Неаполь Скифский - всемирно известный археологический памятник. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Неаполь Скифский - всемирно известный археологический памятник.

2017-06-12 82
Неаполь Скифский - всемирно известный археологический памятник. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С. Приятное Свидание—легенды и быль

А сейчас мы с вами въезжаем на территорию с. Приятное Свидание. Откуда появилось такое название? Существует множество Легенд. Разрешите представить вашему вниманию пару, а уж вы и выберете ту, которая по вашему мнению будет более подходящей.

Первая легенда отправит нас в прошлое. И так это было путешествие Высочайшей особы Екатерины П (как сказали бы сейчас — VIP) в полуденный край, которое не имело прецедентов - ни по масштабам, числу участников, времени в пути, стоимости... Однако ни дальняя дорога, ни возрастные недуги (Императрице исполнилось 58 лет) не заставили Екатерину отказаться от стремления лично осмотреть недавно обретенный «полуденный краю». Это было путешествие, а от части инспекционная поездка по землям, отданным в управление Светлейшего Князя Г.А. Потемкина, отчасти — политическая демонстрация, которая должна была явить величие империи перед ее соседями, а также впервые в мире спланированное по всем правилам организации тура. Здесь можно проследить все составляющие классического тура: транспорт, размещение, питание, культурная программа и даже сувениры.

На этом самом месте по пути из Бахчисарая встречали императрицу Екатерину родовитые тутарские беи и мурзы и вручили ей символические ключи от Крыма.

Другая легенда происхождения названия кроется в более прагматичном. На бойком месте, на перекрестке большого тракта на Бахчисарай открыли трактир. В те времена над дверью было принято вывешивать вывески: с уличной стороны — «Добро пожаловать», а с внутренней — «До приятного свидания». Так и прозвали путники это село Приятное свидание.

Неаполь Скифский - всемирно известный археологический памятник.

В III веке до н. э. на плато Петровских скал, возникла столица позднескифского государства Неаполь Скифский, население которого могло достигать нескольких тысяч человек. Обратите внимание, слева, над крышами домов, за деревьями вы видите белый домик с темной трубой. На этом месте был образован Некрополь. Сам город располагался чуть дальше, среди обрывистых скал с трех сторон, служивших естественной защитой, а только с четвертой, южной стороны защиты не было, поэтому там возводили мощные оборонительные стены. В целом, Неаполь занимал площадь не менее 20 га. В город вели деревянные ворота, за которыми находилась небольшая площадь. В районе площади располагалось несколько богатых домов, а также маленькие невзрачные полуземлянки. В целом, город и по размерам, и по высокому качеству архитектурных сооружений заметно выделялся среди других позднескифских поселений. Это была позднескифская столица, резиденция царя. Он находился на пересечении всех торговых путей Крымского полуострова и играл роль крупного экономического, политического и культурного центра античного государства. Как звучало название столицы по-скифски, нам неизвестно. В греческих письменных источниках ее именуют Неаполис - «новый город», что, наверняка, является переводом скифского словосочетания. В исторической и краеведческой литературе за городом закрепилось условное название: Неаполь скифский

Неаполь Скифский — археологический памятник мирового значения. Можно сказать, что это единственный в Украине позднескифский памятник.

Город, основанный в III веке до н. э., в течение шести веков являлся столицей позднескифского государства и был разрушен готами вIII в., а затем, уже окончательно, гуннами в IV в.

В результате исследований, особенно интенсивных в 1945-1946 гг, были открыты оборонительные сооружения: две башни, одна из которых служила и мавзолеем, мощная южная городская оборонительная стена, центральные ворота, жилые дома, хозяйственные постройки и многочисленные захоронения — склепы. К сожалению, до наших дней этот замечательный памятник почти не сохранился. Сегодня о былой славе скифской столицы напоминают лишь остатки крепостной стены и полуразрушенная башня.


