в монастыре проживало более 60 человек монахов и послушников, включая монастырское подворье в Симферополе и Анастасиевскую киновию, присоединенную к Успенскому монастырю в 1853 году.

Монахи не приняли революцию, и в 1921 году монастырское духовенство обвинили в заговоре, обитель закрыли. Имущество монастыря было разграблено. На его территории была создана трудовая колония имени Артема. Почти все постройки и храмы разрушили, сохранился лишь Успенский храм, дом настоятеля и каменные здания в долине. Церковные книги и культовые вещи свалили в одной из комнат колонии, где они пришли в негодность, книгами топили печи.

Однако верующие до 1927 года приходили сюда, чтобы помолиться в святом месте. Они обращались к властям с просьбой отдать им три оставшиеся церкви, обязуясь провести в зданиях ремонт. Управление по охране памятников решило уступить просьбам, тем более средств на содержание церквей у государства не было. Этому воспротивилось управление Главнауки Наркомпроса РСФСР, утверждая, что пещерные церкви Успенского монастыря являются историко-археологическими памятниками и их нельзя передавать верующим и организовывать в них службы.

Здания продолжали разрушаться, погибли церкви святых Константина и Елены, Евангелиста Марка, Иннокентия Иркутского и Георгия Победоносца. Землетрясение 1927 года довершило разрушение храмов, их разобрали на стройматериалы.

В годы Великой Отечественной войны в бывшей трапезной и гостином доме разместился госпиталь. На военном кладбище, рядом с могилами русских воинов, защищавших Севастополь во время Крымской войны, появились новые могилы. В послевоенные годы госпиталь перепрофилировали в психоневрологический диспансер. А сам Успенский монастырь оставался заброшенным.

Его возрождение началось в 1993 году. Из одесского монастыря приехал иеромонах отец Силуан. С помощью прихожан начали восстановление храмов. Отреставрировали пещерную Успенскую церковь и лестницу, восстановили фреску. Построили звонницу, установили колокола, отлитые на Днепродзержинском металлургическом комбинате в дар монастырю. Сейчас это действующий мужской монастырь, здесь проводят службы и даже экскурсии для туристов приезжающих полюбоваться на это рукотворное чудо.

Дорога к монастырю идет по живописной балке Марьям-Дере и проводит к основанию широкой лестницы. Справа в балке находятся монастырские постройки. Слева дом настоятеля, построенный в середине XIX века. Он стоит на высоком цоколе, сложен из тесаного камня-известняка, кладка пордовая. Восточный фасад с ризалитом, завершенным фигурным фронтоном. Окна обрамлены профилированными наличниками.

 

18.Братское минское кладбище - память ВОВ

Успенский монастырь, ущелье, старая ореховая роща, где еще сохранились вековые ореховые деревья, являются территорией археологического заповедника. Справа от нас густые заросли лещины, граба, слева обратите внимание, проглядывают искусственные пещеры - остатки поселения Мариамполь. А перед нами- братское кладбище советских воинов. В годы Великой Отечественной войны заброшенный монастырь вновь дал приют раненым в боях воинам. Весной 1944 года в бывшей трапезной и гостином доме разместили госпиталь. И вновь, как и сто лет назад, боролись врачи за жизни людей, только не было рядом молящихся монахов. И на военном кладбище рядом с могилами русских воинов, защищавших Севастополь в 1853-1856 годах, появились новые, с алыми звёздами, - воинов, освобождавших Крым от фашистских захватчиков в 1944 году.

170 героев освобождения Крыма нашли свой последний приют на кладбище в Монастырской балке. В 1975 году в связи с 30-ти летнем Победы над фашистской Германией кладбище было реконструировано, был установлен воинский мемориал в память о погибших здесь солдатах.

 

19. Пещерныи гороб Чуфут-Кале - характерный памятник средневекового Крыма.

На юго-восточной окраине Бахчисарая возвышается скалистый отрог, окруженный с трех сторон отвесными обрывами высотой до 50 м. На его вершине находятся руины города-крепости, известной под названием Чуфут- Кале, в переводе с крымскотатарского языка — «Иудейская крепость».

