О происхождении Бахчисарая существует такая легенда. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

О происхождении Бахчисарая существует такая легенда.

2017-06-12 130
О происхождении Бахчисарая существует такая легенда. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Однажды сын хана Менгли-Гирея поехал на охоту. Он спустился из крепости в долину. Сразу же за крепостными стенами начинались дремучие леса, полные дичи. Для охоты выдался удачный день, гончими и борзыми затравили много лисиц, зайцев и даже трех диких козлов.

Захотелось ханскому сыну побыть одному. Отправил он слуг с добычей в крепость, сам забрался в чащу, спрыгнул с коня и присел на пне у речки Чурук-су. Верхушки деревьев, позолоченные заходящим солнцем, отражались в струях воды. Только шум реки, бежавшей по камням, нарушал тишину.

Вдруг послышался шорох на том берегу Чурук-су. Из прибрежного кустарника быстро выползла змея. Ее преследовала другая. Завязалась смертельная схватка. Обвив одна другую, змеи острыми зубами рвали друг у друга куски тела. Долго длилась схватка. Одна змея, вся искусанная, обессиленная, перестала сопротивляться и безжизненно опустила голову. А из чащи по густой траве спешила к месту боя третья змея. Она накинулась на победительницу - и началось новое кровавое побоище. Кольца змеиных тел мелькали в траве, освещаемые солнцем, невозможно было уследить, где одна змея, где другая. В азарте борьбы змеи отползли от берега и скрылись за стеной кустарника. Оттуда доносились злобное шипение и треск веток.

Сын хана не спускал глаз с побежденной змеи. Он думал о своем отце, о своем роде. Ош сейчас подобны этой полумертвой змее. Вот такие же искусанные убежали в крепость, сидят в ней, дрожа за жизнь. Где-то идет битва, а кто кого в ней одолеет: золотоордынцы - турок или турки - золотоордынцев? А ему и отцу его, Менгли-Гирею, уже не подняться, как этой змее...

Прошло некоторое время. Молодой хан заметил, что змея стала шевелиться, силится поднять голову. С трудом ей это удалось. Медленно поползла она к воде. Напрягши остаток сил, приблизилась к реке и погрузилась в нее. Извиваясь все быстрее и быстрее, полуживая змея приобретала гибкость в движениях. Когда она выползла на берег, на ней даже следов от ран не осталось. Затем змея снова окунулась в воду, быстро переплыла реку и невдалеке от изумленного человека скрылась в кустах.

Возликовал сын Менгли-Гирея. Это счастливый знак! Им суждено подняться! Они еще оживут, как эта змея...

Он вскочил на коня и помчался в крепость. Рассказал отцу, что видел у реки. Они стали ждать известий с поля битвы. И пришла долгожданная весть: Оттоманская Порта одолела ордынского хана Ахмеда, который когда-то истребил всех воинов Гирея, а его самого загнал в крепость на крутой скале.

На том месте, где схватились в смертельной битве две змеи, старый хан велел построить дворец. Около дворца поселились его приближенные. Так возник Бахчисарай. Двух перевившихся в схватке змей хан велел высечь на дворцовом гербе. Надо было бы трех: двух в борьбе, а третью - полумертвую. Но третью не стали высекать: мудрым был хан Менгли-Гирей.

Сейчас об этом небольшом городке с экзотическим названием знают не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Свыше полумиллиона приезжих ежегодно - такова статистика популярности Бахчисарая. Одних влечет сюда прославленный поэтами дворец (ныне историко-архитектурный музей), других - но менее известные, хотя во многом пока загадочные "пещерные города", третьих - живописная природа окрестностей.

Хаджи Девлет Гирей - крымский хан, основатель знаменитой династии Гиреев, которая правила Крымом более трехсот лет. Свою резиденцию он перенес из Солхата в Кырк-Ер (Чуфут-Кале). Произошло это в 1443 году. Затем одно время ханская резиденция была в Салачике (восточная окраина нынешнего Бахчисарая), где его сын Менгли-Гирей построил летний дворец «Ашлама». Однако долина, где находился дворец, со временем стала тесной, и новый дворец был возведен в более просторной долине. Старый дворец не сохранился.