В целом, Неаполь занимал площадь не менее 20 гектаров. В город вели деревянные ворота, за которыми находилась небольшая площадь. В районе площади располагалось несколько богатых домов, а также маленькие невзрачные полуземлянки. В целом, город и по размерам, и по высокому качеству архитектурных сооружений заметно выделялся среди других позднескифских поселений. Это была позднескифская столица, резиденция царя. Как звучало название столицы по-скифски, нам неизвестно. В греческих письменных источниках ее именуют Неаполис - «новый город», что, наверняка, является переводом скифского словосочетания. В исторической и краеведческой литературе за городом закрепилось условное название: Неаполь скифский. История открытия Неаполя началась с того, что летом 1827 года чиновник Екатерининских времен Ал. Ив. Султан-Крым-Гирей случайно увидел в арбе у крестьянина «строительные» камни с надписями и барельефом воина на коне. Купив эти камни, он сообщил о своей находке директору Одесского музея древностей Н.П. Бларамбергу. Тот приехал в Симферополь и на плато к югу от центра города нашел стелы с текстами, постамент от статуи, а также обломок мраморного рельефа с изображением скифских царей - предположительно Скилура и его сына Палака. Неаполь был центром ремесел, торговли, политической и культурной жизни. Неаполь Скифский - памятник археологии мирового значения. Во время раскопок здесь были обнаружены остатки оборонительных стен толщиной 8,5 м, прямоугольное здание с портиками, множество золотых предметов, богатые жилые дома из камня, крытые черепицей, а также примитивные юрты и землянки, свидетельствующие об имущественном неравенстве в скифском обществе. В 1946-1949 годах археологи исследовали мавзолей в центре бывшего Неаполя, где в богатом убранстве были захоронены представители скифской знати. Считают, что главное погребение в каменной гробнице принадлежало Скилуру. На восточной окраине города в скальных обрывах сохранились фамильные склепы богатых скифов, украшенные росписью с изображением боевых сцен, охоты, различных орнаментов. Государство скифов просуществовало около 700 лет.

Под ударами боспорских греков, сарматов, аланов, готов Неаполь Скифский в III веке нашей эры пришел в запустение, жизнь в нем едва теплилась. Спустя столетие, в IV веке, нашествие гуннских орд подавило город окончательно - он угас, а среди руин его возникло и длительное время существовало греческое поселение, которое новые завоеватели - татары, заселявшие постепенно в XIII-XIV веках долину Салгира, называли Керменчиком - Малой крепостью. В начале XVI века татары в Крыму обстроились окончательно. По левую сторону Петровской балки возникло поселение Ак-Мечеть. Слева у подножия скал вы видите пустынный клочок земли, покрытый зеленой травой. Здесь находилась резиденция калги-султана - заместителя Крымского хана по военным делам. Калга был крупным феодалом (его владения - «калганак» - простирались от Ак-Мечети до истоков Салгира, у подножия Чатырдага) и имел большие полномочия: держать свой придворный штат, право карать преступников смертью, в отсутствие хана командовать войсками. Свое название данный населенный пункт получил, вероятно, от мусульманского храма, стены которого отличались белой окраской. Буквальный перевод названия Ак-Мечеть - Белая мечеть. Основание его связано с переводом столицы Крымского ханства в Бахчисарай. Именно здесь собирались татарские орды перед началом своих набегов на Россию. Во все времена люди, населявшие Крымский полуостров, тяготели к воде. Справа от дороги уже хорошо видна упоминавшаяся ранее река Салгир и ее благоустроенная набережная с пешеходными дорожками и переходными мостиками. Здесь, на правом пологом склоне росли сады и виноградники. Слева под скалами было построено много мельниц, выше над которыми и поднимался Ак-Мечеть. По сообщению турецкого путешественника Эвлия Челеби (середина 17 века), Ак-Мечеть была цветущим городом: дворец калги, две тысячи каменных домов в два и три этажа, крытых ярко-красной черепицей; 200 торговых лавок; 5 больших мечетей, 3 монастыря, 2 медресе. Население города насчитывало 10 тысяч жителей, что для средневековья считалось достаточно большим городом. После взятия Крыма русскими войсками Ак-Мечеть опустела, дворец калги был разобран, многие строения уничтожены. Уже в конце 18 века в двух верстах от Ак-Мечети был основан Симферополь.