Территория городища разделяется на три части. Большая по площади незастроенная часть плато — Бурунчак (в переводе с татарского «мысок») — 36 га, Старый город (7 га), отделенный от пустыря невысокой оградой, и Новый город (3 га), раскинувшийся между Средней и Восточной оборонительными стенами.

Рядом с Чуфут-Кале находится еще ряд непосредственно связанных с ним памятников. На юго-западном склоне — раннесредневековый (VI—X вв.) могильник, принадлежащий гото-аланскому населению. В обрыве противоположного склона ущелья, к югу от городища — христианский пещерный Успенский монастырь (XV — нач. XX вв.), мусульманское кладбище (XTV—XV вв.), а к юго-востоку от городища в Иосафатовой долине — обширный некрополь иудейской общины Чуфут-Кале.

Во многовековой истории Чуфут-Кале выделяется несколько периодов: докрепостной, византийский, аланский, золотоордынский, крымско-татарский и иудейский.

Плато было заселено человеком еще в неолите (не менее 7 тысяч лет назад). В первой половине 1 тысячелетия до н. э. здесь появляются носители кизил- кобинской культуры, которых некоторые исследователи считают таврами. Вероятно, плато служило убежищем для обитателей неукрепленного кизил- кобинского поселения.

В V—VI вв. Византия активно укрепляет старые города и сооружает новые крепости в горных пограничных районах, стремясь остановить усилившийся натиск варваров. В период правления Юстиниана I (527—565 гг.) эта деятельность охватывает и Таврику. По сообщениям Прокопия Кесарийского в Бос поре и Херсоне ремонтируются городские стены, а на южном берегу Крыма появляются крепости Алустон и в Горзувитах. В горной области союзниками-федератами империи были готы и аланы, для их защиты и организации возводятся «длинные стены», перекрывавшие горные проходы. Однако во второй половине VI в. в связи с усилившимся натиском варваров пришлось усиливать систему защиты — строить крепости в горах. Возводились они под руководством византийских инженеров силами местного населения. Гарнизоны также, очевидно, состояли из местных жителей, что было обычным для византийской периферии. В числе этих крепостей известны Мангуп, Эски-Кермен, Каламита, Тепе-Кермен и, вероятно, Чу фут-Кале.

Аланский период в истории Чуфут-Кале (IX — середина XIV вв.) можно определить как «темные века». Тогда она именовалась Кырк-Ор, что в тюркских языках означает «сорок укреплений». С конца ХП1 в. крепость начинает подвергаться нападению золотоордынцев, а в середине XTV в., во время правления хана Джанибека, была захвачена татарами. С этого времени и до середины XV в. Кырк-Ор становится центром золотоордынского бейлика (княжества) сыгравшего впоследствии важную роль в образовании Крымского ханства. От золотоордынского периода на городище сохранились: дюрбе (мавзолей) Джанике-ханым и остатки мечети. Дюрбе воздвигнуто над могилой дочери золотоордынского хана Тохтамыша, скончавшейся в 1437 г..

Кырк-Ор как хорошо укрепленная крепость, расположенная внутри горной части полуострова, становится опорой Хаджи-Гирея в борьбе с Золотой ордой, а после создания независимого от нее Крымского ханства и первой его столицей. Перед стеной возникает торгово-ремесленный посад, где поселяются иудейская и армянская общины.

Усиление Крымского ханства в начале XVI в. способствовало перенесению ханской ставки из Кырк-Ора в соседнюю долину реки Чурук-су, где зарождается новый город, Бахчисарай. Вслед за ханами крепость покидает и большинство мусульманского населения, и здесь остаются в основном только иудеи и армяне. Причем иудейская община составляет большинство населения крепости, что отразилось в появлении нового названия «Чуфут- Кале» — «Жидовская крепость». «Чуфут» — презрительное название евреев у татар. Впервые это название появляется в ярлыке хана Батыр-Гирея в 1612 г. После ухода христиан из Крыма в 1774 г. Чуфут-Кале покидают и армяне и в крепости остаются одни иудеи.