Бахчисарай примечателен своим местоположением. Вот как пишет об этом автор одного из старых, полувековой давности, путеводителей: «в глубоком и тесном ущелье, по берегам речонки Чурук-Су, что означает «гнилая вода», расположился этот своеобразный, очень колоритный восточный городишко с узкими переулками, тупиками, мечетями». По словам автора путеводителя, можно проехать мимо, совершенно не подозревая, что Бахчисарай всего в версте от железнодорожной станции. С тех пор много воды утекло. Сейчас мы проезжаем по территории нового города. Бахчисарай наших дней - это, прежде всего чистые, прямые улицы, благоустроенные высотные дома, обилие зелени. Татары расположили свой город на дне ущелья, где протекает река Чурук- Су. Сама река течет справа, а слева вы видите невысокую подпорную стену. Мы въезжаем на территорию старого города. Старый город с резиденцией ханов расположен на левом, более пологом, берегу. Раньше вдоль речки Чурук-Су тянулись многочисленные мастерские по выделке кожи. Целый квартал занимали войлочники, несколько кварталов - мастера по металлу. Почти сотня мастерских изготовляла ножи и кинжалы, 20 мастерских - ружья. Продукция бахчисарайских мастеров славилась по всему миру. Сейчас обратите внимание, слева между двумя домиками ступеньки, поднявшись которыми вы окажетесь на одной из средневековых удочек Самой широкой улицей являлась та, по которой мы сейчас с вами проезжаем, но были улицы и в два раза уже. Попасть в дом можно было только через узкий коридор, выходящий в небольшой дворик с причудливым лабиринтом подпорных стен, лестниц и похожих на ласточкины гнезда маленьких балкончиков, называемых мушараби. Одна из таких улиц называлась Базарная. Справа, обратите внимание на красные крыши невысоких домиков - ранее это был один из четырех бахчисарайских аврет-базаров. Был знаменит Бахчисарай и своими кофейнями, где кофе варился из смолотого вручную мельчайшего порошка. Увы, из семнадцати старых кофеен до нынешних времен не сохранилось ни одной, исчезли в старом городе и высокие каменные ограды, но все равно сохранился неповторимый облик древней столицы, подчеркнутый разросшимися кустами вьющихся роз, жасмина и пирамидальными тополями, похожими на минареты. Старый Бахчисарай делился на 32 квартала-прихода. В центре каждого обязательно размешалась мечеть. Две из них находились на территории Ханского дворца, и уже справа впереди за деревьями проглядывается его территория.

Ханский дворец - Хан-сарай был возведен в конце XV или начале XVI века, точная дата не установлена; некоторые издания указывают, что строительство его было завершено при Сазиб- Гирей-хане, сыне Менгли-Гирея, правившем в 1521-1524 и 1532- 1551 годах. Дворец строился среди садов, давших название городу. За садами находился дворцовый луг, на котором паслись ханские кони. С главной улицы старого города во дворец можно попасть по узкому мосту через Чурук-Су, что мы сейчас с вами и сделаем. Обратите внимание, те, кому плохо было видно из окон автобуса, сейчас мы стоим на мосту, по обе стороны от которого и протекает река.

Справа широкое русло речки Чурук-Су, «одетое» в бетон - это было дополнительное оборонительное сооружение. Посмотрите, справа узкий мостик приводит к арке. Перед нами тяжелые деревянные массивные ворота, обитые кованым железом. Над ними резное изображение 2х сплетающихся змей - герб Гиреев, правителей Крымского ханства. Выше, смотрите, башня, венчающая парадный вход, расписанная цветными стёклами окон. Слева от входа, обратите внимание, перед мостом стоит «Екатерининская миля» с надписью «Блаженной памяти императрица Екатерина II изволила быть в Бахчисарае в 1787 года 14 мая». Это самая лучшая отреставрированная «миля» из 5ти сохранившихся «миль».