Первые здания зарождавшегося города соседствовали с домами уже существовавшего с начала 16 века селения Ак-Мечеть.

В первые годы город возводился уволенными со службы солдатами и государственными крестьянами, согнанными с южных и из центральных губерний России. Строился он по тем временам довольно быстро, однако после того как сменивший на престоле Екатерину II император Павел I упразднил Таврическую область, строительство города приостановилось. После смерти Павла 1 была образована Таврическая губерния, и Симферополь получил статус губернского города, а строительство его вновь оживилось. Справа от дороги, немного впереди, вы видите желтое двухэтажное здание с балконом на чугунных колоннах - это бывший дом губернатора. Здание расположено на улице Ленина. Это не только одна из центральных улиц города, но и первый бульвар в Симферополе. Справа от улицы Ленина, в обилии зелени вы видите центральный городской парк излюбленное место отдыха горожан. А сейчас мы выезжаем на улицу Караимскую, которая является условной границей Ак-Мечети и Симферополя - «старого города» с живописным лабиринтом узких улочек и ярким восточным колоритом жизни и «нового города» в европейском стиле.

 

Справа обратите внимание на величественное светлое здание с черными конусообразными куполами, увенчанными золотыми крестами - это Петропавловский собор - первый православный храм. Строительство храма было завершено в 1806 году. В первоначальном своем варианте Петропавловская церковь была деревянной, более 20 лет она функционировала как соборная. Но с течением времени она пришла в ветхость и была упразднена. Второе рождение Петропавловской церкви произошло в 1870 году. Проект нового храма был составлен художником-архитектором К.Лазаревым, известным по оборудованию и оформлению Зимнего дворца в Петербурге. Вновь созданный храм отличался тщательностью, отчетливостью и изяществом своей отделки. Собор значительно расширился, объемно-пространственная система его усложнилась и приобрела черты стиля другой эпохи – эпохи эклектики. Памятников архитектуры является также расположенная слева от дороги мечеть с башней-минаретом Кебир-Джами. Как свидетельствует надпись у входа, мечеть была построена в 1508 году Абдарахман-беком. Внешний облик мечети довольно скромен. Храм базиличного типа сооружен из камня-ракушечника и бута на глиняном растворе с последующем оштукатуриванием. Архитектор разнообразил главный фасад путем варьирования окон: в нижнем ярусе - прямоугольного очертания, в верхнем - круглого. На рубеже 19 и 20 веков мечеть Кебир-Джами пришла в совершенную непригодность. В 1990-е годы по проекту известного архитектора Ш.У. Халилова мечеть Кебир-Джами подверглась реконструкции с целью возвращения храма для религиозных нужд мусульман. Обновленная турецкими мастерами

На улице Курчатова дом № 1 интересен тем, что здесь с 1946 года, со времени своего приезда в Крым, жил известный хирург и религиозный деятель Валентин Войно-Ясенецкий, хотя большинство знает его как святителя Луку. Он жил и бесплатно принимал больных в этом доме практически до самой своей кончины в 1961 году. А в 1996 году Лука был причислен к лику местночтимых святых. Через пять лет вплотную к дому, где он жил, была пристроена часовня, названная его именем.