Первое упоминание о ней встречается в ярлыке Хаджи-Гирея, выданном жителям Кырк-Ора в 1459 г. Среди получивших привилегии наряду с мусульманами и христианами перечисляются иудеи. Затем они упоминаются в подобном же ярлыке Менгли-Гирея в 1468 г., причем сообщается и имя главы общины — Учителя Ягуды. Вероятно, появление здесь иудеев связано с попыткой Хаджи-Гирея превратить Кырк-Ор в крупный центр ремесла и торговли. Во второй половине ХУШ—XIX вв. все источники упоминают здесь караимов. На кладбище в Иосафатовой долине наряду с караимскими есть и типично раббанитские надгробия. Вероятно, караимы и раббаниты какое-то время совместно обитали в городе, а впоследствии, в ХУШ в. раббанитская община переселилась в другое место.

По всей видимости, до середины ХУЛ в. иудейская община проживала в основном на территории Нового города. В Старом городе до этого времени, видимо был размещен небольшой татарский гарнизон. Судя по ярлыку 1608 г., начальником крепости и судьей еще были мусульмане. Однако турецкий путешественник и дипломат Эвлия Челеби посетивший Чуфут-Кале в 1665 г.

 

К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя.

В настоящее время большая часть Чуфут-Кале находится в руинах. В западной, самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, расказывающая о культуре караимов. В восточной части города был не сохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты и множество жилых домов. В одной из усадеб, постройки 18 века жил до конца своих дней известный караимский ученый Авраам Самуилович Фиркович (1786-1874), посвятивший жизнь восстановлению и сохранению исторической памяти своего народа.

Дальнейшую экскурсию по городу-крепости проведёт мой коллега - экскурсовод, работающий непосредственно на объекте данного показа - крепости Чуфут-кале. Он проведёт вас по улицам древнейшего города-крепости и поведает вам интереснейшую информацию о горожанах, заселявших этот город, об их быте, истории и многом остальном, о чём бы вам интересно было узнать. Мы с вами встречаемся через два часа возле нашего автобуса, где у нас будет получасовой перерыв, во время которого вы сможете перекусить, отдохнуть, а затем поедем обратно в Симферополь.

Во время нашей с вами экскурсии, вы узнали, что в горной части юго-западного Крыма находятся интереснейшие памятники крымского средневековья - так называемые «пещерные города». Большинство из них возникло предположительно в V-VTI веках и продолжало жить в течение многих столетий. «Пещерные города»

- название условное. Застройка состояла из наземных сооружений (крепостных стен, жилищ) и многочисленных высеченных в скалах помещений оборонительного, хозяйственного, погребального и культового назначения. Среди «пещерных городов» самые крупные - Эски-Кермен, Мангуп, Кыз-Кермен и Чуфут-Кале. И как раз с одним из них - Чуфут-кале - вы и познакомились.

 


Заключение

Наше путешествие подходит к концу. Мы проделали длинный путь, прошлись по страницам крымской истории. Своими глазами увидели величественный Ханский дворец, чудесный Успенский монастырь, прошлись по праху таинственного пещерного города Чуфут - Кале...

Также мы познакомились с природой Юго-Западного Крыма, и убедились что наша земля — край богатейшей природы. Это о ней писал знаменитый поэт М. Волошин: «Ни в одной стране Европы не встретить такого количества пейзажей, разнообразных по духу и по стилю и так тесно сосредоточенных на малом пространстве земли, как в Крыму», край богатейшей земли, пишет М. Волошин.

«Каких последов в этой почве нет

Для археолога и нумизмата

От римских блях и эллинских монет

До пуговицы русского солдата»

 

Наш край — это край, дарящий здоровье! Эго о нем писал Д. Минаев:

«Срама мертвые не имеют, Но в Крыму умершим - срам:

Чудотворный этот климат, Как целительный бальзам!»

 

Ваше знакомство с Юго-Западним Крымом состоялось, но Крым изобилует интересным и неописуемо красивыми местами. Например, экскурсия на Южный Берег Крыма доставит вам огромное удовольствие, вы сможете полюбоваться природой и подышать целебным воздухом, а экскурсия в Севастополь познакомит вас с неповторимой, трогательной историей героического прошлого нашей Родины. Туристическая фирма «Брега Тавриды» с удовольствием организует любую экскурсию для вас.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.