Сейчас, следуя по главной улице, она же Базарная (ныне Левина), в восточном направлении мы углубляемся в ущелье. Здесь типичный вид средневековой улицы. Вы видите в стенах домов, выходящих на улицу, пробиты окна. А в средние века жилые дома не имели окон на улицу. Построенные в 2 этажа с балконами-галереями, они за высокими глухими стенами скрывали внутреннюю жизнь своих обитателей.

Справа вы видите ещё одну мечеть с башней-минаретом. Резной карниз, деревянная крыша, шестнадцатигранный минарет с небольшим балконом, украшенным резьбой.Над входом плита с резной надписью «построена в 1707 году». Это мечеть Тахтал ы-Джами в переводе «деревянная мечеть».

Строилась она из деревянных досок, которые потом закрывались каменными блоками при кладке стен. Мечеть является архитектурной доминантой старого города — её видно практически с любой точки старого Бахчисарая. Это действующая мечеть с двориком, фонтаном для омовений, способствует воссозданию картины старого города.

Обратите внимание, что здесь Бахчисарайское ущелье сузилось, слева и справа высокие обрывистые скалы. Особый колорит они придавали городу.

Сложенные из мягких известняков, они подвергались выветриваниям. В результате образовались многочисленные ниши, гроты, навесы, которые люди использовали для хозяйственных нужд как зернохранилища, винодавилыш, загоны для скота Посмотрите, слева в таких нишах вы можете увидеть остатки деревянных балок перекрытия. А дальше впереди слева выветривания, солнце, проточные воды придали скалам вид причудливых «сфинксов». На их фоне зрелище сгрудившихся в кажущемся беспорядке домов, пересечённых стройными вертикалями минаретов и пирамидальных тополей казалось особенно экзотичным «Здесь - минарета тень, там - тень от кипариса, поодаль глыбы скал уселись под горой, как будто дьяволы сошлись на суд Эвлиса» -

 

ПЕЩЕРНЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ ЮГО-ЗАПАДНОГО КРЫМА.

- Перед нами - комплекс Салачик, резиденция первых Гиреев. Город расположен в необычайно красивом месте - скрытый с обеих сторон отвесными скалами. Справа - долина Марьям-дере, долина Марии. Слева - мыс Бурунчак, а за ним - мыс Биюк-Ашлама.

Мария Александровна Сосногорова в своём знаменитом путеводителе так описывает это место:

«Довольно просторный перекрёсток, образовавшийся при разветвлении ущелья, и узкий проход с юга, где находятся Успенский монастырь и Чуфут-Кале, со времён татарских носят название Салачика, составляющего предместье Бахчисарая с этой стороны».

Прежде здесь были сады и загородный дворец ханов - Ашлама, а также» греческая церковь св. Софии, переделанная потом татарами в мечеть, и много греческих домов», как пишет в своих записках польский посол Мартин Броневский.

Здесь же Хаджи-Гирей, став ханом независимого Крымского ханства, построил дворец Ашлама-сарай. О котором М.Броневский писал: «Ханы нередко удаляются в этот дворец с жёнами, потому что эти места очень благоприятны для охоты. Там есть сады яблонь и других плодов, виноградники и прекрасные поля, орошаемые чистыми ручьями...» Сад Ашлама, «воистину райский», - восторженно отзывался о нём Эвлия Челеби.

Сохранилось два интересных памятника - Зинджирли-медресе и дюрбе над могилой основателя династии крымских ханов, построенная в 1501 году его сыном Менгли-Гиреем. В которой 14 лет спустя был похоронен он сам.