Справа вашему вниманию представлена еще одна православная святыня Симферополя. Светлое здание с темно серыми куполами — это Свято-Троицкий женский монастырь. Традиционно хранителем и благовестником Православия в Крыму была греческая культура. В 1796 году на этом месте была построена первая в Симферополе греческая церковь, а в 1868 году возведен нынешний храм. После уничтожения храма Александра Невского этот собор стал кафедральным и остается ним до сих пор. Здесь находитсярезиденция архиепископа Крымского и Симферопольского. Сохраняются остатки греческих торговых рядов (конца 18 века).

Слева старинное здание с великолепным, сложным лепным фасадом. Это караимская кенасса, воз­веденная в 1896 г. и перестроенная в 1934/35 гг. Кенасса в начале 1950-х гг. была закрыта. Поводом оказался контакт ее священнослужителя со специалистами института языкове­дения АН СССР. Ученых, прибывших в Крым для составления караимского словаря, тор­жественно приняли в кенассе, поводили по семьям, подарили несколько старинных книг. Отсутствие помещения для молельных собраний в свою очередь стало основанием для снятия караимского сообщества с регистрации в Совете по делам религиозных культов.

Так едва не была уничтожена уникальная религия малочисленного древнего народа - ка­раимов (их всего в Крыму около 800 человек).

Здание очень ветхое, а потому хрупкое, и нуждается в реконструкции.

Такое интересное сочетание совершенно различных по своей сути объектов на данной улице является подтверждением того, что улица Караимская действительно является гра­ницей живописного лабиринта узких улочек с ярким восточным колоритом татарской Ак-Мечети и нового города Симферополя, планомерно и регулярно застраивавшегося по первому генеральному плану конца 18 века (1786-1788). В плане была отражена застройка в виде идеальной схемы с четкими прямоугольно-шахматным членением (ул. Кирова – Самокиша – Толстого – Р.Люксембург). Пересекаясь под прямым углом, улицы делят квадрат на 16 кварталов. В соответствии с планом в центре полуциркульной площади предоставлено место собору (место пересечения улиц Жуковского и К. Либкнехта, где сейчас находится восстановленный Александро-Невский собор)

На стыке Ак-Мечети и Симферополя, где вдоль дороги с акмечетской стороны оставалось немало пустырей, образовались городские земляческие поселения, давшие названия новым улицам: Армянская (теперь Кавказская), Караимская, Греческая (Одесская), Еврейская (Одесский переулок). Соответственно землячествам, на новых улицах, кроме жилья, появились торговые ряды, мастерские ремесленников, школы и храмы (не все уцелевшие) - караимская кенаса (по ул. Караимской), греческие торговые ряды, гимназия и церковь (Одесская, 12), еврейская хоральная синагога (была на месте, где теперь магазин электротоваров "Эльдорадо"). А в гуще и на юго-западной окраине акмечетской застройки расширялась и обновлялась Кебир-Джами, строились медресе и новые мечети. Одной из которых была Джума-Джами, сооруженная в конце XIX в. по ходатайству и на средства симферопольского купца Хаджи-Сеид-Нафе.

Возвращено в наследие городу древнее имя Ак-Мечети: такое название получил новый, современного облика и планировки жилой район Симферополя, где будет компактно проживать часть крымскотатарского населения.

Соотношение имеющегося картографического материала конца 18 века с сохранив­шейся исторической застройкой говорят о том, что планировка Симферополя нашего вре­мени действительно заложена, в основных чертах, генпланом 80-х гг. 18 века с некоторы­ми отступлениями. Архитекторы четко следили за тем, «чтоб симметрия была и одною (б) высотою все строения были, отчего не малая красота городу придается»

В октябре 1804 г. губернский архитектор Карасев на плане изобразил уже существую­щие строения губернского центра. На просторной равнине в широкой долине реки Салги­ра за 10 лет возник небольшой административный центр с сооружениями казенного и утилитарного характера, а на северо-западе выросли первые русские постройки, жилые и об­щественные сооружения

Дома проектировались в один - два этажа. Соблюдался сословный принцип - проекты составлялись для дворян, купцов, чиновников инеимущих людей.

Перекоп, Базарная, Малобазарная, Госпитальная, Армянская, Греческая, Цыганская, Кладбищенская. Дома шли по номерам, отведенной земли.

Основная часть первоначальных застроек в городе была из камня, который брали из развалин Неаполя Скифского. А для более успешной и быстрой работы были построены два кирпичных и четыре известковых завода. Места для зданий отводились с разрешения городской думы и приступали к строительству после одобрения плана и фасада городским архитектором. Дома строили в один - два этажа, соблюдая сословный принцип для дворян, купцов, чиновников, бедного люда.

До 40-х годов XIX века улицы города находились «в натуральном виде», то есть не были даже шоссированы, а покрыты твердым материалом, и после дождя превращались в непроходимые. Поэтому в 1844 году открыли подписку «на сбор денег с жителей города на приведение улиц в благоустроенное положение, ибо они не проходимы от грязи в течении многих месяцев, ноги у большей части жителей беспрерывно мокры, и вредные испарения от грязи сказываются на их здоровье». Сбор дал желаемые результаты, и главные улицы были шоссированы.

В первом русском путеводителе по Крыму М А. Сосногоровой есть такие слова: «Единственное место, могущее занять путешественника... это Базарная площадь, в базарный день. Огромное место, с фонтаном в средине, застроенное деревянными балаганами, бывает битком набита разноплеменным народом... На земле... навалены горы арбузов, дынь, тыкв, яблоков, груш, луку, чесноку, орехов разных сортов, зеленого и красного перцу, помидор, синих баклажанов и пр. На столиках продают всякую всячину...» Это о симферопольской Базарной площади, Так было сто с лишним лет назад.

Город рос, и Базарная площадь сместилась на то место, мимо которого мы с вами сейчас проезжаем: в правые окна автобуса мы видим торговые павильоны самого крупного Центрального рынка города.

К началу 19 века прямолинейный «Европейский город» смыкается с паутиной Ак-Мечети.

1802 год - Симферополь становится центром Таврической области.

1917 год - после революционных событий - это республика Таврида.

Ныне мы - Республика Крым со столицей Симферополем.

Сейчас мы с вами въезжаем на улицу Севастопольскую. Город основан в 1784 году. Население Симферополя составляет 336 тысяч человек, его площадь составляет 10 тысяч гектаров. Сейчас мы находимся в Юго-Западной части города, которая в 20 веке становится промышленным районом города. Основное направление производства - это предприятия пищевой промышленности.

Интересны статистические данные о состоянии и развитии промышленности в Симферополе за первые десятилетия его существования. Первое время, естественно, развивалась промышленность, связанная со строительством города: кирпично-черепичные и известковые заводы, точнее - маленькие полукустарные и кустарные "производства”. Поскольку они были первыми, назовем их: 1833 г. - 3 кирпичных, 2 известковых, 5 мыльных и свечных завода, 1 фабрика по выделке фланели, водочный и пивоваренный завод - отмечала "градская полиция" в рапорте губернатору А.И.Казначееву. На них в год "выделывается изделий": на водочном заводе до 18 тыс. ведер водки; на пивоваренном - до 10 тысяч ведер пива; на кирпичных - на каждом - от 100 до 150 тыс. штук кирпича; на свечном - каждом - до 500 пудов свечей; на мыльном - до 500 пудов мыла.

Постепенно развивались и разные промыслы. В 1850 г. полиция уже отмечала, что в городе "всего мастеров 298, подмастерьев 211, учеников 109", и идут они "по портняжному цеху, пекарному, резничному, сапожно-башмачному, ювелирному, шапочно-шубному, каретному, цирульному, столярному, малярному, кузнечному, печному".