- Перед нами - глухие ровные стены с одним только проёмом - входной дверью, сверху над которой свисает, раздваиваясь, зинджир - цепь: каждый входящий должен склонить голову перед святыней мусульманской науки. Это - Зинджирли-медресе - построенное в 1500 году Менгли-Гиреем.

Внутри медресе - прямоугольный двор, с некогда журчавшим посредине Фонтаном. Двор окружён галереей, которую, в свою очередь окружали с внешней стороны маленькие комнаты-кельи для учеников.

Планировка здания, несмотря на небольшие размеры, очень интересна выдержана в традиционном стиле: при отсутствии украшений, покоряет сочных конструкций и сводчатых перекрытий. Находясь внутри замкнутого в место летнего отдыха двора. Вокруг резиденции хана вырастает селение Салачик. Турецкий путешественник Эвлия Челеби в XVII в. описывал Салачик как рай из сказки «Тысяча и одна ночь»: фонтаны, цветники, разбросанные в саду беседки и павильоны из резного позолоченного дерева, похожий на небольшую крепость дворец, башня-хамам, солидное медресе...

Салачик - исторический район Бахчисарая, где до его основания в 1532 г., располагалась первая столица Крымского ханства. На рубеже XV и XVI вв., в правление хана Менгли Герая, здесь был возведен столичный архитектурный комплекс, включавший в себя пять построек. К ним причисляют: ханский дворец Девлет-Сарай, ханскую мечеть, которая к нашему времени не сохранилась, родовую усыпальницу крымских ханов, учебное заведение Зынджирлы-медресе и общественные бани (раскопаны лишь в 2008 году). Сегодня Салачик - окраина Бахчисарая на пути от Ханского дворца к Успенскому собору и Чуфут-Кале. На его территории расположены отреставрированные Зынджирлы-медресе, ханский мавзолей, раскопанные общественные бани и захоронение Исмаила Гаспринского.

Надземная часть мавзолея возведена в 1501 году над более ранней подземной погребальной камерой. В мавзолее захоронены 18 членов ханской династии, среди которых - основатель Крымского ханства Хаджи Гирей (ум. в 1466 году), строитель памятников Салачика Менгли Гирей (1515), основатель Бахчисарая Сахиб Гирей (1550).

Восьмигранное здание мавзолея с остроконечной, покрытой черепицей крышей украшено на стыках граней резными колонками. Сильно выступающий вперед портал является декоративным центром постройки, он обрамлен орнаментом в виде сплетенных жгутов, так называемой "сельджукской цепью" (сельджукские традиции сложились в Персии, откуда их заимствовали турки-сельджуки, которые пришли из Бухары через Персию в Малую Азию и основали там государство, существовавшее в 1038-1157 гг.).

Внутри портал богато украшен резным по камню орнаментом, он поддерживает "сталактитовый" полукупол. В боковых стенах устроены ниши также со "сталактитовыми" полукупольными завершениями. Боковые плоскости портала, обращенные ко входу, полуколонны на стыке граней мавзолея покрыты сплошной резьбой с растительным орнаментом.

Над входом в дюрбе - прямоугольная плита с надписью на арабском языке: "Эту священную, покойную и красивую гробницу приказал соорудить великий хан, знаменитый хакан, повелитель мира Менгли-Гирей, сын Хаджи- Гирей хана, 907 года хиджры (1501)".

14 лет спустя в мавзолее был похоронен и сам Менгли-Г ирей.

Усыпальница — белоснежная, сияющая, с изысканными пропорциями. Резкие тени подчеркивают прихотливую резьбу, сверкают золотом священные тексты над входом. Во время раскопок крипты усыпальницы, предшествовавших реставрации, были открыты бренные останки ханов, завернутые в драгоценный шелк. После необходимых исследований их вернули на место упокоения.

«С Божьей помощью начинаем мы здесь сегодня возведение обители науки. Оно поможет нам стать более совершенными людьми в этом мире, и проложит нам дорогу в рай в ином мире. Все силы мы отдадим на служение этому делу», - произнес в 1500 году второй крымский хан Менгли Гирай, сын Хаджи Гирая в селении Салачик при закладке фундамента медресе собравшимся жителям столицы. После этого он собственноручно заложил первые камни.