В 1867 г. появился первый чугуно-литейный "завод", производивший простое оборудование для местных нужд сельского хозяйства. В 1877 г. в городе было 3 табачных фабрики, 1 макаронная, 1 свечно-восковая, 3 сальных и мыльных, 2 известковых, 2 кирпичных, 2 пивоваренных, 1 кожевенный - итого 12 "заводов" с общим числом около 60 рабочих. Постепенно в городе появляются новые предприятия, главным образом, пищевой промышленности: в 1880 г. - консервная фабрика братьев Абрикосовых, в 1884 г. - конфетная фабрика московских купцов Эйнем, в 1887 г. - фруктово-консервная фабрика Константинова, табачная фабрика Ашкинази и Гофлина, в 1904 г. - консервный завод братьев Шишман.

Сейчас в окнах слева вы увидите ТЦ «Центрум» он нахитс на территории консервного завода имени 1 Мая, бывшее предприятие «Гамм и Перцовский».

Справа за домами находится часть города, называемая Анатрой. Это название дано не случайно, так как на этом месте в 1916 году одесским промышленником Артуром Антоновичем Анатрой был построен первый и единственный в Крыму аэропланосборочный завод, занимавшийся сборкой самолетов французского производства «Ньюпорт-4» и «Ньюпорт-7», в 1922 году завод был закрыт, а помещения переданы кожзаводу.

Рядом находится район промышленной зоны. В него входят завод бытовой химии и кожгалантерейная фабрика, пивобезалкогольный комбинат «Крым» и завод алкогольных напитков «Союз-Виктан» и многое другое.

Сейчас в правые окна вы видите здание Симферопольского мясокомбината. Он перерабатывает продукцию скотобоен и птицебоен: обработанные и консервированные мясо и дичь, а также продукты питания (колбасы, сосиски, сардельки) и продукты питания в замороженном виде.

Создание промышленных предприятий требует наличия зеленых насаждений. В левые окна виден черный бюст Шевченко на черном постаменте на фоне бело-желтой арочной конструкции и красивый зеленый парк имени Т.Г.Шевченко.

Справа видно светлое здание с надписью «Крыммолоко». Это Симферопольский молокозавод, производящий различную молочную продукцию: молоко, кефир, ряженку, сметану и другое.

Юго-Западная часть города для промышленной зоны выбрана не случайно. В Крыму преобладают северо-восточные ветра и вся гарь, дым и промышленные выбросы уносятся ветром за пределы города.

Чуть впереди за заправкой вы увидите в глубине ворота, без каких-либо опознавательных знаков - Симферопольская кондитерская фабрика. Здесь выпускается более 100 наименований товаров (печенье, конфеты, вафли). Наиболее вкусными были фрукты в шоколаде – на данный момент производство восстанавливается.

Справа за супермаркетом «Сильпо» следующее здание - предприятие «Крымхлеб». Оно производит и реализует хлеб, хлебобулочные изделия, выпечку длительного хранения, кондитерские изделия, торты и пирожные.

Слева за домом находится Телезавод - головное предприятие объединения «Фотон». Первый крымский телевизор сошел с конвейера в 1966 году. Это был скромный черно-белый «Лотос». Сейчас завод выпускает телевизоры с цветным изображением, но популярность завода несколько снизилась.

Симферополь находится в центре Крыма, и в нем пересекаются
множество дорог, соединяющих разные города нашего полуострова.

Улица Данилова, которая покажется сейчас в правые окна, ведет к аэропорту «Заводское». Раньше он обслуживал местные линии пассажирских перевозок. Это небольшой аэропорт. А вот на северной окраине, в 12 км от города расположен один из крупнейших аэропортов на Юге России «Центральный». Железнодорожный вокзал, когда-то принимающий 95% людей, едущих в Крым, нынче пустует. И основные потоки туристов легли на авиа и авто перевозки.

Так же в Крыму есть ещё один весьма популярный вид транспорта это троллейбус. По сути, во всех городах троллейбусы предназначены для городского передвижения, а в Крыму троллейбусы ходят между городами. В 50-х годах появилась уникальная междугородняя высокогорная троллейбусная трасса в Крыму. В настоящее время ходят чешские марки «Шкода» и старые, и новые, парк пополнили Машины Ликинского автобусного завода. марки ЛиАЗ российского производства. Сейчас справа видна конечная остановка одного из маршрутов троллейбуса «Новоромаповка». И улица Севастопольская, но которой мы с вами проезжали, здесь плавно переходит в севастопольскую трассу. Дорога, но которой мы едем с вами дальше 30 км до Бахчисарая это очень старая дорога. Когда-то здесь проходил караванный путь, поэтому эту дорогу называли «дорогой тысячелетий». А сейчас у нас запланирована первая остановка на заправке фирмы «Атан».

 

Курган находится рядом с дорогой. На другой стороне, посмотрите, расположен район новостроек, а справа от нас вот такой невысокий холм. Вершина его выровнена, наверху еще совсем недавно стоял топографический знак, рядом расположено дерево, возле которого находится, обратите внимание, небольшой белый столбик, на котором написано, что это не природный холм, а сделанный руками человека. Это курган возрастом в 5 тысяч лет. Он ровесник египетских пирамид и сфинксов. Но, конечно, в то время лот курган выглядел несколько иначе. Представьте себе, современный двухэтажный дом, вот примерно такой высоты был курган. У основания он был обложен камнями, на верху стояла антропоморфная стела. Почему же не раскопан курган? Не раскопан он потому, что вон с той стороны, где сейчас новостройки, и 60-е годы при прокладке водопровода в Симферополе, был разрыт точно такой же холм. К тому же па полуострове таких курганов очень много. Туту было обнаружено два захоронения. В деревянных ящиках с каменным сводом, скребла, трапеции. В Крыму известны две энеолитические археологические культуры.

Хоронили в довольно обширных прямоугольных ямах, давших название культуре. Умершего клали на дно могилы в вытянутом положении на спине с согнутыми в коленях ногами или, реже, в скорченном положении на боку. Погребенных обычно посыпали охрой. В конце XIX — начале XX века, до того как была выделена ямная культура, археологи именовали такие захоронения «со скорченными и окрашенными костяками». Могилу накрывали каменной плитой или деревянными жердями и плахами.

Погребальный инвентарь ямной культуры удивительно однообразен. Во многих случаях умершие вовсе не удостаивались заупокойных даров. Там, где они были, в этом качестве чаще всего использовались керамические сосуды, вероятно, наполненные в древности пищей и питьем. Горшки, составлявшие большую часть керамического комплекса, и гораздо реже встречающиеся миски имели иногда округлое, иногда плоское дно. Они плохо обожжены и весьма грубо отделаны. Некоторые горшки снабжены маленькими, почти декоративными ручками. Бронзовые изделия клали в могилу редко и только двух видов — ножи и шилья. Встречаются полированные каменные топоры и круглые плоские терочники. Из кремня делали наконечники стрел, ножи, отщепы, у которых ретушировали края, найден прекрасно обработанный наконечник копья. Костяной инвентарь представлен весьма примитивными шильями и проколками, а также очень крупными, тщательно отполированными, так называемыми «молоточковидными», булавками, служившими, вероятно, для скрепления краев одежды. Иногда в могилах находят части деревянных повозок, от которых лучше всего сохраняются колеса, имевшие вид сплошных плоских дисков с отверстием для ступицы в центре. Именно такие повозки позволяли людям ямной культуры почти постоянно находиться в движении, преодолевая ог­ромные расстояния. Но в могилах они оказывались в качестве элементов погребального кортежа. Между прочим, повозки участвовали в погребальных церемониях почти всех индоевропейских народов. Некоторые исследователи полагают, что носители ямной культуры говорили на языке или языках индоевропейской семьи. Наличие повозок в могилах служит одним из аргументов в пользу этой гипотезы. Заупокойной пищей чисто служило мясо, куски которого клали рядом с умершим. Поэтому во многих могилах находят кости животных. Вершины курганов иногда увенчивались каменными стелами. Они имеют вид плоских плит, заостренных в нижней части для того, чтобы их удобней было закапывать в землю. Сверху плита обычно заканчивалась выступом, имитирующим голову. Гравировкой иди рельефом в некоторых случаях изображали черты лица, руки или пояс. На взгляд современного наблюдателя эти изваяния выглядят весьма примитивно. Полагают, что древние мастера в доступной им форме старались изобразить своих наиболее выдающихся сородичей.