Спустя время при торжественном открытии исламской школы хан держал следующую речь: «Разум делает человека существом благородным, а путь к совершенствованию разума лежит через науку, будь он хан или падишах, не может создать ничего основательного, ничего, рассчитанного на будущее, и рано или поздно постигнет его бесчестье. Я приказал повесить в дверях эту цепь, чтобы каждый, кем бы он ни был, при входе в этот священный храм науки склонял свою голову, выразив, таким образом, свое уважение к науке». Отсюда и пошло название «Зынджырлы медресе» («Медресе с цепью»). Зынджырлы медресе становится престижным университетом в Крымском ханстве. По уровню подготовки его выпускники не уступали окончившим восточные факультеты университетов. В Зынджырлы готовили служителей культа, учителей, служащих государственного аппарата.

К преподаванию в Зынджырлы медресе допускались только те преподаватели, кто «по чистой совести и чести, без пристрастия и собственной корысти, устраняя вражду и связи родства и дружбы, по качеству ума и совести оказывались способнейшими и достойнейшими, дабы не уронить в глазах общественности воспитательное и нравственное значение этого учебного заведения». В Зынджырлы преподавали первейшие улемы (богословы и законоведы). Обучение здесь было интенсивнее, чем в других медресе, что сокращало срок учебы в два раза. Сохты (учащиеся), поступающие в Зынджырлы медресе со всех концов Крымского ханства и Кавказа, также обязаны были держать себя достойно, чтобы не запятнать честь своего учебного заведения.

Со дня основания в Зынджырлы медресе были два курса обучения низкий и высокий. На низком курсе арабский язык только изучался. Высокий курс подразумевал подготовку и выпуск специалистов арабского языка. В Зынджырлы медресе принимались сохты, получившие лишь начальное образование, то есть умеющие читать и писать, и окончившие другие крымские или кавказские медресе по курсу «Алибия» и пришедшие сюда для получения высшего образования. Прием новых учащихся проходил ежегодно в октябре.

Внешняя суровость сооружения обманчива — толстые стены должны были защищать учеников и преподавателей медресе от палящего летнего солнца и пронзительных зимних ветров. А внутри И- окруженный аркадой уютный дворик, журчит фонтанчик, солнце играет на вымощенном белым камнем полу. Когда-то дворик был открыт, но сейчас его спрятали под стеклянный колпак — снег и дождь не слишком благосклонны к памятнику.

Вокруг дворика расположены большие помещения для занятий и комнаты, в которых жили «студенты». Как каждое средневековое учебное заведение, медресе было одновременно и местом занятий, и общежитием. Студенческие комнаты светлые и сравнительно просторные, каждая имеет небольшой камин, дымоход от которого выходит на крышу. Условия по тем временам просто шикарные. Общественные бани, раскопанные в Салачике, имели на то время достаточно современную систему печей и водопровода, которые обеспечивали полноценное функционирование заведения не хуже, чем в наше время. На фото видны раструбы печей, горячий воздух от которых под естественной тягой проникал глубоко под помещения бань. Был обнаружен керамический водопровод. Баня делилась на две половины: мужскую и женскую.

Слева от нас здание медресе начала 20 века, где работал Гаспринский. Справа от нас находится могила Исмаила Гаспринского. Умер Исмаил Гаспринский 11 (24) сентября 1914 года в Бахчисарае.

С именем И. Гаспринского связано основание и развитие мощного просветительского движения народов Востока, которое радикально изменило суть и структуру начального образования во многих мусульманских странах. Помимо памятника И.Гаспринскому, здесь расположено еще несколько надгробий из белого мрамора.

Мусульманское поселение появилось в 14 веке нашей эры и здесь же, рядом располагалось христианское поселение и православный монастырь.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.