Для того чтобы перечислить основные категории погребального инвентаря, пришлось обобщить данные о раскопках сотен погребений. В каждой могиле находят, если находят вообще, по 2—3 предмета. Бедность заупокойных даров удивляет, от создателей трудоемкого курганного обряда, сумевших заселить огромные степные пространства, можно было ожидать большего. Вероятно, дело тут в особенностях идеологических представлений, в соответствии с которыми в потусторонний мир умершего должны были сопровождать строго определенные вещи, в отнюдь не все и не самые лучшие, как это практиковалось у многих народов.

Степнойареал, отсутствие поселений, курганный обряд погребения, кости лошади, мелкого и крупного рогатого скота, найденные в могилах, со всей очевидностью демонстрируют, что племена, оставившие ямную археологическую культуру в Крыму, были скотоводами почти непрерывнопередвигающимися вслед за своими стадами. т классических кочевников более позднего времени они отличались только отсутствием верхового коня. Этот способ ведения хозяйства оказался в степных условиях очень рациональным, а в определенные периоды и единственно возможным. Начиная с III тыс. до н. э. сменявшие друг друга, но неизменно занимавшиеся кочевым скотоводством народы населяли степной Крым вплоть до эпохи средневековья включительно.

В кемиобинцах принято усматривать далеких предков тавров, оттесненных пришелыдами-степняками в горные районы Крыма. Хотя из тех предметов, что находили в курганах сложно составить абсолютно верное представление об их жизни. Найденные кости лошадей, крупного и мелкого рогатого скота говорят о том, что племена кемиобинцев, скорее всего, были скотоводами, они совершали длительные переходы в поисках более зеленых пастбищ для своих животных. Занимались они также земледелием и охотой. Могильный инвентарь в подобных курганах включает кремневые пластины, наконечники стрел, скребки, каменные шлифованные боевые топоры, костяные проколки, металлические листовидные ножи и прочее. Из керамики - горшки, с цилиндрической или раструбообразной шейкой, обычно без узоров или с небольшим вдавленным орнаментом. Предметов искусства кеемиобинцев практически не сохранилось. Порой, встречаются росписи в виде елочного орнамента, нанесенные черной, красной или желтой краской либо гравировки на стенах каменных ящиков, которые встречаются в захоронениях. Эти каменные ящики и дают ученым возможность соотнести кемиобинские племена с таврами, для которых характерен подобный вид захоронений.

Места, которые мы с вами проезжаем, полны памятников, которые по времени можно соотнести с кемиобинской культурой. Слева вы видите поселок Чистенькое, а после него - Левадки. За поселками виден лес - это урочище Таш Джарган - место массового отдыха симферопольцев. От дороги его склон пологий, но с другой стороны он предстает высоким обрывом в виде известняковых скал высотою 8-10 метров. Это часть Внутренней гряды Крымских гор, не самая высокая, но довольно характерная для предгорья. Таш Джарган обитаем с древнейших времен. По утверждению А. А. Щепинского, известного исследователя археологических памятников Крыма, в урочище существовал сложный археологический комплекс эпохи раннего железа. Мы говорим примерно о том же периоде эпохи энеолита, когда люди уже научились работать с металлом, шили одежду, изготавливали из глины посуду.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.